Межпредметные задания экологического содержания на уроках математики — одна из форм активизации познавательной деятельности обучающихся
Авторы: Панкова Ольга Михайловна, Романенко Валентина Михайловна, Куриленко Вера Ивановна, Бредихин Александр Николаевич, Кошевая Олеся Геннадьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)
Дата публикации: 06.02.2019
Статья просмотрена: 78 раз
Библиографическое описание:
Межпредметные задания экологического содержания на уроках математики — одна из форм активизации познавательной деятельности обучающихся / О. М. Панкова, В. М. Романенко, В. И. Куриленко [и др.]. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14847/ (дата обращения: 17.12.2024).
Многопредметность преподавания в начальных классах дает возможность для разработки и внедрения принципа межпредметных связей.
Работа началась с того, что были проанализированы программы с целью установления связей между предметами, определены содержание и методы обучения, содействующие приобретению школьниками прочных знаний, умений и навыков в пределах программных требований, при использовании принципа доступности и отыскивания тех незримых нитей, связывающих все предметы, помогающих слить в единый учебно-воспитательный процесс обучение и воспитание.
Менее удобен для установления межпредметных связей урок математики. Но вдумчивый, ищущий учитель и здесь находит возможность осуществления принципа межпредметных связей. Например, на уроке математики по теме «Умножение многозначных чисел» оказалось возможным установить связь с окружающим миром. Одной из задач урока было установление взаимосвязей между уроками математики, технологии, изобразительного искусства, ознакомления с окружающим миром и музыки.
Тема урока: «Планета заболела» (умножение многозначных чисел)
Класс: 4-й
Цели урока:
Закрепить умения умножать многозначные числа на однозначные;
развивать мышление, навыки решения уравнений;
воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок закрепления знаний
Оборудование урока: игры для устного счета, таблицы с задачами.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы урока:
Сегодня на уроке математики мы будем решать задачи, примеры, уравнения, выражения. Но не только это. Мы поговорим с вами о природе на нашей планете.
Она ни рек и ни морей
От глаз наших не прячет.
Ни росных трав, ни голубых озер.
Ее для всех хватает теплоты,
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе ее прекрасные черты:
Поля, луга, леса, моря и реки.
Если мы будем внимательно наблюдать за природой, то мы заметим много необычного и интересного.
2. Устный счет:
− Задачи. Игра «Путешествие на самолете»
Чтобы полюбоваться красотой планеты, мы взлетим с вами высоко-высоко на самолете. Но чтобы попасть на наш специальный рейс, надо решить задачи.
«Самолет ТУ-104 летел из Иркутска в Москву. Каждый час он пролетал 800 км. После 3-часового полета самолету оставалось пролететь 2800 км. Каково расстояние от Иркутска до Москвы?»
«Грузовик проходит в час расстояние в 4 раза больше, чем лошадь, а лошадь в 3 раза больше, чем пешеход. Какое расстояние проходит час грузовик, если пешеход проходит в час 4 км?»
«Два муравья ползут навстречу друг другу через тропинку, ширина которой 40 см. один из них двигался со скоростью 2 см/сек, а другой 3 см/сек. Через сколько секунд встретятся муравьи?»
«Из пункта А в пункт В шел поезд со скоростью 60 км/ч. Из пункта В в пункт А шел другой поезд с той же скоростью. После встречи одному поезду осталось идти 6 часов, а другому 4 часа. Каково расстояние между пунктами?»
«Скорость подводной лодки на поверхности воды 32 км/ч, а под водой на 8 км/ч меньше. Лодка шла по поверхности воды 3 часа. Какое время понадобится, если лодка пройдет такое же расстояние под водой?»
− Игра «Примите радиограмму»
Устраивайтесь поудобнее! Полетели! Посмотрите, какая красота! Но что это?
(раздаются сигналы «SOS»)
К нам поступили сигналы «SOS»! (приложение 1)
SOS — международный радиосигнал. Его подают с тонущих кораблей. Всякий, услышавший его, на каком бы языке не говорил сам, в какой бы стране не жил, знает: где-то гибнут люди, они молят о спасении.
Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще звучит в природе «SOS! SOS! SOS! ОСТАНОВИСЬ! ОДУМАЙСЯ! ПОЩАДИ!»
17х264:16
42:381:27
96:638х2
Ребята! Наша планета серьезно заболела. Ее природа в опасности. И случилось это по вине людей.
− Решение задач с дробями
Что необходимо для нашей жизни? (воздух, вода, растения, животные)
А вы знаете, что чистого воздуха становится все меньше и меньше. И во многих местах нашей планеты это становится катастрофой. Неблагоприятная ситуация и у нас в городе.
Количество выбросов загрязняющих веществ в г. Старый Оскол за год:
Всего — 48000 т
ОЭМК — ½ от общего количества
Цементный завод — ¼ от общего количества
Автотранспорт — 1/3 от общего количества
Много вредных веществ выбрасывает автотранспорт. 1 автомобиль за 1000 км пробега расходует столько чистого воздуха, сколько хватит человеку на 1 год.
3. Закрепление изученного об умножении
Решение выражений:
Внимание! Сигналы SOS продолжают поступать! У природы есть своя жалобная книга. Печальны ее страницы. Вот одна из них. Река Волга несет свои воды в Каспийское море. Сегодня перед людьми стоит проблема Большой Волги. Ежегодно Волга несет в море тонны нитратов, фенолов, мыльной пены, нефтепродуктов. Все это сбрасывают в Волгу промышленные предприятия, которые пользуются водой из Волги. (приложение 2)
А=29164 т (нефтепродуктов)
А=7596 т (мыльной пены)
В=3 года, 5 лет, 7 лет
4. Решение задачи
Как видите, это грустная книга, а многие страницы даже страшны. Большую тревогу в разных странах вызывает вопрос уничтожения лесов. Леса украшают нашу Землю. «Рощи да леса — всему краю краса» — говорит мудрая народная пословица. Лес — одно из чудес света. Здесь обитают 2/3 всех видов растений, животных, которые есть на Земле. Густая, пышная растительность выделяет в воздух много кислорода. Именно леса называют «легкими нашей планеты». А люди уничтожают леса — ради древесины, ради того, чтобы освободить место для постройки дорог и длясельхоз посевов. Ученые подсчитали, что для каждого человека в течение жизни нужно не менее 200 деревьев. Долг каждого человека — бережно относиться к лесным богатствам. Собирая макулатуру, мы сберегаем лес от вырубки. 60 кг макулатуры сохраняет 1 дерево, которое растет в течение 50–80 лет. (приложение 3)
Задача: ученики нашего класса собрали 27 кг макулатуры, из этого при переработке получилась писчая бумага, которая составила 1/3 массы макулатуры.
Сколько тетрадей выйдет из полученной бумаги, если масса 1 тетради 10 гр? Сколько тетрадей получит каждый ученик, если в нашем классе 20 человек? Сколько лет ученик будет пользоваться этими тетрадями, если на 1 год ученику нужно 15 тетрадей?
5. Самостоятельная работа
Что нужно делать, чтобы воздух был чище?
Люди прежде всего высаживают вокруг домов различные растения, разбивают скверы, парки. Растения очень хорошо очищают воздух. Давайте с вами тоже посадим деревья в парке. (самостоятельное решение примеров)
6. Повторение пройденного
Исчезающие виды живых веществ!
Это еще одна болевая точка планеты. Под угрозой исчезновения оказались сейчас около 1000 видов животных и около 25000 видов растений. Многие растения и животные охраняются особо: их на Земле стало очень мало. Эти растения и животные занесены в Красную книгу.
А вы знаете, почему книга называется Красной?
Красный цвет — цвет опасности. Опасно! Могут исчезнуть! Береги! Защищай! Вот к чему призывает эта книга.
Составьте и решите уравнения
Зубр стал одним из самых редких животных в мире, а у нас в стране исчез совсем. В результате специальных мер по его разведению и охране в 1966 году у нас было уже 69 зубров в заповеднике Беловежская пуща. А к 1975 году число зубров достигло 475. На сколько увеличилось поголовье зубров с 1966 года?
Соболь — национальная гордость России. И не только потому, что водится в основном только у нас. Мех соболя во все времена ценился выше золота. Еще совсем недавно соболь был на грани полного уничтожения. Ученые звероводы взяли соболей под строгую охрану. К настоящему времени число их увеличилось в 100 раз и достигло 9000.
Особой охране также подлежат бобры. Бобры дают ценный красивый мех, поэтому люди убивали их, не думая об охране. Наступило время когда бобры почти исчезли, но люди взяли бобров под охрану и увеличили их количество в одном из заповедников на 246. И их стало довольно много. 986
7. Подведение итогов урока
Думаю, у вас появилось желание больше узнать о природе. И надеюсь, что вы точно определили свое отношение к растениям и животным, к звонкому ручью и тихому озеру, к красавцу — лесу и пестрому лугу, всему, что нас окружает и зовется природой.
Литература:
- Куликовская И. Э. Технология интегрированного праздника. — Ростов — н/Д: Издательство «Учитель», 2003.
- А. Н. Петин. Экология Белгородской области. Авторская программа. Белгород 2003.
- Симонова Л. П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. — М:Агар, 1997.
- Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Общ. Научный редактор А. В. Присный. — Белгород, 2004.
- Книга природы: рассказы / Ю. Дмитриев. — М.: Детская литература, 1990.