Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)
Автор: Алимова Дарья Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 31.10.2018
Статья просмотрена: 1057 раз
Библиографическое описание:
Алимова, Д. С. Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс) / Д. С. Алимова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14623/ (дата обращения: 26.04.2024).
Тип урока: изучение нового материала в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок-исследование.
Метод: эвристический, объяснительно-иллюстративный.
Модель обучения: базовая (5 класс — 5 часов в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5–9 классы». Авторы М. Т. Баранов, Н. М. Шанский, Т. А. Ладыженская. Москва, «Просвещение», 2009 год.
УМК: учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Москва «Просвещение», 2010 г.
Цель урока: обеспечить восприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладеть способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям.
Ход урока.
— Здравствуйте, ребята! Посмотрите на экран. На нем изображена лестница успеха. Давайте посмотрим, в чем заключается его секрет. Читаем, начиная снизу.
— Так в чем заключается секрет успеха?
— Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов.
1. Лингвистическая сказка.
А теперь попытайтесь определить, очём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)
В некотором царстве, орфографическом государстве,
Жили-были согласные, звонкие и глухие.
Дружно жили, не тужили. Но однажды …
Заспорили звонкий З и глухой С…
Кто главней?
Кому стоять на конце этих приставок?
Попробуйте заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками: БЕЗ- или БЕС-
Ребенок без забот (беззаботный)
Дорога без конца (бесконечная)
З кричал, что звучит сильнее,
С убеждал, что без него тоже не обойтись.
Дело чуть не дошло до драки…
А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!
Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,
Которые всё на свете знали и даже писали правила
Для жителей государства
‒ Какие приставки мы выделим в словах: бесполезный, бесконечный,
безграничный, бездомный?
‒ На какие согласные оканчиваются эти приставки?
Тема урока «Буквы Зи Сна конце приставок»
— Исходя из темы, определите цели урока.
‒ Что мы должны научиться делать на данном уроке?
‒ Что нам поможет правильно писать слова с данной орфограммой?
‒ Как мы графически будем выделять данную орфограмму?
- Научиться определять, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.
- Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм.
- Научиться графически обозначать изученную орфограмму.
Выслушал их мудрец и дал совет… Как вы думаете? Какой?
Повелел мудрец звонкому З стоять в словах перед звонкими согласными, а глухому С — перед глухими, тогда снова наступит мир и лад в государстве. Послушали умного совета жители государства и поныне живут дружно, неотступно следуют правилу, безмерно рады друзьям и бесконечно счастливы!
— Какой урок извлекли из сказки? (Ученики своими словами формулируют правило).
2. Обратимся ктаблице по звонкости-глухости, чтобы понять, как согласные влияют на написание приставок, оканчивающихся на З- иС-.
3. Мы смогли сами сформулировать правило, асейчас обратимся кучебнику. Что же говорят ученые? (дети читают правило).
4. Перед вами алгоритм. Расставьте его шаги внужном порядке.
‒ Если корень начинается с глухого согласного, то пишем С.
‒ Если корень начинается со звонкого согласного, то пишем З.
‒ Определить с глухого или звонкого согласного начинается корень.
‒ Выделите в слове приставку.
‒ Выделить корень.
Запомнить правило поможет песенка из передачи «Радионяня».
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки — это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.5.Физкульминутка.
—Атеперь встаньте и поднимите руки над головой. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на -З-С.
‒ «…Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит,
О расплате думает частенько…»
‒ «…Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду-то без расплаты отправишь».
‒ «…Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь…»
А. С. Пушкин
«Сказка о попе и работнике его Балде».
7. Задание по группам.
Образуйте от данных слов слова сприставками. Обозначьте изучаемую орфограмму:
1 Группа. Приставка РАС-
‒ Тереть
‒ Смотреть
‒ Слышать
‒ Топить
‒ Топтать
Ключ: растереть, рассмотреть, расслышать, растопить, растоптать.
2 Группа. Приставка РАЗ-
‒ Лить
‒ Жечь
‒ Дать
‒ Бить
‒ Нести
Ключ: разлить, разжечь, раздать, разбить, разнести.
6. «Лови ошибку».
Найдите 5 ошибок в написании приставок, оканчивающихся на З-С. Объясните свой выбор, выделите орфограмму.
Безбрежный, безсменный, безвкусный, безсмертный, бесграмотный, бессмысленный, безграничный, безсердечный, беспредельный, бесжалостный, бессильный, беззаботный, беззвучный. Ключ: бессменный, бессмертный, безграмотный, бессердечный, безжалостный.
Знаю ли яправило о правописании слов с приставкой на З — С? |
Как я себя оцениваю |
Допишите предложение: на конце приставки пишется буква З, если _______________________________________________ Допишите предложение: на конце приставки пишется буква С, если _______________________________________________. |
Знаю Не знаю Сомневаюсь |
Умею ли яправильно писать слова с буквами З — С на конце приставок? |
Как я себя оцениваю |
На конце приставки пишется З:______________________________ На конце приставки пишется С: __________________________
|
Знаю Не знаю Сомневаюсь |
8. Самоконтроль.
Самопроверка:
Допишите предложение: на конце приставки пишется буква З, если после приставки стоит звонкая согласная.
Допишите предложение: на конце приставки пишется буква С, если после приставки стоит глухая согласная.
На конце приставки пишется З: 1, 4, 5, 6.
На конце приставки пишется С: 2,3, 7, 8.
8. Рефлексия
Закончи предложение:
а) «Буква З пишется на конце приставок, если…»
б) «Буква С пишется на конце приставок, если …»
Довольны ли вы тем, как прошел урок?
‒ Было ли интересно?
‒ Были ли вы активны?
‒ Было ли трудно?
‒ Сумели ли вы показать свои знания?
12. Домашнее задание.
П. 83, словарные слова, задание на выбор: 1) упр. 444; 2) карточка.
Карточка.
Прочитать текст, вставить подходящие по смыслу приставки; выписать словосочетания сизучаемой орфограммой, графически её обозначить.
У меня под окном палисадник с невысокой чугунной оградой. Зимой дворник убирает улицу и ___гребает за ограду снег, а я бросаю в форточку кусочки хлеба для воробьев. Как только эти пичуги увидят на снегу угощение, так сейчас же ___летаются с разных сторон и ___саживаются на ветках дерева, которое растёт перед окном. Они долго сидят, ___покойно поглядывают по сторонам, но ___пуститься вниз не решаются. Должно быть, их пугают проходящие по улице люди.
Но вот один воробей набрался храбрости, ___летел с ветки и, усевшись на снегу, принялся клевать хлеб. За ним ___летел второй, третий, четвертый… И скоро вся воробьиная стая уже сидит на снегу и клюёт хлеб.
Литература:
- Аванесов Р. И., Ожегов С. И. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2004. — 960 с.
- Влодавская Е. А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. А. Влодавская. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. 380, [4] с. — (Серия «Учебно-методический комплект»).
- Ненашаева Л. В. Статья «Из истории правописания приставок на –З/-С»; журнал «Русский язык в школе № 5», М.: Издательство ООО «Наш язык» 2010 г., стр. 68–72.
- Учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Москва «Просвещение», 2010 г.
Похожие статьи
Префикс «по-» с глаголами движения | Статья в журнале...
Глагольная приставка в русском языке может нести сложную семантику, выражаемую иногда несколькими словообразовательными компонентами. В каждом конкретном случае присоединения приставки эти компоненты могут реализовываться по отдельности или в...
Изучение русских глаголов движения с приставкой в- и способы...
Глаголы движения с приставками в русском языке передают более разнообразные значения по сравнению с персидским языком.
По мнению Ахмади Гиви и Анвари: «приставки — морфемы, стоящие в начале слова или группы слов и придают им новый смысл и в некоторых...
Изучение русских глаголов движения с приставкой под...
Статья посвящена сравнительному анализу глаголов движения с приставкой под-. Анализ рассмотренной конструкции раскрывает способы выражения глаголов движения с приставкой под- в персидском языке.
Интегрированный урок на тему «Различение приставок...»
Какой буквы там не хватает? Какое слово получилось? Как проверить написание буквы «г» в конце слова?
Взаимодействие в работе учителя начальных классов и учителя-логопеда. находить приставки в словах, образовывать новые слова при помощи приставок.
Изучение русских глаголов движения с приставкой от- и способы...
Статья посвящена сравнительному анализу глаголов движения с приставкой от-. Анализ рассмотренной конструкции раскрывает способы выражения глаголов движения с приставкой от- в персидском языке.
Глагол «жить» с разными приставками и их значение...
- Обильность приставок в русском языке. - Многообразие значений русских глагольных приставок.
у + жить+ся: Ожегов: 1) налаживать согласную жизнь с кем-н. ужиться с соседями با همسایهها
Итак, в русском языке глагольные приставки обладают значительным местом.
Рассмотрение ошибок персоговорящих в употреблении глагольных...
Приставка — аффикс, который присоединяется к глагольной основе, и в русском глагольном словообразовании считается сложным и многофункциональным аффиксом. Особенность приставок в образовании разных частей речи с одной стороны, и их многочисленность с...
Проблема переноса слов в начальной школе | Статья в сборнике...
В русском языке существуют определённые правила переноса слов.
При переносе слов с приставками возможны варианты: разы-граться, ра-зыграться.
По правилу переноса слов нельзя оставлять одну букву на предыдущей строке или переносить её на следующую.
Правописание гласных в русских грамматических работах XVI...
Буква ¿ использовалась только перед гласной буквой и в середине слов (развh рgчgн¿й странных (кроме заимствованных слов), "кw Iппархъ, Iматiсм, лgвi, мgрар¿ и проч.), а и - в начале и конце слов перед согласным. Смотрицкий выступает против сложившейся традиции...
Похожие статьи
Префикс «по-» с глаголами движения | Статья в журнале...
Глагольная приставка в русском языке может нести сложную семантику, выражаемую иногда несколькими словообразовательными компонентами. В каждом конкретном случае присоединения приставки эти компоненты могут реализовываться по отдельности или в...
Изучение русских глаголов движения с приставкой в- и способы...
Глаголы движения с приставками в русском языке передают более разнообразные значения по сравнению с персидским языком.
По мнению Ахмади Гиви и Анвари: «приставки — морфемы, стоящие в начале слова или группы слов и придают им новый смысл и в некоторых...
Изучение русских глаголов движения с приставкой под...
Статья посвящена сравнительному анализу глаголов движения с приставкой под-. Анализ рассмотренной конструкции раскрывает способы выражения глаголов движения с приставкой под- в персидском языке.
Интегрированный урок на тему «Различение приставок...»
Какой буквы там не хватает? Какое слово получилось? Как проверить написание буквы «г» в конце слова?
Взаимодействие в работе учителя начальных классов и учителя-логопеда. находить приставки в словах, образовывать новые слова при помощи приставок.
Изучение русских глаголов движения с приставкой от- и способы...
Статья посвящена сравнительному анализу глаголов движения с приставкой от-. Анализ рассмотренной конструкции раскрывает способы выражения глаголов движения с приставкой от- в персидском языке.
Глагол «жить» с разными приставками и их значение...
- Обильность приставок в русском языке. - Многообразие значений русских глагольных приставок.
у + жить+ся: Ожегов: 1) налаживать согласную жизнь с кем-н. ужиться с соседями با همسایهها
Итак, в русском языке глагольные приставки обладают значительным местом.
Рассмотрение ошибок персоговорящих в употреблении глагольных...
Приставка — аффикс, который присоединяется к глагольной основе, и в русском глагольном словообразовании считается сложным и многофункциональным аффиксом. Особенность приставок в образовании разных частей речи с одной стороны, и их многочисленность с...
Проблема переноса слов в начальной школе | Статья в сборнике...
В русском языке существуют определённые правила переноса слов.
При переносе слов с приставками возможны варианты: разы-граться, ра-зыграться.
По правилу переноса слов нельзя оставлять одну букву на предыдущей строке или переносить её на следующую.
Правописание гласных в русских грамматических работах XVI...
Буква ¿ использовалась только перед гласной буквой и в середине слов (развh рgчgн¿й странных (кроме заимствованных слов), "кw Iппархъ, Iматiсм, лgвi, мgрар¿ и проч.), а и - в начале и конце слов перед согласным. Смотрицкий выступает против сложившейся традиции...