ТРИЗ-технология как одно из средств повышения познавательной активности детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Кудрина Л. В., Кислинская Н. П. ТРИЗ-технология как одно из средств повышения познавательной активности детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 27-29. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14047/ (дата обращения: 22.06.2018).



Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени — дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — это воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ — теорию решения изобретательных задач.

Основная задача системы образования и внедряемых в настоящее время ФГОС, имеют общую цель с ТРИЗ-технологией Г. Альтшуллера — развитие личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, научить детей учиться и самостоятельно добывать знания. А познавательная активность — это потребность в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Считаю, что познавательная активность детей дошкольного возраста станет выше, если в образовательной деятельности дошкольников будут использоваться ТРИЗ технологии. Так как эта технология позволяет максимально раскрыть возможности познавательной активности старших дошкольников, которая в дальнейшем, будет являться гарантией успешного школьного обучения.

Поэтому я поставила перед собой цель: внедрение методов и приемов ТРИЗ технологии во все виды деятельности познавательного развития детей. При этом сформировала следующие задачи:

формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать;

‒ учить самостоятельно, добывать информацию через поисковую деятельность, организованное коллективное рассуждение, игры и тренинги;

‒ развивать умения анализировать новые ситуации;

‒ воспитывать у детей интерес к процессу познания;

‒ воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

Для решения этих задач, я использовала такие формы организации детской деятельности как игровая, конструктивно-модельная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская.

Основной особенностью технологии ТРИЗ, в отличие от традиционных средств является возможность самостоятельно детям находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Технология ТРИЗ позволяет развивать: с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность. А с другой — познавательный интерес, познавательную потребность, познавательную активность, стремления к новизне; творческому воображению.

Познавательную деятельность можно представить следующими компонентами:

познавательный интерес — направленность, устойчивость — постоянное стремление к познанию, к новым знаниям, осознанность, эмоциональная насыщенность;

познавательная потребность — потребность в знаниях, отчетливое проявление исследовательского интереса к миру;

познавательная активность — это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений.

воображениеэто создание мыслимого образа, то есть способность мысленно представить себе образ того или иного предмета.

Можно сделать вывод, что для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности необходимо, чтобы они овладели указанными выше компонентами. Поэтому изучив структуру и компоненты познавательной деятельности, были подобраны игры и упражнения ТРИЗ на развитие познавательной активности.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. При этом для развития познавательной активности детей в своей группе я пользовалась следующими методами и приёмами технологии ТРИЗ:

В первую очередь это мозговой штурм. Этот метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Игру «Хорошо — плохо» — использовала для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Для этого выбирала объект, а дети находили положительные и отрицательные качества данного объекта.

(В следующем году мы пойдём в первый класс — это хорошо или плохо?).

В игре «Чёрное и белое»детям предлагала классифицировать положительных и отрицательных персонажей по их домикам. Кто может жить в черном домике? — волк; баба Яга, Бармалей. А кто может жить в белом домике? — Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка. Затем детям предлагала проявить фантазию и предложить свои варианты ответов. Что будет если заяц, снег, сахар вдруг станут чёрными? Что будет если дорога, грязь, туча станут белыми?

Игра «Четвертый лишний», для детей логопедической группы самая часто используемая — дети быстро и правильно могут определить лишний предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводилось сравнение.

В игре «Мир вокруг нас» дети умело классифицируют все объекты материального мира на природные и рукотворные объекты.

Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Моя задача в том и состояла, чтобы помочь ребенку познать, что все, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он ни был — большим или маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из чего-то состоит сам. Метод системного анализа позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в прошлое и будущее предмета.

Игра «Кем (чем) был»помидор в прошлом зернышко, в будущем томатный сок, салат. Цыпленок в прошлом яйцо, а в будущем курица, петух.

Одним из интересных методов для развития воображения детей дошкольного возраста, является морфологический анализ: это, прежде всего активизация творческого мышления, выявление всех возможных вариантов решения проблемы, обогащение знаний детей об объекте.

Самой используемой игрой этого метода является игра «Да— нет», которая особенно полюбилась нашими детьми. Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает — другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет». Эта игра учит самостоятельному структурированию информации, отбрасывание лишних параметров, или сужение поля поиска.

Метод фокальных объектов — это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов. Метод фокальных объектов — это ловушка для идей!

Цель игры «Фантастическое животное» — научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик. Фантастическое животное: обезьянозаяц — умеет лазать по деревьям и быстро бегать и прыгать. Осьминогожираф — Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде. Слонопрыг — Живет в воде и на земле. Очень добрый. Питается только растениями. Хорошо плавает и прыгает по деревьям.

В работе со своими детьми я активно применяю метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. Это метод — Моделирование Маленькими Человечками, в играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, творческой личности. Игра в маленьких человечков развивает у детей внимание, наблюдательность, логическое мышление, сообразительность.

Есть множество вариаций использования ММЧ: карточки с нарисованными маленькими человечками, кубики, МЧ из пластика и картона, наконец, «живые» человечки, в роли которых выступают дети. Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному. Человечки твердого вещества крепко держатся за руки и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана).Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия — «бегущие», дети характеризуют их как «летающие».

Дети очень любят играть в подвижную игру «Мы — маленькие человечки». Дети встают в круг и в зависимости от того, какое слово произносит взрослый. Дети стоят крепко держась за руки, если, например, воспитатель говорит «камень», начинают бегать — «пар», «дым», «запах», стоят рядом, касаясь плечами — «вода», «молоко», «сок».

С помощью ММЧ можно обыграть различные режимные моменты, объясняя сущность того или иного процесса или ситуации. Например, вот мыло. Мыльные человечки крепко держатся за руки пока сухие. Крепко прижимаются друг к другу, пока между ними никого нет. Но вот мыльные человечки встречаются с водой, с которой они дружат. И начинают плавать, нырять, плескаться, невольно опуская руки и отделяясь от остальных. Сначала они плавают поодиночке, потом некоторые, взявшись за руки, водят в воде хоровод. Посмотрите, какие мыльные пузыри плывут по воде. Но они быстро лопаются, так как руки у мыльных человечков мокрые, скользкие, им трудно держаться друг за друга.

В результате использования в работе методов ТРИЗ, у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, возросли познавательная активность и интерес. Дети стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений, постановке новых вопросов и оригинальных ответов. Также у детей появилось стремление к новизне, к фантазированию; заметно обогатилась речь детей, расширились познавательные способности. Отсюда делаем вывод: методы ТРИЗ способствовали повышению уровня коммуникативной, информационной, проектной компетентности моих воспитанников, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данной технологии в своей работе.

Считаю, что положительных результатов в своей работе с детьми я достигла только в тесном взаимодействии с семьей. С целью повышения компетентности родителей в данном вопросе знакомила их с технологией ТРИЗ через беседы, консультации на темы: «Что такое ТРИЗ», «ТРИЗ в детском саду и дома».

Литература:

  1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1991.
  2. Белоусова Л. Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б. Б. Финкелынтейн. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  3. Богат В. Ф. ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2001. № № 1,2,3. 2002. № 2.
  4. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 1997.
  5. Курбатова Л. ТРИЗ — в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание, 1993. -№ 4.
  6. Мурашковская И. Н., Мурашковский Ю. С. 1991. «Педагогика+ТРИЗ» N3, 1997, Гомель.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, познавательная активность, человечек, дошкольный возраст, игра, предмет, дошкольное образование, познавательная деятельность, познавательный интерес, познавательная потребность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос