Перспективный план работы учителя-дефектолога
Автор: Барсукова Оксана Васильевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 07.11.2018
Статья просмотрена: 4950 раз
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Перспективный план работы учителя-дефектолога / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14592/ (дата обращения: 26.04.2024).
Основная цель работы — планирование, организация и проведение работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, которые испытывают трудности при освоении программного материала; профилактика вторичных проявлений, вызванных основным нарушением.
Задачи:
- Проведение всестороннего изучение особенностей развития ребенка (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы).
- Оказание психокоррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
- Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми, с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей (в том числе работа по абилитации и реабилитации).
- Оказание консультативной и методической помощи субъектам образовательного процесса.
- Повышение уровня специальных знаний в области коррекционной педагогики путем самообразования, участия в методических объединениях, семинарах.
- Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций.
- Психолого-педагогическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Основные рабочие программы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). — М.: Мозаика-Синтез, 2014; Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»; С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»; Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына «Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития»; Шевченко С. Г. «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты»; Неретина Т. Г. «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного учреждения»; Иванова Т. Б., Илюхина В. А., Кошулько М. А. «Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР»; Е. А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»; Стребелева Е. А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»; Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»; П. Л. Жиянова «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна».
№ |
Содержание работы |
Форма проведения |
Исполнители |
Предполагаемые сроки исполнения |
|
|
|||
1 |
Наблюдение за адаптационным периодом с целью выявления и профилактики дезадаптации |
Проведение следящей диагностики за детьми во время режимных моментов, различных видах деятельности |
Воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог |
Декабрь |
2 |
Первичное дефектологическое обследование детей с целью установления степени выраженности нарушений в развитии, выявление особенностей развития детей |
Индивидуальная работа, анализ продуктов деятельности |
Учитель-дефектолог |
Декабрь |
3 |
Психолого-педагогический мониторинг, выявление особенностей динамики развития детей |
Индивидуальная работа, анализ продуктов деятельности, педагогическое наблюдение |
Учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед |
В течение учебного года |
4 |
Итоговое дефектологическое обследование, отражение результатов в карте развития ребенка |
Индивидуальная работа |
Учитель-дефектолог |
Май — июнь |
|
2. Коррекционно-развивающая деятельность |
|||
1 |
Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ (в соответствии со структурой нарушения) |
Индивидуальная работа |
Учитель-дефектолог |
В течение учебного года |
2 |
Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми-инвалидами |
Индивидуальная работа |
Учитель-дефектолог |
В течение учебного года |
3 |
Проведение групповых, подгрупповых коррекционно-развивающих занятий по ведущему нарушению |
Подгрупповая работа |
Учитель-дефектолог |
В течение учебного года |
|
3. Взаимодействие ссубъектами образовательного процесса |
|||
1 |
Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) |
Индивидуальное консультирование |
Учитель-дефектолог |
В течение учебного года |
2 |
Консультирование педагогов |
Индивидуальное консультирование, групповое консультирование |
Учитель-дефектолог |
В течение учебного года |
3 |
Повышение уровня психолого-педагогической подготовки педагогов, формирование у них способности интегрировать дефектологические знания в педагогической работе |
Выступления на методических объединениях, педсоветах |
Учитель-дефектолог |
В течение учебного года |
4 |
Посещение родительских собраний, организация теоретических и практических семинаров, консультаций, презентаций |
Консультирование, беседы, информационные и раздаточные листы, стенд |
Учитель-дефектолог |
В течение учебного года |
|
4. Организационно-методическая, экспертная ианалитическая работа |
|||
1 |
Обработка и анализ данных мониторинга, дефектологических и психолого-педагогических обследований |
Аналитическая работа |
Учитель-дефектолог |
В течение учебного года |
2 |
Разработка и составление индивидуальных, подгрупповых коррекционно-развивающих занятий |
Ведение профессиональной документации |
Учитель-дефектолог |
В течение учебного года |
3 |
Оформление индивидуальных папок и карты развития |
Ведение профессиональной документации |
Учитель-дефектолог |
В течение учебного года |
4 |
Сбор информации и необходимых анамнестических данных |
Изучение и анализ документации |
Учитель-дефектолог |
В течение учебного года |
5 |
Построение коррекционных программ в соответствии со структурой нарушения развития детей |
Ведение профессиональной документации |
Учитель-дефектолог |
В течение учебного года |
6 |
Экспертиза и анализ комфортности и безопасности образовательной среды, средств и методов образовательной деятельности |
Экспертная и аналитическая работа |
Учитель-дефектолог, педагог-психолог |
В течение учебного года |
7 |
Распространение опыта работы. Работа над сайтом, семинары, публикации |
Трансляция опыта работы |
Учитель-дефектолог |
В течение учебного года |
8 |
Анализ процесса коррекционного воздействия, оценка эффективности проделанной работы |
Изучение и анализ документации |
Учитель-дефектолог |
В течение учебного года |
9 |
Осуществление междисциплинарного сотрудничества со специалистами ПМП консилиума |
Взаимодействие |
Администрация, специалисты |
В течение учебного года |
10 |
Оборудование кабинета, систематическое оснащение кабинетов необходимым дидактическим материалом |
Подготовка рабочего помещения, организация |
Администрация, специалисты |
В течение учебного года |
Похожие статьи
Роль биоэкологических понятий в психологической адаптации лиц...
ограниченная возможность здоровья, психическое развитие, психологическая адаптация, уровень адаптации, окружающая среда, образовательный процесс, число обучающихся, развитие, ребенок, социальная адаптация.
Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья...
Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья (инвалидность), достигает примерно 15 % от...
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...
Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и...
Содержание психолого-педагогического сопровождения...
психологическое консультирование, в процессе которого оказывается психологом помощь
Итак, психолого-педагогическое сопровождение профессионального здоровья педагога
8. Кригер Е. Э. Проблема развития профессионального здоровья педагога как предмет...
Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...
Ключевые слова: образовательная среда, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная образовательная среда
Образовательная среда является частью социальной среды и в наиболее общем виде определяется как «сфера социальной жизни и...
Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего...
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
Именно этот фактор делает возможным ввести в образовательный процесс детей раннего
В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления...
Проектирование индивидуальной образовательной траектории...
Во всех странах и любой общественной группе есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими детьми должен получать...
Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект... | Молодой ученый
Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Авторы: Жукова Татьяна Владимировна, Полюхова Екатерина Валентиновна, Коробкова Людмила Васильевна, Костина Елена Леонидовна. Создание здоровьесберегающей среды в группе как...
Работа социального педагога в образовательном учреждении...
В статье отражена система работы социального педагога с неблагополучными семьями, в образовательном учреждении.
– консультирование — это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным...
Социально-педагогическая работа с семьями детей...
Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Помощь социального педагога родителям состоит в консультировании, организации психологических тренингов, обучении обращению с ребенком, организации...
Похожие статьи
Роль биоэкологических понятий в психологической адаптации лиц...
ограниченная возможность здоровья, психическое развитие, психологическая адаптация, уровень адаптации, окружающая среда, образовательный процесс, число обучающихся, развитие, ребенок, социальная адаптация.
Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья...
Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья (инвалидность), достигает примерно 15 % от...
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...
Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и...
Содержание психолого-педагогического сопровождения...
психологическое консультирование, в процессе которого оказывается психологом помощь
Итак, психолого-педагогическое сопровождение профессионального здоровья педагога
8. Кригер Е. Э. Проблема развития профессионального здоровья педагога как предмет...
Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...
Ключевые слова: образовательная среда, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная образовательная среда
Образовательная среда является частью социальной среды и в наиболее общем виде определяется как «сфера социальной жизни и...
Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего...
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
Именно этот фактор делает возможным ввести в образовательный процесс детей раннего
В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления...
Проектирование индивидуальной образовательной траектории...
Во всех странах и любой общественной группе есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими детьми должен получать...
Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект... | Молодой ученый
Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Авторы: Жукова Татьяна Владимировна, Полюхова Екатерина Валентиновна, Коробкова Людмила Васильевна, Костина Елена Леонидовна. Создание здоровьесберегающей среды в группе как...
Работа социального педагога в образовательном учреждении...
В статье отражена система работы социального педагога с неблагополучными семьями, в образовательном учреждении.
– консультирование — это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным...
Социально-педагогическая работа с семьями детей...
Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Помощь социального педагога родителям состоит в консультировании, организации психологических тренингов, обучении обращению с ребенком, организации...