Теория и практика внедрения интерактивных форм обучения на уроках общественных дисциплин в профессиональном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 27.10.2015

Статья просмотрена: 1585 раз

Библиографическое описание:

Княжева, В. В. Теория и практика внедрения интерактивных форм обучения на уроках общественных дисциплин в профессиональном образовании / В. В. Княжева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 784-788. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22704/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, пассивный метод, активный метод, интерактивный метод.

Задачи и проблемы современного образования постоянно обсуждаются в нашей стране на самом высоком уровне. Внедрение новых требований, заложенных стандартами образования предусматривают формирование активной и заинтересованной личности в обучении, готовой самостоятельно добывать новые знания и желающей постоянно учиться. Для того чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающийся должен быть вовлечён в разнообразную деятельность. По мнению академика В. Зинченко, на современном этапе образование должно «…ввести человека в разные миры: знания и незнания, сознания и самосознания, деятельности и самодеятельности, мир собственной личности».

Актуальность рассматриваемых вопросов обусловлена новыми требованиями ФГОС, которые предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

Очевидно, что требуемые задачи не могут быть достигнуты с применением только традиционных методов обучения, необходимы новации, нестандартные подходы к процессу обучения. Таким образом, необходимо сделать процесс обучения более эффективным, за счёт использования современных образовательных технологий, способствующих более эффективному восприятию учебного материала.

В настоящее время понятие «интерактивные технологии» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия преподавателя и студента — это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, приставки, проекторы, новые педагогические технологии, позволяющие личности ребенка полностью погрузиться в процесс урока и чувствовать себя активным участником образовательного процесса.

Автор в своей работе ставит цель рассмотреть теоретические и практические аспекты возможного внедрения интерактивных форм обучения на уроках общественных дисциплин, которым уделяется особое место в процессе обучения студентов начального и среднего профессионального образования.

В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы взаимодействия преподавателя и студентов — пассивные, активные и интерактивные, каждый из них имеет свои особенности реализации и подготовки к внедрению в педагогическую практику.

Рис. 1. Пассивный метод

 

Пассивный метод — это форма взаимодействия преподавателя и обучающегося, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя с обучающимися на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, проверочных тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения обучающимися учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Рис. 2. Активный метод

 

Активный метод — это форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники, обучающиеся и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Рис. 3. Интерактивный метод

 

Интерактивный (от англ. «inter» — взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.

В пользу интерактивного обучения свидетельствуют исследования современных русских психологов. По их оценкам обучающийся может запомнить информацию в зависимости от вида деятельности следующим образом: 10 % — читая про себя, 20 % — слушая, 30 % — рассматривая, 50 % — слушая и рассматривая, 70 % — обсуждая, 80 % — личный опыт, 90 % — общая деятельность с обсуждением, 95 % — обучая других.

Таким образом, внедрение преподавателем интерактивных форм обучения на уроках можно рассматривать, как одно из важнейших направлений в современном профессиональном образовании. Использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов, позволяющим более эффективно вовлечь их в активную познавательную деятельность, сделать доступным и интересным учебный материал, а главное лучше усвоенным.

Интерактивное обучение, как мы видим, подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели, а также специальную подготовку преподавателя к уроку. Подготовка к уроку включает составление плана, методическую разработку урока, отражающую четко поставленные цели урока, подготовку вопросов для обсуждения, проблемных ситуаций для коллективного обсуждения и решения, обдумывания организации деятельности каждого студента в комфортных условиях обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и успешным процесс обучения. Между педагогом и студентами, отдельным студентом и группой, необходимо выстроить обратную связь, тот тесный контакт, который и является трансформатором взаимообмена и понимания материала и в целом, понимания целесообразности процесса обучения. Только после методически правильной организации урока, студент ощущает свою успешность, заинтересованность в познании, проявляет готовность самостоятельно находить способы решения проблемных задач после занятия и вновь приходить на урок с желанием поделиться приобретенными знаниями с преподавателем и ребятами.

Если говорить о методике учебного процесса, опирающегося на использование интерактивных методов обучения, то он организуется с учетом включенности в процесс познания всех слушателей группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Каждый участник группы вносит определенный вклад, от которого будет завесить конечный результат деятельности на уроке. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи, рефлексии. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Мнение каждого участника группы является значимым и обладает правом на существование.

Активность преподавателя уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника, координатора в работе, одного из источников информации.

В современной педагогической литературе, представлено большое количество интересных интерактивных форм и методик проведения учебных занятий, таких как, круглый стол (дискуссия, дебаты, мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака), деловые и ролевые игры, case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ, мастер-классы и многие другие. Существует интерактивные методики обучения, которые также педагог может использовать в процессе обучения — «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и другие. Кроме того, можно применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т. е. активно участвовать в процессе совершенствования учебного процесса.

В практике преподавания и обучения студентов профессионального образования, поиск новых форм и методов обучения происходит постоянно. Появление новых идей происходит путем наблюдения за окружающим миром, процессом деятельности людей в разных сферах деятельности, трансформации интересных методик и их адаптации к педагогической деятельности. Примером внедрения в педагогическую практику могут являться интерактивные уроки, проводимые в форме пресс-конференций, телевизионных студий, судебных процессов, научно-практических конференций, выборов в органы власти, рекламных компании, виртуальных экскурсий, мастер-классов, театральных постановок, веб-квестов, защиты проектов, участия в ролевых и деловых игр, отражающих социально-значимые процессы и явления нашей жизни. Вхождение и погружение студента в интерактивный урок, позволяет почувствовать всю долю ответственности и осознания того, что участвуя в данном процессе, приближенном к реальности, происходит приобретение того бесценного жизненного опыта и успешное вхождение индивидуума в социальную среду.

Следует отметить, что целесообразность выбора той или иной формы и методики будет зависеть от темы урока, содержания материала урока, целей, которые были поставлены педагогом, а также готовности и возможности студентов работать в новом формате урока. Для реализации некоторых интерактивных форм урока требуется наличие специального оборудования, которое должно быть размещено в учебной аудитории и подготовлено к работе. Особой популярностью и успешность пользуются уроки, где применяются интернет-технологии — виртуальные обучающие игры, интерактивные карты, познавательные короткометражные видеоролики, тестирование на компьютере.

На уроках общественных дисциплин — обществознание, история, право, основы деловой культуры, основы философии данные виды обучения вполне могут быть применены преподавателем и внедрены на уроках. При организации интерактивных занятий у педагога и студента, как показывает практика, вызывает сложность подготовки к такой форме урока. Требуется тщательная организация и продуманность учебного занятия, подготовка необходимых материалов и реквизитов, серьезная интеллектуальная работа, заключающаяся в самостоятельном изучении и подборе необходимого материала. В данной ситуации преподавателю необходимо четко сформулировать тему и сориентировать студентов на самостоятельный поиск нужной информации, сформировать умение ее сопоставить, анализировать, найти разные точки зрения авторов на изучаемый вопрос.

Итак, интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько педагогических задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность . Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Но, с другой стороны, ребята не всегда готовы проявлять свою активность на уроках, самостоятельно осуществлять поиск информации, у некоторых обучающихся проявляется отсутствие желания работать в команде, связанного с низкой сформированностью коммуникативной компетенции или индивидуальными предпочтениями иной формы работы на уроке. В этом проявляется, проблемность внедрения интерактивных методов обучения, но в тоже время, как показывает опыт, процесс формирования ключевых компетенций, как нельзя лучше может осуществляться при данной и правильно выстроенной форме взаимодействия преподавателя и студентов.

 

Литература:

 

  1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / Сост. Т. Г. Мухина. — Н. Новгород, ННГАСУ, 2013. — 97 с.
  2. Анашкина, И. В. Активные и интерактивные формы обучения: методические рекомендации / И. В. Анашкина. — Тамбов: Изд-во ООО «Орион», 2011. — 39 с.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс обучения, обучающийся, пассивный метод, урок, учебный материал, учебный процесс, активный метод, занятие, интерактивная форма обучения, интерактивное обучение.


Похожие статьи

Методика реализации принципа диалога культур на уроках иностранного языка

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Технология применения электронных средств обучения в системе регионального образования

Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения

Дидактические условия использования электронных средств обучения в информационном образовательном процессе

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в организациях среднего профессионального образования

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Похожие статьи

Методика реализации принципа диалога культур на уроках иностранного языка

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Технология применения электронных средств обучения в системе регионального образования

Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения

Дидактические условия использования электронных средств обучения в информационном образовательном процессе

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Инновационные технологии в преподавании иностранного языка в организациях среднего профессионального образования

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Задать вопрос