Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Использование квест-технологий в формировании основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)

Дата публикации: 14.11.2018

Статья просмотрена: 534 раза

Библиографическое описание:

Шило, Т. В. Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Использование квест-технологий в формировании основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста» / Т. В. Шило. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14651/ (дата обращения: 26.04.2024).



Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является сегодня одной из ключевых задач дошкольного учреждения.

Особое внимание педагогического коллектива было направлено на поэтапное введение Стандарта в практику работы дошкольного учреждения. На начальном этапе наиболее актуальной для нас проблемой стал поиск эффективных технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса и приведение в соответствие с требованиями ФГОС ДО.

Последнее время широкое распространение в педагогической практике получили квест-технологии, а именно, квест — игры. Они обладают огромным развивающим потенциалом, так как нацелены на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт. Приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели.

Давайте разберемся, что такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?

Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выполнялись в виртуальном мире. В отличии от компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются, и их история не насчитывает и десятилетия.

Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Как видим, это достаточно новое, молодое нововведение, но, несмотря на это, оно уверенно набирает обороты и становится популярным и востребованным направлением.

Образовательный квест — это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.

Идей для квестов может быть много, но самое главное — грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

В представленном педагогическом опыте мы предлагаем нетрадиционный вариант организации развлечения — квест-игра. Основной тематикой для реализации квеста является безопасность жизнедеятельности детей на улицах города.

Чтобы свести к минимуму последствия опасностей, нужно научить детей правилам безопасного поведения на дороге. Решить эти вопросы помогает интересная и разнообразная организация деятельности детей. В нашем детском саду мы использовали квест-игру.

В течение 4 дней — с понедельника по четверг, мы комплексно планировали и вели воспитательно-образовательную работу с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности, а в пятницу провели развлечение. Мы создаем условия для закрепления полученных знаний, умений и навыков безопасного поведения ребёнка на улице. Для этого на территории детского сада мы организовали тематическую станцию, на которых детям предлагаются задания.

Вашему вниманию мы хотим представить квест — проект «Ребенок на улицах города». Исходным принципом реализации данной игры является системный подход к проблеме личной безопасности ребенка на улицах города.

Общие рекомендации по организации квест — игры.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

  1. Доступность — задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
  2. Системность — задания должны быть логически связаны друг с другом.
  3. Эмоциональная окрашенность заданий.
  4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
  5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
  6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить три основных условия:

  1. Игры должны быть безопасными.
  2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
  3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

Форма проведения: Путешествие по станциям.

Материалы иоборудование: маршрутные листы для каждой группы, листы оценивания, вывески — названия станций, оборудование, игрушки, материалы для работы каждой станции, костюмированные атрибуты для ведущих и детей, музыкальное сопровождение.

Время проведения: 50 мин.

Правила:

– Каждая группа должна иметь своё название, девиз, эмблему.

– Каждой группе выдается маршрутные листы, на которых обозначена последовательность посещения станций.

– На каждой станции ведущий предлагает детям выполнить ряд заданий, оценивает результат в баллах (монетах, фишках и т. п.)

– Задания готовят с учётом возраста и уровня развития детей.

– Время нахождения на станции — не более 10 минут.

– На каждую станцию участник может прийти не более 1 раза.

В итоге подсчитывается количество баллов, заработанных каждой группой. Группа, набравшая больше всего баллов, становится победителем.

Ведущие на станциях:

– Воспитатели групп.

– Музыкальный руководитель.

– Инструктор по физической культуре.

– Воспитатель по изодеятельности.

Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и правилах поведения на улицах города: развивать умение адекватно реагировать на сложные ситуации, которые могут возникнуть у ребёнка на улице, дороге.

Задачи:

– Закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения.

– Развивать навыки поведения на дороге, в транспорте, на остановках; способность осознанно следовать правилам движения.

– Упражнять в умении ориентироваться по карте-схеме.

Деятельность осуществлялась по следующим разделам:

– «Дорожные знаки»,

– «Правила дорожного движения для пешеходов»,

– «Правила дорожного движения для водителей»,

– «Город, улица, дорога»,

– «Транспортные средства»

Ход развлечения:

На территории детского сада располагаются станции.

1) Станция спортивная «Автомобильный городок».

2) Станция «Дорожные приключения».

3) Поисковая станция «В поисках клада».

4) Художественная станция «Волшебная карта».

Театрализованная заставка.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать всех собравшихся здесь.

Сегодня нам предстоит очень увлекательное путешествие.

Ведущий: Ребята, слышите кто-то плачет. Кто же это может быть

Ведущий: Здравствуй девочка? Как тебя зовут? Почему ты плачешь?

Катя: Здравствуйте, меня зову Катя. Я возвращалась домой с Волшебного Парка, и вдруг началась сильная буря. Она раздула все дома, перепутала все улицы и теперь я не могу попасть домой.

Ведущий: Катя, тебе нечего бояться, ведь мы с ребятами можем тебе помочь. Наши детки умные, смелые, к тому же они многое знают о городе, его улицах, ПДД.

Ведущий: Ребята, поможем девочке найти дорогу домой? (дети: да!) Тогда оправляемся в интересное путешествие. В добрый путь!

Станция спортивная «Автомобильный городок»

Игра «Стоп — Идите»

Подготовка к игре: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках — по другую.

Правила игры: Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите»

продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.

Игра «Где мое место?»

Подготовка к игре: Конструирование дороги, расстановка на дороге

предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т. п.), соответствующих изученным знакам дорожного движения.

Правила игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения на

нужные знаки. Игра может проводиться в двух вариантах.

  1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность.
  2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.

Игра «Угадай знак»

Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от друга.

Правила игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку.

Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон.

Станция «Дорожные приключения»

Цель: закрепить знания об улице, дороге, дорожных знаках; закрепить знания правил поведения пешеходов, водителей.

Загадки оправилах дорожного движения: (по выбору педагога)

Дидактическая игра «Отгадай дорожный знак»

Ведущий описывает функцию знака, дети выбирают нужный знак из предложенного набора.

Поисковая станция «В поисках клада»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться по схеме группового участка, «читать» символы и условные обозначения.

Ход:

По карте схеме дети ищут «клад», в котором находятся материалы для художественно-продуктивной деятельности, а также бумажные модели автомобилей, дорожных знаков, домов, административных зданий, схема карты города.

Художественная станция «Волшебная карта»

Цель: закреплять умения детей ориентироваться на листе бумаги, моделировать карту города: улицы, дома, дороги, деревья и т. д.: поощрять детей к изготовлению карты города; развивать умение планировать деятельность; развивать умение работать коллективно.

Ход:

Из материала, найденного в «Кладе» предложить детям сделать карту города для Кати.

Станция конечная.

Подведение итогов: составляется общая карта города. Дети показывают по карте девочке Кате дорогу к её дому.

Ожидаемые результаты: данная квест-игра предполагает воспитание у детей знаний и навыков безопасного поведения на улицах города и позволит в дальнейшем ребенку предвидеть опасность, избегать её и при необходимости правильно действовать. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Квест-деятельность может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога.

Литература:

  1. Осяк, С. А. Образовательный квест — современная интерактивная технология / С. А. Осяк // Современные проблемы науки и образования. — 2015г.
  2. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров. — М.: Академия, 2001г.
  3. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2014 г.
  4. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. «Безопасность»: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — Санкт-Петербург «Детство-пресс». 2011 г.
  5. Образцова Т.Н, Подвижные игры для детей. — М.: ООО «Этрол», ООО ИКТЦ «Лада», 2012 г.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, знак, игра, станция, улица города, ведущий, детский сад, дорога, правило игры.

Похожие статьи

Конспект квест-игры по ПДД «Знают правила друзья, значит...»

– закреплять знания о правилах дорожного движения; о безопасном поведении на улицах города; о назначении некоторых дорожных знаков; о световозвращающих повязках (фликерах); их назначении; представления об опасностях на дороге, о необходимости знать и соблюдать...

Маршрутная игра «В поисках дорожных знаков»

ребенок, дорожное движение, детский сад, родитель, ребята, знак, ведущий, правило поведения, дошкольное учреждение, безопасное

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст, проезжая часть, дорога, безопасное поведение.

Сценарий детско-родительской гостиной «Правила дорожного...»

ВЕДУЩИЙ: Изучение правил дорожного движения в детском саду происходит на специальных занятиях, в ходе игр (дидактических, подвижных

ВЕДУЩИЙ: К водителям нашего города, обращаемся с просьбой такой: 1 ребёнок: ПДД соблюдайте тщательно.

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский...

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного Движения через

Значительную часть дня ребёнок дошкольного возраста проводит в детском саду, по этой

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда...

Формирование основ ПДД через дидактическую игру

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного... дорожное движение, ребенок

ВЕДУЩИЙ: Изучение правил дорожного движения в детском саду происходит на...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский...

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых

Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных

Игра-забава «Весёлый светофорчик». Дети встают, воспитатель делит их на две группы...

Спортивное развлечение по ПДД для детей старшей группы...

Проводится игра «Красный, желтый, зеленый». В игре все дети — «пешеходы». Когда Светофор показывает желтый шарик, то все участники встают

Детям представлены фотографии нашего города с изображением людей переходящих улицу в не положенном месте, детям нужно...

«Правила дорожного движения знать должны все без...»

(Дети, соблюдая правила, имитируют движение на дороге. Девочки берут коляски с куклами

ребенок, ведущий, дорога, игра, Правило, пешеход, переход дороги, машина, дорожное

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст...

Сценарий спортивного развлечения по правилам дорожного...

‒ экскурсии по городу, ‒ знакомство с дорожными знаками и правилами дорожного движения, ‒ настольные дидактические игры, ‒ заучивание стихов, песен и танцев, ‒ консультации для родителей по закреплению с детьми правил дорожного движения.

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного... дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад

В процессе игры дети обучаются грамотно переходить проезжую часть автодороги, узнают, что на дорогах существуют специальные...

Похожие статьи

Конспект квест-игры по ПДД «Знают правила друзья, значит...»

– закреплять знания о правилах дорожного движения; о безопасном поведении на улицах города; о назначении некоторых дорожных знаков; о световозвращающих повязках (фликерах); их назначении; представления об опасностях на дороге, о необходимости знать и соблюдать...

Маршрутная игра «В поисках дорожных знаков»

ребенок, дорожное движение, детский сад, родитель, ребята, знак, ведущий, правило поведения, дошкольное учреждение, безопасное

дорожное движение, знак, воспитатель, ребенок, игра, ребята, дошкольный возраст, проезжая часть, дорога, безопасное поведение.

Сценарий детско-родительской гостиной «Правила дорожного...»

ВЕДУЩИЙ: Изучение правил дорожного движения в детском саду происходит на специальных занятиях, в ходе игр (дидактических, подвижных

ВЕДУЩИЙ: К водителям нашего города, обращаемся с просьбой такой: 1 ребёнок: ПДД соблюдайте тщательно.

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский...

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного Движения через

Значительную часть дня ребёнок дошкольного возраста проводит в детском саду, по этой

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда...

Формирование основ ПДД через дидактическую игру

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного... дорожное движение, ребенок

ВЕДУЩИЙ: Изучение правил дорожного движения в детском саду происходит на...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский...

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых

Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных

Игра-забава «Весёлый светофорчик». Дети встают, воспитатель делит их на две группы...

Спортивное развлечение по ПДД для детей старшей группы...

Проводится игра «Красный, желтый, зеленый». В игре все дети — «пешеходы». Когда Светофор показывает желтый шарик, то все участники встают

Детям представлены фотографии нашего города с изображением людей переходящих улицу в не положенном месте, детям нужно...

«Правила дорожного движения знать должны все без...»

(Дети, соблюдая правила, имитируют движение на дороге. Девочки берут коляски с куклами

ребенок, ведущий, дорога, игра, Правило, пешеход, переход дороги, машина, дорожное

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст...

Сценарий спортивного развлечения по правилам дорожного...

‒ экскурсии по городу, ‒ знакомство с дорожными знаками и правилами дорожного движения, ‒ настольные дидактические игры, ‒ заучивание стихов, песен и танцев, ‒ консультации для родителей по закреплению с детьми правил дорожного движения.

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного... дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад

В процессе игры дети обучаются грамотно переходить проезжую часть автодороги, узнают, что на дорогах существуют специальные...