Коллективные формы работы на уроках в начальной школе — условие успешного обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коллективные формы работы на уроках в начальной школе — условие успешного обучения / О. В. Абдрахманова, О. В. Иванова, В. В. Игнатьев [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14591/ (дата обращения: 16.10.2024).



В последние годы произошли огромные изменения в представлении о целях образования. Главной целью педагогической деятельности стало не признание знаний, умений и навыков, как итогов обучения, а формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т. е. универсальные учебные действия. Одним из блоков УУД являются коммуникативные учебные действия. Низкий уровень формирования коммуникативных учебных действий не позволяет учащимся легко адаптироваться в современном обществе. Поэтому учителя в своей практике широко используют коллективные способы обучения.

Коллективным способом обученияявляется такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения вдинамических парах, когда каждый учит каждого.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.

Групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Дети любят данную форму, потому что она позволяет общаться на уроке с одноклассниками, что очень важно, особенно в 4 классе.

Подготовкой к работе в группе, является работа в парах.

Работа впарах — форма организации деятельности учащихся, которая помогает что обучить учебному сотрудничеству.

Работу в парах можно организовывать и в процессе изучения нового материала, и в процессе закрепления, и в процессе контроля, т. е. парная работа может быть организована на различных этапах урока.

Работу в парах можно и нужно вводить уже с первого класса, с работы в паре «учитель-ученик». Наиболее популярными приемами, которые может использовать учитель, являются:

1) задачи, которые не имеют решения;

2) задачи — «ловушки»;

3) задачи с недостающими данными;

4) задачи с лишними данными.

Работа в такой паре помогает ребенку узнать нормы общения, овладеть навыками выдвижения гипотез, их аргументации. Учитель показывает пример взаимодействия в парах, показывает, как сесть, как слушать, как помогать товарищу и как, «не обидев», указать на ошибку.

Особое внимание следует уделить формированию пар. Самый легкий способ — формирование пар из учащихся, сидящих за одной партой или по вариантам. Учащиеся хорошо относятся к формированию пар по жеребьевке или по желанию. При формировании пар следует учитывать, что низкая эффективность у пар, созданных из «слабых» учеников или учеников с низкой активностью

Алгоритм обучения учащихся работе в паре

  1. Постановка цели работы перед учащимися.
  2. Распределение ролей. (Рассказчик и слушатель)
  3. Самостоятельная работа учащихся. Пересказ в парах
  4. Самоанализ

‒ Что получилось?

‒ Когда было легко?

‒ Когда было трудно?

  1. Выступление перед классом 1–2 пар учащихся по желанию

Вариантов работы в парах великое множество:

1) ученики получают одинаковое задание, самостоятельно выполняют его, затем обмениваются решениями и проверяют их. Если допущена ошибка, ученики помогают друг другу ее исправить;

2) обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к учителю за помощью.

Парное обучение обладает свойством мотивировать учеников к учению. Ведь они становятся «учителями», а для этого нужно хорошо понимать материал.

Парная работа сменяется групповой.

Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

1) задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи ;

2) содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.

Как объединять детей в группы.

‒ самому слабому нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный;

‒ самых развитых детей не следует надолго объединять со слабыми, им нужны равные;

‒ не следует создавать группы с детьми со слабой самоорганизацией

Для срабатывания групп необходимо минимум 3–5 занятий. Поэтому не стоит часто пересаживать учащихся, но и закреплять состав надолго тоже не стоит. Смена состава групп поможет учащимся найти способы взаимодействия с разными детьми.

При работе в группе важно распределить роли. На начальном этапе знакомства с данной формы работы, роли определяет учитель, а в дальнейшем эти роли определяют сами учащиеся. Важно, чтобы каждый учащийся внес свой вклад в работу группы, поэтому роли могут быть самые разные («Докладчик», «Иллюстратор», «Режиссер» и многие другие). При таком распределении ролей, каждый ребенок несет личную ответственность за свое «дело» и старается не подвести группу.

Затем формулируются общие правила работы в группах:

‒ не говорить всем одновременно;

‒ выслушать мнение каждого;

‒ если не согласен с мнением — аргументируй;

‒ обращаться к говорящему лично по имени;

‒ если не понял — переспроси.

Правила могут быть различными, они могут меняться. Для формулирования правил необходим анализ работы в группе («Что помогло в работе?», «Что помешало работе?»)

Работа в группе складывается из нескольких элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

‒ постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). Может быть реализована учителем или самими учащимися;

‒ инструктаж о последовательности работы (дает учитель в устной форме или в виде инструкции);

‒ раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

‒ знакомство с материалом, планирование работы в группе;

‒ распределение заданий внутри группы;

‒ индивидуальное выполнение задания;

‒ обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

‒ обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

‒ подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

‒ сообщение о результатах работы в группах;

‒ общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Основная цель групповой работы –развитие мышления учащихся, а развивать мышление — значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

‒ возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

‒ на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

‒ ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

‒ возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

‒ меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

‒ возрастает сплочённость класса;

‒ растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

‒ учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Применение в практике парной и групповой работы задает направление развитию способностей учащихся к самостоятельности, креативности, рефлексивности, самообразованию, формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.

Литература:

  1. Бухалко, Н. И. Групповая работа на уроках русского языка во 2м классе / Н. И. Бухалко // Начальная школа плюс До и После. –2008. — № 4.
  2. Кудряшова, Т. Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т. Г. Кудряшова, О. В. Чиханова //Начальная школа плюс До и После. — 2007. –№ 3.
  3. Кузнецова, И. В. Почему нужно работать в группах? / И. В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. — 2002.– № 11.
  4. Савушкина, Т. П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т. П. Савушкина // Завуч начальной школы. — 2008. –№ 4.
  5. Танцоров, С. Групповая работа в развивающем обучении / С. Танцоров. — Рига, 1997.
  6. Цукерман, Г. А. Зачем детям учиться вместе? / Г. А. Цукерман. — М.: Просвещение,1985.
  7. Современные технологии оценки деятельности учащихся в ОУ» (ноябрь 2005г.).
Основные термины (генерируются автоматически): группа, групповая работа, пар, работа, формирование пар, ребенок, учащийся, ученик, учитель, групповое задание.