Режим дня в детском оздоровительном лагере как основа формирования здорового образа жизни. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 27.04.2019

Статья просмотрена: 3416 раз

Библиографическое описание:

Лепко, А. К. Режим дня в детском оздоровительном лагере как основа формирования здорового образа жизни. / А. К. Лепко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58470/ (дата обращения: 23.12.2024).



Постановка проблемы. Детский оздоровительный отдых — это одна из систем, в которых производится воспитание и обеспечение формирования и поддержания творческого мышления детей и подростков. Также является системообразующим направлением в реализации государственной политики в отношении детей и подростков наряду с образованием и организации досуговой деятельности. В структурах, осуществляющих детский оздоровительный отдых, важным является и правильная организация режима отдыха детей, который направлен на создание комфортных условий для проживания детей разного возраста, на этом уровне в частности и проходит формирование и закрепление основных принципов здорового образа жизни наряду и со спортивными мероприятиями.

В связи с этим целью данного исследования стало изучение влияния режима дня в детском оздоровительном лагере на формирование здорового образа жизни.

Анализ литературы. Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. В результате постоянного повторения элементов режима: питания, сна, игр, занятий, прогулок, у детей формируются условные рефлексы. Встает вопрос, как довести до осознания ребенком, что от соблюдения режима дня зависит состояние его физического, психического, эмоционального здоровья и подготовить дошкольника к осознанному выполнению режима дня ведь, у детей нет целостного понимания сущности здорового образа жизни [1].

Одним из направлений организации отдыха и оздоровления детей является работа детских оздоровительных лагерей (ДОЛ) во время каникул в школах, что позволяет сделать воспитательный процесс непрерывным, отражая взаимосвязь между воспитательной функцией школы и лагеря [3, 2,5]. В этой структуре работают как профессиональные педагоги и психологи, так и дополнительный обслуживающий персонал, при этом очень важную роль играет вожатый, который непосредственно связан с жизнью детей в лагере и проводит с ними большинство времени на протяжении всей смены [4]. В своей деятельности вожатый обязан выполнять поставленные администрацией лагеря задачи непосредственно: оздоровление, поддержание дисциплины, досуг и воспитание экологической ответственности как основы жизнедеятельности человека. В данной работе важно учитывать, что большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня ребёнка и задача вожатого в том, чтоб следить за выполнением каждого звена этого процесса [3].

Выполнение режима дня — средство формирования здорового образа жизни. Повтор режимных моментов, постоянство требований обеспечивают прочность знаний и навыков самообслуживания, способствуют развитию самостоятельности детей и в их жизни вне лагеря. В большинстве детских оздоровительных лагерей режим дня состоит из следующих элементов: Подъем, зарядка, уборка комнат, завтрак, активный отдых, купание, солнечные ванны, внутриотрядные мероприятия, свободное время, обед, тихий час, полдник, дискотека, ужин, второй ужин, подготовка ко сну, сон.

Время применения каждого мероприятия, как и интервал, могут различаться. При планировании распорядка дня обязательно учитываются возрастные особенности детей, месторасположения и инфраструктуру лагеря, погодные условия.

Главными задачами по укреплению здоровья детей это формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни и формирование основ здорового образа жизни и посредством включения в жизнь детей режима дня ДОЛ. Молодые специалисты должны привить ребенку рациональное отношение к собственному здоровью и чувство собственной ответственности за его состояние [3].

В процессе работы по формированию здорового образа жизни необходимо стараться закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы появилось понимание их значения и важности для здоровья, приучить детей систематически выполнять их правильно и быстро [6].

В работе по формированию навыков здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры, наглядный материал, чтение художественной литературы, фольклор. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.

При формировании культурно-гигиенических навыков целесообразно использовать такие приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, физических нагрузок. Так как в последнее десятилетие все больше становится детей, страдающих полнотой. Мало того что лишний вес отражается на физиологии ребенка, он является причиной неуверенности в себе, заниженной самооценки и оскорблений среди сверстников. Если не брать во внимание полноту, связанную с заболеваниями, то в большинстве случаев вина в появлении лишнего веса ребенка лежит исключительно на взрослых [6]. Именно поэтому применение зарядки каждый день необходимо использовать как профилактическую меру. Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, а также переутомлению. Вожатому для создания заинтересованности детей в заряде необходимо рассказывать детям о том, что это поможет им быть сильными, а также получат заряд энергии на весь день.

Проводя работу по формированию здорового образа жизни, необходимо объяснять детям, что здоровье зависит не только от отношения человека к своему здоровью, но и от соблюдения правил безопасности, что образ жизни должен быть здоровый и безопасный. Безопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение применить на практике, в реальной жизни, полученные знания и навыки.

Общим итогом работы является то, что у детей повышается общий уровень знаний по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие». У детей появляется понимание того, что такое правильное питание, полезные продукты, осмысленное отношение к окружающему миру с точки зрения влияния на здоровье воздуха, воды, растительности. Дети осознанно относятся к укреплению своего здоровья.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Выводы. Режим дня это одна из основных составляющих здорового образа жизни человека, формирование, которого начинается с самого детства и продолжается в образовательных учреждениях. Во время каникул необходимо продолжать педагогический процесс посредством организации детского отдыха в ДОЛ, так как это влияет на формирование здорового образа жизни.

Литература:

  1. Ворощенко В. Е. Психолого-педагогические условия формирования мотивации учащихся на здоровый образ жизни // Вестник Ставропольского государственного университета 2009/64. С. 27–32.
  2. Литвак Р. А. Деятельность детских общественных объединений в современных условиях как фактор социализации подростков: моногр. — Челябинск: ЧГАКИ, 2005. — 336 с.
  3. Коллектив авторов. Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие — АСТ. — 20015. — 780 стр.
  4. Байбородова Л, Рожков М. Коллективный анализ жизни в лагере // Воспитательная работа в школе. — 2005. — № 2. — С.67–71.
  5. Белова С. М. Уроки воспитания для воспитателей. — Народное образование. — 2004. — № 3. — С. 102–109.
  6. Фришман И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции // Народное образование. — 2003. — № 3. — С.33–41.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, режим дня, формирование, время каникул, детский оздоровительный отдых, здоровье, лагерь, навык.


Похожие статьи

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Организационные условия профилактики агрессивного поведения детей в ДОУ

Системный подход к формированию здорового образа жизни у учащихся

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Дорожная карта как элемент повышения качества услуг в общественном питании

Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе

Похожие статьи

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Организационные условия профилактики агрессивного поведения детей в ДОУ

Системный подход к формированию здорового образа жизни у учащихся

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Дорожная карта как элемент повышения качества услуг в общественном питании

Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе

Задать вопрос