Развитие детского коллектива в каникулярное время в летнем лагере
Автор: Рахматов Ахмеджан Ибрагимович
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 09.03.2018
Статья просмотрена: 1159 раз
Библиографическое описание:
Рахматов, А. И. Развитие детского коллектива в каникулярное время в летнем лагере / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13963/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема педагогической поддержки интересов, стремлений, желаний детей, которые они стараются реализовать в каникулярное время, занимает особое место в работе детских оздорови тельных учреждений. "Массовый" детский оздоровительный лагерь нередко сталкивается с проблемой структурирования свободного времени детей. Излагая свои подходы к организации работы социально-педагогического комплекса детского оздоровления, досуга и отдыха, мы используем формулу: не ребенок для лагеря, коллектива, объединения, а лагерь, коллектив, временное объединение для ребенка. Поэтому мы идем непосредственно от ребенка как от отправной точки от счета, цели и содержания деятельности. Мерой измерения эффективности функционирования системы для нас есть мера развития ребенка.
Прежде чем приступать к моделированию процессов организации деятельности конкретного детского центра, следует выделить основные функции свободного времени детей и подростков
- Разрядка и восстановление. В условиях пребывания в детском центре ребенок попадаем в новое качественное состояние, которое оказывает содействие установлению состояния покоя, расслабленности, снятию напряжения. Отдых дает возможность восстановления физических н психологических сил, позволяет укрепить юный организм.
- Развлечения и хобби. Возможность заняться любимым делом, поиграть, повеселиться необходимая составляющая отдыха в детском лагере. От этого во многом зависит эмоциональны комфорт, расположение духа и готовность к более значимой деятельности. "Нужно не только дать ребенку возможность поиграть — необходимо пропитать игрой всю его жизнь, даже тогда, когда он делает серьезное дело" (А. Макаренко).
- Саморазвитие и самореализация. Факторы, во многом определяющие содержание деятельности детских центров. Каникулярное время — наиболее благоприятная пора развития разнообразнейших творческих и физических сил юной личности. Наиболее эффективное использование его — одна из основных задач всех институтов детского отдыха.
- Получение новых знаний, которые не вкладываются в рамки школьных программ, совершенствование умений и навыков в избранном виде деятельности — далеко не последняя функция учреждений детского отдыха.
- Социализация. Усвоение и активное воспроизведение социального опыта в процессе общения и деятельности-в-новом временном, отличном от школьного, коллективе, утверждение себя в нём.
Итак, какие же понятия являются ключевыми в системе детского отдыха? Прежде всего, это понятие оздоровления. Оздоровление в широком, не только физиологическом, понимании, истинное оздоровление ребенка невозможно без создания доброго климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, которая дает возможность духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных нужд, при условии благоприятного экологического окружения. Развитие — еще одно ключевое понятие, которое определяет содержание деятельности и способы ее организации в детском центре, которые оказывали бы максимальное содействие самореализации детей в данном учреждении. Поэтому сущность детского центра должна быть переосмыслена с позиций возможности физического и духовного саморазвития ребенка, развития его общественной активности, творческой и эмоциональной | форы. Следует ориентироваться на становление человека просвещенного, подготовленного к жизненным испытаниям, к возможному изменению образа жизни. Необходимо подчеркнуть, что развитие ребенка происходит в процессе проживания, т. е. погружения его в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, в ходе общения с взрослыми, природой, искусством, при непосредственном включении в разнообразное поле деятельности. Логика развития временного детского объединения в условиях детского оздоровительного лагеря предполагает наличие организационного периода, основного периода и заключительного периода смены. Организационный период — период адаптации, информационного поиска. Начальная стадия развития временного детского коллектива, прежде всего, характеризуется состоянием ожидания, общего эмоционально-морального напряжения, связанного с дефицитом информации и чувством незащищенности, вызванным отрывом от обычной среды. Межличностные отношения стихийны, на уровне симпатий, а не на деловой основе. Общая эмоциональная атмосфера — возбужденно-приподнятая, панствует «фестивальное» настроение. Цель: укрепление детского коллектива, формирование «арены»для самоутверждения личности ребенка.
Педагогические задачи организационного периода
- Организация деятельности и общения детей.
- Организация выполнения режимных моментов.
- Изучение детей, диагностика отношений в коллективе.
Деятельность, в основном, импровизационного, неожиданного характера. Она организуется ни милым непостоянным группам, в которых общение в этот период наиболее эффективно. Каждый ребенок за оргпериод должен успеть побыть и организатором и подчиненным. Наилучшими пиниями успешного педагогического влияния есть использование таких форм организации деятельности, которые не требуют от детей большой затраты сил и времени, разумная дозировка физической и эмоциональной нагрузки. Методы педагогической работы, используемые в этот пери убеждение, коллективная деятельность, требование, поручения (временного характера), соревнование, игра, поощрение.
Начальный период становления коллектива заканчивается в то время, когда дети удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, товарищах, вожатых, в основных чертах представляют себе содержание и перспективы общей деятельности, характер моральных требований, когда в отряде составляется атмосфера заинтересованности и готовности принимать участие в общих делах, а отряд для каждого ребенка становится значимой средой, приобретает привлекательность с точки зрения ожиданий и потребностей детей.
В основной период развития смены отряд, как объединение детей, испытывает разные психологические состояния. Основной период следует разбить на две составные части: период скрытых внутренних конфликтов и период морально-волевого напряжения, которое ведет к творческому союзу и идейному единству. Этот период наступает сразу после того, как сформирована официальная структура, избраны органы самоуправления, каждый выбрал для себя сферу деятельности, составлены перспективы на смену, в отряде утверждены внутренние законы. С завершением информационного поиска наступает период, когда одни дети удовлетворены перспективами, отношениями и своим местом в этих отношениях, а другие нет. На фоне формально действующей официальной структуры вырастают скрытые внутренние конфликты, которые характеризуются отсутствием единства, пассивностью и напряжениями. Такое состояние возникает как реакция на "фестивальное" расположение духа первых дней смены, как следствие стабилизации неформальных групп, их попыток утвердить себя. Чаще всего, это конфликт перспектив. Разочарование в связи с ожиданиями, но, главное, это конфликт, связанный со своей ролью в межличностных отношениях. Дети в этот период испытывают на себе двойное и, нередко, противоречивое влияние ценностей, норм, установок коллектива, который развивается, и той группы, к которой они принадлежат.
Период морально-волевого напряжения, связанный с общей деятельностью, начинается н рамках деловых отношений и заканчивается при заключении творческого союза, который ведет кидейному единству. Добившись успеха в коллективной деятельности, мы вплотную подходим к радости коллективного творчества. Творческое сотрудничество — период наибольшего развития инициативы. Члены коллектива стремятся к достижению успеха в общей деятельности, в которую втягиваются все группы. Происходит переоценка ценностей — значимым становится то, что оказывает содействие общему успеху. В лидеры выходят творческие дети, и отряд уже может наделить себя общим определением: самый поющий, самый спортивный, самый знающий, самый трудолюбивый.
Основная функция вожатого — объединительная и творческая. Здесь показателем успешной деятельности может быть перенос образов, главных мыслей на конкретный отряд, оценка своего отряда и себя с позиции моральных ценностей, осознанно и добровольно принятых всем коллективом. Заключительный период смены — период гуманистических отношений.
К гуманистическим отношениям в отряде можно прийти только через идейное единство. Это — высший тип коллективных отношений, в которых каждый замечен и нужен, каждый необходим и любим всеми. Диагностические исследования в этот период показывают снижение количества лидеров и отсутствие аутсайдеров в отряде. Отряд становится группой, где обеспечено единство, группой, которая на длительное время после смены остается побуди тельным символом к развитию и саморазвитию, в которой честно обозначены ценности, значимые для каждого, т. е. референтной группой. Основная функция вожатого — добрый и умный старший друг. Оставаясь другом, он выступает как хранитель "присвоенных" ценностей на период, когда, в конце концов, отряд стал референтной группой и "исповедником", духовным лидером на итоговом периоде и последействии.
Характеристика деятельности и наилучшие условия педагогического влияния:
Деятельность должна каждому предоставить возможность самовыразиться согласно гуманистическим отношениям.
Она предельно индивидуализирована и направлена на осознание себя, своего роста, на "присвоение" вечных человеческих ценностей.
Существует возможность высказаться каждому в личном разговоре, в письме, в общем круге.
Одной из главных содержательных целей центра может быть признано создание пространства, организованного для включения детей в творчески-развивающую жизнь удовлетворения каждым из них личной потребности в самореализации. Обязательно осознание самоценности данной личности, своей роли в системе межличностных и общественных отношений.
Именно в свободное время, на каникулах, ребенок имеет широкие возможности стать активным участником общего дела. Как субъект деятельности он ставит задачи, избирает пути и средства их решения, получает информацию, т. е. происходит развитие самостоятельности личности, ее взросление и социальная ориентация.
Одной из сущностных характеристик деятельности детских центов есть коллективнотворческая направленность деятельности и общение как самостоятельный и чрезвычайно важный источник информации. Общение детей в лагере — благоприятная возможность обмена духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами, приобретение новых интересов в сферах, прежде недоступных.
Литература:
- Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5-9 классов / С.Г. Арзуманов.-М.:Феникс, 2015.
- Воробьева, Н. Л. Игры и спортивные развлечения в школе и оздоровительном лагере для детей подросткового возраста / Н.Л. Воробьева.-М.:АРКТИ, 2013.
- Глейберман, А. Н. Упражнения в парах / А.Н. Глейберман. — М.: Физкультура испорт, 2013.
- Каинов, А. Н. Рабочая программа по физической культуре. 5 класс. Методическое пособие / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. — М.: Планета, 2015.
- Каинов, А. Н. Физическая культура. 5 класс. Рабочая программа / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. — М.: Планета, 2015.
- Колодницкий, Г. А. Физическая культура. 1- 4 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. — М.:Просвещение, 2015.
- Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. — М.: Арсенал образования, 2014.