Перспективный план работы учителя-дефектолога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Барсукова О. В. Перспективный план работы учителя-дефектолога [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 49-51. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14592/ (дата обращения: 20.10.2019).



Основная цель работы — планирование, организация и проведение работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, которые испытывают трудности при освоении программного материала; профилактика вторичных проявлений, вызванных основным нарушением.

Задачи:

  1. Проведение всестороннего изучение особенностей развития ребенка (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы).
  2. Оказание психокоррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
  3. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми, с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей (в том числе работа по абилитации и реабилитации).
  4. Оказание консультативной и методической помощи субъектам образовательного процесса.
  5. Повышение уровня специальных знаний в области коррекционной педагогики путем самообразования, участия в методических объединениях, семинарах.
  6. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций.
  7. Психолого-педагогическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Основные рабочие программы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). — М.: Мозаика-Синтез, 2014; Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»; С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»; Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына «Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития»; Шевченко С. Г. «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты»; Неретина Т. Г. «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного учреждения»; Иванова Т. Б., Илюхина В. А., Кошулько М. А. «Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР»; Е. А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»; Стребелева Е. А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»; Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»; П. Л. Жиянова «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна».

Содержание работы

Форма проведения

Исполнители

Предполагаемые сроки исполнения

  1. Диагностическая деятельность

1

Наблюдение за адаптационным периодом с целью выявления и профилактики дезадаптации

Проведение следящей диагностики за детьми во время режимных моментов, различных видах деятельности

Воспитатели,

педагог-психолог,

учитель-дефектолог

Декабрь

2

Первичное дефектологическое обследование детей с целью установления степени выраженности нарушений в развитии, выявление особенностей развития детей

Индивидуальная работа, анализ продуктов деятельности

Учитель-дефектолог

Декабрь

3

Психолого-педагогический мониторинг, выявление особенностей динамики развития детей

Индивидуальная работа, анализ продуктов деятельности, педагогическое наблюдение

Учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед

В течение учебного года

4

Итоговое дефектологическое обследование, отражение результатов в карте развития ребенка

Индивидуальная работа

Учитель-дефектолог

Май — июнь

2. Коррекционно-развивающая деятельность

1

Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ (в соответствии со структурой нарушения)

Индивидуальная работа

Учитель-дефектолог

В течение учебного года

2

Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми-инвалидами

Индивидуальная работа

Учитель-дефектолог

В течение учебного года

3

Проведение групповых, подгрупповых коррекционно-развивающих занятий по ведущему нарушению

Подгрупповая работа

Учитель-дефектолог

В течение учебного года

3. Взаимодействие ссубъектами образовательного процесса

1

Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей)

Индивидуальное консультирование

Учитель-дефектолог

В течение учебного года

2

Консультирование педагогов

Индивидуальное консультирование, групповое консультирование

Учитель-дефектолог

В течение учебного года

3

Повышение уровня психолого-педагогической подготовки педагогов, формирование у них способности интегрировать дефектологические знания в педагогической работе

Выступления на методических объединениях, педсоветах

Учитель-дефектолог

В течение учебного года

4

Посещение родительских собраний, организация теоретических и практических семинаров, консультаций, презентаций

Консультирование, беседы, информационные и раздаточные листы, стенд

Учитель-дефектолог

В течение учебного года

4. Организационно-методическая, экспертная ианалитическая работа

1

Обработка и анализ данных мониторинга, дефектологических и психолого-педагогических обследований

Аналитическая работа

Учитель-дефектолог

В течение учебного года

2

Разработка и составление индивидуальных, подгрупповых коррекционно-развивающих занятий

Ведение профессиональной документации

Учитель-дефектолог

В течение учебного года

3

Оформление индивидуальных папок и карты развития

Ведение профессиональной документации

Учитель-дефектолог

В течение учебного года

4

Сбор информации и необходимых анамнестических данных

Изучение и анализ документации

Учитель-дефектолог

В течение учебного года

5

Построение коррекционных программ в соответствии со структурой нарушения развития детей

Ведение профессиональной документации

Учитель-дефектолог

В течение учебного года

6

Экспертиза и анализ комфортности и безопасности образовательной среды, средств и методов образовательной деятельности

Экспертная и аналитическая работа

Учитель-дефектолог, педагог-психолог

В течение учебного года

7

Распространение опыта работы. Работа над сайтом, семинары, публикации

Трансляция опыта работы

Учитель-дефектолог

В течение учебного года

8

Анализ процесса коррекционного воздействия, оценка эффективности проделанной работы

Изучение и анализ документации

Учитель-дефектолог

В течение учебного года

9

Осуществление междисциплинарного сотрудничества со специалистами ПМП консилиума

Взаимодействие

Администрация, специалисты

В течение учебного года

10

Оборудование кабинета, систематическое оснащение кабинетов необходимым дидактическим материалом

Подготовка рабочего помещения, организация

Администрация, специалисты

В течение учебного года

Основные термины (генерируются автоматически): течение, индивидуальная работа, профессиональная документация, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, образовательная среда, индивидуальное консультирование, психическое развитие, социальная адаптация, аналитическая работа.

Похожие статьи

Роль биоэкологических понятий в психологической адаптации лиц...

ограниченная возможность здоровья, психическое развитие, психологическая адаптация, уровень адаптации, окружающая среда, образовательный процесс, число обучающихся, развитие, ребенок, социальная адаптация.

Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья...

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья (инвалидность), достигает примерно 15 % от...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и...

Содержание психолого-педагогического сопровождения...

психологическое консультирование, в процессе которого оказывается психологом помощь

Итак, психолого-педагогическое сопровождение профессионального здоровья педагога

8. Кригер Е. Э. Проблема развития профессионального здоровья педагога как предмет...

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...

Ключевые слова: образовательная среда, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная образовательная среда

Образовательная среда является частью социальной среды и в наиболее общем виде определяется как «сфера социальной жизни и...

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего...

индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого

Именно этот фактор делает возможным ввести в образовательный процесс детей раннего

В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории...

Во всех странах и любой общественной группе есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими детьми должен получать...

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект... | Молодой ученый

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Авторы: Жукова Татьяна Владимировна, Полюхова Екатерина Валентиновна, Коробкова Людмила Васильевна, Костина Елена Леонидовна. Создание здоровьесберегающей среды в группе как...

Работа социального педагога в образовательном учреждении...

В статье отражена система работы социального педагога с неблагополучными семьями, в образовательном учреждении.

консультирование — это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным...

Социально-педагогическая работа с семьями детей...

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Помощь социального педагога родителям состоит в консультировании, организации психологических тренингов, обучении обращению с ребенком, организации...

Похожие статьи

Роль биоэкологических понятий в психологической адаптации лиц...

ограниченная возможность здоровья, психическое развитие, психологическая адаптация, уровень адаптации, окружающая среда, образовательный процесс, число обучающихся, развитие, ребенок, социальная адаптация.

Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья...

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья (инвалидность), достигает примерно 15 % от...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и...

Содержание психолого-педагогического сопровождения...

психологическое консультирование, в процессе которого оказывается психологом помощь

Итак, психолого-педагогическое сопровождение профессионального здоровья педагога

8. Кригер Е. Э. Проблема развития профессионального здоровья педагога как предмет...

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...

Ключевые слова: образовательная среда, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная образовательная среда

Образовательная среда является частью социальной среды и в наиболее общем виде определяется как «сфера социальной жизни и...

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего...

индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого

Именно этот фактор делает возможным ввести в образовательный процесс детей раннего

В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории...

Во всех странах и любой общественной группе есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими детьми должен получать...

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект... | Молодой ученый

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Авторы: Жукова Татьяна Владимировна, Полюхова Екатерина Валентиновна, Коробкова Людмила Васильевна, Костина Елена Леонидовна. Создание здоровьесберегающей среды в группе как...

Работа социального педагога в образовательном учреждении...

В статье отражена система работы социального педагога с неблагополучными семьями, в образовательном учреждении.

консультирование — это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным...

Социально-педагогическая работа с семьями детей...

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Помощь социального педагога родителям состоит в консультировании, организации психологических тренингов, обучении обращению с ребенком, организации...