Детское экспериментирование в период развития ребенка
Автор: Гончарова Наталья Геннадьевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 24.07.2018
Статья просмотрена: 430 раз
Библиографическое описание:
Гончарова, Н. Г. Детское экспериментирование в период развития ребенка / Н. Г. Гончарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3500/ (дата обращения: 15.11.2024).
Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам.
Ральф У. Эмерсон
Статья раскрывает одно из важнейших направлений развития ребенка дошкольника познавательно исследовательская деятельность. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира. Детское экспериментирование позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Именно детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно, и поэтому одной из основных задач ДОУ является поддержка и развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям, а также создание необходимых для этого условий.
Ключевые слова: детское экспериментирование, уголок экспериментирования, окружающий мир, активное участие, исследовательская деятельность, неживая природа.
Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник для получения представлений об окружающем мире. Чем старше становится ребенок, тем в большей степени исследовательская деятельность включает в себя все средства осуществления, и соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа слова (восприятия, мышления, речи). Удовлетворяя любознательность наших ребят в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, дети с одной стороны расширяют свои представления о мире, с другой овладевают основополагающими культурными формами упорядочивания опыта:
‒ Причинно-следственными связями;
‒ Родовидовыми понятиями;
‒ Пространственными и временными отношениями позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.
Анализируя выше сказанное, хочется вспомнить слова основоположника экспериментирования Н. Н. Подъякова, который сказал: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период развития ребенка».
Мы давно и целенаправленно работаем над проблемой детского экспериментирования. Организацию этой работы мы ведем по трем направлениям:
‒ Живая природа;
‒ Неживая природа;
‒ Человек.
Вся деятельность направлена на решение следующих задач:
‒ Развитие естественнонаучных представлений;
‒ Наблюдательности;
‒ Любознательности;
‒ Активности;
‒ Мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
‒ Формирование умений комплексно обследовать предмет.
Организуя работу по экспериментированию, мы стараемся охватить все сферы деятельности — НОД, игры, наблюдения, прогулки, режимные моменты. Непосредственно образовательную деятельность проводим с группой, подгруппой или индивидуально. Используем, как совместную деятельность, так и самостоятельную. Помимо всего этого у нас действует «научная лаборатория», клуб «Любознайка». Занятия этого клуба проходят по пятницам, 25–30 минут, мы учитываем уровень развития детей, а также их интересы. Для более успешной организации работы, мы в начале года составили план работы клуба, предлагаем его вашему вниманию. В течение года мы приобрели в группу новинки методической литературы по разделу «Детское экспериментирование», создали библиотечку «Почемучка», в которую входят различные энциклопедии и детская литература познавательного характера. Такая литература способствует развитию интереса детей, учит их задавать вопросы, познавать окружающий мир. Создавая условия для работы, мы подбирали новый и интересный материал.
А также огромное значение имеет оснащения уголка экспериментирования. И поэтому мы поставили пред собой следующие цели задачи:
‒ Создать условия для развития детского экспериментирования;
‒ Оснастить и пополнить базу уголка экспериментирования;
‒ Проявить творческий подход;
‒ Содействовать укреплению связи ДОУ с семьей;
Как ранее, так и теперь, дополняя уголок экспериментирования, мы соблюдали следующие требования:
‒ Безопасность
‒ Доступность
‒ Достаточность.
Для поднятия интереса детей, в нашем уголке теперь живет персонаж «Мудрая ворона». Она очень любит, когда к ней обращаются с вопросами, задает их сама, и очень любит слушать ответы. А еще наши ребята могут примерить на себя «Умную шапку», в которой можно порассуждать, выстроить догадки, высказать предположения, анализировать и делать выводы. Для того чтобы поддержать интерес к экспериментированию, мы придумываем проблемные ситуации, учим ребят задавать вопросы, ставить перед собой цели, достигать результата.
Трудно сказать с какими материалами наши ребята любят работать больше всего, любой из опытов или экспериментов, вызывает у них любопытство и желание узнать что-то новое. За прошедший период мы провели немало опытов и экспериментов:
‒ Овощи, фрукты
‒ Почва
‒ Камни и минералы
‒ Жизнь растений
‒ Свет
‒ Вода
‒ Снег. Лед
‒ Бумага, ткань
‒ Дерево, опилки
‒ Стекло, его свойства
‒ Свойства магнита
‒ Воздух
‒ Часы, время
‒ Части суток.
Естественно, что для таких опытов и экспериментов, требуется большая подготовка, материал для проведения и оборудование. Все это имеется в нашем уголке.
Уголок экспериментирования в нашей группе.
В нашей лаборатории имеется разнообразное оборудование и материал, а так же выделено
- Место для выставки, где хранятся различные коллекции.
- Место для приборов
- Место для хранения материалов (бросовый, природный)
- Место для проведения опытов
- Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.
Уголок экспериментирования делиться на следующие компоненты:
- Компонент дидактический;
- Компонент оборудования;
- Компонент стимулирующий.
В дидактический компонент входят: познавательные книги, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, модели с алгоритмами проведения опытов.
Компонент оборудования представляют приборы помощники: лупы, увеличительные стекла, весы, безмен, песочные и механические часы, компасы, магниты, портновский метр, линейки, треугольники и т. д.
Стимулирующий компонент представлен следующими материалами: разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и различной конфигурации, сита; воронки разного размера; природный материал — шишки, листочки, перья, мох, песок, ракушки, камешки, глина; утилизированный материал — проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки; различные виды бумаги; красители; медицинские материалы и прочие (зеркала, воздушные шары. Масло, соль, сахар. Мука, цветные и прозрачные стекла и пр.-
В уголке экспериментальной деятельности имеются:
‒ Схемы. Таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
‒ Серии картин с изображением природных сообществ;
‒ Книги познавательного характера, атласы;
‒ Тематические альбомы;
‒ Коллекции
‒ Сито, воронки;
‒ Формы для льда
‒ Одежда для проведения опытов — фартуки, резиновые перчатки, тряпки, шапочки, повязки, бахилы
‒ Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
‒ Карточки — подсказки (разрешающие и запрещающие знаки)
‒ Персонаж, наделенный определенными чертами (Мудрая Ворона, Умная Шапка), от имени которых моделируется проблемная ситуация.
Невозможно не отметить роль семьи в воспитательно-образовательном процессе, в частности в поисково-экспериментальной деятельности. Так в начале года мы провели анкетирование среди родителей, с целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей. Исходя из наблюдений родителей за детьми, результаты прошлого года показали, что у всех детей устойчивый интерес к экспериментированию. Мы в свою очередь через беседы, заинтересовали родителей в непосредственно образовательную деятельность, рассказали им, что необходимо поддерживать интерес детей не только в детском саду, но и дома. Так же, используя средства наглядной информации, знакомим родителей с тем, какой деятельностью мы занимаемся в группе (выпуск газеты «Вести от дошколят»).
На протяжении года наши дети совместно с родителями участвовали в конкурсах. Которые мы организовывали в группе:
‒ «Необычные овощи»
‒ «вместе с мамой делаем заготовки»
‒ «Волшебный снеговик»
‒ «Украшение для елочки»
‒ «Звенящие льдинки»
‒ «Очумелые ручки».
Большая часть родителей, с удовольствием участвует в различных конкурсах, а мы считаем, что такие конкурсы и различные творческие задания являются одной из форм познавательно-исследовательского экспериментирования.
То есть такая работа направлена на получение новых сведений и знаний, и наши дети вместе с родителями яркие открытия, развивают познавательную активность и творчество. Например, ребята убедились, что снеговиков можно делать не только из снега, а из поролона, синтепона, коробок, и даже из электрической лампочки. Из всего этого получаются необычные, интересные персонажи. Даже самый обычный помидор может превратиться не только в салат или сок, томатную пасту, а их него можно сделать смешную мордашку в бумажной шляпке из-под кекса.
Самая обычная вода может превратиться в разноцветные звенящие волшебные льдинки, внутри которых заморожены любимые бусы или маленькие машинки. Ну а героев сказок можно вначале нарисовать, а потом украсить блесками, нитками, ватой, разукрасить разной крупой.
Литература:
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. — М.: 2013 Мозаика — Синтез.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. — М.: 2013 ТЦ«Сфера»
- Зыкова О. А. Экспериментирование с живой и неживой природой. — М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
- Михайлова З. А., Бабаева Т. И., Кларина Л. М., Серова З. А. Развитие познавательно — исследовательских умений у старших дошкольников — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
Ключевые слова
исследовательская деятельность, окружающий мир, детское экспериментирование, уголок экспериментирования, активное участие, неживая природаПохожие статьи
Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника
В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...
Открытое тематическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гости к бабушке Арине»
Введение в образовательную деятельность тематического развлечения помогает ребенку ярче почувствовать многообразие окружающего мира и оценить свое место в нем. Участие дошкольника в развлечении предполагает формирование таких качеств личности, как вн...
Сказкотерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста
В данной статье автор рассматривает, как сказотерапия способствует развитию эмоционально-волевой сферы, таких ее компонентов, как самоосознание, саморегуляция, мотивация и социализация. Процесс пересказа и создания собственных сказок помогает детям г...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации
Адаптацией обычно называется процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в живом мире. Адаптация — это активный процесс, к...
Развитие пространственного мышления как неотъемлемый компонент, способствующий изучению дошкольниками основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «Пиктомир»
Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими спос...
Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования
Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...
Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии
Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...
Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры
Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...
Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач
Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...
Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста
На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...
Похожие статьи
Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника
В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...
Открытое тематическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гости к бабушке Арине»
Введение в образовательную деятельность тематического развлечения помогает ребенку ярче почувствовать многообразие окружающего мира и оценить свое место в нем. Участие дошкольника в развлечении предполагает формирование таких качеств личности, как вн...
Сказкотерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста
В данной статье автор рассматривает, как сказотерапия способствует развитию эмоционально-волевой сферы, таких ее компонентов, как самоосознание, саморегуляция, мотивация и социализация. Процесс пересказа и создания собственных сказок помогает детям г...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации
Адаптацией обычно называется процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в живом мире. Адаптация — это активный процесс, к...
Развитие пространственного мышления как неотъемлемый компонент, способствующий изучению дошкольниками основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «Пиктомир»
Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими спос...
Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования
Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...
Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии
Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...
Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры
Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...
Развитие и оценка логического мышления школьников путем решения математических задач
Развитие умственных способностей ребенка имеет особое значение в жизни. Сегодня очень важна готовность ребёнка к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков и конструкций. Основыва...
Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста
На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...