Вопрос формирования здорового образа жизни школьника волновал педагогов, врачей и родителей во все периоды. Режим и распорядок жизни ребенка во многом зависит от условий, диктуемых эпохой, но параллельно с этим существует ряд составных элементов, которые не меняются во времени, но все же они играют значительную роль в поддержании и сохранении психологического и физического здоровья. Совокупности этих современных и незыблемых факторов, влияющих на состояние школьника, посвящена статья.
Ключевые слова: режим, образ жизни, здоровье, ученик начальной школы, физическое и психологическое здоровье, адаптация.
Несмотря на развитие и новые достижения в области медицины, общее состояние здоровья общества сегодня, и детей младшего школьного возраста в частности, требует серьезного изучения и анализа. Современные условия жизни, вызванные меняющейся экологической обстановкой в мире, развитием информационных технологий и многими другими факторами, способствуют появлению новых видов заболеваний, характерных для нынешнего поколения школьника. Следовательно, вопросы здорового образа должны меняться и подстраиваться под существующие на данный момент реалии, что делает рассматриваемую нами тему актуальной и значимой на сегодняшний день [6, с. 1–3].
Безусловно, есть общие, так сказать «незыблемые» рекомендации, следование которым позволяет сохранить как психологическое, так и физическое здоровье ученика начальных классов. Прежде чем говорить об особенностях состояния школьника, необходимо разобраться в тех условиях, в которых оказывается каждый первоклассник, приходя в учебное заведение. Вопросам адаптации посвящено много работ, и сегодня ни у кого не вызывает сомнения то обстоятельство, что ребенку необходимо определенное время на привыкание к новому образу жизни, к одноклассникам и учителю. У каждого данный процесс происходит сугубо индивидуально, следовательно, занимает разное количество времени. От педагога в данном случае требуется разработка определенной программы, способной помочь в ходе адаптации. В том случае, когда процесс привыкания происходит достаточно сложно и не проведена грамотная работа по оказанию поддержки школьнику, могут возникнуть психологические проблемы, которые, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на физическое здоровье.
Следовательно, вопросы адаптации, психологического состояния, физического здоровья и эффективности, получаемых школьником, знаний, напрямую взаимосвязаны между собой, оказывают прямое воздействие друг на друга. Согласно статистическим данным, учащиеся, испытывающие трудности с привыканием к своему новому статусу, чаще подвержены простудным заболеваниям, испытывают психологические трудности, вызванные нежеланием учиться, что в совокупности приводит к слабым результатам процесса обучения и воспитания в начальной школе и в последующей учебной деятельности. Таким образом, говоря о здоровом образе жизни ученика начальных классов, необходимо рассматривать все вышеуказанные составляющие [7, с. 6–20].
Проблемы в процессе адаптации могут быть вызваны таким явлением, как педагогическая запущенность, под которой понимают отклонение от нормы в развитии первоклассника, вызванное недочетами обучения и воспитания. Это может привести к трудностям с привыканием к социуму, что увеличивает вероятность появлению проблем с общим состоянием психологического и физического здоровья. Но все же психика первоклассника, имеющего подобные проблемы, поддается корректировки. Для работы с такими детьми необходимо определиться с видом запущенности: интеллектуально-педагогическая, нравственно-педагогическая, нравственно-эстетическая, нравственно-трудовая и медико-педагогическая. Их устранение и осуществление полной адаптации первоклассника к обучению в школе может произойти только при объединении сил социального педагога, классного руководителя и семьи [3, с. 25–26].
Причинами педагогической запущенности может быть: безразличие со стороны родителей и других близких людей, являющихся авторитетом для первоклассника; безосновательная критика его действий; конфликты в семье, которые видит ребенок; чрезмерная опека родителей, унижение или порицание школьника в присутствии сверстников. С проблемами в первом классе ученик может столкнуться из-за медленного развития ребенка (задержки психического развития), при наличии какого-либо физического недостатка, например, дефекта речи, повышенной утомляемости, снижения работоспособности школьника. Это одна из главных причин, которая не только мешает ему хорошо осваивать новую программу, сформировать самостоятельность и творческий подход к усваиваемому материалу, адаптации к обучению в целом, но и влияет на физическое состояние, количество заболеваний и т. д. Зачастую педагогически запущенные дети впоследствии становятся успешными учениками, для этого необходимо вовремя диагностировать данную проблему и провести соответствующую работу [2, с. 107–112].
Одна из обязанностей педагога как раз и заключается в том, чтобы, используя современные средства и методы, определить уровень адаптации первоклассника. А в тех случаях, когда это необходимо, специалист должен разработать план по работе с учениками, недостаточно подготовленными к школе, выявить причины их отставания. Данная работа является одной из основных по формированию здорового образа жизни учащегося, поскольку своевременная и правильная адаптация — залог нормального физического развития школьника впоследствии.
От общего психологического климата в классе, от взаимоотношений в коллективе, в значительной степени зависит состояние каждого отдельного ученика. Желание посещать школу, стремление учиться — все это основы общего психологического и физического здоровья, которые, при помощи создания благоприятных условий, должны обеспечить педагог и родители ребенка [1, с. 1–5].
Очень важна в данной ситуации выработка определенного режима дня с учетом индивидуальных особенностей школьника, которая будет направлена на создание более эффективной и плодотворной обстановки обучения с сохранением здоровья. Современное государство понимает, что обществу необходимы грамотные и всесторонне развитые специалисты, способные обеспечить достойное существование будущему России. Но, насколько важны знания, умения и навыки в случае отсутствия здоровья подрастающего поколения?
Существенный процент здоровья закладывается именно в детском возрасте, именно поэтому вопросам правильного режима следует уделять внимание именно в период роста и развития организма. Питание, сон, отдых, гармоничное сочетание умственных и физических нагрузок, формирование правильной осанки во время сидения за партой на уроке и выполнения домашнего задания — все эти составляющие не меняются с течением времени, и актуальны во все периоды [4, с. 79–87].
Но если рассмотреть их в контексте с условиями современного времени, то можно выявить ряд трудностей. Первая из них напрямую взаимосвязана с информатизацией общества. Сегодня практически каждый ребенок уже с ранних лет имеет доступ к компьютеру и различным видам гаджетов. Данное обстоятельство, не смотря на положительные стороны, связанные с расширением кругозора, умением пользоваться современной техникой, имеет и крайне негативные последствия. Первое заключается в значительном снижении физической активности. Поколение школьников, выросшее без сети Интернет, практически все свободное время проводило на улице, играя в различные подвижные игры. Современные школьники, помимо достаточно большой нагрузки, связанной с выполнением домашнего задания, и отдых посвящают компьютерным играм и развлечениям, осуществляемым опять же сидя. Следствие описанного выше — не достаточное пребывание на свежем воздухе, нехватка витамина Д, малоподвижный образ жизни.
Безусловно, цифровизация общества, необходимость осваивания новых технологий, необходимы в условиях современного времени, следовательно, отменять их сегодня было бы нецелесообразно. Но следует грамотно и правильно распланировать время ребенка таким образом, чтобы в его жизни присутствовали и периоды пребывания на свежем воздухе, физические нагрузки и т. д. [5, с. 1–2].
Для осуществления данной цели следует продолжать работу по созданию более эффективной образовательной программы начальных классов, способной снизить нагрузку, но при этом не утратить своей продуктивности. Данная работа необходима для сбережения энергетических ресурсов учащихся, способствующих сохранению здоровья школьника.
Чрезмерное присутствие компьютера в жизни каждого современного ребенка соответственно снижает количество занятий по развитию мелкой моторики, что в свою очередь влияет на формирование речи, сначала устной, а затем и письменной. В результате данного явления количество логопедических проблем современных детей дошкольного и младшего школьного возраста существенно увеличивается.
Таким образом, в ходе исследования мы попытались проследить взаимосвязь всех отдельных, как кажется на первый взгляд, элементов. К таковым относятся: адаптация к школе, психологическое состояние отдельного ученика, общие взаимоотношения в коллективе, объем образовательной нагрузки, режим жизни, информационные технологии. Все они, так или иначе, оказывают влияние на психологическое и физическое, которые так же находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, здоровье.
Выявив данную зависимость, мы пришли к общему выводу, заключающемуся в том, что работа по формированию здорового образа жизни ученика начальной школы должна учитывать все указанные выше элементы одного целостного образовательного процесса. Он должен регулироваться как со стороны педагога, так и со стороны родителей, только в этом случае возможно обеспечение условий, для сохранения общего здоровья ребенка в ходе обучения в школе.
В работе нам впервые удалось взглянуть на все составляющие образовательного процесса как на необходимые элементы в формировании общего здоровья ученика начальной школы. Выяснив, что при нерешенных вопросах с адаптацией, при наличии внутренних психологических проблем и внешней разобщенности, и напряженной обстановки в классе, чрезмерной загруженности, отсутствия возможности для индивидуальной реализации школьника, неправильного образа жизни, невозможно говорить о здоровье ученика. Следовательно, рассматривать данную проблему необходимо в совокупности, только тогда можно достичь желаемого результата и сохранить здоровую нацию.
Литература:
- Арсентьева М. В. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 3–2. — С. 1–5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-v-formirovanii-zdorovogo-obraza-zhizni-mladshih-shkolnikov.
- Беджаше М. Н. Социально-педагогические проблемы адаптации первоклассников к школе: педагогическая запущенность учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт» — 2017. — Т. 34. — С. 107–112.
- Гончарова И. М. Педагогические условия формирования у младших школьников здорового образа жизни // Вестник магистратуры. — 2018. — № 4–1 (79). — С. 25–26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-u-mladshih-shkolnikov-zdorovogo-obraza-zhizni.
- Иванов В. Д., Матина З. И. Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — № 1. — С. 79–87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-mladshih-shkolnikov.
- Нурматова М. И. Основные направления в формировании здорового образа жизни младшего школьника // International scientific review. — 2019. — № LV. — С. 1–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-v-formirovanii-zdorovogo-obraza-zhizni-mladshego-shkolnika.
- Сергеева Б. В., Токарева В. В. Средства формирования здорового образа жизни младших школьников // Проблемы педагогики. — 2017. — № 1 (24). — С. 1–3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-mladshih-shkolnikov.
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4. — С. 6–20.