Летний оздоровительный лагерь как социальный институт воспитания старшеклассника
Автор: Магомедов Тиномагомед Абдулазизович
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 07.05.2015
Статья просмотрена: 2512 раз
Библиографическое описание:
Магомедов, Т. А. Летний оздоровительный лагерь как социальный институт воспитания старшеклассника / Т. А. Магомедов. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7859/ (дата обращения: 16.11.2024).
На современном этапе сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования является важнейшей задачей концепцию модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации, в котором летний лагерь выступает одним из важнейших объектов организации отдыха в период школьных каникул, поскольку ежегодно в лагерях и здравницах РФ отдыхают свыше 9 миллионов детей и подростков.
В последние годы укрепляется нормативно-правовая база функционирования системы отдыха и оздоровления детей, чему свидетельством Федеральный закон ФЗ-98 от 28.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ с изменениями 22.08.2004 г.); Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.); Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях и социальной защите детей-сирот и детей» [5].
Для всего многообразия форм летнего детского (отдыха детский центр отдыха и оздоровления детей и подростков, база детскою отдыха, летний дом детскою отдыха, экологическая площадка, дача, детский лагерь санаторного типа, летняя школа здоровья, туризма, лидеров) и основой функционирования является формирование личностных компетенций, через создание условий и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, питание и отдыхах в экологически благоприятной среде, занятия физической культурой и спортом. При этом образовательные деятельность ориентирована на реализацию дополнительных образовательных программ, обеспечивающих актуализацию и адаптацию потенциальных ресурсов ребенка через самоопределение и самореализацию, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укрепление здоровья, детей в возрасте преимущественно от 6 до 14 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга и т. д.
Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает на преобладание в определении сущности детского летнего оздоровительного лагеря в трех подходов:
- структурно-характеристического предполагающий его описание внешних характеристик и структурных компонентов, который отражающие государственных нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность детских лагерей;
- ценностно-ориентировочного где сущность летнего оздоровительного лагеря концентрируются на выделении и анализе основополагающих ценностей, лежащих в основе жизнедеятельности лагеря представляющего собой своеобразный институт детства (государственный, корпоративный или частный), естественным образом ориентированный на развитие эмоциональной среды, так как показывает ценности взаимоотношений и взаимодействия, богатые и перспективные виды и формы деятельности;
- функционально-деятельностный, помогающий выявить и конкретизировать основные функции ведущие виды и формы совместной деятельности детей и взрослых в лагерную смену.
Современного летнего оздоровительного лагеря как особого социального института выделить ряд этапов:
- «оздоровительно-воспитательный» (20-е — начало 40-х гг. XX века);
- «оздоровительно-воспитательно-образовательный» (конец 40-х — 80 гг. XX века);
- «полифункциональный» (90-е гг. XX века — по настоящее время).
Среди ученых преобладают 2 точки зрения согласно которых детские лагеря ведут отсчет с 1895 года, с открытия в Петербурге Обществом охранения народного здравия первой колонии для детей, обучавшихся в начальных городских училищах (И. А. Курчатова); и с 20-х годов XX века, с возникновения первых пионерских лагерей и системы каникулярного отдыха (Е. Н. Сорочинская, СИ. Панченко и др.). [3]
При этом вторая позиция рассматривает летний оздоровительный лагерь как социальный институт и его функции, где по организации детских «леших колоний» и выступают основой лагерного движения началом её объединение теории и практики воспитания в условиях летнего оздоровительного лагеря.
В конце XIX века «летние колонии» устраивались в окрестностях городов в школах, где дети привлекались к хозяйственной деятельности: сами убирали свои комнаты, стирали важнейшей функцией, которого является оздоровление детей, чему должны были способствовать свежий воздух, здоровая деревенская пища, игры на природе, купания и т. д.
В начале XX века отечественными педагогами, П. Ф. Лесгафт, С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко и др. предпринимаются попытки создания научной базы деятельности «летних колоний» для чего в 1905 г. организована летная детская трудовая колония «Бодрая жизнь», где каждое лето жили 60–80 мальчиков и девочек. Для колони была разработана система правил, способствующих нормальному развитию детского сообщества; условия для общения детей, творчества, реализации интереса к исследованиям, потребности самовыражения. При этом система воспитания строилась на сочетании физического труда, самостоятельности, самоуправления и самодеятельности детей, тесных товарищеских отношений между учителем и учениками, отсутствия формализованного учебного процесса. Основой жизни в летней колонии был физический труд, который имел и образовательное значение, поскольку трудовые занятия выступали источником знаний о природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков, а свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей, занятиям музыкой, пением [1,4].
- Оздоровительно-воспитательный этап — (20-е — начало 40-х гг.) связан с развитием в стране пионерского движения ростом сети летних пионерских лагерей, организаторы которых строили работу по опыту скаутских лагерей, куда входили дети с ослабленным здоровьем, пережившие первую мировую и гражданскую войны, послевоенную разруху, голод, эпидемии опасных заболеваний и т. д..
В стране стали создаваться детские оздоровительные учреждения, приоритетными задачами которых выступало санитарно-гигиеническое просвещение детей и подростков, развитие их двигательной активности приучение к режиму дня и правильному питанию. При этом основной функцией санаторно-оздоровительный комплекс нового типа стало поддержание, профилактика и реабилитация здоровья детей и подростков, отличившихся в трудовой, учебной и других видах деятельности, через активное включение в «общественно-полезную трудовую работу» с целью «глубокого познания природы и расширения социального кругозора».
Первое «Положение о загородном пионерском лагере», в 1924 регламентировало структуру управления, цели и задачи работы с детьми, санитарно-гигиенические требования к проживанию детей, нормы питания и, физических нагрузок, а ведущей воспитательной целью лагеря являлось формирование коммунистического мировоззрения юных пионеров и октябрят, актуализируется воспитательная функция детского лагеря, в соответствии которой ребенок рассматривался преимущественно как член детского коллектива; как будущий гражданин и специалист; как защитник Родины; как носитель определенных идеологических ценностей;
- Оздоровительно-воспитательно-образовательный этап — (конец 40-х — 80 гг. XX века) характеризуется актуализацией образовательной функции детского лагеря: поскольку система внешкольной работы ориентировалось на развитие творческих способностей и интересов детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры и спорта, а основным критерием качества, которого устанавливалась «средняя поправка детей в весе». При этом возникали самобытные детские организации как разновидности пионерской организации функциями укрепление физического, психического и нравственного здоровья ребенка на фоне разрядки и восстановления сил; удовлетворение потребностей в различных развлечениях и увлечениях; обеспечение единства оздоровительного и образовательного процессов; компенсация недостатков профессионального образования; саморазвитие и самореализация ребенка.
В этом период сложилась система каникулярного отдыха детей и подростков, включавшая 9 типов детских здравниц, различавшихся в зависимости от их ведущих функций: загородный детский оздоровительный лагерь, пионерский лагерь (загородный, городской, летний, круглогодичного типа, профильный пионерского актива), лагерь труда и отдыха, оздоровительный лагерь для старшеклассников, оборонно-спортивный лагерь для молодежи, оздоровительно-спортивный лагерь детско-юношеской спортивной школы профсоюзов, трудовой отряд старшеклассников, колхозный (межколхозный) лагерь для детей и подростков, пионерский лагерь санаторного типа и др.
В целом этап характеризуется попытками объединить оздоровительную, воспитательную и образовательную функции лагеря.
- Полифункциональный этап — в истории российского летнего оздоровительного лагеря как особого социального института наступает в 90-е годы XX века, характеризующая переосмыслением сущности воспитания и оздоровления в условиях временных детских объединений, возникновением новых типов и видов детских учреждений (международные и всероссийские детские центры, социально-педагогические оздоровительные центры и комплексы многопрофильного характера, лагеря детских и юношеских организаций,летние академии, лагеря юных талантов, лагеря-экспедиции, семейные дома отдыха и т. д.). При этом содержательная сторона жизнедеятельности в современном оздоровительном учреждении имеет несколько аспектов: во-первых, комплексная направленность на всестороннее развитие личности; во-вторых, оздоровительный отдых как аккумулятор психических, нравственных, этических, эстетических и физических сил ребенка; в третьих отдых выполняет не только компенсаторную функцию но и создает условия для приобретения знаний и умений, развития инициативы и самодеятельности; в четвертых, система отдыха целостно обеспечена педагогическим и медицинским сопровождением социальными и индивидуальными связями.
Признание детские лагеря учреждениями дополнительного образования детей стимулировало появление профильных (компьютерные, экономические, языковые и т. д., лагерей и смен актуализировала их развивающую функции, что связано, с интеграцией российского и зарубежного лагерного движения, увеличением количества детей, нуждающихся в физической и психологической реабилитации и коррекции с развитием общественных и политических организаций России.
Резюмируя сказанное можно заключить, что детский лагерь как учреждение дополнительного образования детей в настоящее время является наиболее массовой формой организации отдыха детей и подростков в период школьных каникул, в которого выделяются этапы, связанные с изменением и расширением его функций;
1. «оздоровительно-воспитательный» (20-е — начало 40-х гг. XX века), современного летнего оздоровительного лагеря как особого социального института
2. «оздоровительно-воспитательно-образовательный» (конец 40-х — 80 гг. XX века), основными функциями: оздоровительная, воспитательная, развивающая, культурологическая, психотерапевтическая, коммуникативная и компенсаторная.
3. «полифункциональный» (90-е гг. XX века — по настоящее время), полифункциональность современного летнего оздоровительного лагеря обусловливает построение воспитательной системы, где преобладают массовый, общедоступный и добровольный характер участия детей в работе, имеющей общественно-полезную направленность; возможность развития интересов и способностей каждого ребенка; дифференцированный, возрастной и индивидуальный подходы личности; широкий простор для инициативы и самодеятельности; сочетание массовых, коллективных и индивидуальных форм в зависимости от содержания и характера работы коллектива; органическая связь, согласованность и взаимодействие со школой организациями, семьей и общественностью.
Современная типология детских оздоровительных лагерей представлена: загородными детскими оздоровительными лагерями; лагерями труда и отдыха; оборонно-спортивными лагерями; оздоровительными лагерями для молодежи; оздоровительно-спортивными лагерями ДЮСШ; лагерями санаторно-курортного типа; международными и всероссийскими детскими центрами; профильными лагерями; городскими лагеря с дневным пребыванием; семейными домами отдыха.
Литература:
1. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. // Послесл. Е. С. Буха, М. Педагогика 1991. 174 с.
2. Сабиров Х. Ф. Общественно-нравственное поведение личности как черта социалистического образа жизни РИО Акад. МВД СССР. Москва. 1977. С. 233–235
3. Сорочинская Е. Н., Ковалева А. Г. Социально-педагогический колледж «Орленок»// Педагогика. 1998. № 7.
4. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — М.: Педагогика, 1980.- Т. 2. — 416с.
5. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» http://base.garant.ru/10135206/#help#ixzz3W9pyMuiR