К истории высшего университетского образования СССР в период перестройки (80–90-е гг. ХХ века)
Автор: Гемранова Анастасия Дмитриевна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
Дата публикации: 12.01.2018
Статья просмотрена: 25310 раз
Библиографическое описание:
Гемранова, А. Д. К истории высшего университетского образования СССР в период перестройки (80–90-е гг. ХХ века) / А. Д. Гемранова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13620/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты высшего университетского образования в СССР в период «перестройки». Приводится статистика по количеству высших учебных заведений в СССР на период 80-х — 90-х г. г. ХХ века. Дается характеристика идеологической составляющей высшего образования в данный период.
Ключевые слова: высшее образование в СССР, университет, «перестройка», идеология.
Сегодня многие проблемы, с которыми сталкивается российское университетское сообщество, относятся к советскому прошлому. Философские основы и цели советского образования тесно связаны между собой и могут быть выражены через такие понятия как воспитание и образование.
Значение слова «Образование» в Большой Советской Энциклопедии определяется как процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков. Образование даёт знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку независимо от его будущей специальности, профессии, специальное — необходимые работнику определённой профессии и квалификации [4].
Марксистско-ленинская идеология являлась философской основой советского образования и предполагала надлежащее воспитание молодежи для создания «нового советского человека» [12]. Один из главных компонентов, развивающий марксистско-ленинское мировоззрение и коммунистическую этику, был ориентирован на формирование у молодежи мировоззрения наполненного идеями добра, честности, скромности, доброты, дружбы, самодисциплины, любви к учебе и добросовестности, и «правильное социальное поведение». Второй главный вопрос советской педагогики — это повышение профессионального образования и трудового обучения. Таким образом, в центре советской идеологии стояло воспитание трудящихся в духе высокой политической сознательности и коммунистического отношения к труду [5].
Как и в других крупных областях советской жизни, в 80-х годах ХХ века, коммунистическая партия советского союза (КПСС) осуществляла контроль над развитием и функционированием национальной системы образования. Принятый Конституцией как «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных», Центральный Комитет партии проводил большую политику и принимал решения по всем аспектам образования [11]. Партийное руководство полностью признало ленинское изречение о неразрывности политики и образования, и оно высоко оценило далеко идущую силу образования как инструмент формирования коммунистического общества.
В период «перестройки», который исторически приходится на середину 80-х — начало 90-х г. г. ХХ века, проблемы высшего образования постепенно перестали быть актуальными. В целом, можно сказать, что проблемы высшего образования, определяющего будущее страны, выпали из перестроечной дискуссии [6].
К 1987 году в Советском Союзе насчитывалось 896 высших учебных заведений, из которых 69 были университетами. Остальная часть включала более 400 педагогических, медицинских и социологических институтов, академий искусств и консерваторий. Более 360 институтов специализировалось на инженерных и естественных науках. Также существовало около 60 политехнических институтов [8].
ВУЗы были расположены в крупных городах страны, в том числе и в республиках. Самая высокая концентрация учебных заведений наблюдалась в Москве, Ленинграде и Киеве. Количество студентов в тот период составило более 5 миллионов. Женщин из числа студентов было 56 %, порядка 41 % студентов приходился на рабочий класс («синий воротничок»), 9 % — на колхозный сектор и 50 % — на семьи, работающие в секторе услуг («белых воротничков») [8].
Университеты предлагали широкий спектр дисциплин в области искусства и науки, сосредоточившись на теоретических аспектах данной области. Были и более специализированные вузы, ориентирующиеся на прикладные дисциплины, такие как, инженерное дело, образование и медицина. Подход к высшему образованию традиционно фокусировался на приобретении знаний, а не на развитии навыков анализа и оценки.
В качестве основных научных и культурных центров страны университеты подготавливали ведущих исследователей и преподавателей в области естественных и математических наук, социальных и политических наук, а также гуманитарных наук. Были разработаны различные учебники и учебные пособия для всех высших учебных заведений.
В целом, советское общество считало университеты самыми престижными из всех высших учебных заведений. Поступление в университет сопровождалось высокой конкуренцией. Официально прием в вуз основывался на академических достижениях абитуриента. В дополнение к успешному завершению среднего образования потенциальным абитуриентам приходилось проходить чрезвычайно сложные устные и письменные экзамены, которые проводились только один раз в год.
Московский государственный университет, созданный в 1755 году, был самым большим, самым престижным и вторым старейшим высшим учебным заведением Советского Союза [10]. В 80-е г. ХХ века он насчитывал семнадцать факультетов, каждый из которых предлагал широкий выбор профессий. В этом крупном исследовательском центре была собрана огромная библиотека объемом более 6,5 млн. томов. Преподавательский состав составлял около 7000 преподавателей, обучающих более 30 000 студентов [2].
Процесс получения высшего образования занимал у студентов от 4 до 5,5 лет обучения, в зависимости от специализации, например, 5,5 лет для медицины; 5 лет для инженеров; 4,5 года для сельского хозяйства; и 4 года для права, истории, журналистики или искусства. Образовательные программы объединяли лекции, семинары, практикумы и исследования. На заключительном этапе студенты должны были пройти аттестацию и защитить свою работу перед Государственным экзаменационным комитетом. По итогам успешного окончания университета, выпускникам вручались дипломы государственного образца.
Следует отметить, что обучение во всех высших учебных заведениях СССР было бесплатным. В 1986–87 учебном году порядка 78 % студентов дневного отделения получали ежемесячные стипендии, в размере до 100 рублей [1]. Университеты также бесплатно обеспечивали студентам базовое медицинское обслуживание, предоставляли бесплатное посещение домов отдыха и путевки на летние и зимние курорты страны.
Во всех университетах и отдельных институтах СССР можно было продолжить свое обучение в аспирантуре и получить степень кандидата и доктора наук. Чтобы быть допущенным к конкурсу на получение степени кандидата наук, студенты должны были пройти конкурсные экзамены по иностранному языку, философии (прежде всего марксизм-ленинизм) и специальности. Завершение этого уровня образования требовало трехлетней работы, обучения и научных исследований, а также диссертации, посвященной оригинальной теме и представляющей значительный вклад в данную научную область.
В 1980-х годах около 500 000 специалистов, в первую очередь профессорско-преподавательский состав университетов и институтов, а также члены научно-исследовательских сообществ, получили степень кандидата наук. Гораздо меньшая группа (менее 45 000) ученых имела степень доктора наук [9]. Докторантура, как правило, была частью профессиональной или преподавательской деятельности человека. Для написания и защиты докторской диссертации был предоставлен однолетний оплачиваемый отпуск. Обладатели этой научной степени представляли собой «элиту советского научного учреждения и академии».
В своем выступлении на совместном заседании Госкомитета СССР по народному образованию и Всесоюзного совета по народному образованию, проходившем в Москве в сентябре 1989 г., министр высшего и среднего специального образования СССР Г. А. Ягодин назвал положение дел в стране с образованием неудовлетворительным [7]. Ключом к решению проблемы должно было стать изменение отношения и к студенту, и к преподавателю, а также повышение качества образования и внедрение компьютеризации [14].
Как следствие, к концу 1980-х гг. университетское образование в Советском Союзе переживало серьезные трудности. Постепенно участие университетов в развитии отечественной науки уменьшилось.
Как и в других областях советской жизни, потребность в реформе образования ощущалась в 1980-х годах. Программы реформ в этот период требовали новых учебных программ, учебников и методов обучения.
К 1990 году наблюдалось прекращение роста числа студентов-очников, число студентов на вечерних и заочных отделениях также сокращалось [13]. В 1991 году в России насчитывалось 68 университетов. Накопленные за годы советской власти трудности и проблемы в системе образования дали о себе знать. Рейтинг университетского образования постепенно снижался [3].
Таким образом, можно отметить, что годы «перестройки» для всей системы высшей школы были достаточно сложными и противоречивыми. Однако многие из числа преподавателей и студентов активно приветствовали перестройку, и даже поддерживали многие мероприятия тех лет, особенно по развитию гласности и демократии. Значительное количество преподавателей и студентов участвовали в процессе формирования новых политических партий и общественных объединений, некоторые из них были избраны депутатами высших законодательных органов СССР, РСФСР и местных Советов [3].
В то время стало весьма очевидным, что университетское образование в СССР является неотъемлемой частью жизни советского общества.
И сегодня не утихают споры о том, была ли система высшего образования в СССР действительно лучшей в мире. Исследователи данной темы разделились на два лагеря. Одни утверждают, что благодаря превосходно выстроенной системе высшего образования страна дала миру плеяду выдающихся учёных, среди которых немало лауреатов Нобелевской премии. А это ли не международное признание эффективности высшей школы в государстве? Их оппоненты отстаивают ту точку зрения, что высшее образование в СССР было подвержено идеологическому давлению КПСС и это не служило делу развития образования, а наоборот тормозило его творческий рост. Однако оппоненты сходятся в одном. Все отмечают тот факт, что высшее образование в СССР при всех имеющихся плюсах и вероятных минусах базировалось на трёх основных принципах:
– энциклопедические фундаментальные знания и постоянное развитие, базирующиеся на новейших достижениях науки и техники;
– наличие у студентов мощного стимула к обучению;
– уважение в обществе к труду преподавателя. Не стоит забывать и о том факте, что выпускники лучших технических вузов Советского Союза пользовались большим спросом в странах Западной Европы, США и Канады, Африки и Латинской Америки.
Сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что современная Россия является страной с высоким уровнем образования. Статистика утверждает, что год от года наблюдается рост количества лиц с законченным высшим образованием.
Между тем высшая школа претерпела ряд значительных преобразований. Произошла либерализация образовательного процесса, окончательно исключена идеологическая составляющая. Однако советская система высшего образования является и поныне тем фундаментом, на котором формировался интеллектуальный потенциал нашей страны многие десятилетия.
Литература:
- «О студентах, преподавателях и не только о них», Журнал «Огонёк» № 35, август 1987, 14–15 с.
- https://www.msu.ru/info/history.html
- N. Yachina, The Problems of University Education in Russia, In Procedia — Social and Behavioral Sciences, Volume 191, 2015, Pages 2541–2545, ISSN 1877–0428, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.618.
- Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
- Выдержка из книги Нарышкин Б. В. КПСС в революциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК Том 11 Издание 9
- Г. И. Ханин «Высшее образование и российское общество», Журнал «ЭКО» № 8. 2008.
- ГАРФ. Ф.9661.Оп.1. Д.415. Л.9.
- Государственный комитет по статистике. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Москва: Финансы и статистика, 1987.
- Ежегодник Большой Советской энциклопедии. Выпуск 31. 1987.
- История университетского образования в мире излагается по: БСЭ. Изд. 3. Т. 27. Ст. «Университеты».
- Конституция (Основной закон) СССР в редакции от 5 декабря 1936 г.
- Митин М. Б. (отв. ред.) Личность в XX столетии. М.: «Мысль», 1979.
- Источник: http:// http://propagandahistory.ru/books/pod-red--M-B--Mitina_Lichnost-v-XX-stoletii/23
- Народное хозяйство СССР в 1990 г. М., 1991. С. 219.
- Очерки истории университетского образования: монография / Т. А. Молокова [и др.]; под ред. Т. А. Молоковой; 2-е изд., испр. и доп.; М-во образования и науки Росс. Федерации, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит. ун-т». — Москва: МГСУ, 2011. — 175 с. (Библиотека научных разработок и проектов МГСУ).
Похожие статьи
Создание советской модели классического математического образования (конец 40-х — середина 60-х годов XX века)
В данной статье рассматривается система советского математического образования конца 40-х — середины 60-х годов XX века. Выявлены основные тенденции развития школьной и вузовской системы математического образования в данный период времени.
История развития российской банковской системы с конца 1990-х до начала 2000-х годов
В статье автор рассматривает некоторые аспекты организационно-правового развития банковской системы времен позднего СССР, с конца 90-х до начала 2000-х годов. Описываются основные государственные банковские учреждения СССР, их роль в экономике. Показ...
«Новая казахская волна» в кинематографе в 80–90-х годах XX века
В статье предпринята попытка дать краткий обзор на общественно-политическую ситуацию в стране и обсуждается вопрос развития казахского кинематографа в 80–90-х гг. XX века и возникновение «новой волны» в киноискусстве Казахстана. Также рассмотрены воп...
Тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. на примере ТАССР
В данной статье были предприняты попытки изучения тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в Татарской АССР в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. и их влияние на развитие отраслей промышленности.
Роль рабочей молодежи в истории России в 20–30-е годы XX века
В статье рассматривается сущность понятия «рабочая молодежь». Также определяется роль рабочей молодежи в развитии советского государства в период восстановления и реконструкции народного хозяйства.
Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века
В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...
Деятельность первичных комсомольских организаций Пушкинского района в середине 1960-х — начале 1980-х годов
В статье рассматривается деятельность первичных комсомольских организаций города Пушкина в середине 1960-х — начале 1980-х годов. Дается краткая характеристика места и роли первичных организаций в системе ВЛКСМ. Раскрывается суть и направления деятел...
Нижегородское купеческое общество и его деятельность в конце XIX — начале XX века
Данная статья посвящена исследованию нижегородского купеческого общества, как составной части структуры купеческого самоуправления. Прослежены основные направления его деятельности на протяжении конца XIX — начала XX века. В работе приводятся сравнит...
Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.
Статья посвящена истории развития общеобразовательной школы в Казахстане в 20–40-е годы XX века. Рассматривается развитие национальных школ Казахстана в контексте государственной образовательной политики, эффективность всеобщего обучения в Казахстане...
Становление государственной идеологии в сфере образования во второй половине XVIII века
В статье анализируются этапы складывания государственной идеологии в сфере образования во второй половине XVIII века. Успех любых преобразований зачастую определяется как наличием социальной опоры, так и поддержки общественного мнения. Выстраданная Е...
Похожие статьи
Создание советской модели классического математического образования (конец 40-х — середина 60-х годов XX века)
В данной статье рассматривается система советского математического образования конца 40-х — середины 60-х годов XX века. Выявлены основные тенденции развития школьной и вузовской системы математического образования в данный период времени.
История развития российской банковской системы с конца 1990-х до начала 2000-х годов
В статье автор рассматривает некоторые аспекты организационно-правового развития банковской системы времен позднего СССР, с конца 90-х до начала 2000-х годов. Описываются основные государственные банковские учреждения СССР, их роль в экономике. Показ...
«Новая казахская волна» в кинематографе в 80–90-х годах XX века
В статье предпринята попытка дать краткий обзор на общественно-политическую ситуацию в стране и обсуждается вопрос развития казахского кинематографа в 80–90-х гг. XX века и возникновение «новой волны» в киноискусстве Казахстана. Также рассмотрены воп...
Тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. на примере ТАССР
В данной статье были предприняты попытки изучения тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в Татарской АССР в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. и их влияние на развитие отраслей промышленности.
Роль рабочей молодежи в истории России в 20–30-е годы XX века
В статье рассматривается сущность понятия «рабочая молодежь». Также определяется роль рабочей молодежи в развитии советского государства в период восстановления и реконструкции народного хозяйства.
Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века
В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...
Деятельность первичных комсомольских организаций Пушкинского района в середине 1960-х — начале 1980-х годов
В статье рассматривается деятельность первичных комсомольских организаций города Пушкина в середине 1960-х — начале 1980-х годов. Дается краткая характеристика места и роли первичных организаций в системе ВЛКСМ. Раскрывается суть и направления деятел...
Нижегородское купеческое общество и его деятельность в конце XIX — начале XX века
Данная статья посвящена исследованию нижегородского купеческого общества, как составной части структуры купеческого самоуправления. Прослежены основные направления его деятельности на протяжении конца XIX — начала XX века. В работе приводятся сравнит...
Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.
Статья посвящена истории развития общеобразовательной школы в Казахстане в 20–40-е годы XX века. Рассматривается развитие национальных школ Казахстана в контексте государственной образовательной политики, эффективность всеобщего обучения в Казахстане...
Становление государственной идеологии в сфере образования во второй половине XVIII века
В статье анализируются этапы складывания государственной идеологии в сфере образования во второй половине XVIII века. Успех любых преобразований зачастую определяется как наличием социальной опоры, так и поддержки общественного мнения. Выстраданная Е...