Несомненно, что взгляды передовой общественности сегодня устремлены на проблемы и трудности воспитания подрастающего поколения XXlвека. Очевидно то, что на современном этапе динамично меняющегося исторического времени востребованы новые подходы к воспитанию личности ребёнка. О воспитательной компоненте рассуждают все: политики, учёные, педагоги, родители. Граждане России остро ощущают сопричастность своей судьбы с судьбой великой страны. Актуальность формирования гражданской идентичности у детей обусловлена особенностями «трансформирующегося» самосознания в условиях реформирования и появления факторов, как позитивно, так и негативно влияющих на жизнедеятельность подростков и молодёжи.
Ключевые слова:адаптивность, вариативность, воспитательная компонента, гражданская идентичность, системный подход к воспитанию, социум.
Обсуждаем Проект Стратегии развития воспитания в РФ
до 2025 года в редакции от 13 января 2015 г.
Развитие воспитательной компоненты в учреждении дополнительного образования (УДО), на мой взгляд, необходимо рассматривать с точки зрения вариативного подхода к организации образовательно-воспитательного процесса в детских творческих объединениях различных направленностей. Вариативность содержания и форм работы педагогов с детьми представляет собой одну из конкурентных преимуществ дополнительного образования, специфическими особенностями которого и до настоящего времени являются такие его характеристики, как:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
- адаптивность к возникающим изменениям в обществе.
Не случайно, в своем обращении Федеральному собранию 04.12.14 г. президент РФ В. В. Путин отметил, что «каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связи недопустимо свёртывание системы внешкольного дополнительного образования. Центры художественного, технического, музыкального творчества — это огромный ресурс гармоничного развития личности».
На современном этапе развития системы образования в РФ острой и актуальной становится «задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков» [5]. Такое утверждение мы находим в Концепции развития дополнительного образования детей.
Вариативная основа организации единства процессов обучения и воспитания школьников в КГБУ ДО «КЦИТР» может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е. Б. Евладовой) [2], интеграции общего и дополнительного образования и свойственных признаков:
- многообразие форм для удовлетворения различных видов социально-творческой деятельности детей (интегрированные занятия и мероприятия в различных вариативных формах, например: сюжетно-ролевая игра, конкурс знатоков, интерактивная игра-путешествие, совместная проектно-исследовательская деятельность, коллективное творческое дело (КТД) и др.);
- пространство взаимодействия процессов обучения и воспитания в объединениях КЦИТР осуществляется в соответствии с воспитательной подпрограммой учебно-воспитательного отдела «Растем. Развиваемся. Взрослеем» (данная подпрограмма является составной частью Программы «Творчество — путь к развитию и воспитанию личности», а также с планами воспитательной работы педагогов дополнительного образования на текущий учебный год);
- методология системно-деятельностного (компетентностного) подхода к признанию способности каждого ребенка к конструктивному раскрытию собственного потенциала на основе саморазвития в условиях активной образовательной среды [1];
- распространение инновационных форм, сочетающих в себе информационно-коммуникационные (ИКТ) и телекоммуникационные технологии, ресурсы Интернета, организацию базовых площадок (например, организация встреч с родителями обучающихся в семейном клубе «Дари добро»).
Как отмечается в Проекте Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, «приоритетная задача — это формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям ХХ1 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом этой задачи является воспитание детей». Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом РФ В. В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетаются любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
В условиях нестабильности современного общества Детство оказалось в сложном положении [14]. Оно стало очень чувствительно ко всем изменениям в социуме, болезненно реагируя на них, ставя перед взрослыми (родителями, воспитателями, педагогами) актуальные задачи, среди которых — проблема занятости подрастающего поколения в свободное от школьных занятий время. В этом смысле учреждение дополнительного образования становится для школьников одним из социальных институтов, обеспечивающих образовательно-воспитательный процесс с целью развития физически и нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала. Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на становление отдельной личности ребенка в УДО осуществляется организация различных форм мероприятий внеучебной деятельности. В этом случае каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех, в отличие от учебных занятий, где знания, умения и навыки обучающихся обусловлены дополнительными общеобразовательными (дополнительными общеразвивающими) программами.
Проект Стратегии развития воспитания в РФ как нормативно-правовой документ, на мой взгляд, в текущий период времени может определять основные направления разработки и реализации программ, планов мероприятий по всестороннему воспитанию детей и молодежи в нашей стране. Вследствие этого, планов и программ воспитательной работы, проводимой педагогами в учреждениях дополнительного образования Алтайского края, в том числе КЦИТР.
Сопоставляя направления воспитательной работы в КЦИТР согласно системе воспитания в Алтайском крае за определённый предшествующий период (Приложение), можно подчеркнуть их аналогичность в формулировках, изложенных как в Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, так и в Проекте Стратегии развития воспитания в РФ. Одним словом, попробуем рассмотреть системный подход к моделированию основных направлений воспитания в ключевых понятиях согласно таблице:
* В Алтайском крае проекты нормативных правовых актов по вопросам обучения и воспитания будут проходить педагогическую экспертизу согласно Постановлению № 7 от 21 января 2015 года об утверждении Положения об организации проведения педагогической экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края и их проектов, касающихся вопросов обучения и воспитания.
Для иллюстрации примера из опыта создания и конструирования модели воспитательной работы в учреждении дополнительного образования можно проанализировать таблицу «Реализация основных направлений воспитания в КЦИТР (на период 2008–2010 годов)» в Приложении к данной статье. На мой взгляд, приоритеты, основанные прежде всего на общечеловеческих (духовно-нравственных) ценностях, принципах гуманизма фундаментально остаются и должны оставаться незыблемыми вопреки сменам исторических эпох, динамике изменений социально-экономической ситуации в стране, технологическому процессу, развитию науки во всём мире и т. п.
Безусловно, обновление воспитательного процесса в объединениях КЦИТР, использование педагогами новых вариативных форм работы, актуальных на современном этапе развития образования, осуществляется в соответствии с его нормативно-правовой базой, а также в оптимальном сочетании отечественных традиций, передового педагогического опыта, научных достижений, предусматривающих социокультурологический, системно-деятельностный подходы к воспитанию и развитию подрастающего поколения.
Организованная досуговая деятельность в УДО — это не отдых в свободное от учебы время, а целенаправленный процесс воспитания и образования детей в привлекательных для них формах, находящихся за рамками обязательного школьного обучения. Актуальность проблемы привлечения школьников к активной организованной досуговой деятельности заключается в том, что пока взрослые пытаются разобраться в политике и экономике, в стране растет и взрослеет целое поколение юных граждан новой России, для которых, к сожалению, нет четких нравственных ориентиров, светлых идеалов. Подтверждение тому: распространенная среди подростков наркомания, молодеющая преступность, агрессивность, жестокость, низкий интеллект, общая деградация. Юное поколение остро нуждается в самостоятельной активной деятельности, связанной с проверкой или демонстрацией знаний, умений и навыков, развитием личностных качеств. Это потребность абсолютно естественна и объективна, а активная досуговая деятельность в школьном возрасте — самое результативное средство развития личности. Без участия и внимания творческого потенциала педагога детская досуговая активность может проявляться в негативных для окружающих людей формах и содействовать становлению нездоровой психики будущего взрослого человека. Кроме того, правильно организованная досугово-воспитательная деятельность содействует формированию не только здоровых психофизиологических качеств и интеллекта, но и воспитывает трудолюбие, как естественную потребность реализации знаний и умений, развития компетенций, а значит, содействует нравственному воспитанию личности.
Систематический поиск вариативных форм работы педагогов с обучающимися творческих объединений КЦИТР способствует внедрению в систему воспитания качественных изменений«направленных на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей как: духовно-нравственные ценности, ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии» [9].
Расширение вариативности форм в организации воспитательных мероприятий КЦИТР нацелено на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка, с учетом его потребностей и способностей. Выбор форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности реализуется на основе использования кадрового потенциала и материально-технических ресурсов учреждения дополнительного образования.
Обновление методологии системы воспитания не предполагает отказ от лучших отечественных и зарубежных традиций, а определяет их преемственность, передачу от поколения к поколению на фоне динамично меняющейся общественно-исторической формации. Духовно-нравственные ценности, вера в добро, в позитивное начало и отношение к жизни, несомненно, остаются главными приоритетами для большинства людей, граждан современной России, в том числе и педагогов учреждения дополнительного образования.
В связи с этим, в системе воспитательной работы педагогов КЦИТР согласно нормативно-правовой базе, Проекту стратегии развития воспитания в РФ ведущими остаются следующие направления:
- гражданское и патриотическое воспитание
Цели:
- формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным, социокультурным ценностям, к национальному культурному, историческому наследию, стремления к его сохранению и развитию;
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
- формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять негативным социальным явлениям (экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости и другим).
В КЦИТР по данному направлению воспитательной работы организуются и проводятся педагогами мероприятия, посвященные ярким историческим событиям и традициям России, Алтайского края. Так, например:
День города
- виртуальная экскурсия «Край родной»
- интеллектуальный марафон «Мой город — мой дом»
- конкурс-проект «Город в будущем»
День народного единства
- игра-викторина «Путешествие по стране «Геральдика» (4 ноября — День народного единства)
- беседа-диспут «Россия для меня это…»
День ракетных войск и артиллерии (19 ноября)
- конкурс поделок «Огневая мощь России»
День Конституции (12 декабря)
- конкурс знатоков «Юные патриоты»
День воинской славы и памятные даты России:
- час размышления «День Неизвестного солдата» (3 декабря)
- час мужества «День героев Отечества» (9 декабря)
День полного снятия блокады Ленинграда (27 января)
- музыкально-поэтическая гостиная «Свеча памяти»
- видеопрезентация «Великий подвиг на Волге»
(2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1942–1943 гг.)
День защитника Отечества (23 февраля)
- спортивно-игровой турнир «Жить — Родине служить!»
- спортивная эстафета «На страже Родины»
- час мужества «Я служу России!»
- КВН «История возникновения Российской Армии»
День Победы (9 мая)
- мероприятие-кинохроника «Легенды Великой битвы»
- литературно-музыкальная инсценировка «И помнит мир спасенный»
- мероприятие-реквием «Помните! Через века, через года — помните!»
В 2015 году планируется Цикл мероприятий, посвященных 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941–1945):
- конкурс добрых дел «Мы наследники Победы»
- спортивно-игровой турнир на свежем воздухе «Салют Великой Победе!»
- музыкально-литературный видеосалон «Солдаты Победы» (к 70-летию произведения А. Т. Твардовского «Василий Тёркин», 1945 г.)
- тематические конкурсы плакатов, выпускных газет;
- интерактивный конкурс творческих работ к 70-летию Великой Победы «Поклонимся великим тем годам!»
День космонавтики (12 апреля)
- интерактивная игра-путешествие «Планетарий» с элементами анимации и мультипликации;
- беседа в диалогах ''Космический тур''
- духовно-нравственное развитие
Цели:
- воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;
- развитие в детской среде ответственности и жизненного выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности.
В КЦИТР по данному направлению воспитательной работы организуются и проводятся педагогами мероприятия в различных вариативных формах на темы этики, морали, культуры поведения и речи.
Так, например:
Международный день пожилых людей (1 октября)
- цикл бесед «Что такое хорошо и что такое плохо» о долге, чести, справедливости, дружбе, любви, милосердии, нормах поведения в коллективе, общественных местах, о добре и зле.
- уроки этики «Поговорим о совести»
- видеоролик-репортаж «Школа вежливости»
- брейн-ринг «Азбука вежливости»
Всемирный день ребенка (20 ноября) и ДеньМатери (последнее воскресенье ноября)
- музыкально-поэтическая гостиная «Прекрасен мир ребенка любовью материнской!»
Организация воспитательных часов по правилам этикета, правилам поведения в общественных местах
- театр-экспромт «Нестандартные ситуации»
- тест-викторина «Кодекс чести»
- приобщение детей к культурному наследию
Цели:
- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- приобщение детей к классическим и современным отечественным, а также мировым произведениям искусства и литературы;
- популяризация традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.
В КЦИТР по данному направлению воспитательной работы организуются и проводятся педагогами мероприятия в различных вариативных формах. Так, например:
- утренник «Весенний праздник приносит радость!»
- игра-калейдоскоп «Веселый листопад»
- предновогодний эрудицион «В лесу родилась елочка»
- игры на свежем воздухе «Новогодние забавы»
- развлекательная программа «Новогодняя сказка»
- конкурсы-практикумы «Веселое Новогодье в мастерской Деда Мороза»
- развлекательно-познавательные программы о развитии и взаимодействии национальных культур, народных традиций:
- сюжетно-ролевая игра «По мотивам сказок»
- эрудит-шоу «Татьянин день»
- мастер-классы и творческие мастерские по рукоделию «Есть терпение — будет и умение!»
- спортивно-фольклорный праздник «Масленица»
- дидактическая игра-викторина «Православные традиции»
Международный женский день 8 Марта
- арт-игра «Мисс Весна»
- конкурсные программы «Дочки-матери», «Весеннее пробуждение»
- оформление праздничных газет
- физическое развитие и культура здоровья
Цели:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- создание условий для занятий физической культурой, для развивающего отдыха и оздоровления детей;
- привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;
- формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости.
В КЦИТР по данному направлению воспитательной работы организуются и проводятся педагогами мероприятия в различных вариативных формах. Так, например:
- беседа-презентация «Некоторые секреты красоты и очарования»
- профилактическая беседа-тест «Здоровое питание»
- игра «Путешествие по стране «Здоровье»
- занятие-практикум «Красивая осанка — здоровый позвоночник»
- игротека «Пропаганда здорового образа жизни»
- тест-викторина «Гигиена питания»
- проведение цикла бесед, встреч со специалистами по профилактике курения, алкоголизма, наркомании «Родительский урок»:
· КТД «Мы выбираем жизнь!» (конкурс плакатов, творческих работ)
· спортивно-игровые конкурсы «Сильные, ловкие, умелые»
· игры, упражнения на снятие психофизиологической напряженности в ходе учебных занятий
· разговор по душам «Быть здоровыми хотим?»
· видеолекторий по профилактике зависимостей «ХХI век — без наркотиков!»
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Цели:
- воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям;
- формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
- развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысления выбора профессии.
В КЦИТР по данному направлению воспитательной работы организуются и проводятся педагогами мероприятия в различных вариативных формах. Так, например:
- День открытых дверей (ознакомительные экскурсии, организационные собрания, собеседования) — «Информсервис», «Колесо обозрения», «Здравствуй, Центр!»
- игра-калейдоскоп «Трудовое лето»
- проведение цикла профилактических бесед, мероприятий для обучающихся по ознакомлению их с законодательством РФ, формированию у них позитивного правосознания, предупреждению правонарушений;
- правовой турнир «Детективлэндия»
- занятия-тренинги «Внимание, подросток!»
- беседы-иллюстрации:
· «21 января — День инженерных войск»
· «29 марта — День работников геодезии и картографии»
- игра-коллаж «Ярмарка профессий»
- музыкально-поэтическая композиция (радиогазета) к Дню учителя «Макаренко наших дней»
- беседа-презентация «8 февраля — день российской науки»
- воспитательные часы по профориентации «Профессий много — я один!»
- игра-калейдоскоп «Выбирай профессию!»
- час любознательных «Открытия российской науки»
- Экологическое воспитание
Цели:
- становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
- формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
В КЦИТР по данному направлению воспитательной работы организуются и проводятся педагогами мероприятия в различных вариативных формах. Так, например:
- творческая мастерская «Новогоднее убранство»
- беседа-конференция «Законы окружающей среды»
- интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»
- игра-защита «Школа безопасности»
- игра-путешествие «Вокруг Вселенной»
- экологический час «Береги родную природу»
· Воспитание семейных ценностей, работа с родителями (заседания семейного клуба «Дари добро»)
Решение о создании семейного клуба при краевом центре информационно-технической работы принято на родительском собрании в октябре 2003 года.
Основными целями данного направления воспитательной работы являются:
- создание условий для психолого-педагогического просвещения родителей, семейного досуга;
- взаимодействия педагогов с родителями в интересах самореализации школьников в учреждении дополнительного образования детей;
- формирование мотивации к обучению каждого отдельного ребенка посредством согласования действий педагогов и родителей;
- подготовка к семейной жизни, воспитание уважения к семье.
Сотрудничество родителей и педагогов способствует решению задач клуба, среди которых:
- изучать возрастные и индивидуальные особенности детей для развития их познавательных интересов к окружающему миру, предметной деятельности;
- создавать условия для развития мировоззрения, навыков творческого дела, успешного вхождения детей в социум;
- воспитывать духовно-нравственные ориентиры и формировать социально ценные отношения, переживания обучающихся, родителей в семье;
- распространять опыт успешного семейного воспитания, его неиспользованных резервов.
Согласно положению и календарному плану работы семейного клуба регулярно проводятся тематические мероприятия с привлечением к участию в них родителей, обучающихся центра, а также специалистов в области современной педагогики и психологии. Например: музыкально-поэтические композиции, концертные программы ко Дню матери, Международному дню Семьи — 15 мая, вечера отдыха «Семейные посиделки», профилактическая беседа «Здоровая семья», интерактивная лекция «Семейная копилка», игры «Семейная круговерть», «Дом счастья», юбилейные встречи, театр-экспромт «Сказка на новый лад», праздник «Новогодний огонёк», творческие отчеты-выставки «Души прекрасные порывы», а также:
- консультации родителей по интересующим их вопросам «Проблемы, которые нас волнуют» (встречи с интересными людьми)
- индивидуальные беседы с родителями
- дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что кроется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»
- организация чествования родителей за успехи в воспитании детей и активную помощь центру «Дети — наше будущее», «Родители в детях продолжаются!»
- круглый стол «Креативный родитель: решение проблемных ситуаций»
- мастер-классы по рукоделию «Подарки для близких людей»
- творческий отчет-выставка «Радуга» в семейном клубе «Дари добро»
- лекторий для родителей «Дети как отражение семьи».
Важно отметить, что среди участников в работе клуба присутствуют дети из семей разного социального положения: неполные, малообеспеченные, неблагополучные, многодетные, опекунские. С этой точки зрения организация мероприятий в форме разнообразных (вариативных) программ убеждает в правильности и эффективности направления воспитательной работы — семейное воспитание. За время работы клуба удается добиваться взаимопонимания с родителями по вопросам воспитания подрастающего поколения, что способствует улучшению микросреды развития каждого ребенка, его самореализации в условиях учреждения дополнительного образования.
Вследствие совместных усилий педагогов и родителей дети, занимающиеся в творческих объединениях КГБУ ДО «КЦИТР», становятся призерами итоговых, организационно-воспитательных мероприятий, краевых, региональных, всероссийских конкурсов, выставок, пользуются уважением у сверстников и педагогов.
В анализе анкетирования по проблемам семейного воспитания, в отслеживании рейтинга заседаний семейного клуба, в тетради отзывов и предложений о перспективах работы можно отметить только положительные результаты. За последние 3–4 года наблюдается стабильный показатель посещения родителями мероприятий в семейном клубе по количеству — от 20 человек, по качеству (присутствие более, чем на двух заседаниях — до 10 человек). В этом смысле показателен тот факт, что регулярность посещения детьми учебных занятий и организационно-массовых (воспитательных) мероприятий в КЦИТР среди детей младшего школьного возраста составляет более 80 %.
В творческом потенциале педагогов всегда присутствует самоанализ, постоянный самоконтроль, способность изменить позицию и оценку/самооценку. Руководители творческих объединений и педагог-организатор выбирают в соответствующих условиях современной жизни те методы, формы и средства воспитания, организации культурно-массовых мероприятий, которые бы позволили формировать и развивать необходимые знания, умения и навыки, реализовать творческие способности ребенка, воспитывать в нем Человека. Постоянный анализ результативности обусловливает выбор из возможных методов те, которые могут оказаться наиболее эффективными в данной ситуации, при складывающейся в стране социально-экономической обстановке. Главное — создать условия для хорошего настроения и самочувствия у детей!
По состоянию на 2014/ 2015 учебный год контингент обучающихся составил 590 человек. В одновозрастных и разновозрастных группах творческих объединений по интересам занимаются дети от 7 до 18 лет.
В КГБУ ДО «КЦИТР» представлены четыре направленности [8]:
- техническая
- художественная
- естественнонаучная
- социально-педагогическая
Единство процессов воспитания и обучения способствует формированию и развитию у школьников социальных компетенций, самореализации в условиях учреждения дополнительного образования. Организация образовательно-воспитательной деятельности педагогически целесообразно сочетает передовые традиции и инновационные подходы к жизнедеятельности педагогов и обучающихся, например:
- реализация дополнительных общеобразовательных (дополнительных общеразвивающих) программ с применением 3-D технологий, цифрового прототипирования, робототехники и реализация основных направлений воспитательной работы с использованием ресурсов Интернета, дистанционных технологий.
Таким образом, результативность воспитательной работы, проводимой педагогами с детьми в целом, можно рассматривать в дух аспектах [12]:
1) критерии факта
- упорядоченность жизнедеятельности детских творческих объединений, соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы условиям данного учреждения дополнительного образования, педагогическая целесообразность, согласованность планов и действий, а также рациональное размещение во времени и пространстве всех воспитательных воздействий на детей, соблюдение ими норм и правил совместного общения, сосредоточение педагогических усилий в организационные формы;
2) критерии качества
- степень приближенности системы к поставленным целям, реализация системного подхода к построению воспитательной работы, социальная защищенность ребенка, комфорт в учреждении, воспитанность обучающихся.
За период моей работы в КЦИТР (2001–2015 годы) детей, употребляющих психоактивные вещества и наркотики, состоящих в комиссиях по делам несовершеннолетних, не выявлено. Это можно считать результатом совместных усилий всего педагогического коллектива и родителей, а также эффективностью выбранных форм, методов обучения и воспитания подростков. Среди проблем и трудностей в практике работы педагогов с детьми необходимо выделить следующие:
- психологические (проблема Детства в условиях нестабильности современного общества; большая часть населения в состоянии социальной депрессии, низкого материального положения, отсутствия постоянного дохода к жизнеобеспечению семьи. Так, например: основной контингент по зачислению в объединения КЦИТР — (жители пос. Кирова Центрального района г. Барнаула) учащиеся МБОУ «СОШ № 24» — 219 человек (в 2014/2015 учебном году), что составляет 37 % от общего количества обучающихся КЦИТР — 590 человек)
- дидактические (актуальная потребность улучшения материально-технической базы для организации культурно-массовых, воспитательных мероприятий, особенно для проведения мероприятий с детьми среднего и старшего школьного возрастов, например: наличие современных технических средств для внедрения онлайн-технологий (запуск видеороликов в дидактических целях), заключение договоренности о платной форме приглашения устроителей досуговых праздников, дискотек, театрализованных представлений и т. п.).
Выбор педагогами различных форм организации мероприятий и, в целом, реализации планов и программ воспитательной работы осуществляется с учетом возвратных особенностей и индивидуальных различий детей в конкретной учебной группе творческого объединения. В соответствии с принципом единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме устанавливается договоренность с родителями о согласованных действиях в вопросах обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
В связи с тем, что образовательно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования организуется в сфере свободного времени школьника, выбора им вида деятельности, педагога, коллектива сверстников и участие ребенка в этом процессе происходит добровольно, то, как следствие этому, постоянно варьируются и формы работы, а значит, не иссякает педагогический поиск интересных идей, форм их воплощения в позитивной практике заботы о юных граждан нашей страны — главной, пожалуй, воспитательной компоненты в современной педагогике.
Приложение
Реализация основных направлений воспитания
(на период 2008–2010 годов) КЦИТР*
|
Направления работы |
Цели воспитания |
Задачи воспитания |
Содержание и основные формы воспитательной деятельности |
Воспитательные, культурно-массовые, досуговые мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие |
Формирование у детей, подростков и молодежи целостной и научно-обоснованной картины мира, приобщение их к общечеловеческим, национальным ценностям, культурному наследию, воспитание потребности в духовном обогащении. |
Удовлетворение многообразных культурно-образовательных потребностей детей в развитии способностей, талантов и дарований — до развития высоких духовных потребностей на основе добровольного выбора; усиление мотивации к познанию, творчеству, нравственному, духовному самоопределению и самопроявлению развивающейся личности, ее социализации. |
Организация досуговой деятельности детей, подростков и молодежи с целью духовно-нравственного воспитания, интеллектуального развития, сокращение девиантного пространства поведения подростков. |
Беседа «Ты и твои друзья»
Праздник «День учителя»
Викторина «Своя игра»
Конкурсная программа «Татьянин день»
Беседа «Поговорим о совести» |
Декабрь 2008 г.
Октябрь 2008 -2010 годы Ноябрь 2009 г.
Январь 2008 г.
Апрель 2009 г. |
Педагоги
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагоги
|
2. |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Воспитание гражданина и патриота России, своего края, малой Родины; формирование у подрастающего поколения национального самосознания, чувства долга, ответственности за судьбу Родины; воспитание правового сознания, уважения к нормам коллективной жизни и правам человека. |
Воспитание патриота страны, осознание себя как члена общества, народа, представителя страны. Формирование гражданственности, ответственности за соблюдение законов страны и пользование правами, предъявляемыми Конституцией. Привитие интереса к истории своей страны, края, жизни народа. Освоение национальной культуры в общем контексте мировой культуры. |
Организация и активизация деятельности краеведческих музеев по истории края, города. Изучение культурного наследия Алтая. Нравственное воспитание на основе русских традиций. |
Беседа «Россия — все, чем я живу»
Конкурсная программа к Дню защитника Отечества.
Конкурсная программа к 8 Марта.
Правовой турнир «Хочу все знать!» Игротека «Пройди испытания».
Музыкально-поэтическая композиция к Дню Победы.
Беседа «В дружбе — сила!» |
Октябрь 2009 г.
Февраль 2008–2010 годы.
Март 2008–2010 годы
Январь 2009 год. Январь 2010 год.
Май 2008–2010 годы
Май 2008 год. |
Педагоги
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагоги.
|
3. |
Профессионально-трудовое воспитание |
Воспитание трудолюбия, потребности в труде, формирование способности к социальному деятельностному и культурному самоопределению на основе выбора трудовой деятельности. |
Создание условий для удовлетворения многообразных потребностей детей и подростков в различных видах трудовой деятельности, развитие талантов, способностей на основе добровольного выбора, индивидуальных возможностей каждого ребенка, усиление мотивации к познанию и творчеству, нравственного, профессионального самоопределения и самоопределения развивающейся личности, ее социализации. |
Совершенствование и дальнейшее развитие спортивно-технических и декоративно-прикладных объединений, допрофессиональная подготовка обучающихся. |
День открытых дверей; Встречи, собеседования обучающихся со специалистами центра.
Анкетирование обучающихся.
Экскурсии на краевые выставки технического и декоративно-прикладного творчества, на производство, профессиональные училища № 19, № 23; организация в АКЦИТР выставок работ обучающихся. Посещение центра профориентации молодежи. Беседа «О профессиях». |
Сентябрь, октябрь 2008–2010 годы.
Октябрь 2008–2010 годы В течение учебного года 2008–2010 годы
2008 год. |
Методисты, педагоги.
Методисты.
Методисты, педагоги.
Методисты.
Педагоги. |
4. |
Художественно-эстетическое воспитание |
Воспитание человека высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, взглядов развивающейся личности |
Поддержка и развитие творческих художественно-эстетических способностей детей, подростков, их талантов и дарований; установление взаимодействия и взаимопроникновения культур |
Реализация проектов художественно-эстетического направления, программ по декоративно-прикладному творчеству. |
Оформление выпускных газет к мероприятиям учебного года.
Оформление выставки работ обучающихся АКЦИТР.
Новогодний конкурс.
Юморина.
Беседа «Каким видят тебя окружающие?» |
Сентябрь-май, 2008–2010 годы
Август-сентябрь 2008–2010 годы
2008–2010 годы. Апрель 2008–2010 годы Октябрь 2009 год. |
Педагог-организатор, руководители объединений
Зав.лабораториями, методисты, педагоги.
Педагог-организатор. Педагог-организатор
Педагоги..
|
5. |
Эколого-валеологическое воспитание. |
Воспитание человека — гражданина, любящего природу своего края, России; формирование экологической грамотности у детей, воспитание потребности в здоровье и здоровом образе жизни, бережного отношения к природе. |
Формирование экологической нравственности, морали, культуры; пропаганда экологических знаний и формирование общественного мнения о необходимости защиты природы; содействие психическому, психофизическому и личностному развитию ребенка посредством создания благоприятных условий. |
Практическая деятельность обучающихся по сохранению окружающей среды, по рациональному использованию природных ресурсов. Организация всей воспитательной деятельности, направленной на охрану, укрепление и формирование здоровья детей. Знакомство с правилами гигиены, организация работы по профилактике заболеваний разного типа. |
Конкурсная программа «Здоровье»
Экологическая игра.
Рекламный конкурс «День знаний» Заседания клуба «Семья».
Беседа «Наркомания — страшное зло». |
Ноябрь 2010 г.
Ноябрь 2008 г. Сентябрь 2008–2010 г. Октябрь, май 2008–2010 г. Март 2008 г. |
Педагог-организатор.
Педагог-организатор. Методисты, педагоги. Методисты, педагоги.
Педагоги.
|
6. |
Семейное воспитание.
работа с семьями; изучение социальной среды обучающихся АКЦИТР. |
Подготовка к семейной жизни, воспитание уважения к семье, будущего семьянина- родителя. Включение семьи в решение проблем воспитания. Укрепление взаимодействия семьи и УДО, оказание помощи семье в решении проблемы воспитания детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей. |
Воспитание у детей чувства чести рода, ответственности за фамилию, осознание истории семьи как части истории народа, забота о продолжении рода, сохранении и умножении добрых традиций. Формирование педагогической культуры семьи. |
Организация клуба «Семья». Проведение заседаний, бесед, лекций, факультативов в психологии семейных взаимоотношений, проведение викторин, конкурсов, ролевых игр и др.) |
Беседа «День Матери».
Лекция-беседа «Ребенок в доме: знакомый незнакомец».
Творческая мастерская.
Конкурс-практикум «А что умеете вы?» Демонстрация моделей женской одежды.
Беседа «Старики в доме». Вечер-встреча «Твоя семья — твоя судьба».
Беседа «Семейные традиции и торжества».
Чествование многодетных семей «Одной семьи мы поколения».
|
Ноябрь 2008–2010 г.
Декабрь 2009 г
Май 2008–2010 г.
Декабрь 2008–2010 г.
Май 2008 г.
Май 2010 г.
Ноябрь 2009 г.
Ноябрь 2010 г.
Декабрь 2010 г. |
Методист, педагоги.
Методист, педагоги.
Методист, педагоги.
Методист, педагоги.
Методист, педагоги.
Методист, педагоги. Методист, педагоги.
Методист, педагоги.
Методист, педагоги.
|
* в аббревиатуру КЦИТРпериодически вносились изменения
Литература:
1. Воспитательная подпрограмма «Растём. Развиваемся. Взрослеем» //Программа «Творчество — путь к развитию и воспитанию личности» на 2014–2016 гг. КГБУ ДО «КЦИТР», УВО — Барнаул, 2013 г.
2. Евладова Е. Б. Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей: практикум. — Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011 г.
3. Золотарева А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процессе реализации ФГОС общего образования//Внешкольник, № 3, 2011 г.
4. Интегрированная образовательная программа КГБУ ДО «КЦИТР» на 2015–2019 годы. — Барнаул, 2015 г.
5. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.сентября 2014 г. № 1726-р
6. Найн А. Я. Инновации в образовании. — Челябинск, 2005 г.
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «О направлении Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Проект Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года в редакции от 13 января 2015 г.
10. Рябова Л. А. КГБОУ ДОД «КЦИТР» и социальные проблемы обучающихся //Профессиональный информационно-методический журнал «Школьная библиотека», № 8, 2013 г.
11. Рябова Л. А. «Вариативные формы организации воспитательных мероприятий в КГБУ ДО «КЦИТР»» (методические рекомендации в помощь организаторам базовых площадок культурно-массовой работы) — Барнаул, 2015 г.
12. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М., 2003 г.
13. Степанов Е. Н. Планирование воспитательного процесса как функция педагогического менеджмента //Журнал «Классный руководитель», № 3. — М., 2011 г.
14. Фельдштейн Д. Феномен Детства и его место в развитии современного общества //Журнал «Воспит. школьников», № 4. — М., 2005 г.