Использование в коррекционно-логопедической работе здоровьесберегающих технологий на материале авторских стихотворных текстов
Авторы: Исаева Елена Викторовна, Рябова Галина Андреевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 18.06.2018
Статья просмотрена: 20 раз
Библиографическое описание:
Исаева, Е. В. Использование в коррекционно-логопедической работе здоровьесберегающих технологий на материале авторских стихотворных текстов / Е. В. Исаева, Г. А. Рябова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14375/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современных условиях проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей приобретает глобальный характер, поэтому, при осуществлении коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи, возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент соматически ослабленных детей, у большинства из них имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушения дыхания (поверхностное, ключичное дыхание), нарушения артикуляционной моторики. Также у детей наблюдается повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а именно использовать здоровьесберегающие технологии, такие как: артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, мимическая гимнастика, элементы логоритмики, физминутки.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Глубоко ошибочное мнение многих родителей и даже педагогов о том, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, что ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением. Именно это ошибочное мнение часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие дефекты звукопроизношения.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности органов речевого аппарата.
Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических: процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. Поэтому так необходимо обучать детей выполнению артикуляционных, дыхательных, мимических упражнений.
У детей с нарушениями в развитии речи также наблюдается недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.
В дошкольном возрасте у детей с нарушениями речи выявляется отставание в развитии общей и, особенно, мелкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации — согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.
Учеными доказано, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. При работе кисти и пальцев в коре возбуждается соответствующий центр. Функция руки и речи развиваются параллельно. Это должно использоваться в работе с детьми и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи дошкольника. Поэтому очень важно развивать мелкую моторику, а учитывая, что ведущий вид деятельности дошкольника — это игровая деятельность, то и развивать мелкую моторику необходимо в игровой деятельности, организуя различные пальчиковые игры.
Таким образом, в дошкольном возрасте с детьми, имеющими различные нарушения речи необходимо использовать здоровьесберегающие технологии в общей системе коррекционно-логопедической работы не только специалистом — учителем-логопедом, но и всеми участниками педагогического процесса — воспитателями и родителями. Данные технологии можно включать в комплекс упражнений утренней гимнастики, в структуру занятий в качестве физкультминутки, в свободную деятельность детей в режиме всего дня.
Учитывая особенности протекания психических процессов у детей с нарушениями речи, здоровьесберегающие технологии необходимо использовать в игровой, занимательной форме.
Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы.
Проведение упражнений на материале стихотворных текстов — это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, но и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений.
В своей работе мы используем авторские стихотворные тексты для проведения гимнастики, упражнений в рамках изучения конкретной лексической темы при групповых и индивидуальных формах работы с детьми
В данной статье мы представляем в качестве примера авторскую сказку в стихах по лексической теме «Осень», на материале которой дети в занимательной форме выполняют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную, мимическую гимнастику, а также упражнения, направленные на развитие общей моторики:
Осень много нам чудес приносит:
Грибы нам дарит лес-
Это чудо из чудес!
Наш веселый язычок не спеша отправился в лесок
(дети выполняют упражнение «Улыбка»)
Язычок лукошко взял
(упражнение «Чашечка», язык перед зубами),
В лес тихонько зашагал.
Корзинок много мы возьмем-
В них грибочки соберем
(упражнение «Грибок»)
А грибов здесь много разных:
Полезных, съедобных и даже опасных!
Познакомимся мы с ними
И наполним все корзины
(упражнение «Чашечка» язык за зубами).
Вдруг язычок увидел ручеёк.
(дыхательное упражнение «Подуть на высунутый язык»).
Перешел через мосток
Потом вышел на полянку:
А на ней мухоморы и поганки!
(мимическое упражнение)
Собирать не надо их, ясно?!
Для здоровья они опасны!!!
(мимическое упражнение)
Нам съедобные нужны
И для нас они важны!
(мимическое упражнение)
Аромат грибной вдыхаем
И корзинки заполняем
(дыхательное упражнение)
Раз, два, три-аромат грибов вдохни,
Три, четыре, пять-через рот всем выдыхать!
Познакомимся с грибами — вместе пальчики сгибаем
(пальчиковая гимнастика: поочередно загибают и разгибают пальчики)
- На пеньках сидят ребята тонконогие опята.
- У сосны семья маслят или рыжики стоят?
- Белый гриб, он царь грибов! Смотрите, важный какой!
- Гриб — сморчок: вместо гладкой шляпки смятый колпачок!
- В рыжих шляпках 3 сестрички — это лисички.
Должен каждый из вас знать,
Как грибы в лесу собирать:
Мы грибочки не срываем!
Ногами на них не наступаем!
И как мячики не бросаем!
Ногой в футбол в них не играем!
Осторожно лишь ножом
Ножки им срезаем!
(выполняют движения в соответствии с текстом)
До свидания, осенний лес!
Много было здесь чудес!
Все дары твои важны!
Мы беречь тебя должны!