Развитие художественно-конструкторских навыков у студентов вузов | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Хайитбаев Д. Д., Таганов Р. А., Рузметов К. Ш. Развитие художественно-конструкторских навыков у студентов вузов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 123-126. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13962/ (дата обращения: 25.06.2018).



В данной статье внимание акцентируется на развитии у студентов способностей и навыков художественного конструирования во время внеаудиторных занятий.

Ключевые слова: учителя изобразительного искусства, художественное конструирование.

Умения, навыки и способности художественного конструирования у будущих учителей изобразительного искусства, приобретенные в школе и в настоящее время в вузе, развиваются и совершенствуются на внеаудиторных занятиях на основе уже имеющихся художественно-конструкторских умений в ходе теоретико-практических занятий и конкретно-практических работ по решению интеллектуально-творческих задач (на различные виды художественного конструирования). При этом используются наиболее эффективные методы, приемы, способы и методические ориентиры. Особое внимание в художественном конструировании уделяется таким видам мышления, как идейно-смысловое, образное, логико-аналитическое, практическое и визуально-зрительное, композиционное, пространственное, объемно-пространственное, а также художественное, творческое воображение и ассоциативное, фантазийное, интуитивное, метафорическое, импровизационное [1].

Как формируются интеллектуально-творческие умения и мыслительные способности у будущего учителя изобразительного искусства: фантазийные — на основе абстрактного и объективного восприятия; ситуативные — на визуальной основе; собственно и заданно-образные; конструктивно-фантастические — при восприятии не совсем реальной картины; идейно-смысловые и собственно-фантастические (в том числе коллективные).

Фантазия на основе абстрактного и объективного восприятия. Фантазийное мышление происходило в системе: «Впечатление = память — опыт = мышление — воображение = осмысление = воспроизведение (в рисунке) = самообсуждение». Использовали методику чернильных пятен Роршаха [1]. Цель: в контурах аморфного пятна обнаружить как можно больше сходства со знакомыми объектами (подгон под ранее приобретенные знания); многопланово трансформировать и интерпретировать этот контур. Таким образом студентов побуждали к смелой фантазии на основе объективного восприятия и субъективного осознания (получили демонические и нереально-фантазийные образы).

Использовали методику точки: произвести фантастическую трансформацию обыкновенной точкой. Результат: грамматические точки и многоточия; пуговица, маленький шарик, мячик, большой шар, Земля, Луна, Солнце, черная дыра. Получили диалектический образ бесконечности: простая точка — конкретное — превратилась в фантастически абстрактное (естественно, в результате обобщенности). Подтвердилась формула: «Воображение — образ». Именно такое умение фантазировать необходимо для художественного конструирования.

Ситуативное мышление на визуальной основе. Активизировали методом названия ситуативных картинок из 12 однословных надписей [2]. Однословное название; многословное (с использованием некоторых или всех 12 слов). Пример картинки: на скамейке в сквере человек, читающий газету; идущий мимо мужчина приветствует читающего, а тот не обращает никакого внимания на дружелюбное приветствие.

12 однословных надписей на выбор:

1. Газета

2. Приветствие

3. Доброта

4. Сквер

5. Отдых

6. Гордость

7. Пешеход

8. Ошибка

9. Невнимание

10. Читатель

11. Рассеянность

12. Обида

Студенты однословно называют картинку так: «Доброта», «Невнимание» и «Обида». Следовательно, акцентируется ее эмоционально-психологический контекст. Многословное название: «Приветствие и обида», «Невнимание или гордость?», «Доброта и невнимание». Здесь позиционируется нравственно-этический контекст. Так студенты осваивают сюжетно-ситуативный аспект, безусловно, необходимый в художественном конструировании.

Создание образа своего воображения

Задание 1. Силой эмоционально-чувственного воображения и фантазии (представления) придумать новый образ, которого нет в действительности. Образ должен быть зрительной формы в пространстве и времени; желательны фантастические композиции, соединенные в единое целое (в рисунке).

Задание 2 «Образы Страны чудес». С помощью фантазии и ассоциаций создаются композиции из объектов из мира растений, животных и неживой природы. Цель: отбор объектов, формирование фантастических образов в комбинаторных приемах. Разъяснение содержания рисунка. Персональный анализ созданных образов. Результаты: «Бабочка с образом человека», «Море-образ: тихий, волнующий, грозно бушующий», «Птицерыбочеловек», «В параллельном мире», «Фантастический сон». В них большая фантазия, широкий интеллектуальный характер и выход за границы традиционного композиционного стереотипа. Сюжеты: статические, динамические, статико-динамические, обусловливающие виды структурных отношений объектов в образах. Усилен «фигурный синтез» как средство акцентуации фантастической ситуации. А агглютинирование приобретает «одухотворенную» направленность. Встречаются и антропоморфные события или действия. Однако все регулируется мышлением: очевидна строгая композиция и содержательность образа. Идея создания несуществующего комплексного образа максимально активизировала фантазийную способность студентов, так необходимую в процессе художественного конструирования.

Задание на конструкторско-фантастическое представление и восприятие изображенного на не совсем реальной картине.

Задание 1. Предлагается рисунок «Утка в шляпе в лодке». На размышление о реальном и фантастическом в образе утки.

Вопросы: Что изображено? Реалистично или фантастично? Что выдумано? Почему правдоподобные детали не мешают считать рисунок фантастическим?

Вывод студентов: реальные детали в фантастическом образе не мешают, а наоборот, усиливают яркость нереального образа.

Задание 2. Создать наибольшее количество фантастических рисунков с предложенными объектами (птичкой, змеей).

Результат: рисунки на темы «Невозможная дружба», «Змеино-птичий альянс», «Разные предназначения», «Поменялись деталями» и др.

Задание 3. Задача усложняется: нужно создать художественную конструкцию фантастического образа (на рисунке) с необычной композицией и разъяснить содержание образа и значимость конструкторского решения.

Результаты: образы рисунков — «Стон Земли» (плачущая растерзанная Земля протягивает руки к соседним планетам); «Гимн SOS» (хор животных, занесенных в «Красную книгу», поет гимн своему спасению); «Лунная встреча» (общение космонавтов на Луне с лунянами и др.).

Примечание: наиболее яркие рисунки рассматриваются и обсуждаются коллективно при активном участии авторов.

Суммируя наблюдения за ходом, результатами и обсуждением заданий 1, 2, 3, делаем выводы, с которыми знакомим студентов: активизировалась фантазийная продуктивность; появился интерес к созданию сложных образов; наблюдается стремление к формальному конструированию образа; просматривается тенденция к фантазии и творческому воображению, что так необходимо в художественном конструировании. Наблюдается обращение к многокомпактным образам, структурно связанным, функционально общим; контактное расположение объектов, их дистантное расположение; осмысленный выбор композиционных приемов, композиционная регуляция образов, их содержательное своеобразие и «смысловое лицо». Используется композиция контактного расположения — горизонтальная, вертикальная, диагональная. Здесь образы воображения и памяти с их структурно-содержательными качествами и типичными особенностями, преимущественно целостные. Эти образы находятся в основном в динамических сюжетах; они содержательно разнообразны, оригинальны и не совпадают — результат продуктивной интеллектуально-творческой деятельности студентов. Следовательно, с художественным конструированием у будущих учителей изобразительного искусства все в порядке.

В таком ключе рассуждают участники беседы до придания сумке антигравитационных свойств. Можно назвать это бесполезной игрой ума, упражнением в импровизации. На такой же основе строится работа со студентами по мозговому штурму (сходство — в налаженном механизме общения студентов, умении импровизировать, не отвлекаясь от заданной темы; в развитом ассоциативном мышлении собеседников; быстром темпе высказывания с опорой на предыдущие высказывания. Только у мозгового штурма есть отличия, они заключаются в целенаправленных высказываниях по поводу определенной проблемы одной группы мозгового штурма и в отсутствии цели беседы у группы студентов. Такое общение не выявило лидера, но вместе с тем трений между ними не наблюдалось, что объясняется наличием здорового чувства юмора. Импровизация студентов не связана с какой-либо конкретной проблемной ситуацией практического характера.

Описанный прием является лишь частью творческого процесса, имеющего начальную и конечную фазы. Этот процесс возникновения идей выгодно отличается по своей продуктивности от процесса решения задачи по определенному алгоритму, в силу чего его можно назвать игрой, но бессистемное использование спонтанных идей не может само по себе привести к реализации проектных задач.

Студенты способны и на коллективное художественное конструирование, сочетать свои результаты художественного конструирования с коллективными. Смело-творчески, индивидуально и коллективно они решают задачи художественного конструирования, проявляя свои достаточно глубокие художественно-конструкторские знания и умения, ориентируются в любых ситуациях. Многие имеют собственную художественно-конструкторскую концепцию, дизайнерское видение, создают полноценные оригинальные работы, отличающиеся смыслосодержательной нагрузкой, композиционной стройностью, красотой линий, яркой образностью и выразительной эстетикой.

Будущие учителя изобразительного искусства знают, на каком содержании, в какой форме, какими методами, приемами, способами и средствами формировать у школьников интерес и способность к художественному конструированию, и проецируют свои художественно-конструкторские знания и умения на будущую педагогическую деятельность.

Литература:

  1. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй: Пер. с итальянского. — М.: «Прогресс», 1988.
  2. Радчук Л. И. Основы художественного конструирования: Учебное пособие для вузов. — М.: Легпромбытиздат, 1989.
  3. Григорьев Э. П., Заец Р. В., Моляко В. А. Психологические аспекты художественного конструирования. — Киев, 1985.
  4. Гладышев Г. М. Педагогические условия развития духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук, Оренбург, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): художественное конструирование, изобразительное искусство, мозговой штурм, объективное восприятие, образ, творческое воображение, реальная картина, контактное расположение, визуальная основа, фантастический образ.

Ключевые слова

умения, навыки и способности, изобразительного искусства, эффективных методов, приемов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос