Создание развивающей среды на участке детского сада | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 02.04.2015

Статья просмотрена: 8906 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Н. М. Создание развивающей среды на участке детского сада / Н. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 89-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7802/ (дата обращения: 17.04.2024).

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде, создаваемой в детском саду, отмечено, что среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства не только детского сада и группы, но и территории (участка), прилегающей к детскому саду; при этом подобная среда должна предоставлять возможности для общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для их уединения [4].

При создании развивающей среды на участке дошкольного образовательного учреждения как важнейший компонент активно используется природная составляющая участка, поэтому подобная среда может рассматриваться как эколого-развивающий комплекс. Эколого-развивающий комплекс рассматривается как условное понятие, обозначающее объединение специальных мест (объектов) на территории дошкольной образовательной организации. Объекты подобного комплекса, в том числе природные, группируются определенным образом и используются в образовательном процессе как в весенне-летний, так и в зимний период (В. А. Зебзеева, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова и др.).

Подобный комплекс, создающийся, прежде всего, с целью расширения образовательного пространства детского сада, позволяет решать следующие воспитательно-образовательные задачи: формировать начала экологического сознания у детей дошкольного возраста; сохранять и укреплять их физическое и психическое здоровье; активно развивать познавательные интересы дошкольников, стимулируя интеллектуальное развитие детей; формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, развивать детское творчество; формировать умения и навыки организации совместной деятельности и др.

В основе создания эколого-развивающего комплекса на участке детского сада лежат определенные принципы, а именно:

1)                      принцип интеграции образовательных областей;

2)                      принцип полифункциональности зон, предусматривающий разнообразное использование различных составляющих эколого-развивающего комплекса;

3)                      принцип информативности (насыщенности), предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования среды;

4)                      принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность наполнения эколого-развивающего комплекса, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

5)                      принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений эколого-развивающего комплекса, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию зоны;

6)                      принцип активности детей в создании и трансформации эколого-развивающего комплекса.

Эколого-развивающий комплекс, создаваемый на территории детского сада, включает экологические пространства, нескольких общих укрупненных функциональных зон, а также отдельные тематические уголки на детских игровых площадках.

К числу экологических пространств, создаваемых на территории детского сада, относятся: «зеленый маршрут», фитополяна или аптекарский огород, мини-поле, лесной уголок и уголок луга (уголки нетронутой природы), дендрарий, сад камней, различные цветники (клумбы, рабатки, палисадники, бордюры, миксбордеры, арабески, вазоны, гладиолярии, георгинарии, рокарии, альпинарии или каменистые горки и др.), дворы-парки с аллеями, лужайками, куртинами; тематические цветочные поляны, фактурные или цветовые пятна на фоне газона или мощения и др. В зимнее время как экологические составляющие на территории появляются «волшебные деревья и кустарники» (в снегу, в инее, в ледяной корке и т. д.), зоны для подкормки птиц и др.

Для развития познавательной активности, любознательности и наблюдательности, формирования умений детей последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы на территории детского сада создаются общефункциональные зоны для детской исследовательской и экспериментальной деятельности — «мини-лаборатория» для детей младшего дошкольного возраста, «детская лаборатория» и метеоплощадка для старших дошкольников, при этом метеоплощадка может использоваться круглогодично.

Развитию речевого творчества и театрализованной деятельности детей разного возраста будут способствовать «зеленый (летний) театр», оборудуемый на одной из веранд или на свободном пространстве, сказочная и (или) литературная поляны, сад игрушек, различные заборчики, сетки и плетни, используемые в качестве ширм для расположения на них декораций, а также персонажей различных сказок и рассказов.

С целью укрепления физического здоровья детей на территории детского сада помимо спортивной площадки, целесообразно оборудовать дорожки здоровья, на которых должны быть представлены разные по форме и структуре поверхности материалы: шишки, песок, различные камешки и другой материал, прежде всего, природный. Дорожки здоровья могут заканчиваться небольшим водоемом. Подобные дорожки обеспечивают эффективный массаж стоп и закаливание. В зимнее время спортивные зоны на участке детского сада преображаются: дорожки здоровья превращаются в ледяные и используются для скольжения детей; по территории прокладывается детская лыжня; выстраиваются снежные крепости для проведения спортивных забав и развлечений; возводятся снежные горки для катания и др.

Несомненный интерес вызовет у детей «бабушкин дворик», представляющий собой многофункциональную игровую площадку. В деревянной избушке размещается хозяйка домика — кукла-«бабушка», которая периодически приглашает детей поиграть в различные игры (в домике оборудуются игротека); послушать сказки, были, предания; поучаствовать в посиделках и др. Дворик вокруг избы оборудуется в деревенском стиле с использованием предметов интерьера старинного деревенского двора (ульев, колодца, тележек, лавочек, различных колод. кадушек и др.), крупных фигур домашних животных. Дворик может включать предметы и артефакты, подчеркивающие национальные особенности того региона, где располагается детский сад; периодически в дворик могут заходить, забегать, залетать разные «гости» (ростовые куклы, новые фигуры животных и птиц, в т. ч. лесных, насекомых и др.). Желательно двор оформить растениями луга и сохранить по возможности естественный травяной покров. На территории «бабушкиного дворика» детям можно играть самостоятельно, вместе в взрослыми разыгрывать сказки, потешки; проводить фольклорные праздники; устраивать различные встречи и чаепития, в том числе с участием фольклорных ансамблей (детских и взрослых), родителей воспитанников, представителей старших поколений и социальных партнеров детского сада. «Бабушкин дворик» с небольшими изменениями и дополнениями может функционировать и в зимний период.

Для выставок детских работ, фотографий, совместных детско-взрослых работ, репродукций используется летняя картинная галерея. В подобной галерее можно проводить развлечения, детские праздники, организовывать общение детей и взрослых, основным содержанием которого может стать обсуждение репродукций картин, изображающих природу весной и осенью. Такое общение стимулирует речевое развитие дошкольников: у детей закрепляются умения составлять описания и повествовательные рассказы по картинам, отвечать на вопросы, задавать вопросы, участвовать в диалоге. Старшие дошкольники могут стать «экскурсоводами галереи» и проводить экскурсии для малышей и сверстников, а также для родителей и гостей детского сада. В зимнее время стенды галереи используются для размещения различных материалов при проведении зимней спартакиады, «Зарнички», фотографии с различных мероприятий, а также репродукции картин, изображающих природу зимой.

Для организации спокойного отдыха, а также с целью восстановления психологического комфорта детей оборудуются «тихий уголок» и патио.

Тихий уголок может включать небольшие искусственные водоемы с крупными фигурами птиц, животных, насекомых, земноводных, а также подвесные корзинки, сетки с вьющимися растениями, живые изгороди, необычные скамейки и столики, словом, все то, что привлекает внимание детей и создает возможности для отдыха и уединения.

Патио представляет собой отдельный внутренний дворик, как правило отгороженный от прогулочных дорожек аркой (перголой). Патио используется для детского отдыха, проведения с детьми спокойных игр, а также для занятий творчеством. Внутри такого дворика предполагаются зеленый газон, различные дорожки (песчаные, каменистые, из окрашенной щепы), беседка, небольшие фонтанчики, красивые столы, стулья и лавочки; большие доски для детского творчества, мини-шкафы для хранения материалов, используемых в творческой деятельности детей; стеллажи с книгами, детскими журналами, играми и др.

На игровой площадке каждой возрастной группы летом оборудуется уголок «Волшебный песок», в котором дети создают песочные фантазии (в т. ч. из цветного песка) с зарисовкой работ и последующей выставкой рисунков в летней галерее. Здесь же могут проводиться конкурсы на лучшую песчаную постройку, в т. ч. коллективную.

Эколого-развивающий комплекс на территории дошкольной образовательной организации может также включать природную творческую мастерскую, зону аттракционов, «олимпийскую площадку» и др. Эти составляющие функционируют и в зимний период. В творческой мастерской организуются конкурсы снежных фигур, ледяных украшений для групповых участков, детских рисунков на зимнюю тематику, кормушек для птиц, рисунков на снегу, демонстрация зимней детской одежды и др; на «олимпийской площадке» проводятся зимние игры и забавы, детские соревнования.

Эколого-развивающий комплекс должен стать интерактивным, т. е. обеспечить активное взаимодействие субъектов образовательного процесса, стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности детей, развитие детского творчества, совместное решение проблемных ситуаций, использование воспитателями интерактивных технологий [1].

Воспитанники детского сада и их родители могут принять активное участие в разработке содержания развивающей предметно-пространственной среды на территории детского сада. С этой целью организуется детская проектная деятельность, в ходе которой дошкольники вместе с родителями решают проблемные задачи типа «Что бы вы хотели разместить…»; в игровой форме с использованием различных материалов создают макеты или модели (объемные или плоскостные) будущей территории детского сада. Каждая возрастная группа создает одну модель или макет, далее проводится презентация проектов, их обсуждение и выбор наиболее интересного и целесообразного варианта развивающей среды участка детского сада.

Таким образом, создаваемый на территории дошкольной образовательной организации эколого-развивающий интерактивный комплекс является составляющей целостной развивающей среды детского сада, обеспечивающей высокое качество дошкольного образования; духовно-нравственное социально-коммуникативное и творческое становление детей; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам детского сада.

 

Литература:

 

1.                 Интерактивная педагогика в детском саду, Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.

2.                 Масленникова, О.М., Филиппенко, А. А. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова. — М., Издательский центр «Учитель», 2013. — 232 с.

3.                 Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / С. Н. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.

4.                 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (Дата обращения 23.03.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, эколого-развивающий комплекс, территория, детское творчество, дорожка здоровья, дошкольная образовательная организация, зимнее время, зимний период, ребенок, возрастная группа.

Похожие статьи

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний...

детский сад, эколого-развивающий комплекс, территория, ребенок, зимний период, зимнее время, дошкольная образовательная организация, дорожка здоровья, детское творчество, возрастная группа.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

Как известно, дети, посещающие дошкольные учреждения, проводят в них большую часть своего времени. Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками...

Зимний сад в экологическом образовании дошкольников

детский сад, экологическая тропинка, эколого-развивающая среда, экологическое образование, растение, ребенок, природная Флора, мини-ботанический сад, природа, окружающая среда.

Строительство и благоустройство детских площадок

детский сад, эколого-развивающий комплекс, территория, ребенок, зимний период, зимнее время, дошкольная образовательная организация, дорожка здоровья, детское творчество, возрастная группа.

Организация образовательной деятельности на экологической...

экологическая тропа, ребенок, наблюдение, дошкольник, детский сад, природа, дошкольная организация, дошкольный возраст, младший возраст, образовательная деятельность.

Особенности организации детского огорода на территории...

В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп. Ключевые слова: экология, детский сад, дети, огород. Одном из направлений развития современной дошкольной педагогической...

Образовательные терренкуры на территории дошкольной...

− По территории детского сада должно быть разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

В детском саду имеется экологическая тропинка. Была разработана форма работы на экологической тропинке.

Очень занимательным делом для детей стало выращивание «зеленого огорода» на окне в зимний период.

Воспитание основ экологической культуры старших...

Смирнова В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. — м.: союз, 2010.

природа, ребенок, дошкольный возраст, занятие, игра, растение, экологическое воспитание, рассказ воспитателя, младшая группа, экологическое воспитание детей.

Похожие статьи

Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний...

детский сад, эколого-развивающий комплекс, территория, ребенок, зимний период, зимнее время, дошкольная образовательная организация, дорожка здоровья, детское творчество, возрастная группа.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

Как известно, дети, посещающие дошкольные учреждения, проводят в них большую часть своего времени. Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками...

Зимний сад в экологическом образовании дошкольников

детский сад, экологическая тропинка, эколого-развивающая среда, экологическое образование, растение, ребенок, природная Флора, мини-ботанический сад, природа, окружающая среда.

Строительство и благоустройство детских площадок

детский сад, эколого-развивающий комплекс, территория, ребенок, зимний период, зимнее время, дошкольная образовательная организация, дорожка здоровья, детское творчество, возрастная группа.

Организация образовательной деятельности на экологической...

экологическая тропа, ребенок, наблюдение, дошкольник, детский сад, природа, дошкольная организация, дошкольный возраст, младший возраст, образовательная деятельность.

Особенности организации детского огорода на территории...

В статье раскрывается понятие экологического образования в детском саду, идет речь о создании огорода для всех возрастных групп. Ключевые слова: экология, детский сад, дети, огород. Одном из направлений развития современной дошкольной педагогической...

Образовательные терренкуры на территории дошкольной...

− По территории детского сада должно быть разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.

Формирование основ экологической культуры дошкольников...

В детском саду имеется экологическая тропинка. Была разработана форма работы на экологической тропинке.

Очень занимательным делом для детей стало выращивание «зеленого огорода» на окне в зимний период.

Воспитание основ экологической культуры старших...

Смирнова В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. — м.: союз, 2010.

природа, ребенок, дошкольный возраст, занятие, игра, растение, экологическое воспитание, рассказ воспитателя, младшая группа, экологическое воспитание детей.