Развитие художественно-конструкторских навыков у студентов вузов | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Хайитбаев Д. Д., Таганов Р. А., Рузметов К. Ш. Развитие художественно-конструкторских навыков у студентов вузов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 123-126. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13962/ (дата обращения: 24.09.2018).



В данной статье внимание акцентируется на развитии у студентов способностей и навыков художественного конструирования во время внеаудиторных занятий.

Ключевые слова: учителя изобразительного искусства, художественное конструирование.

Умения, навыки и способности художественного конструирования у будущих учителей изобразительного искусства, приобретенные в школе и в настоящее время в вузе, развиваются и совершенствуются на внеаудиторных занятиях на основе уже имеющихся художественно-конструкторских умений в ходе теоретико-практических занятий и конкретно-практических работ по решению интеллектуально-творческих задач (на различные виды художественного конструирования). При этом используются наиболее эффективные методы, приемы, способы и методические ориентиры. Особое внимание в художественном конструировании уделяется таким видам мышления, как идейно-смысловое, образное, логико-аналитическое, практическое и визуально-зрительное, композиционное, пространственное, объемно-пространственное, а также художественное, творческое воображение и ассоциативное, фантазийное, интуитивное, метафорическое, импровизационное [1].

Как формируются интеллектуально-творческие умения и мыслительные способности у будущего учителя изобразительного искусства: фантазийные — на основе абстрактного и объективного восприятия; ситуативные — на визуальной основе; собственно и заданно-образные; конструктивно-фантастические — при восприятии не совсем реальной картины; идейно-смысловые и собственно-фантастические (в том числе коллективные).

Фантазия на основе абстрактного и объективного восприятия. Фантазийное мышление происходило в системе: «Впечатление = память — опыт = мышление — воображение = осмысление = воспроизведение (в рисунке) = самообсуждение». Использовали методику чернильных пятен Роршаха [1]. Цель: в контурах аморфного пятна обнаружить как можно больше сходства со знакомыми объектами (подгон под ранее приобретенные знания); многопланово трансформировать и интерпретировать этот контур. Таким образом студентов побуждали к смелой фантазии на основе объективного восприятия и субъективного осознания (получили демонические и нереально-фантазийные образы).

Использовали методику точки: произвести фантастическую трансформацию обыкновенной точкой. Результат: грамматические точки и многоточия; пуговица, маленький шарик, мячик, большой шар, Земля, Луна, Солнце, черная дыра. Получили диалектический образ бесконечности: простая точка — конкретное — превратилась в фантастически абстрактное (естественно, в результате обобщенности). Подтвердилась формула: «Воображение — образ». Именно такое умение фантазировать необходимо для художественного конструирования.

Ситуативное мышление на визуальной основе. Активизировали методом названия ситуативных картинок из 12 однословных надписей [2]. Однословное название; многословное (с использованием некоторых или всех 12 слов). Пример картинки: на скамейке в сквере человек, читающий газету; идущий мимо мужчина приветствует читающего, а тот не обращает никакого внимания на дружелюбное приветствие.

12 однословных надписей на выбор:

1. Газета

2. Приветствие

3. Доброта

4. Сквер

5. Отдых

6. Гордость

7. Пешеход

8. Ошибка

9. Невнимание

10. Читатель

11. Рассеянность

12. Обида

Студенты однословно называют картинку так: «Доброта», «Невнимание» и «Обида». Следовательно, акцентируется ее эмоционально-психологический контекст. Многословное название: «Приветствие и обида», «Невнимание или гордость?», «Доброта и невнимание». Здесь позиционируется нравственно-этический контекст. Так студенты осваивают сюжетно-ситуативный аспект, безусловно, необходимый в художественном конструировании.

Создание образа своего воображения

Задание 1. Силой эмоционально-чувственного воображения и фантазии (представления) придумать новый образ, которого нет в действительности. Образ должен быть зрительной формы в пространстве и времени; желательны фантастические композиции, соединенные в единое целое (в рисунке).

Задание 2 «Образы Страны чудес». С помощью фантазии и ассоциаций создаются композиции из объектов из мира растений, животных и неживой природы. Цель: отбор объектов, формирование фантастических образов в комбинаторных приемах. Разъяснение содержания рисунка. Персональный анализ созданных образов. Результаты: «Бабочка с образом человека», «Море-образ: тихий, волнующий, грозно бушующий», «Птицерыбочеловек», «В параллельном мире», «Фантастический сон». В них большая фантазия, широкий интеллектуальный характер и выход за границы традиционного композиционного стереотипа. Сюжеты: статические, динамические, статико-динамические, обусловливающие виды структурных отношений объектов в образах. Усилен «фигурный синтез» как средство акцентуации фантастической ситуации. А агглютинирование приобретает «одухотворенную» направленность. Встречаются и антропоморфные события или действия. Однако все регулируется мышлением: очевидна строгая композиция и содержательность образа. Идея создания несуществующего комплексного образа максимально активизировала фантазийную способность студентов, так необходимую в процессе художественного конструирования.

Задание на конструкторско-фантастическое представление и восприятие изображенного на не совсем реальной картине.

Задание 1. Предлагается рисунок «Утка в шляпе в лодке». На размышление о реальном и фантастическом в образе утки.

Вопросы: Что изображено? Реалистично или фантастично? Что выдумано? Почему правдоподобные детали не мешают считать рисунок фантастическим?

Вывод студентов: реальные детали в фантастическом образе не мешают, а наоборот, усиливают яркость нереального образа.

Задание 2. Создать наибольшее количество фантастических рисунков с предложенными объектами (птичкой, змеей).

Результат: рисунки на темы «Невозможная дружба», «Змеино-птичий альянс», «Разные предназначения», «Поменялись деталями» и др.

Задание 3. Задача усложняется: нужно создать художественную конструкцию фантастического образа (на рисунке) с необычной композицией и разъяснить содержание образа и значимость конструкторского решения.

Результаты: образы рисунков — «Стон Земли» (плачущая растерзанная Земля протягивает руки к соседним планетам); «Гимн SOS» (хор животных, занесенных в «Красную книгу», поет гимн своему спасению); «Лунная встреча» (общение космонавтов на Луне с лунянами и др.).

Примечание: наиболее яркие рисунки рассматриваются и обсуждаются коллективно при активном участии авторов.

Суммируя наблюдения за ходом, результатами и обсуждением заданий 1, 2, 3, делаем выводы, с которыми знакомим студентов: активизировалась фантазийная продуктивность; появился интерес к созданию сложных образов; наблюдается стремление к формальному конструированию образа; просматривается тенденция к фантазии и творческому воображению, что так необходимо в художественном конструировании. Наблюдается обращение к многокомпактным образам, структурно связанным, функционально общим; контактное расположение объектов, их дистантное расположение; осмысленный выбор композиционных приемов, композиционная регуляция образов, их содержательное своеобразие и «смысловое лицо». Используется композиция контактного расположения — горизонтальная, вертикальная, диагональная. Здесь образы воображения и памяти с их структурно-содержательными качествами и типичными особенностями, преимущественно целостные. Эти образы находятся в основном в динамических сюжетах; они содержательно разнообразны, оригинальны и не совпадают — результат продуктивной интеллектуально-творческой деятельности студентов. Следовательно, с художественным конструированием у будущих учителей изобразительного искусства все в порядке.

В таком ключе рассуждают участники беседы до придания сумке антигравитационных свойств. Можно назвать это бесполезной игрой ума, упражнением в импровизации. На такой же основе строится работа со студентами по мозговому штурму (сходство — в налаженном механизме общения студентов, умении импровизировать, не отвлекаясь от заданной темы; в развитом ассоциативном мышлении собеседников; быстром темпе высказывания с опорой на предыдущие высказывания. Только у мозгового штурма есть отличия, они заключаются в целенаправленных высказываниях по поводу определенной проблемы одной группы мозгового штурма и в отсутствии цели беседы у группы студентов. Такое общение не выявило лидера, но вместе с тем трений между ними не наблюдалось, что объясняется наличием здорового чувства юмора. Импровизация студентов не связана с какой-либо конкретной проблемной ситуацией практического характера.

Описанный прием является лишь частью творческого процесса, имеющего начальную и конечную фазы. Этот процесс возникновения идей выгодно отличается по своей продуктивности от процесса решения задачи по определенному алгоритму, в силу чего его можно назвать игрой, но бессистемное использование спонтанных идей не может само по себе привести к реализации проектных задач.

Студенты способны и на коллективное художественное конструирование, сочетать свои результаты художественного конструирования с коллективными. Смело-творчески, индивидуально и коллективно они решают задачи художественного конструирования, проявляя свои достаточно глубокие художественно-конструкторские знания и умения, ориентируются в любых ситуациях. Многие имеют собственную художественно-конструкторскую концепцию, дизайнерское видение, создают полноценные оригинальные работы, отличающиеся смыслосодержательной нагрузкой, композиционной стройностью, красотой линий, яркой образностью и выразительной эстетикой.

Будущие учителя изобразительного искусства знают, на каком содержании, в какой форме, какими методами, приемами, способами и средствами формировать у школьников интерес и способность к художественному конструированию, и проецируют свои художественно-конструкторские знания и умения на будущую педагогическую деятельность.

Литература:

  1. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй: Пер. с итальянского. — М.: «Прогресс», 1988.
  2. Радчук Л. И. Основы художественного конструирования: Учебное пособие для вузов. — М.: Легпромбытиздат, 1989.
  3. Григорьев Э. П., Заец Р. В., Моляко В. А. Психологические аспекты художественного конструирования. — Киев, 1985.
  4. Гладышев Г. М. Педагогические условия развития духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук, Оренбург, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): художественное конструирование, изобразительное искусство, мозговой штурм, объективное восприятие, образ, творческое воображение, реальная картина, контактное расположение, визуальная основа, фантастический образ.

Ключевые слова

умения, навыки и способности, изобразительного искусства, эффективных методов, приемов

Похожие статьи

Восприятие искусства и формирование предметного образа на...

восприятие искусства, предметный образ, визуальное искусство, декоративно-прикладное искусство, орнамент, формальный образ.

Семантика изобразительных мотивов в среднеазиатском текстильном орнаменте. Народное декоративно-прикладное искусство как...

Проблема художественного восприятия...

Основополагающую роль при этом играют индивидуальное воображение и фантазия

В нашем понимании художественное восприятие — представляет собой познавательную

По мнению А. Н. Леонтьева «образ мира», выступает основой в структуре психического образа и...

Формирование у будущих учителей изобразительного искусства...

...художественной конструкции, фантастического образа; художественно-фантастического смыслосодержательного образа; комплекса художественно-творческих образов посредством воображения в процессе восприятия, например, музыкального произведения...

Специфика формирования художественного образа в рисунках...

Казакова Т. Г. подчеркивает, что художественный образ в искусстве есть «выразительное изображение как реальных, так и фантастических явлений», в которых концентрированно отражаются «эмоциональные стороны действительности»...

Теоретические основы воображения, его виды и функции

Визуальное воображение — это такое воображение, за которым стоит конкретный визуальный образ.

Основные термины (генерируются автоматически): творческое воображение, воображение, образ, мечта, реальная действительность, вид воображения...

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Произведения изобразительного искусства влияют на воображение детей главным образом тем, что

Создание компьютерной анимации («ожившие картины») на основе репродукций картин мастеров изобразительного искусства, включая музыкальное сопровождение.

творческая деятельность, изобразительное искусство...

творческая деятельность, изобразительное искусство, художественный образ, подготовка студентов, процесс обучения, молодое поколение, творческое воображение, художественное изобразительное искусство...

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

Воображение формируется на основе восприятия, а восприятие в свою очередь, на основе целенаправленного наблюдения.

Таким образом, воображение — это ведущий компонент художественно-творческой деятельности в дошкольном возрасте.

Развитие творческого воображения у младших школьников на...

Произведения изобразительного искусства влияют на воображение детей главным образом тем, что они не только

Keywords: creative imagination, representational activities... творческое воображение, изобразительная деятельность, диагностика уровня творческого воображения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Восприятие искусства и формирование предметного образа на...

восприятие искусства, предметный образ, визуальное искусство, декоративно-прикладное искусство, орнамент, формальный образ.

Семантика изобразительных мотивов в среднеазиатском текстильном орнаменте. Народное декоративно-прикладное искусство как...

Проблема художественного восприятия...

Основополагающую роль при этом играют индивидуальное воображение и фантазия

В нашем понимании художественное восприятие — представляет собой познавательную

По мнению А. Н. Леонтьева «образ мира», выступает основой в структуре психического образа и...

Формирование у будущих учителей изобразительного искусства...

...художественной конструкции, фантастического образа; художественно-фантастического смыслосодержательного образа; комплекса художественно-творческих образов посредством воображения в процессе восприятия, например, музыкального произведения...

Специфика формирования художественного образа в рисунках...

Казакова Т. Г. подчеркивает, что художественный образ в искусстве есть «выразительное изображение как реальных, так и фантастических явлений», в которых концентрированно отражаются «эмоциональные стороны действительности»...

Теоретические основы воображения, его виды и функции

Визуальное воображение — это такое воображение, за которым стоит конкретный визуальный образ.

Основные термины (генерируются автоматически): творческое воображение, воображение, образ, мечта, реальная действительность, вид воображения...

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Произведения изобразительного искусства влияют на воображение детей главным образом тем, что

Создание компьютерной анимации («ожившие картины») на основе репродукций картин мастеров изобразительного искусства, включая музыкальное сопровождение.

творческая деятельность, изобразительное искусство...

творческая деятельность, изобразительное искусство, художественный образ, подготовка студентов, процесс обучения, молодое поколение, творческое воображение, художественное изобразительное искусство...

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

Воображение формируется на основе восприятия, а восприятие в свою очередь, на основе целенаправленного наблюдения.

Таким образом, воображение — это ведущий компонент художественно-творческой деятельности в дошкольном возрасте.

Развитие творческого воображения у младших школьников на...

Произведения изобразительного искусства влияют на воображение детей главным образом тем, что они не только

Keywords: creative imagination, representational activities... творческое воображение, изобразительная деятельность, диагностика уровня творческого воображения.

Задать вопрос