Подготовка будущего учителя к взаимодействию в образовательном процессе
Автор: Мокшина Надежда Григорьевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 31.01.2018
Статья просмотрена: 934 раза
Библиографическое описание:
Мокшина, Н. Г. Подготовка будущего учителя к взаимодействию в образовательном процессе / Н. Г. Мокшина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13723/ (дата обращения: 16.11.2024).
Общение занимает важнейшее место в жизни педагогического коллектива и оказывает существенное влияние на поведение учащихся, учителей, родителей и общественности. В связи с этим нами был разработан учебная дисциплина «Практикум «Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе». Дисциплина носит практико-ориентированный характер, что позволяет развить коммуникативную компетентность профессионала, способствующую эффективному взаимодействию с учащимися, их родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Программа учебного предмета «Практикум «Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе» устанавливает минимальные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных событий и отчетности. Она предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата).
Основной целью освоения учебного предмета «Практикум «Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе» является способность будущего учителя к конструктивному взаимодействию с участниками образовательного процесса в школе.
Задачи:
‒ овладеть разнообразными формами и методами организации взаимодействия с участниками образовательного процесса;
‒ развить умения моделировать взаимодействие в социуме.
В результате освоения данной дисциплины студенты получают умения и навыки организации конструктивного взаимодействия с обучающимися, использования конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, оценивания эффективности взаимодействия участников образовательного процесса, конструирования коммуникативных программ в образовательном процессе, выбора форм, методов, приемов обеспечения конструктивного взаимодействия с воспитанниками, их семьями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития детей, осуществления профессиональной деятельности с соблюдением требований основных принципов педагогического взаимодействия, организации педагогического взаимодействия с участниками образовательного процесса на основе сотрудничества, диалога, партнерства, овладели педагогической техникой для обеспечения конструктивного профессионального взаимодействия.
Вход в учебный предмет начинается с определения проблематики, изучения социального заказа. Он формируется в процессе учебно-ознакомительной практики вовремя пресс-конференции с участием учителей-представителей сетевых школ, получения заказа на разработку конструктов коммуникативных программ (для учащихся), а также в ходе проведения деловой игры «Образ успешного ученика». Стремительные перемены в обществе меняют не только учителя и представления о нем, но и учеников. Поэтому целью данной игры является актуализация в сознании студентов образа современного ребенка (ученика); осознание необходимости поиска новых форм и методов работы с учетом особенностей развития социализации детей в современных условиях; выявление и понимание проблем, с которыми может столкнуться учитель, взаимодействуя с детьми.
Задачи игры:
‒ актуализировать образ современного ученика;
‒ выявить особенности представления об идеальном и реальном ученике;
‒ выявить особенности представления о современном ученике с различных социальных позиций.
Экспертную оценку работы студентов осуществляли учителя-наставники.
Студенты создали несколько команд, каждая из которых придумала себе название и педагогическое кредо. проведения деловой игры «Образ успешного ученика»
Игра проходила в несколько этапов:
‒ ранжирование качеств успешного ученика;
‒ выявление и ранжирование качеств, неприемлемых для современного ученика;
‒ ранжирование качеств идеального ученика;
‒ выполнение задания, предусматривающего владение студентами технологией «Тайм-менеджмента» — эффективно распределить внеурочное время конкретного дня при необходимости для учителя организовать несколько важных дел, связанных с разными субъектами образовательного процесса и представителями СМИ;
‒ решение кейса;
‒ художественное изображение образа успешного ученика.
На каждом из этапов все группы представляли свою точку зрения на решение проблемы и комментировали результаты своей работы. Совместная деятельность студентов по выполнению заданий во время данной деловой игры стала для них тренингом рефлексии, понимания и принятия специфики партнеров по диалогу, их интересов, позиций, деятельности, умения вести диалог для согласования интересов. По признаниям студентов, такая работа во многом помогла осмыслить всю сложность и ответственность педагогической деятельности.
Лекционным занятиям в программе было отведено 8 часов. Все они проводились в интерактивном режиме, их содержание носило проблемный характер. В рамках лекции-презентации по теме «Учебно-педагогическое сотрудничество как способ реализации взаимодействия» обсуждались, в частности, вопросы: в чем преимущества совместной деятельности перед индивидуальной, всегда ли оно наблюдается; в чем проявляется влияние сотрудничества на обучающихся и на обучающего (учителя).
На лекции пресс-конференции по теме «Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса» студенты: высказывались по поводу как связаны информационная модель общения и субъектно-объектная схема обучения; определяли, что значит для учителя репрезентативная функция общения; выясняли значение коммуникативной культуры в профессиональной подготовке будущего учителя.
В рамках семинарских и практических занятий целая серия деловых игр и заданий была направлена на организацию и стимулирование осмысления, рефлексии студентами собственных профессионально важных личностных качеств, психологических установок, овладевали педагогической техникой для обеспечения конструктивного профессионального взаимодействия.
После обсуждения в аудитории и проигрывании педагогических ситуаций в рамках осуществления сетевого взаимодействия были выходы в сетевую школу с целью посещения уроков учителей. После просмотра занятия учитель-супервизор, куратор университета провели брифинг «Общение и его роль в деятельности учителя», «Барьеры в педагогическом взаимодействии и общении». Студенты задавали вопросы по методике проведения занятия по методике организации благоприятного психологического климата на занятиях по физической культуре. Студентов интересовали вопросы, затрагивающие конфликты между учителями и учениками, учениками и учениками? что может вызвать, спровоцировать конфликты? Многие вопросы были связаны с личным опытом студентов, когда они были учениками. Студентов волновало, как учителя поступают в конфликтных ситуациях, возникающих на занятиях, как они решают проблемы аутсайдеров в классе, как мотивируют неуспевающих учеников и др.
Особенностью организации образовательного процесса по освоению учебного раздела модуля является формирование студентов способности к самостоятельному профессиональному развитию, которое может обеспечить сетевое взаимодействие вуза и школы. В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов повышения эффективности образования. В сетевом взаимодействии происходит укрепление связи теории и практики в процессе реализации модуля, что позволит будущим учителям применять теоретические знания и практические умения для успешного начала работы в школе.
Так одним из заданий было проведение наблюдения в сетевой школе за тем, как учитель взаимодействует с учениками, учителями, администрацией школы. Отчет о результатах наблюдения предоставляется преподавателю к следующему занятию. Приведем некоторые выдержки из наблюдений:
‒ студенты отмечают демократический стиль общения учителя и учениками на уроке…
‒ благодаря учителю в классе во время урока присутствует положительный эмоциональный климат;
‒ учитель проявляет доверие и уважение к ученикам…
‒ между учителем и учеником идет активный диалог…,
‒ для более полного понимания детьми темы учитель применял похвалу, эмоционально подкреплял объясняемый материал…).
Еще одним из заданий, которое проводится на базе школы — студентам предлагается, наблюдая за учащимися в школе, составить три словесных портрета разных людей. Описание должно включать: внешность (выражение лица, одежда, предметы, находящиеся в руках, и т. п., настроение, особенности поведения, манеру говорить, голос, а также условия, в которых проводилось наблюдение).
Проанализировав описание, необходимо сделать выводы о том, что это за человек, какой у него характер, привычки, и т. д.
Приведем выдержки из словесных портретов учащихся, составленных студентами:
‒ ученица А. старательная, аккуратная, внимательная, отзывчивая, дружелюбная, добрая…
‒ ученик В. высокий, цвет волос каштановый…
‒ ученика Е. проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы на уроке....
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентов по учебному предмету «Практикум «Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе» применялись следующим образом.
Текущий контроль осуществлялся в форме проверки домашних заданий, которые представляют собой письменное изложение студентом какой-либо проблемы, поставленной при прохождении темы и освещенной в предложенных текстах. По каждой теме контролируется два типа работ студента: работа по вопросам домашнего задания и специализированные практические задания. Результаты работы представляются на практическом занятии устно. Практическая часть работы по теме представляется в письменной форме с выполнением соответствующей обработки учебных материалов. соответствующего профиля.
При оценке выполнения домашних заданий учитывается те знания, умения, трудовые действия, которые демонстрирует студент: правильность выполнения домашних работ; полнота освещения темы; активность студента в деловых играх, дискуссиях, интерактивных формах занятий.
При оценке анализа коммуникативных программ учитывается: полнота и соответствие структуре анализа по классификационным, конструкционным и др. показателям, предъявленным студентам заранее; обоснование выводов и рекомендаций.
При оценке сюжетного представления учитывается: способность организации работ в малых группах, согласование интересов всех участников-разработчиков коммуникативной программы; цели, задачи, структура, определение контингента учащихся; сценарий представления (перфоманса); инновационность подходов к разработке коммуникативных программ; апробирование коммуникативных программ; наличие отзывов и рецензий образовательных организаций; наличие заказчиков.
При оценке решения ситуационной задачи учитывается: соответствие структуре анализа ситуации; обоснование выводов и рекомендаций.
При оценке образца коммуникативной программы учитывается:
‒ согласование темы и задач коммуникативных программ с сетевой школой-заказчиком,
‒ формулирование проблемы, цели и задач коммуникативной программы,
‒ соответствие результатов исследования первичному заданию и плану работы,
‒ оценка реальности коммуникативных программ,
‒ представление полученных данных и их интерпретация,
‒ обоснованность выводов и рекомендаций,
‒ апробирование коммуникативных программ,
‒ наличие отзывов и рецензий образовательных организаций,
‒ презентация и защита коммуникативных программ.
Разработанная программа учебного предмета является эффективным средством подготовки студентов к реализации взаимодействия с участниками образовательного процесса в школе.