Межличностные отношения как отражение работы в группах
Авторы: Бабкина Татьяна Николаевна, Радостева Светлана Александровна, Талюк Анастасия Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 12.01.2015
Статья просмотрена: 154 раза
Библиографическое описание:
Бабкина, Т. Н. Межличностные отношения как отражение работы в группах / Т. Н. Бабкина, С. А. Радостева, А. В. Талюк. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7109/ (дата обращения: 16.10.2024).
Тот, кто думает, что может обойтись без других — сильно ошибается.
Тот кто думает, что другие не смогут обойтись без него, ошибается еще сильнее.
(Ларошфуко)
Современная школа — это большой коллектив людей: учеников, учителей, родителей, объединённых важным государственным делом — образование детей, подготовкой их к жизни в обществе, к выбору профессии, к трудовой деятельности. Она занимается воспитанием у детей таких качеств, как чувства товарищества (солидарности), самокритичности, требовательности к себе и другим, благородства, взаимопонимания, уважения к старшим и т. д.
Успешная учёба очень важна для школьника, его родителей и общества в целом. Разносторонние знания помогают ему стать образованным человеком. Участие в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах открывает путь в высшие учебные заведения, в науку.
Для развития индивида как личности только группа представляется незаменимой, особенно, если группа представляет собой сплочённый высокоразвитый коллектив, поэтому учебную группу следует прежде всего рассматривать как коллектив, занимающийся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий — как процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.
Групповая форма организации учебной работы на уроке изначально предполагает подготовительные мероприятия и действия:
- на первоначальном этапе урока класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, или учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;
- каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, выполняя его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;
- на протяжении урока состав группы может меняться, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;
- в конце урока учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы (оценивает как учитель, так и члены группы).
Таким образом, оценивается не только результат выполнения поставленной задачи на уроке, но и работа группы.
Важно определить систему оценок: будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка. Но она не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы.
Положительное воздействие на ученика группы в том, что:
- отношения между детьми, складывающиеся в группах, приучают их выполнять существующие социальные нормы, которые несут в себе ценностные ориентиры, устанавливающиеся личностью;
- группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки;
- от участников группы ученик получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять всё положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков;
- группа даёт ребёнку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.
- ребята оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микро коллективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.
Межличностное общение в учебном процессе — это обсуждение вопросов, которые так важны для решения поставленной проблемы на уроке, общение, которое сближает ребят, создаёт между ними доверительные отношения, что повышает мотивацию путём включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении.
Ведь развитие ребёнка в обществе создаёт такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, которая наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. А индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях и т. д.
Между принятием СЕБЯ, принятием ДРУГИХ и принятием ВАС другими людьми существует определённая связь. Следовательно, восприятие себя и восприятие других — основа межличностных отношений. Всё это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями в микро группе.
Виды групповых работ:
- урок — конференция: подготовка состоит из следующих этапов:
1. Тема и план занятия даются ребятам за две — три недели;
2. Класс разбивается на творческие группы по 5–6 человек;
3. Каждая группа выбирает один из вопросов и подбирает литературу, знакомится с материалом;
4. Распределяются обязанности в группе;
5. За несколько дней до конференции с каждой группой проводится консультация.
- урок — дискуссия: формированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила:
1. Вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;
2. В споре не допускать тона превосходства;
3. Грамотно и четко ставить вопросы;
4. Формулировать главные выводы.
В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Оскорбления, упреки, недоброжелательность в отношении к своим товарищам не должны присутствовать в споре.
- урок — соревнование: форма проведения таких уроков самая различная: КВН, «Брейн-ринг», «Звездный час» и др. В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа:
1. Подготовительный: для участия в соревновании класс разбивается на команды. Каждой команде даются одни и те же задания с таким расчётом, чтобы число заданий было равно числу участников команд;
2. Игровой: регламентированные правила игровых действий способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры;
3. Подведение итогов: игра имеет определенный результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся.
Условия применения группой работы:
- внешние условия: число участников группы не должно быть слишком большим, в аудитории должно быть достаточно места для перемещения групп;
- социальные и воспитательные условия: состав группы должен включать сильных и слабых учеников, а распределение обязанностей касалось всех участников группы;
- условия, касающиеся содержания занятий: работа может применяться только для группового выполнения и последующего обсуждения;
- групповая рефлексия: организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают: удалось ли им достичь поставленных целей, какие из действий групп и её участников были эффективны, т. к. цель групповой рефлексии — повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы, увеличить его возможный вклад в достижение общих целей.
Факторы, влияющие на эффективность работы групп:
- групповые нормы — неформальные правила, которые устанавливают члены группы с целью регламентирования поведения каждого члена группы;
- размер группы — от 6 –10 человек принимают более удачные решения, чем большие, но малые группы от 2–5 человек имеют больше возможностей достичь консенсуса в противоречивых вопросах;
- состав группы — вынесение решений вопросов на рассмотрение группы должно рассматриваться с разных точек зрения, учитывая мнение каждого;
- сплочённость — должна присутствовать симпатия каждого члена группы по отношению к другим и желание быть членом данной группы;
- конфликтность — разнообразие мнений способствует более эффективному решению проблем, но повышает риск вероятности конфликта;
- статус членов группы — статус личности в группе может определяться рядом факторов: по возрастным критериям, по успеваемости, информированности и т. д.
Конечно, успех групповой работы зависит от того, как быстро каждый член группы приспособится к темпу работы других членов, насколько он правильно понимает их, ясно формулирует свои мысли и желания, соотнося их с заданиями.
Но и сам учитель может участвовать в работе группы, предлагая участникам разные варианты ответов, т. е. выступать в роли наставника, который хочет организовать эффективную групповую работу.
От мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый её участник в отдельности ощущал его заботу, его заинтересованность в успехе. Ему нельзя оказывать давление на участников, мешая им высказываться. Нельзя исправлять или критиковать высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, т. к. эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме. Он должен выражать заинтересованность в успехе как сильных так и слабых учащихся, вселять уверенность.
Типы групп:
- разнородные группы: формируются по принципу: один «сильный», два «средних» и один «слабый» ученик, при этом в группе желательно присутствие девочек и мальчиков. Достоинства данного типа:
1. Обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями;
2. «Слабые» попадают под опеку «сильных» и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта;
3. В каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в группах.
- тематические группы: в состав входят ученики с разными точками зрения.
- базовые группы: формируемая учителем на длительный срок, в соответствии с некоторыми принципами:
1. Группы формируются в начале учебного года/четверти/месяца;
2. Группа должна быть разнородной, т. к необходимо избегать наличия в одной группе учеников, которые своим чрезмерным общением друг с другом могут помешать эффективной работе.
- произвольные группы, которые подразумевают деление на группы по произвольному признаку (месяц рождения, любимый цвет и т. п.). Преимущества типа:
1. Гарантируется максимальная объективность деления на группы, поскольку оно носит случайный характер;
2. Уместно использовать такой способ деления групп в начале первого года обучения, когда ученики еще плохо знают друг друга;
3. Процесс формирования групп таким способом вносит разнообразие и элемент игры;
4. При временном переходе из базовой группы в произвольную ученики получают разные социальные роли.
Так чему жеучит групповая работа?
- сотрудничать,
- ставить вопросы,
- решать проблемы,
- договариваться,
- слушать других,
- убеждать других,
- отвечать за себя.
Итак, групповая работа способствует развитию коммуникативной компетентности и даёт возможность для самореализации в конкретном виде работы. Только в сотрудничестве (ученик — субъект + объект) легче учесть индивидуальные потребности, интересы и способности ребёнка. Такая форма работы может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала.
Литература:
1. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. — 2005. — № 8. — С.3–28.
2. Лиймет Х. Й. Групповая работа на уроках. — М., 1975.
3. Селевко Г. К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 101–114.
4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М., 2001. — С. 154–178.
5. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников — М., 1977