Особенности организации детского огорода на территории дошкольной образовательной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 01.04.2018

Статья просмотрена: 5753 раза

Библиографическое описание:

Кузубова, Е. Н. Особенности организации детского огорода на территории дошкольной образовательной организации / Е. Н. Кузубова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14049/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп.

Ключевые слова: экология, детский сад, дети, огород.

Одном из направлений развития современной дошкольной педагогической науки и практики является экологическое образование дошкольников.

В дошкольной педагогике рассматриваются вопросы, связанные с содержанием экологического образования детей дошкольного возраста; основными подходами к организации образовательной деятельности, а также принципами построения экологически благоприятной развивающей предметно-пространственной среды в условиях детского сада. При этом развивающая предметно-пространственная среда (в специальной литературе используется аббревиатура РППС) рассматривается как стимулятор, движущая сила в целостном процессе становления личности ребенка, способствующая раннему проявлению разносторонних способностей, побуждающая ребенка проявлять активность, любознательность и инициативу [1, 403].

В современной педагогической практике исследуются вопросы построения РППС в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что означает, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [5, 19]. Кроме этого, определяющим моментом в создании развивающей среды является основная образовательная программа, которой руководствуется образовательное учреждение. А также важно учитывать особенности детей, посещающих определенную группу: возраст, уровень их развития, склонности, способности, интересы, половой состав, личностные особенности и прочие характеристики [1, 406].

По мнению таких исследователей как В. А. Петровский, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова и др. модель развивающей предметно-пространственной среды должна включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени [2,79]. Эти три компонента составляют основу любой образовательной среды любого образовательного учреждения и обеспечивают высокую степень её вариативности.

Одним из элементов РППС детского сада является детский огород, расположенный на участке дошкольной организации и включающий в себя все вышеперечисленные компоненты. Рассмотрим их более подробно.

Место для детского огорода выбирается открытое, солнечное, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью. Ширина грядок — не больше 70 см, что позволяет дошкольникам во время работы доставать руками до середины грядки. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. В средней полосе высота грядок — 15–20 см, чтобы они не осыпались, края делаются пологими. Длина грядок — до 3 метров. Для выращивания на участке детского сада используются неприхотливые к почве и простые в уходе культуры. Семена таких культур быстро всходят, растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, интересны для наблюдения [4, 66–67].

Схема оформления грядок на детском огороде представлена на рис. 1.

C:\Users\User\Documents\кузубова\огород\приложение 1 .jpg

Рис. 1. Схема оформления грядок на детском огороде

Большинству из указанных выше требований удовлетворяют следующие огородные культуры: лук, сахарный горох, бобы и фасоль, редис, репа, свекла, огурцы, салат, томаты, капуста (кочанную, цветную, листовую), тыква и кабачки, морковь, петрушка, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп и др. [7].

Из перечисленных культур для младших групп нужно 1–2 вида, для средней — 2–3, для старшей — 4–6. Овощные растения имеют много сортов. Используются в работе на детском огороде только те, которые лучше других приспособлены к местным природным условиям. При этом надо помнить о том, что для младших дошкольников семена овощных культур должны быть крупными (бобовые, тыквенные), а более мелкие семена (укроп, морковь, свекла и др.) могут сеять старшие дошкольники.

Минеральные удобрения и синтетические препараты для удаления сорняков и вредителей использовать на детском огороде нельзя. Но в современных пособиях по овощеводству и растениеводству имеются рекомендации о том, как использовать для этих целей безвредные для детей методы работы. Некоторые из них были апробирована автором статьи и получены положительные результаты.

Так, в качестве своеобразного стимулятора роста растений используется жидкое «зеленое удобрение». Его действие связано с тем, что агрономы и практики растениеводы утверждают, что растения сами способны быть замечательным удобрением. Причём, они могут применяться в трёх формах: натуральной (живой) — когда зелёную массу растений заделывают в землю; перегнившей (в виде компоста); жидкой — в виде настоя зелёной массы растений (жидкое «зеленое удобрение») [3].

Мы считаем, что для детского сада наиболее быстрым, безопасным, доступным и эффективным является использование жидкого «зеленого удобрения». Технология его приготовления заключается в следующем: в бочку или ведро примерно на 3/4 (можно и «под завязку») закладывается зелёная масса срезанной травы (можно даже с семенами), ботвы, выполотых прямо с корнями сорняков, пасынки. Всё это заливается водой доверху. Сверху бочка закрывается любой импровизированной крышкой или полиэтиленовой плёнкой (тогда сделать в ней пару дырочек для газообмена). Плёнку желательно зафиксировать скотчем или верёвкой. Полученную смесь оставляют для настаивания и брожения на неделю-полторы. Именно через такой промежуток времени настой готов к использованию. Для подкормок применяется раствор в соотношении 1:10, то есть на ведро воды — 1 литр настоя.

После использования всего настоя оставшаяся трава ещё раз заливается водой и через день-два используется для полива уже без разбавления. Жидкое «зелёное удобрение» из крапивы, мокрицы, донника, звездчатки, мятлика и овсяницы прекрасно подходит для подкормки любых овощей, так как хорошо стимулирует рост и развитие растений. Это связано с особенностями этого вида удобрения: во-первых, оно усваиваются растением сразу; во-вторых, за счет щелочной реакции раствора понижается кислотность почвы; в-третьих, в почву попадает множество микроорганизмов, выделения которых обладают защитным действием [3].

В методах защиты растений от вредителей и болезней в настоящее время выделяются несколько групп: агротехнические, физико-механические, химические и биологические методы борьбы [7, 385].Вдетском саду безопасными являются биологические методы. Кпримеру, против многих болезней и вредителей овощей использую опрыскивания растительными отварами и настоями. Так, против белокрылки, трипсов и тли хороши настои ботвы пасленовых культур, листьев или корней одуванчика, чистотела, табака, луковой шелухи, головок чеснока, конского щавеля, лопуха. Против гусениц на капусте, редисе, редьке, репе применяют настои и отвары тысячелистника, лопуха (репейника), измельченной ботвы или пасынков помидоров, картофеля, паслена, физалиса, горчицы, золы. Сочетание посадок овощных и цветочных культур также позволяет отпугивать некоторых вредителей. Такими цветочными культурами являются: календула, тысячелистник, бархатцы, настурция, посадки иссопа и др.

Как известно многих вредных, для огородных культур, насекомых могут уничтожать птицы. Для привлечения птиц (синиц, трясогузок, воробьев и др.) на огороде располагается «птичий столб» [6]. См. рис. 2

C:\Users\User\Documents\кузубова\огород\приложение3.jpg

Рис. 2 Схема обустройства «птичьего столба» на детском огороде

«Птичий столб» устанавливается в центре детского огорода на высоте 2,5–4 метра от земли таким образом, чтобы к нему была проложена дорожка. На столбе крепятся стационарные кормушки для подкормки птиц, вверху — домик для гнездования, который в зимнее время также заменяется на кормушку. На земле вокруг столба — желоб для воды (это летний птичий водопой). Такой столб функционирует круглый год — зимой птицы будут кормиться, летом прилетать на водопой, весной кто-нибудь устроит гнездо в домике и станет выводить птенцов, а в холодное время от непогоды в нем будут прятаться воробьи. Иногда «птичий столб» используется и для организации наблюдений интересных явлений неживой природы: направления ветра, движение солнца. Для этого устанавливают дополнительные элементарные приборы.

Таким образом, интерес птиц к огороду и огородным культурам не заканчивается весеннее — летним периодом. Кроме этого, «птичий столб» является эстетическим украшением детского огорода в любое время года, а его обустройство именно на детском огороде способствует выполнению таких требований к РППС как полифункциональность и вариативность.

Литература:

  1. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
  2. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда детства // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4. — С. 79.
  3. Органические удобрения из растений: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://7dach.ru/Tangeya/organicheskie-udobreniya-iz-rasteniy-5711.html, свободный, (дата обращения 23.03.2018)
  4. Полуянова Н. К. Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации. — Югры: АУ Институт развития образования, 2015. — 78с.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do, свободный, (дата обращения 24.03.2018)
  6. Птичий столб. [Электронный ресурс] https://cyberpedia.su/4x5ccc.htm, свободный, (дата обращения 23.03.2018)
  7. Самсонов С. А. Золотая книга богатого урожая. — М.: ИД РИПОЛ, 2007. — 448 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский огород, детский сад, культура, развивающая предметно-пространственная среда, зеленая масса растений, образовательное учреждение, схема оформления грядок.

Похожие статьи

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

Как известно, дети, посещающие дошкольные учреждения, проводят в них большую часть своего времени. Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками...

Создание развивающей среды на участке детского сада

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде, создаваемой в детском саду, отмечено...

Организация развивающей предметно-пространственной...

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах: ‒ краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы (объекты окружающего мира, предметы старины, куклы в народных костюмах своего края...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Предметно-пространственная развивающая среда через специально организованную работу воспитателей и активное взаимодействие с социумом помогает детям максимально раскрыть свои природные задатки.

Честнова Н. Ю. Как обустроить детский сад.

Обновление развивающей предметно-пространственной...

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, РППС, ФГОС ДО, дошкольный возраст. На сегодняшний день с повсеместной реализацией ФГОС в дошкольных учреждениях актуальность внедрения в образовательную практику новых технологий...

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

Организация развивающей предметно-пространственной... Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах: ‒ краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО.

Организация развивающей предметно-пространственной...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, детский сад, игра, малыш, игрушка...

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

В нашем детском саду организация предметно-пространственной среды по народоведению врамках выполнения регионального компонента «Крымский веночек» показала высокую практическую значимость в работе с детьми.

Похожие статьи

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

Как известно, дети, посещающие дошкольные учреждения, проводят в них большую часть своего времени. Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками...

Создание развивающей среды на участке детского сада

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде, создаваемой в детском саду, отмечено...

Организация развивающей предметно-пространственной...

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах: ‒ краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы (объекты окружающего мира, предметы старины, куклы в народных костюмах своего края...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Предметно-пространственная развивающая среда через специально организованную работу воспитателей и активное взаимодействие с социумом помогает детям максимально раскрыть свои природные задатки.

Честнова Н. Ю. Как обустроить детский сад.

Обновление развивающей предметно-пространственной...

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, РППС, ФГОС ДО, дошкольный возраст. На сегодняшний день с повсеместной реализацией ФГОС в дошкольных учреждениях актуальность внедрения в образовательную практику новых технологий...

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

Организация развивающей предметно-пространственной... Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах: ‒ краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО.

Организация развивающей предметно-пространственной...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, детский сад, игра, малыш, игрушка...

Организация предметно-пространственной среды в рамках...

В нашем детском саду организация предметно-пространственной среды по народоведению врамках выполнения регионального компонента «Крымский веночек» показала высокую практическую значимость в работе с детьми.