«Лесенка-чудесенка». Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся класса казачьей направленности | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 18.01.2018

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Метлицкая А. А. «Лесенка-чудесенка». Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся класса казачьей направленности [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 45-48. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13626/ (дата обращения: 24.09.2018).



Краснодарский край — казачий край со своей исторической памятью, богатыми традициями, семейными истоками и корнями, духовными ценностями, наследием великих людей, коим является просветитель земли кубанской протоиерей К. В. Россинский.

Младший школьник приходит в школу и начинает постепенно открывать для себя новый, взрослый мир. Каков этот мир? Как в нём живётся людям? Чем этот мир встречает его? Они хотят знать, что лучше красота или ум; что важнее: быть добрым или красивым? Ответить на эти вопросы бывает не очень просто. Помогают ребенку в этом школьные предметы и новые книги, общение с учителем и с одноклассниками. Маленькие ученики хотят, чтобы взрослые разговаривали с ними серьёзно на серьёзные темы. И постепенно, духовно обогащаясь, изучая школьные предметы, они идут по «Лесенке-чудесенке», за жизненными знаниями.

Если вы хотите, чтобы слова ваших воспитанников не расходились с делом и идея становилась правилом их жизни, то нужно использовать все возможности, которые есть у учителя начальных классов: от предлагаемых УМК до программ воспитательной и внеурочной деятельности.

В нашей школе ведётся работа по сохранению, распространению и развитию национальной культуры современного кубанского казачества. Два года назад впервые на базе первых классов нашей школы были созданы классы казачьей направленности. Обращение к истории кубанского казачества, православия, традициям казачьей православной семьи стало одним из направлений работы в этих классах.

Наша программа воспитательной работы «Мы-казачата» включает в себя различные модули: «Мы — патриоты», «Здоровье в порядке», «Нравственность», «Лесенка-чудесенка», «Семья», «Досуг».Работа строится по направлениям: предметной линии УМК «Школа России; внеурочной деятельности (кружки «История и культура кубанского казачества», «Криница», ОПК, «Спортивные игры казачат» и др.);внеклассные мероприятия (час наставника, конкурсы, викторины, экскурсии, музейные уроки и т. д.);общение в социуме (с одноклассниками, родителями, учителями).

Народная мудрость гласит: «Посеешь привычку — пожнёшь характер». Необходимо как можно раньше вводить духовно-нравственные практики для выработки положительных привычек у учащихся:

Этапы формирования нравственной привычки «От идеи к действию»:

  1. Незнание;
  2. Знание;
  3. Понимание;
  4. Принятие;
  5. Использование редко;
  6. Использование часто;
  7. Привычка использовать;
  8. Черта характера.

У учителя начальных классов есть уникальная возможность создавать на уроке или вне урока эмоциональную атмосферу различными средствами литературных произведений и различных видов искусства, чтобы ребенок прошёл путь от пассивного созерцания до глубокого сопереживания.

Остановимся подробнее на модуле «Лесенка-чудесенка»

Его цель: помочь юным казачатам осознать и закрепить нравственные нормы и правила, чтобы в будущем они смогли применить соответствующие знания о правовых нормах, поступать по мотивам долга, совести, справедливости.

Духовность, нравственность, патриотизм. Как донести до сознания младшего школьника такие ёмкие, сложные слова и понятия, чтобы они стали основой его духовной сущности? Ответ очевиден: простым словом и наглядностью.

«Лесенка-чудесенка» — это цикл бесед-минуток, сказок-размышлялок по духовно-нравственному воспитанию и становлению младших школьников в урочной и внеурочной деятельности на примерах литературных произведений, в том числе пособий «Православная азбука Кубани» [1] и «Литературно-художественного православного календаря» [2]. Эти беседы представляют собой первые ступеньки к пониманию великого предназначения человека на Земле. «Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретёшь великую пользу для своей души» (Нестор Летописец).

Так, в период обучения грамоте беседы-минутки проводились наряду с ознакомлением букв русской азбуки.

C:\Users\Администратор\Downloads\ВСЁ\1-ПАПКА+КЛАССНОГО-- рук\+2. ОФОРМЛЕНИЕ\1.НАДПИСИ\!!!шрифт золотой!!\zolotoy\01.pngАНГЕЛ

При изучении буквы «А» дополнительно знакомим первоклассников с понятием «ангел». Слово ангел пришло к нам из древнегреческого языка и в переводе означает «посланник, вестник». Считается, что ангелы имеют сверхъестественные способности, а так как с древних времён предполагалось, что бог живёт на небесах, то значит ангел должен уметь летать, что бы принести вести с неба на землю, отсюда и изображения ангелов с крыльями на спине.

Вопросы: Как ты думаешь, какие вести могут приносить ангелы? (мысли о добре, мире, любви, побуждают людей к хорошему).Ко всем ли людям приходит «Божий вестник»? Зачем? (выполнять законы, следовать заповедям).

Человеку Ангел-хранитель даётся при крещении. Согласно всем традициям, каждый человек имеет ангела-хранителя, который следит за тем, чтобы человек продвигался вперед по пути своей духовной реализации. У городов и стран тоже есть ангел-хранитель. Ангелы — символы, которые сопровождают нас всю жизнь и помогают, когда это необходимо.

C:\Users\Администратор\Downloads\ВСЁ\1-ПАПКА+КЛАССНОГО-- рук\+2. ОФОРМЛЕНИЕ\1.НАДПИСИ\!!!шрифт золотой!!\zolotoy\08.pngЖЕРТВЕННОСТЬ-это сознательное отречение от себя.

Примером служит судьба солдатской матери Е. Ф. Степановой, которая вырастила и воспитала девять сыновей. На её долю выпало проводить на лихие дороги войны всех своих сыновей, и дождаться только одного. В городе Тимашевске есть Музей семьи Степановых, образ матери изображен на гербе Тимашеского района. Значимым событием с точки зрения духовно-нравственной составляющей было экскурсионное посещение нашими казачатами Музея Степановых.

Пример планирования модуля «Лесенка-чудесенка» (2 класс)

Таблица 1

Название

Содержание, основная идея

Предмет

1

Ангел. Ангел-хранитель города

Стихотворение

Ф. М. Достоевского «Божий дар»

кружок «История и культура кубанского казачества»

2

Сказка-размышлялка

«Кирпич и воск».

(Итальянская сказка)

Мудрость: «Из добрых дел выше ценятся те, которые служат на пользу другим» (И.Златоуст)

урок литературного чтения

3

Вера учёных

И.Ньютон «Небесный владыка»

окружающий мир

4

Притча.

«Как поделить сливы»

(преподобный Паисий Святогорец)

«Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое». В этом заключается Божественная справедливость

кружок «История и культура кубанского казачества»

5

Сказка-размышлялка.

«Сиреневый лев»

(Дарья Полковая)

Любовь не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла

литературное чтение

6

Сказка-размышлялка. Отчего совы так сердито ухают (английская народная сказка)

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех

литературное чтение

7

«Пальма и колючка»

(св.Н.Сербский)

Важны слова благодарности

литературное чтение

8

Притча. «О злом и добром слове» (пр. Макарий Великий)

Доброта, рассудительность мудрость — важнее всего

кружок

9

Сказка-размышлялка.

«До чего же жизнь прекрасна!»

Беден не тот, кто ничего не имеет, но тот, кто желает многого.

кружок

10

«Куда всё на свете может поместиться?»

(пр. Макарий Великий)

Всё помещается в малое сердце

кружок ОПК

11

География.Оземлепроходце

Афанасии Никитине.

Нет на земном шаре некрасивых мест!

окружающий мир

12

Дочка киевского богатыря

Нельзя ссориться

классный час

13

Сказка-размышлялка.

«Благословенные орехи»

Желай счастья всем и счастлив будешь

кружок ОПК

14

Сказка-размышлялка.

«Солдатская шинель»

(русская народная)

Нужное солдату полезно, а излишнее вводит в роскошь.

кружок ОПК

Результативность работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению учащихся класса казачьей направленности уже видна. У ребят заложены начала нравственного поведения, проявления духовной рассудительности, нравственные чувства совести и долга, ответственности и терпения. Юные казачата активно участвуют в самоуправлении класса, открытым голосованием избирают атамана, его помощников (урядников, судью), опираясь на нравственные качества кандидатур. В городской «Кубанской казачьей ярмарке» класс стал победителем в одной из номинаций; в I городском «Параде казачат» получил диплом победителя; 16 учащихся являются дипломантами конкурса «Святое дело-Родине служить!», 6 учащихся награждены дипломами на «Празднике белых журавлей».

Большую роль при формировании у казачатнравственных чувств, нравственного поведения, нравственной позиции и нравственного облика играет личность нашего наставника-А. В. Самовика, старшего вахмистра, первого заместителя атамана района по военно-патриотической подготовке. Он же является директором городского историко-краеведческого музея. Поэтому много бесед, уроков, встреч проходят непосредственно с наставником на территории музея и с отцом Иоанном в Храме Воскресения Словущего г. Приморско-Ахтарска.

В заключении хочется сказать, что смысл работы педагога по нравственному становлению личности младшего школьника заключается в том, чтобы помогать ребенку продвигаться по «лесенке-чудесенке» к новым достижениям. Это путь от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Литература:

  1. Православная азбука Кубани/сост. е.Н. Ерёменко. Краснодар: Традиция, 2015
  2. Литературно-художественный православный календарь для детей и родителей/сост. С.Кожевникова, В. Каткова.- Москва, Месяцеслов, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): кубанское казачество, литературное чтение, внеурочная деятельность, младший школьник, кружок, нравственное поведение, ангел, казачья направленность, духовно-нравственное воспитание, окружающий мир.

Похожие статьи

О духовно-нравственном воспитании младших школьников...

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во...

Ключевые слова:духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, совместная деятельность школы, семьи и общественности, воспитательный потенциал ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности.

Целью духовно-нравственного воспитания является создание системы формирования ориентиров для многих альтернатив, развитие способности сделать...

Краеведение как средство формирования...

Одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к прошлому своего народа и к своей Родине.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к культурному наследию своего народа расширяет представление об окружающем мире, воспитывает положительную мотивацию, формирует правильное поведение.

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью...

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью образования туристско-краеведческой направленности.

Наш Центр — кузница знаний, умения думать в окружении мира красоты, игры, фантазии и творчества.

Конспект мероприятия внеурочной деятельности по...

Библиографическое описание: Гринкевич Л. Н. Конспект мероприятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в 4 классе

− объяснять, рассуждать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли. Коммуникативные

Духовно-нравственное воспитание средствами православной...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности. Именно это и выражает содействие организации дополнительного образования во внеурочной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

младший школьник, духовно-нравственное воспитание, детская художественная литература.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

О духовно-нравственном воспитании младших школьников...

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во...

Ключевые слова:духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, совместная деятельность школы, семьи и общественности, воспитательный потенциал ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности.

Целью духовно-нравственного воспитания является создание системы формирования ориентиров для многих альтернатив, развитие способности сделать...

Краеведение как средство формирования...

Одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к прошлому своего народа и к своей Родине.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к культурному наследию своего народа расширяет представление об окружающем мире, воспитывает положительную мотивацию, формирует правильное поведение.

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью...

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью образования туристско-краеведческой направленности.

Наш Центр — кузница знаний, умения думать в окружении мира красоты, игры, фантазии и творчества.

Конспект мероприятия внеурочной деятельности по...

Библиографическое описание: Гринкевич Л. Н. Конспект мероприятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в 4 классе

− объяснять, рассуждать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли. Коммуникативные

Духовно-нравственное воспитание средствами православной...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности. Именно это и выражает содействие организации дополнительного образования во внеурочной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

младший школьник, духовно-нравственное воспитание, детская художественная литература.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

Задать вопрос