Развитие воспитательной компоненты в творческих объединениях КГБУ ДО «КЦИТР»
Автор: Рябова Лилия Анатольевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 03.04.2015
Статья просмотрена: 1132 раза
Библиографическое описание:
Рябова, Л. А. Развитие воспитательной компоненты в творческих объединениях КГБУ ДО «КЦИТР» / Л. А. Рябова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 197-209. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7779/ (дата обращения: 23.11.2024).
Несомненно, что взгляды передовой общественности сегодня устремлены на проблемы и трудности воспитания подрастающего поколения XXlвека. Очевидно то, что на современном этапе динамично меняющегося исторического времени востребованы новые подходы к воспитанию личности ребёнка. О воспитательной компоненте рассуждают все: политики, учёные, педагоги, родители. Граждане России остро ощущают сопричастность своей судьбы с судьбой великой страны. Актуальность формирования гражданской идентичности у детей обусловлена особенностями «трансформирующегося» самосознания в условиях реформирования и появления факторов, как позитивно, так и негативно влияющих на жизнедеятельность подростков и молодёжи.
Ключевые слова:адаптивность, вариативность, воспитательная компонента, гражданская идентичность, системный подход к воспитанию, социум.
Обсуждаем Проект Стратегии развития воспитания в РФ
до 2025 года в редакции от 13 января 2015 г.
Развитие воспитательной компоненты в учреждении дополнительного образования (УДО), на мой взгляд, необходимо рассматривать с точки зрения вариативного подхода к организации образовательно-воспитательного процесса в детских творческих объединениях различных направленностей. Вариативность содержания и форм работы педагогов с детьми представляет собой одну из конкурентных преимуществ дополнительного образования, специфическими особенностями которого и до настоящего времени являются такие его характеристики, как:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
- адаптивность к возникающим изменениям в обществе.
Не случайно, в своем обращении Федеральному собранию 04.12.14 г. президент РФ В. В. Путин отметил, что «каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связи недопустимо свёртывание системы внешкольного дополнительного образования. Центры художественного, технического, музыкального творчества — это огромный ресурс гармоничного развития личности».
На современном этапе развития системы образования в РФ острой и актуальной становится «задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков» [5]. Такое утверждение мы находим в Концепции развития дополнительного образования детей.
Вариативная основа организации единства процессов обучения и воспитания школьников в КГБУ ДО «КЦИТР» может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е. Б. Евладовой) [2], интеграции общего и дополнительного образования и свойственных признаков:
- многообразие форм для удовлетворения различных видов социально-творческой деятельности детей (интегрированные занятия и мероприятия в различных вариативных формах, например: сюжетно-ролевая игра, конкурс знатоков, интерактивная игра-путешествие, совместная проектно-исследовательская деятельность, коллективное творческое дело (КТД) и др.);
- пространство взаимодействия процессов обучения и воспитания в объединениях КЦИТР осуществляется в соответствии с воспитательной подпрограммой учебно-воспитательного отдела «Растем. Развиваемся. Взрослеем» (данная подпрограмма является составной частью Программы «Творчество — путь к развитию и воспитанию личности», а также с планами воспитательной работы педагогов дополнительного образования на текущий учебный год);
- методология системно-деятельностного (компетентностного) подхода к признанию способности каждого ребенка к конструктивному раскрытию собственного потенциала на основе саморазвития в условиях активной образовательной среды [1];
- распространение инновационных форм, сочетающих в себе информационно-коммуникационные (ИКТ) и телекоммуникационные технологии, ресурсы Интернета, организацию базовых площадок (например, организация встреч с родителями обучающихся в семейном клубе «Дари добро»).
Как отмечается в Проекте Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, «приоритетная задача — это формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям ХХ1 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом этой задачи является воспитание детей». Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом РФ В. В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетаются любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
В условиях нестабильности современного общества Детство оказалось в сложном положении [14]. Оно стало очень чувствительно ко всем изменениям в социуме, болезненно реагируя на них, ставя перед взрослыми (родителями, воспитателями, педагогами) актуальные задачи, среди которых — проблема занятости подрастающего поколения в свободное от школьных занятий время. В этом смысле учреждение дополнительного образования становится для школьников одним из социальных институтов, обеспечивающих образовательно-воспитательный процесс с целью развития физически и нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала. Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на становление отдельной личности ребенка в УДО осуществляется организация различных форм мероприятий внеучебной деятельности. В этом случае каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех, в отличие от учебных занятий, где знания, умения и навыки обучающихся обусловлены дополнительными общеобразовательными (дополнительными общеразвивающими) программами.
Проект Стратегии развития воспитания в РФ как нормативно-правовой документ, на мой взгляд, в текущий период времени может определять основные направления разработки и реализации программ, планов мероприятий по всестороннему воспитанию детей и молодежи в нашей стране. Вследствие этого, планов и программ воспитательной работы, проводимой педагогами в учреждениях дополнительного образования Алтайского края, в том числе КЦИТР.
Сопоставляя направления воспитательной работы в КЦИТР согласно системе воспитания в Алтайском крае за определённый предшествующий период (Приложение), можно подчеркнуть их аналогичность в формулировках, изложенных как в Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, так и в Проекте Стратегии развития воспитания в РФ. Одним словом, попробуем рассмотреть системный подход к моделированию основных направлений воспитания в ключевых понятиях согласно таблице:
* В Алтайском крае проекты нормативных правовых актов по вопросам обучения и воспитания будут проходить педагогическую экспертизу согласно Постановлению № 7 от 21 января 2015 года об утверждении Положения об организации проведения педагогической экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края и их проектов, касающихся вопросов обучения и воспитания.
Для иллюстрации примера из опыта создания и конструирования модели воспитательной работы в учреждении дополнительного образования можно проанализировать таблицу «Реализация основных направлений воспитания в КЦИТР (на период 2008–2010 годов)» в Приложении к данной статье. На мой взгляд, приоритеты, основанные прежде всего на общечеловеческих (духовно-нравственных) ценностях, принципах гуманизма фундаментально остаются и должны оставаться незыблемыми вопреки сменам исторических эпох, динамике изменений социально-экономической ситуации в стране, технологическому процессу, развитию науки во всём мире и т. п.
Безусловно, обновление воспитательного процесса в объединениях КЦИТР, использование педагогами новых вариативных форм работы, актуальных на современном этапе развития образования, осуществляется в соответствии с его нормативно-правовой базой, а также в оптимальном сочетании отечественных традиций, передового педагогического опыта, научных достижений, предусматривающих социокультурологический, системно-деятельностный подходы к воспитанию и развитию подрастающего поколения.
Организованная досуговая деятельность в УДО — это не отдых в свободное от учебы время, а целенаправленный процесс воспитания и образования детей в привлекательных для них формах, находящихся за рамками обязательного школьного обучения. Актуальность проблемы привлечения школьников к активной организованной досуговой деятельности заключается в том, что пока взрослые пытаются разобраться в политике и экономике, в стране растет и взрослеет целое поколение юных граждан новой России, для которых, к сожалению, нет четких нравственных ориентиров, светлых идеалов. Подтверждение тому: распространенная среди подростков наркомания, молодеющая преступность, агрессивность, жестокость, низкий интеллект, общая деградация. Юное поколение остро нуждается в самостоятельной активной деятельности, связанной с проверкой или демонстрацией знаний, умений и навыков, развитием личностных качеств. Это потребность абсолютно естественна и объективна, а активная досуговая деятельность в школьном возрасте — самое результативное средство развития личности. Без участия и внимания творческого потенциала педагога детская досуговая активность может проявляться в негативных для окружающих людей формах и содействовать становлению нездоровой психики будущего взрослого человека. Кроме того, правильно организованная досугово-воспитательная деятельность содействует формированию не только здоровых психофизиологических качеств и интеллекта, но и воспитывает трудолюбие, как естественную потребность реализации знаний и умений, развития компетенций, а значит, содействует нравственному воспитанию личности.
Систематический поиск вариативных форм работы педагогов с обучающимися творческих объединений КЦИТР способствует внедрению в систему воспитания качественных изменений«направленных на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей как: духовно-нравственные ценности, ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии» [9].
Расширение вариативности форм в организации воспитательных мероприятий КЦИТР нацелено на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка, с учетом его потребностей и способностей. Выбор форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности реализуется на основе использования кадрового потенциала и материально-технических ресурсов учреждения дополнительного образования.
Обновление методологии системы воспитания не предполагает отказ от лучших отечественных и зарубежных традиций, а определяет их преемственность, передачу от поколения к поколению на фоне динамично меняющейся общественно-исторической формации. Духовно-нравственные ценности, вера в добро, в позитивное начало и отношение к жизни, несомненно, остаются главными приоритетами для большинства людей, граждан современной России, в том числе и педагогов учреждения дополнительного образования.
В связи с этим, в системе воспитательной работы педагогов КЦИТР согласно нормативно-правовой базе, Проекту стратегии развития воспитания в РФ ведущими остаются следующие направления:
- гражданское и патриотическое воспитание
Цели:
- формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным, социокультурным ценностям, к национальному культурному, историческому наследию, стремления к его сохранению и развитию;
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
- формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять негативным социальным явлениям (экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости и другим).
В КЦИТР по данному направлению воспитательной работы организуются и проводятся педагогами мероприятия, посвященные ярким историческим событиям и традициям России, Алтайского края. Так, например:
День города
- виртуальная экскурсия «Край родной»
- интеллектуальный марафон «Мой город — мой дом»
- конкурс-проект «Город в будущем»
День народного единства
- игра-викторина «Путешествие по стране «Геральдика» (4 ноября — День народного единства)
- беседа-диспут «Россия для меня это…»
День ракетных войск и артиллерии (19 ноября)
- конкурс поделок «Огневая мощь России»
День Конституции (12 декабря)
- конкурс знатоков «Юные патриоты»
День воинской славы и памятные даты России:
- час размышления «День Неизвестного солдата» (3 декабря)
- час мужества «День героев Отечества» (9 декабря)
День полного снятия блокады Ленинграда (27 января)
- музыкально-поэтическая гостиная «Свеча памяти»
- видеопрезентация «Великий подвиг на Волге»
(2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1942–1943 гг.)
День защитника Отечества (23 февраля)
- спортивно-игровой турнир «Жить — Родине служить!»
- спортивная эстафета «На страже Родины»
- час мужества «Я служу России!»
- КВН «История возникновения Российской Армии»
День Победы (9 мая)
- мероприятие-кинохроника «Легенды Великой битвы»
- литературно-музыкальная инсценировка «И помнит мир спасенный»
- мероприятие-реквием «Помните! Через века, через года — помните!»
В 2015 году планируется Цикл мероприятий, посвященных 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941–1945):
- конкурс добрых дел «Мы наследники Победы»
- спортивно-игровой турнир на свежем воздухе «Салют Великой Победе!»
- музыкально-литературный видеосалон «Солдаты Победы» (к 70-летию произведения А. Т. Твардовского «Василий Тёркин», 1945 г.)
- тематические конкурсы плакатов, выпускных газет;
- интерактивный конкурс творческих работ к 70-летию Великой Победы «Поклонимся великим тем годам!»
День космонавтики (12 апреля)
- интерактивная игра-путешествие «Планетарий» с элементами анимации и мультипликации;
- беседа в диалогах ''Космический тур''
- духовно-нравственное развитие
Цели:
- воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;
- развитие в детской среде ответственности и жизненного выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности.
В КЦИТР по данному направлению воспитательной работы организуются и проводятся педагогами мероприятия в различных вариативных формах на темы этики, морали, культуры поведения и речи.
Так, например:
Международный день пожилых людей (1 октября)
- цикл бесед «Что такое хорошо и что такое плохо» о долге, чести, справедливости, дружбе, любви, милосердии, нормах поведения в коллективе, общественных местах, о добре и зле.
- уроки этики «Поговорим о совести»
- видеоролик-репортаж «Школа вежливости»
- брейн-ринг «Азбука вежливости»
Всемирный день ребенка (20 ноября) и ДеньМатери (последнее воскресенье ноября)
- музыкально-поэтическая гостиная «Прекрасен мир ребенка любовью материнской!»
Организация воспитательных часов по правилам этикета, правилам поведения в общественных местах
- театр-экспромт «Нестандартные ситуации»
- тест-викторина «Кодекс чести»
- приобщение детей к культурному наследию
Цели:
- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- приобщение детей к классическим и современным отечественным, а также мировым произведениям искусства и литературы;
- популяризация традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества.
В КЦИТР по данному направлению воспитательной работы организуются и проводятся педагогами мероприятия в различных вариативных формах. Так, например:
- утренник «Весенний праздник приносит радость!»
- игра-калейдоскоп «Веселый листопад»
- предновогодний эрудицион «В лесу родилась елочка»
- игры на свежем воздухе «Новогодние забавы»
- развлекательная программа «Новогодняя сказка»
- конкурсы-практикумы «Веселое Новогодье в мастерской Деда Мороза»
- развлекательно-познавательные программы о развитии и взаимодействии национальных культур, народных традиций:
- сюжетно-ролевая игра «По мотивам сказок»
- эрудит-шоу «Татьянин день»
- мастер-классы и творческие мастерские по рукоделию «Есть терпение — будет и умение!»
- спортивно-фольклорный праздник «Масленица»
- дидактическая игра-викторина «Православные традиции»
Международный женский день 8 Марта
- арт-игра «Мисс Весна»
- конкурсные программы «Дочки-матери», «Весеннее пробуждение»
- оформление праздничных газет
- физическое развитие и культура здоровья
Цели:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- создание условий для занятий физической культурой, для развивающего отдыха и оздоровления детей;
- привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек;
- формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости.
В КЦИТР по данному направлению воспитательной работы организуются и проводятся педагогами мероприятия в различных вариативных формах. Так, например:
- беседа-презентация «Некоторые секреты красоты и очарования»
- профилактическая беседа-тест «Здоровое питание»
- игра «Путешествие по стране «Здоровье»
- занятие-практикум «Красивая осанка — здоровый позвоночник»
- игротека «Пропаганда здорового образа жизни»
- тест-викторина «Гигиена питания»
- проведение цикла бесед, встреч со специалистами по профилактике курения, алкоголизма, наркомании «Родительский урок»:
· КТД «Мы выбираем жизнь!» (конкурс плакатов, творческих работ)
· спортивно-игровые конкурсы «Сильные, ловкие, умелые»
· игры, упражнения на снятие психофизиологической напряженности в ходе учебных занятий
· разговор по душам «Быть здоровыми хотим?»
· видеолекторий по профилактике зависимостей «ХХI век — без наркотиков!»
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Цели:
- воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям;
- формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
- развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысления выбора профессии.
В КЦИТР по данному направлению воспитательной работы организуются и проводятся педагогами мероприятия в различных вариативных формах. Так, например:
- День открытых дверей (ознакомительные экскурсии, организационные собрания, собеседования) — «Информсервис», «Колесо обозрения», «Здравствуй, Центр!»
- игра-калейдоскоп «Трудовое лето»
- проведение цикла профилактических бесед, мероприятий для обучающихся по ознакомлению их с законодательством РФ, формированию у них позитивного правосознания, предупреждению правонарушений;
- правовой турнир «Детективлэндия»
- занятия-тренинги «Внимание, подросток!»
- беседы-иллюстрации:
· «21 января — День инженерных войск»
· «29 марта — День работников геодезии и картографии»
- игра-коллаж «Ярмарка профессий»
- музыкально-поэтическая композиция (радиогазета) к Дню учителя «Макаренко наших дней»
- беседа-презентация «8 февраля — день российской науки»
- воспитательные часы по профориентации «Профессий много — я один!»
- игра-калейдоскоп «Выбирай профессию!»
- час любознательных «Открытия российской науки»
- Экологическое воспитание
Цели:
- становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
- формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
В КЦИТР по данному направлению воспитательной работы организуются и проводятся педагогами мероприятия в различных вариативных формах. Так, например:
- творческая мастерская «Новогоднее убранство»
- беседа-конференция «Законы окружающей среды»
- интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»
- игра-защита «Школа безопасности»
- игра-путешествие «Вокруг Вселенной»
- экологический час «Береги родную природу»
· Воспитание семейных ценностей, работа с родителями (заседания семейного клуба «Дари добро»)
Решение о создании семейного клуба при краевом центре информационно-технической работы принято на родительском собрании в октябре 2003 года.
Основными целями данного направления воспитательной работы являются:
- создание условий для психолого-педагогического просвещения родителей, семейного досуга;
- взаимодействия педагогов с родителями в интересах самореализации школьников в учреждении дополнительного образования детей;
- формирование мотивации к обучению каждого отдельного ребенка посредством согласования действий педагогов и родителей;
- подготовка к семейной жизни, воспитание уважения к семье.
Сотрудничество родителей и педагогов способствует решению задач клуба, среди которых:
- изучать возрастные и индивидуальные особенности детей для развития их познавательных интересов к окружающему миру, предметной деятельности;
- создавать условия для развития мировоззрения, навыков творческого дела, успешного вхождения детей в социум;
- воспитывать духовно-нравственные ориентиры и формировать социально ценные отношения, переживания обучающихся, родителей в семье;
- распространять опыт успешного семейного воспитания, его неиспользованных резервов.
Согласно положению и календарному плану работы семейного клуба регулярно проводятся тематические мероприятия с привлечением к участию в них родителей, обучающихся центра, а также специалистов в области современной педагогики и психологии. Например: музыкально-поэтические композиции, концертные программы ко Дню матери, Международному дню Семьи — 15 мая, вечера отдыха «Семейные посиделки», профилактическая беседа «Здоровая семья», интерактивная лекция «Семейная копилка», игры «Семейная круговерть», «Дом счастья», юбилейные встречи, театр-экспромт «Сказка на новый лад», праздник «Новогодний огонёк», творческие отчеты-выставки «Души прекрасные порывы», а также:
- консультации родителей по интересующим их вопросам «Проблемы, которые нас волнуют» (встречи с интересными людьми)
- индивидуальные беседы с родителями
- дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что кроется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»
- организация чествования родителей за успехи в воспитании детей и активную помощь центру «Дети — наше будущее», «Родители в детях продолжаются!»
- круглый стол «Креативный родитель: решение проблемных ситуаций»
- мастер-классы по рукоделию «Подарки для близких людей»
- творческий отчет-выставка «Радуга» в семейном клубе «Дари добро»
- лекторий для родителей «Дети как отражение семьи».
Важно отметить, что среди участников в работе клуба присутствуют дети из семей разного социального положения: неполные, малообеспеченные, неблагополучные, многодетные, опекунские. С этой точки зрения организация мероприятий в форме разнообразных (вариативных) программ убеждает в правильности и эффективности направления воспитательной работы — семейное воспитание. За время работы клуба удается добиваться взаимопонимания с родителями по вопросам воспитания подрастающего поколения, что способствует улучшению микросреды развития каждого ребенка, его самореализации в условиях учреждения дополнительного образования.
Вследствие совместных усилий педагогов и родителей дети, занимающиеся в творческих объединениях КГБУ ДО «КЦИТР», становятся призерами итоговых, организационно-воспитательных мероприятий, краевых, региональных, всероссийских конкурсов, выставок, пользуются уважением у сверстников и педагогов.
В анализе анкетирования по проблемам семейного воспитания, в отслеживании рейтинга заседаний семейного клуба, в тетради отзывов и предложений о перспективах работы можно отметить только положительные результаты. За последние 3–4 года наблюдается стабильный показатель посещения родителями мероприятий в семейном клубе по количеству — от 20 человек, по качеству (присутствие более, чем на двух заседаниях — до 10 человек). В этом смысле показателен тот факт, что регулярность посещения детьми учебных занятий и организационно-массовых (воспитательных) мероприятий в КЦИТР среди детей младшего школьного возраста составляет более 80 %.
В творческом потенциале педагогов всегда присутствует самоанализ, постоянный самоконтроль, способность изменить позицию и оценку/самооценку. Руководители творческих объединений и педагог-организатор выбирают в соответствующих условиях современной жизни те методы, формы и средства воспитания, организации культурно-массовых мероприятий, которые бы позволили формировать и развивать необходимые знания, умения и навыки, реализовать творческие способности ребенка, воспитывать в нем Человека. Постоянный анализ результативности обусловливает выбор из возможных методов те, которые могут оказаться наиболее эффективными в данной ситуации, при складывающейся в стране социально-экономической обстановке. Главное — создать условия для хорошего настроения и самочувствия у детей!
По состоянию на 2014/ 2015 учебный год контингент обучающихся составил 590 человек. В одновозрастных и разновозрастных группах творческих объединений по интересам занимаются дети от 7 до 18 лет.
В КГБУ ДО «КЦИТР» представлены четыре направленности [8]:
- техническая
- художественная
- естественнонаучная
- социально-педагогическая
Единство процессов воспитания и обучения способствует формированию и развитию у школьников социальных компетенций, самореализации в условиях учреждения дополнительного образования. Организация образовательно-воспитательной деятельности педагогически целесообразно сочетает передовые традиции и инновационные подходы к жизнедеятельности педагогов и обучающихся, например:
- реализация дополнительных общеобразовательных (дополнительных общеразвивающих) программ с применением 3-D технологий, цифрового прототипирования, робототехники и реализация основных направлений воспитательной работы с использованием ресурсов Интернета, дистанционных технологий.
Таким образом, результативность воспитательной работы, проводимой педагогами с детьми в целом, можно рассматривать в дух аспектах [12]:
1) критерии факта
- упорядоченность жизнедеятельности детских творческих объединений, соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы условиям данного учреждения дополнительного образования, педагогическая целесообразность, согласованность планов и действий, а также рациональное размещение во времени и пространстве всех воспитательных воздействий на детей, соблюдение ими норм и правил совместного общения, сосредоточение педагогических усилий в организационные формы;
2) критерии качества
- степень приближенности системы к поставленным целям, реализация системного подхода к построению воспитательной работы, социальная защищенность ребенка, комфорт в учреждении, воспитанность обучающихся.
За период моей работы в КЦИТР (2001–2015 годы) детей, употребляющих психоактивные вещества и наркотики, состоящих в комиссиях по делам несовершеннолетних, не выявлено. Это можно считать результатом совместных усилий всего педагогического коллектива и родителей, а также эффективностью выбранных форм, методов обучения и воспитания подростков. Среди проблем и трудностей в практике работы педагогов с детьми необходимо выделить следующие:
- психологические (проблема Детства в условиях нестабильности современного общества; большая часть населения в состоянии социальной депрессии, низкого материального положения, отсутствия постоянного дохода к жизнеобеспечению семьи. Так, например: основной контингент по зачислению в объединения КЦИТР — (жители пос. Кирова Центрального района г. Барнаула) учащиеся МБОУ «СОШ № 24» — 219 человек (в 2014/2015 учебном году), что составляет 37 % от общего количества обучающихся КЦИТР — 590 человек)
- дидактические (актуальная потребность улучшения материально-технической базы для организации культурно-массовых, воспитательных мероприятий, особенно для проведения мероприятий с детьми среднего и старшего школьного возрастов, например: наличие современных технических средств для внедрения онлайн-технологий (запуск видеороликов в дидактических целях), заключение договоренности о платной форме приглашения устроителей досуговых праздников, дискотек, театрализованных представлений и т. п.).
Выбор педагогами различных форм организации мероприятий и, в целом, реализации планов и программ воспитательной работы осуществляется с учетом возвратных особенностей и индивидуальных различий детей в конкретной учебной группе творческого объединения. В соответствии с принципом единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме устанавливается договоренность с родителями о согласованных действиях в вопросах обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
В связи с тем, что образовательно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования организуется в сфере свободного времени школьника, выбора им вида деятельности, педагога, коллектива сверстников и участие ребенка в этом процессе происходит добровольно, то, как следствие этому, постоянно варьируются и формы работы, а значит, не иссякает педагогический поиск интересных идей, форм их воплощения в позитивной практике заботы о юных граждан нашей страны — главной, пожалуй, воспитательной компоненты в современной педагогике.
Приложение
Реализация основных направлений воспитания
(на период 2008–2010 годов) КЦИТР*
|
Направления работы |
Цели воспитания |
Задачи воспитания |
Содержание и основные формы воспитательной деятельности |
Воспитательные, культурно-массовые, досуговые мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие |
Формирование у детей, подростков и молодежи целостной и научно-обоснованной картины мира, приобщение их к общечеловеческим, национальным ценностям, культурному наследию, воспитание потребности в духовном обогащении. |
Удовлетворение многообразных культурно-образовательных потребностей детей в развитии способностей, талантов и дарований — до развития высоких духовных потребностей на основе добровольного выбора; усиление мотивации к познанию, творчеству, нравственному, духовному самоопределению и самопроявлению развивающейся личности, ее социализации. |
Организация досуговой деятельности детей, подростков и молодежи с целью духовно-нравственного воспитания, интеллектуального развития, сокращение девиантного пространства поведения подростков. |
Беседа «Ты и твои друзья»
Праздник «День учителя»
Викторина «Своя игра»
Конкурсная программа «Татьянин день»
Беседа «Поговорим о совести» |
Декабрь 2008 г.
Октябрь 2008 -2010 годы Ноябрь 2009 г.
Январь 2008 г.
Апрель 2009 г. |
Педагоги
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагоги
|
2. |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Воспитание гражданина и патриота России, своего края, малой Родины; формирование у подрастающего поколения национального самосознания, чувства долга, ответственности за судьбу Родины; воспитание правового сознания, уважения к нормам коллективной жизни и правам человека. |
Воспитание патриота страны, осознание себя как члена общества, народа, представителя страны. Формирование гражданственности, ответственности за соблюдение законов страны и пользование правами, предъявляемыми Конституцией. Привитие интереса к истории своей страны, края, жизни народа. Освоение национальной культуры в общем контексте мировой культуры. |
Организация и активизация деятельности краеведческих музеев по истории края, города. Изучение культурного наследия Алтая. Нравственное воспитание на основе русских традиций. |
Беседа «Россия — все, чем я живу»
Конкурсная программа к Дню защитника Отечества.
Конкурсная программа к 8 Марта.
Правовой турнир «Хочу все знать!» Игротека «Пройди испытания».
Музыкально-поэтическая композиция к Дню Победы.
Беседа «В дружбе — сила!» |
Октябрь 2009 г.
Февраль 2008–2010 годы.
Март 2008–2010 годы
Январь 2009 год. Январь 2010 год.
Май 2008–2010 годы
Май 2008 год. |
Педагоги
Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагог-организатор Педагог-организатор
Педагог-организатор
Педагоги.
|
3. |
Профессионально-трудовое воспитание |
Воспитание трудолюбия, потребности в труде, формирование способности к социальному деятельностному и культурному самоопределению на основе выбора трудовой деятельности. |
Создание условий для удовлетворения многообразных потребностей детей и подростков в различных видах трудовой деятельности, развитие талантов, способностей на основе добровольного выбора, индивидуальных возможностей каждого ребенка, усиление мотивации к познанию и творчеству, нравственного, профессионального самоопределения и самоопределения развивающейся личности, ее социализации. |
Совершенствование и дальнейшее развитие спортивно-технических и декоративно-прикладных объединений, допрофессиональная подготовка обучающихся. |
День открытых дверей; Встречи, собеседования обучающихся со специалистами центра.
Анкетирование обучающихся.
Экскурсии на краевые выставки технического и декоративно-прикладного творчества, на производство, профессиональные училища № 19, № 23; организация в АКЦИТР выставок работ обучающихся. Посещение центра профориентации молодежи. Беседа «О профессиях». |
Сентябрь, октябрь 2008–2010 годы.
Октябрь 2008–2010 годы В течение учебного года 2008–2010 годы
2008 год. |
Методисты, педагоги.
Методисты.
Методисты, педагоги.
Методисты.
Педагоги. |
4. |
Художественно-эстетическое воспитание |
Воспитание человека высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, взглядов развивающейся личности |
Поддержка и развитие творческих художественно-эстетических способностей детей, подростков, их талантов и дарований; установление взаимодействия и взаимопроникновения культур |
Реализация проектов художественно-эстетического направления, программ по декоративно-прикладному творчеству. |
Оформление выпускных газет к мероприятиям учебного года.
Оформление выставки работ обучающихся АКЦИТР.
Новогодний конкурс.
Юморина.
Беседа «Каким видят тебя окружающие?» |
Сентябрь-май, 2008–2010 годы
Август-сентябрь 2008–2010 годы
2008–2010 годы. Апрель 2008–2010 годы Октябрь 2009 год. |
Педагог-организатор, руководители объединений
Зав.лабораториями, методисты, педагоги.
Педагог-организатор. Педагог-организатор
Педагоги..
|
5. |
Эколого-валеологическое воспитание. |
Воспитание человека — гражданина, любящего природу своего края, России; формирование экологической грамотности у детей, воспитание потребности в здоровье и здоровом образе жизни, бережного отношения к природе. |
Формирование экологической нравственности, морали, культуры; пропаганда экологических знаний и формирование общественного мнения о необходимости защиты природы; содействие психическому, психофизическому и личностному развитию ребенка посредством создания благоприятных условий. |
Практическая деятельность обучающихся по сохранению окружающей среды, по рациональному использованию природных ресурсов. Организация всей воспитательной деятельности, направленной на охрану, укрепление и формирование здоровья детей. Знакомство с правилами гигиены, организация работы по профилактике заболеваний разного типа. |
Конкурсная программа «Здоровье»
Экологическая игра.
Рекламный конкурс «День знаний» Заседания клуба «Семья».
Беседа «Наркомания — страшное зло». |
Ноябрь 2010 г.
Ноябрь 2008 г. Сентябрь 2008–2010 г. Октябрь, май 2008–2010 г. Март 2008 г. |
Педагог-организатор.
Педагог-организатор. Методисты, педагоги. Методисты, педагоги.
Педагоги.
|
6. |
Семейное воспитание.
работа с семьями; изучение социальной среды обучающихся АКЦИТР. |
Подготовка к семейной жизни, воспитание уважения к семье, будущего семьянина- родителя. Включение семьи в решение проблем воспитания. Укрепление взаимодействия семьи и УДО, оказание помощи семье в решении проблемы воспитания детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей. |
Воспитание у детей чувства чести рода, ответственности за фамилию, осознание истории семьи как части истории народа, забота о продолжении рода, сохранении и умножении добрых традиций. Формирование педагогической культуры семьи. |
Организация клуба «Семья». Проведение заседаний, бесед, лекций, факультативов в психологии семейных взаимоотношений, проведение викторин, конкурсов, ролевых игр и др.) |
Беседа «День Матери».
Лекция-беседа «Ребенок в доме: знакомый незнакомец».
Творческая мастерская.
Конкурс-практикум «А что умеете вы?» Демонстрация моделей женской одежды.
Беседа «Старики в доме». Вечер-встреча «Твоя семья — твоя судьба».
Беседа «Семейные традиции и торжества».
Чествование многодетных семей «Одной семьи мы поколения».
|
Ноябрь 2008–2010 г.
Декабрь 2009 г
Май 2008–2010 г.
Декабрь 2008–2010 г.
Май 2008 г.
Май 2010 г.
Ноябрь 2009 г.
Ноябрь 2010 г.
Декабрь 2010 г. |
Методист, педагоги.
Методист, педагоги.
Методист, педагоги.
Методист, педагоги.
Методист, педагоги.
Методист, педагоги. Методист, педагоги.
Методист, педагоги.
Методист, педагоги.
|
* в аббревиатуру КЦИТРпериодически вносились изменения
Литература:
1. Воспитательная подпрограмма «Растём. Развиваемся. Взрослеем» //Программа «Творчество — путь к развитию и воспитанию личности» на 2014–2016 гг. КГБУ ДО «КЦИТР», УВО — Барнаул, 2013 г.
2. Евладова Е. Б. Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей: практикум. — Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011 г.
3. Золотарева А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процессе реализации ФГОС общего образования//Внешкольник, № 3, 2011 г.
4. Интегрированная образовательная программа КГБУ ДО «КЦИТР» на 2015–2019 годы. — Барнаул, 2015 г.
5. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.сентября 2014 г. № 1726-р
6. Найн А. Я. Инновации в образовании. — Челябинск, 2005 г.
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «О направлении Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Проект Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года в редакции от 13 января 2015 г.
10. Рябова Л. А. КГБОУ ДОД «КЦИТР» и социальные проблемы обучающихся //Профессиональный информационно-методический журнал «Школьная библиотека», № 8, 2013 г.
11. Рябова Л. А. «Вариативные формы организации воспитательных мероприятий в КГБУ ДО «КЦИТР»» (методические рекомендации в помощь организаторам базовых площадок культурно-массовой работы) — Барнаул, 2015 г.
12. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М., 2003 г.
13. Степанов Е. Н. Планирование воспитательного процесса как функция педагогического менеджмента //Журнал «Классный руководитель», № 3. — М., 2011 г.
14. Фельдштейн Д. Феномен Детства и его место в развитии современного общества //Журнал «Воспит. школьников», № 4. — М., 2005 г.
Ключевые слова
вариативность, социум, адаптивность, воспитательная компонента, гражданская идентич-ность, системный подход к воспитаниюПохожие статьи
Выявление и развитие способностей детей и молодежи как актуальная проблема постиндустриального общества
Необходимым условием развития российского общества XXI века является качественная подготовка детей и молодежи, позволяющая отвечать современным глобальным вызовам постиндустриального общества. В условиях формирования инновационной экономики страны, с...
Сюжетно-ролевые игры как способ формирования экологической культуры
Проблема экологии в глобальном масштабе сегодня привлекает внимание ученых из разных стран. Ведется поиск и разработка новейших технологий для защиты планеты от постоянных разрушительных тенденций в результате явлений технического прогресса и несоотв...
Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка
Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...
Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем
Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством систематического взаимодействия детского сада и семьи
В современном российском государстве за последние несколько лет кардинально изменились нравственные ценности общества и отчасти не в лучшую сторону. В сложившейся социокультурной среде нравственное воспитание детей реализуется в достаточно сложных ус...
Формирование педагогической культуры родителей посредством наглядно-информационных методов
Культурное ядро является общечеловеческими целями и ценностями, исторически сложившимися способами их осознания и реализации. Но в качестве всеобщего явления культуру воспринимают, осваивают, воспроизводят каждый человек индивидуально, определяя его ...
Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР, посвящённых юбилейным и знаменательным датам России, Алтайского края в 2015 – 2017 годах)
Актуальность позиции современного педагога «Преодолеть войну в умах детей!» определяется той напряжённой общественно-исторической обстановкой, которая, к сожалению, сложилась в мире. События последних лет на Украине, в странах Ближнего Востока диктую...
Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования
Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...
Развитие потенциала воспитанника через формирование универсальных компетенций кадетского училища (из опыта патриотического воспитания)
В статье обобщены характеристики современного общества и требования к молодежи, как к основному потенциалу для его социального и экономического развития. Рассмотрены особенности развития потенциала молодежи (кадет) в ФГКОУ «Оренбургское президентское...
Профессиональное совершенствование педагога — залог эффективности образовательного процесса
Статья посвящена рассмотрению необходимости профессионального совершенствования профессорско-преподавательского состава современного вуза. Особый акцент делается на значимости формирования у педагога акмеологических компетенций, находящих свое выраже...
Похожие статьи
Выявление и развитие способностей детей и молодежи как актуальная проблема постиндустриального общества
Необходимым условием развития российского общества XXI века является качественная подготовка детей и молодежи, позволяющая отвечать современным глобальным вызовам постиндустриального общества. В условиях формирования инновационной экономики страны, с...
Сюжетно-ролевые игры как способ формирования экологической культуры
Проблема экологии в глобальном масштабе сегодня привлекает внимание ученых из разных стран. Ведется поиск и разработка новейших технологий для защиты планеты от постоянных разрушительных тенденций в результате явлений технического прогресса и несоотв...
Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка
Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...
Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем
Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством систематического взаимодействия детского сада и семьи
В современном российском государстве за последние несколько лет кардинально изменились нравственные ценности общества и отчасти не в лучшую сторону. В сложившейся социокультурной среде нравственное воспитание детей реализуется в достаточно сложных ус...
Формирование педагогической культуры родителей посредством наглядно-информационных методов
Культурное ядро является общечеловеческими целями и ценностями, исторически сложившимися способами их осознания и реализации. Но в качестве всеобщего явления культуру воспринимают, осваивают, воспроизводят каждый человек индивидуально, определяя его ...
Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР, посвящённых юбилейным и знаменательным датам России, Алтайского края в 2015 – 2017 годах)
Актуальность позиции современного педагога «Преодолеть войну в умах детей!» определяется той напряжённой общественно-исторической обстановкой, которая, к сожалению, сложилась в мире. События последних лет на Украине, в странах Ближнего Востока диктую...
Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования
Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...
Развитие потенциала воспитанника через формирование универсальных компетенций кадетского училища (из опыта патриотического воспитания)
В статье обобщены характеристики современного общества и требования к молодежи, как к основному потенциалу для его социального и экономического развития. Рассмотрены особенности развития потенциала молодежи (кадет) в ФГКОУ «Оренбургское президентское...
Профессиональное совершенствование педагога — залог эффективности образовательного процесса
Статья посвящена рассмотрению необходимости профессионального совершенствования профессорско-преподавательского состава современного вуза. Особый акцент делается на значимости формирования у педагога акмеологических компетенций, находящих свое выраже...