Экспериментальная деятельность детей раннего возраста. Создаем кружок дополнительного образования в детском саду
Авторы: Азимова Марина Михайловна, Тимакова Татьяна Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Санкт-Петербург, январь 2019)
Дата публикации: 17.12.2018
Статья просмотрена: 777 раз
Библиографическое описание:
Азимова, М. М. Экспериментальная деятельность детей раннего возраста. Создаем кружок дополнительного образования в детском саду / М. М. Азимова, Т. А. Тимакова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14718/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье представлен опыт организации дополнительного образования в раннем возрасте в условиях детского сада. Авторы говорят о трудностях работы и пытаются найти решения этих трудностей. Отмечают необходимость максимального сотрудничества с семьями малышей и предлагают эффективные формы взаимодействия. Статья будет полезна педагогам дошкольных организаций, работающим с детьми раннего возраста.
Ключевые слова: ранний дошкольный возраст, дополнительное образование, экспериментальная деятельность детей, детский сад.
Многие педагоги с опасением смотрят на детей раннего возраста, и задачу ясельной группы видят лишь в успешной адаптации к детскому саду, оставляя все самое интересное на более старший возраст. И как правило в раннем возрасте речь о кружках дополнительного образования речи не идет. Мы — педагоги исключительно раннего возраста и можем поделиться своим опытом организации кружка дополнительного образования в раннем возрасте.
Каждый год к нам приходят новые дети и новые родители. Молодые, продвинутые, прогрессивно мыслящие мамы и папы уверены, что детям нужно дополнительное образование, они с нетерпением ждут начала кружковой работы — и потом с разочарованием узнают, что для их детей в детском саду нет никаких кружков. Именно родители моих маленьких воспитанников подвигли нас задуматься над внедрением дополнительного образования в так называемую «ясельную группу».
Наши малыши постоянно экспериментируют, пробуют, проверяют на прочность. Значит необходимо создать для этого дополнительные условия. Что может дать такая деятельность для развития детей? Ученые-педагоги: А. В. Запорожец, Н. М. Аскарина, Д. Б. Эльконин, подчеркивая уникальность и ценность раннего возраста, говорили, что манипулируя с предметами, усваивая простейший опыт, проводя элементарные эксперименты, дети раннего возраста получают представления о форме и размерах предметов, об их физических свойствах, запоминают названия цвета, развивают воображение и память. Усваивая употребление простейших орудий, ребенок начинает усваивать общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.
Мы стали работать над внедрением экспериментально-исследовательской деятельность в образовательный процесс детей раннего возраста. Наблюдая за эмоциональным вовлечением малышей, видя результат своей работы, мы так увлеклись, что у нас родилась программа дополнительного образования «Мир открытий». Программа рассчитана на одно занятие в неделю, всего 36 занятий в год.
Цель программы — это ознакомление детей с окружающим миром через активное с ним взаимодействие в элементарных опытах и исследованиях. Наши дети не делают научных открытий, не формулируют гипотезы, не обобщают знания в виде выводов — они элементарно узнают природу и свойства окружающих вещей.
Программа состоит из блоков:
– Что вокруг меня
– Вода-водица
– Сыпется песочек
– Месим-месим тесто
– Бумажные фантазии
– Вот это да! (магнит)
Мы подготовили презентацию программы и представили ее на первом же родительском собрании. Мы не просто рассказали о содержании работы о целях и задачах кружка, мы предложили родителям, попробовать сделать то, чем мы будем заниматься с детьми. Родители сами, словно малыши, погрузились в мир элементарных опытов: с удовольствием окрашивали воду, следили, как намокает бумага, месили глину и рисовали на песке. По итогам родительского собрания в списке желающих заниматься на кружке были записаны все дети без исключения.
Но все же мы считаем, что ИНТЕРЕСНОСТЬ кружка это не единственная причина стопроцентной записи. Немаловажное значение имеет тот факт, что дополнительная услуга предоставляется родителям совершенно бесплатно.
Занятия с детьми организуются один раз в неделю во второй половине дня. Форма -занятий подгрупповая. По 6–8 детей в подгруппе. Продолжительность занятий чуть больше 15 минут. Причем 10 минут — деятельность, организованная для изучения нового, получения элементарного опыта. А все остальное время игровая-исследовательская деятельность, она регулируется интересом детей. То есть если детям нравятся манипуляции с предложенными объектами и деятельность происходит в рамках нужного нам исследования, педагог не прерывает деятельность детей. Если интерес потерян быстро — педагог не настаивает.
Обеспечение популярности дополнительного образования в раннем возрасте, к сожалению, мало зависит от детей. В отличие от детей более старшего дошкольного возраста — когда, видимая родителями, заинтересованность ребенка является главным и определяющим фактором потребления услуги дополнительного образования. Дети раннего возраста физиологически не способны передать информацию о кружке родителям. И если педагог перестанет работать над популяризацией кружка, интерес родителей, как социальных заказчиков услуги, может сойти на нет.
Для поддержания интереса мы используем форму «Клубные встречи». Один раз в два месяца мы приглашаем родителей на совместное занятие в рамках клуба «Неизведанное рядом». К нам приходят и родители, если мама не работает, бабушки, иногда старшие братья или сестры. И дети в месте со своими взрослыми партнерами по опытной деятельности, с удовольствием экспериментируют. Конечно, мы стараемся для клубных встреч приберечь что-нибудь необычное, но все же легко выполнимое и понятное нашим малышам.
Уже много слов сказано о том, как важно раннее развитие детей. Как много плюсов в дополнительном образовании. Какое замечательное влияние оказывают кружки на развитие творческих, интеллектуальных качеств малышей. А вот о трудностях организации кружка говорить не принято. Тем не менее, они, конечно, есть.
Мы условно разделили их на материально-технические трудности, педагогические трудности и трудности непреодолимой силы.
Любая экспериментально-исследовательская деятельность требует материальных вложений. А в раннем возрасте это усугубляется тем, что дети физиологически не способны работать в парах и группах — поэтому все манипуляционные материалы должны быть у каждого ребенка. В отличие от детей более старшего возраста, когда экспериментальный набор может выдаваться на пару воспитанников, либо даже на минигруппу. В раннем возрасте дети только тогда увлечены происходящим, когда они активные участники процесса.
Для организации кружка нам пришлось приобрести контейнеры, черпалочки, небьющиеся стаканчики и тарелочки пипетки, спринцовки, подносы. А также мы работаем над пополнением материалов, на основе которых проводятся элементарные опыты: кварцевый и кинетический песок, глина, различные виды круп, ткань, бумага раз, вата, пищевые красители.
Мы надеемся, что материальная база кружка будет пополняться. Считаю важным отметить, что развитие материально технической базы напрямую зависит от педагога, который ведет кружок. От того насколько он заинтересован в работе, и на сколько способен донести необходимость того или иного оборудования для организации образовательной деятельности руководству.
Вторая трудность материально-технического характера — это помещения, в которых может быть организован кружок. Очень хорошо, когда для опытно-экспериментальной деятельности выделено отдельное оснащенное всем необходимым помещение. В нашем типовом детском саду такого помещения нет. Поэтому занятия организуются в групповом помещении. Это не просто, удерживать подгруппу малышей в игровой зоне, когда рядом в образовательной зоне происходит что-то очень интересное. Для себя мы нашли выход в использовании спальни. Воспитатель приглашает детей в спальню, где предлагает детям игры на полу (конструкторы, крупные пазлы, сортеры) либо организует чтение. Другая группа детей в это время занимается дополнительным образованием. Затем группы меняются.
К педагогическим трудностям относятся особенности работы с детьми раннего возраста. Педагог дополнительного образования должен максимально эффективно использовать время, а для этого должны быть максимально точные и четкие инструкции. В поле зрения педагога должны быть все дети подгруппы, а средства и методы у педагога все те же: партнерское взаимодействие и эмоциональное вовлечение в процесс. Педагог должен искренне удивляться, радоваться от получения результата, изумляться, восхищаться и недоумевать так, чтобы полностью завладеть вниманием малышей.
К трудностям непреодолимой силы мы относим события, которые бывают, наверное, в каждом детском саду в течение учебного года — это карантины. В этот период, ни о какой экспериментальной деятельности мы речи не ведем. Потому что материалы, которые мы используем очень трудно обрабатывать. Бывает так, что карантин затягивается и занятия пропадают. В таком случае, после окончания карантина, чтобы реализовать программу, мы проводим занятия дважды в неделю.
Как и любой образовательный проект, реализация дополнительного образования имеет свои риски. Педагогу важно понимать их и попытаться найти решения для их минимизации. Малыши исследует мир в том числе и вкусовыми рецепторами- что для нас недопустимо. Во время экспериментально-исследовательской деятельности дети могут испачкать или намочить одежду. Частые болезни малышей мешают усвоению программного содержания, и соответственно снижают эффективность. Мы стараемся продумать риски каждого отдельного взятого занятия. Например, когда педагог четко понимает, что сегодня он работает с мелкими деталями, которые могут быть использованы не по назначению — он усиливает контроль именно в этом направлении, если использует сильно пачкающий материал — то педагог переодевает детей в специальные футболочки.
Хотим сказать, что и здесь тоже важное значение имеет увлеченность педагога образовательным процессом. Когда воспитатель любит детей, любит то, что он делает, — риски снижаются сами собой.
Любая работа имеет сложности, в любом деле есть риски. И особенно в организации услуг дополнительного образования в группах для детей раннего возраста.
Тем не менее, смысл организовывать дополнительные образовательные услуги в раннем возрасте есть. Для детей это интересная игра, для педагога инструмент воспитания, развития интеллектуальных способностей, для родителей решение вопроса о дополнительном образовании их детей.
Но организовывать их стоит — обязательно пропуская через себя. Только увлеченный педагог может увлечь за собой детей.
Ключевые слова
дополнительное образование, детский сад, ранний дошкольный возраст, экспериментальная деятельность детейПохожие статьи
Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...
Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте
В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...
Физическое развитие старших дошкольников в условиях семейного воспитания
В статье сделан акцент на актуальности роли семьи в процессе физического развития ребенка- дошкольника, даны рекомендации родителям по организации физического развития дошкольников в условиях семейного воспитания, рассмотрены механизмы, которые помог...
Адаптация дошкольников: первый раз в детский сад
Статья посвящена важному этапу в жизни ребенка и его семьи — первым шагам в детский сад, сопровождающемуся множеством эмоций и возможными трудностями в процессе адаптации. Описываются основные проблемы, такие как разлука с родителями, новые условия и...
Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании (опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада и воспитанников в период самоизоляции)
Статья посвящена дистанционным образовательным технологиям в дошкольном образовании и изучению путей решения проблемы взаимодействия педагогов ДОУ и воспитанников в период самоизоляции. В данной статье мы хотим поделиться опытом работы, которая прово...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Экологическая профориентация в детском саду: как реализовывать данное направление с детьми старшего дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы педагогов с детьми дошкольного возраста в ГБДОУ детском саду № 14 Кронштадтского района Санкт-Петербурга. Описаны результаты проектной деятельности для формирования предпосылок ранней экологической профессиональной ор...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях работы консультационного центра
В статье обсуждаются проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что они нуждаются в коррекционной работе, проведении консультационной и развивающей работы. Также показано, что социализацией детей с ограниченными воз...
Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста
В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Похожие статьи
Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...
Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте
В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...
Физическое развитие старших дошкольников в условиях семейного воспитания
В статье сделан акцент на актуальности роли семьи в процессе физического развития ребенка- дошкольника, даны рекомендации родителям по организации физического развития дошкольников в условиях семейного воспитания, рассмотрены механизмы, которые помог...
Адаптация дошкольников: первый раз в детский сад
Статья посвящена важному этапу в жизни ребенка и его семьи — первым шагам в детский сад, сопровождающемуся множеством эмоций и возможными трудностями в процессе адаптации. Описываются основные проблемы, такие как разлука с родителями, новые условия и...
Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании (опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада и воспитанников в период самоизоляции)
Статья посвящена дистанционным образовательным технологиям в дошкольном образовании и изучению путей решения проблемы взаимодействия педагогов ДОУ и воспитанников в период самоизоляции. В данной статье мы хотим поделиться опытом работы, которая прово...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Экологическая профориентация в детском саду: как реализовывать данное направление с детьми старшего дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы педагогов с детьми дошкольного возраста в ГБДОУ детском саду № 14 Кронштадтского района Санкт-Петербурга. Описаны результаты проектной деятельности для формирования предпосылок ранней экологической профессиональной ор...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях работы консультационного центра
В статье обсуждаются проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что они нуждаются в коррекционной работе, проведении консультационной и развивающей работы. Также показано, что социализацией детей с ограниченными воз...
Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста
В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...