Политика СССР в сфере народного просвещения в 1960–1970-е гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №3 (398) январь 2022 г.

Дата публикации: 23.01.2022

Статья просмотрена: 737 раз

Библиографическое описание:

Рунаева, Е. А. Политика СССР в сфере народного просвещения в 1960–1970-е гг. / Е. А. Рунаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 386-388. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88151/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор демонстрирует трансформацию системы школьного образования СССР в период эпохи «оттепели» и «застоя». Было выяснено, что государственный заказ в сфере школьного просвещения в рамках данного периода переходит от административно-принудительной к добровольно-поощрительной системе работы с педагогическими кадрами.

Ключевые слова: советский педагог, реформы образования, учительские съезды, советское законодательство.

Для того чтобы образование могло обеспечить всестороннее развитие молодежи и её воспитание в духе коммунизма, Советской власти было необходимо обеспечить его тесную связь с жизнью, с производством, а также с практикой коммунистического строительства, которая должна была стать ведущим началом изучения основ наук. С принятием нового курса на «политехнизацию школы», в котором особое место уделяется школе как главном институте коммунистического воспитания подрастающего поколения, для освоения обучающихся практических трудовых навыков в СССР началось формирование ученических производственных бригад. Исполнение хозяйственной деятельности поручалось как школьникам, так и их учителям, которые несли ответственность за своих учеников.

XXII съезд КПСС СССР в 1962 г. на первом заседании постановил, что по результатам сравнения образовательных систем в США и СССР, комиссия сделала вывод в пользу советской системы. Н. С. Хрущев высказал мнение о том, что заслуга таких результатов принадлежит народным учителям, которых по праву следует считать духовными наставниками молодежи, что единогласно было поддержано среди аудитории аплодисментами [1, с. 221]. По мнению государственного деятеля, за народными учителями стоит миссия, чтобы первенство в образовании и науке и впредь было за СССР. И для того, чтобы всемерно поднять роль народного учителя партия принимает решение расширить подготовку педагогических кадров, рекомендует окружить всенародным вниманием и почетом учителя, а также поручает предприятиям и колхозам помогать школе в её качественной перестройке [1, с. 89].

Дополнительные меры поддержки школьной системе образования были реализованы в постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» в 1966 г. В данном документе советская система просвещения позиционировалась как истинно демократическая, и в связи с чем Министерствам просвещения народного образования союзных республик поручалось ввести в школах новые учебные планы и программы, которые обеспечивали бы приведение содержания образования в соответствие с требованиями опережающего развития науки, техники и культуры СССР [2, с. 219].

Из чего следует, что к 1960-м гг. народный учитель стал одной из центральных и ведущих фигур в сфере идеологического советского строительства на уровне средней школы. В задачи педагогов входили не только организация и проведение образовательного процесса в рамках советской идеологии, но и важные воспитательные функции. Особенно следует отметить важную, связующую роль учителя в процессе приобщения послевоенного поколения советских школьников к практике социалистического труда на производстве.

Для совершенствования качества учебно-воспитательной работы школ, повышения идейно-политического уровня членов профсоюза и проведения в жизнь трудового законодательства для учителей существовал «Союз работников просвещения», который часто устраивал методические конференции, лекции и доклады на политические темы, вечера профессиональных дискуссий и выставки [3, с. 79]. Немаловажное значение играли и Всероссийские и Всесоюзные торжественные учительские съезды, на которых становились предметом дискуссий главные новшества и достижения в области образования, а также обсуждались отчёты работ, демонстрировавшие активность педагогов в реализации решений съездов КПСС. Так, например, в 1968 г. в Москве проходил Всесоюзный учительский съезд численностью 3946 делегатов, которые ранее были выбраны на конференциях учителей на местном уровне. Также в съезде принимали участие и делегаты от братских социалистических республик [4, с. 6].

Новые социальные обязательства перед советскими учителями были выдвинуты в преддверие 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. В ходе подготовки к празднованию в СССР был объявлен конкурс на лучшее юбилейное школьное мероприятие, а также было поручено провести тщательные проверки работы образовательных организаций инспекторскими комиссиями районных отделов народного образования. Поскольку в учителе с первых дней советской власти большевики видели акторов советских идеологических компаний, постольку в перечне важных социальных обязательств советского учительства перед государством и партией была включена также и общественная работа [5, с. 116].

В 1967 году постановлением Совета Министров была учреждена медаль имени Н. К. Крупской для работников народного образования, отличившихся в обучении и воспитании молодого советского поколения, а также установлена премия в размере 2000 рублей [6, с. 477]. Спустя 10 лет указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено звание «Народный учитель СССР» [7]. Нагрудной знак отличия могли получить работники органов просвещения разных уровней образования за особые заслуги в обучении и коммунистическом воспитании детей и молодежи, а также за выдающуюся деятельность в области народного образования. Данную награду первыми спустя 2 года получили 7 школьных учителей из Гомельской, Смоленской, Донецкой, Ярославской, Псковской, Московской и Херсонской областей СССР.

На всесоюзном съезде учителей в 1978 г. министр просвещения М. А. Прокофьев, докладывая о результатах успешного повсеместного перехода к всеобщему обязательному среднему образованию молодых поколений, указывает на положительные явления — например, широкое распространение в Московской области получило движение «От творчески работающего учителя — к творчески работающему коллективу», связанное с внедрением нового передового преподавательского опыта в процесс школьного образования [8, с. 30].

К 1970-м годам фокус роли учителя в процессе народного образования постепенно смещается из сферы хозяйственных и производственных государственных поручений в сторону популяризации активной идеологической работы с новым подрастающим поколением советских граждан. Важно подчеркнуть, что в Конституции СССР от 7 октября 1977 года закреплялось право на бесплатное школьное образование как неотъемлемое и гарантируемое советским государством, а также подчеркивается доступность всех видов образования, его непосредственная связь с жизнью и производством [9, с. 14].

Данная тенденция стала результатом преодоления последствий послевоенной разрухи государства, в ходе которой произошло повсеместное восстановление экономики СССР, а также реализация широкой социальной программы по повышению уровня жизни народа. Таким образом, характер государственного заказа в сфере школьного просвещения и общественной деятельности к 1970-м гг. переходит от административно-принудительной к добровольно-поощрительной системе работы с педагогическими кадрами.

Литература:

  1. XXII Съезд Коммунистической партии Советского союза 17–31 октября 1961 года: стенографический отчет. Т. 1. — Москва: Государственное издательство политической литературы, 1962. — 608 с.
  2. О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 года / А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917–1973 гг. Москва, 1974. С. 219–224.
  3. Белова, Н. А. Повседневная жизнь учителей / Н. А. Белова. — Москва: ИЭА РАН, 2015. — 228 c.
  4. Всесоюзный съезд учителей: стенографический отчёт 2–4 июля 1968 г. — Москва: Просвещение, 1969. — 319 с.
  5. Кагальная, М. В. Влияние политической и идеологической системы на повседневную жизнь учительства (вторая половина 1950-х — первая половина 1960-х гг.) / М. В. Кагальная // Гилея: научный вестник. — Киев, 2015. — № 96. — С. 113–117. — ISSN 2076–1554.
  6. Об учреждении медали Н. К. Крупской. Постановление совета министров от 21 июля 1967 года / А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917–1973 гг. — Москва: Педагогика, 1974. — С. 477.
  7. Об утверждении Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР (с изменениями на 22 августа 1988 года). // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901702311 (дата обращения: 08.05.2021).
  8. Всесоюзный съезд учителей: стенографический отчёт 28–30 июня 1978 г. — Москва: Педагогика, 1979. — 334 с.
  9. Конституция Союза Советских социалистических республик // Свод законов СССР. Т. 1. — Москва: Известия, 1989. — С. 14–42.
Основные термины (генерируются автоматически): народное образование, СССР, XXII, государственный заказ, добровольно-поощрительная система работы, народный учитель, подрастающее поколение, советская власть, учитель, школьное просвещение.


Ключевые слова

советское законодательство, советский педагог, реформы образования, учительские съезды

Похожие статьи

История развития российской банковской системы с конца 1990-х до начала 2000-х годов

В статье автор рассматривает некоторые аспекты организационно-правового развития банковской системы времен позднего СССР, с конца 90-х до начала 2000-х годов. Описываются основные государственные банковские учреждения СССР, их роль в экономике. Показ...

Начало проведения либерально-демократических реформ в области образования в 90-е годы XX века

В данной статье автор анализирует начало 90-х годов XX века, в котором вследствие резких изменений в политической и экономической ситуации, сопровождался беспрецедентным сокращениям бюджетного финансирования, при большой активности средств массовой и...

Землеустройство по указу 9 ноября 1906 года

В статье исследуется проведение аграрных преобразований, которые вошли в историю России как столыпинская аграрная реформа. На основе анализа научной исторической литературы автор выявляют основные направления изучения различных аспектов правовой регл...

Культурная революция в СССР

Наряду с индустриализацией и коллективизацией процесс культурной революции 1920–1930-х годов является одним из основных при характеристике того периода в истории советского государства. Это целый комплекс мероприятий, изменивших не только духовную ку...

Эволюция системы трудовых стимулов рабочих советской промышленности в годы Второй мировой войны (1939–1945 гг.)

В статье выявляются коренные изменения в системе трудовых стимулов рабочих предприятий СССР в период Второй мировой войны. Показаны основные этапы и вехи развития политики советского государства в сфере формирования и укрепления мотивации промышленно...

Концептуальные решения пенсионного реформирования в России, принятые в годы кризиса в пенсионном обеспечении (1995 -2001 годы)

Анализируется ход пенсионной реформы, проводимой в период с середины 90-х годов ХХ века до 2001 года. Отражаются законодательные решения, принятые в этот период. В статье также показана взаимосвязь государственного, негосударственного пенсионного обе...

Общество и полиция. Взгляд в прошлое

В статье освещается отношение общества к полиции с начала её образования в начале XVIII века до реформ периода 1860–1870 гг. Анализируются основные причины послужившие негативному отношению общества к служащим полиции и непосредственно полиции, как о...

Развитие системы высшего образования от императора Николая II до становления советской власти в России

В данной статье автор анализирует проекты развития высшего образования в Российской империи от императора Николая II начала XX века, до создания Совета по делам высших учебных заведений под руководством министра народного просвещения П. Н. Игнатьева ...

К истории высшего университетского образования СССР в период перестройки (80–90-е гг. ХХ века)

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты высшего университетского образования в СССР в период «перестройки». Приводится статистика по количеству высших учебных заведений в СССР на период 80-х — 90-х г. г. ХХ века. Дается характеристика идеол...

Роль наставничества в процессе становления молодого учителя

Статья посвящена проблеме становления молодого учителя в современной системе образования. В статье рассматриваются основные периоды профессионального становления и роста педагога в процессе практической работы, основные проблемы, с которыми он сталки...

Похожие статьи

История развития российской банковской системы с конца 1990-х до начала 2000-х годов

В статье автор рассматривает некоторые аспекты организационно-правового развития банковской системы времен позднего СССР, с конца 90-х до начала 2000-х годов. Описываются основные государственные банковские учреждения СССР, их роль в экономике. Показ...

Начало проведения либерально-демократических реформ в области образования в 90-е годы XX века

В данной статье автор анализирует начало 90-х годов XX века, в котором вследствие резких изменений в политической и экономической ситуации, сопровождался беспрецедентным сокращениям бюджетного финансирования, при большой активности средств массовой и...

Землеустройство по указу 9 ноября 1906 года

В статье исследуется проведение аграрных преобразований, которые вошли в историю России как столыпинская аграрная реформа. На основе анализа научной исторической литературы автор выявляют основные направления изучения различных аспектов правовой регл...

Культурная революция в СССР

Наряду с индустриализацией и коллективизацией процесс культурной революции 1920–1930-х годов является одним из основных при характеристике того периода в истории советского государства. Это целый комплекс мероприятий, изменивших не только духовную ку...

Эволюция системы трудовых стимулов рабочих советской промышленности в годы Второй мировой войны (1939–1945 гг.)

В статье выявляются коренные изменения в системе трудовых стимулов рабочих предприятий СССР в период Второй мировой войны. Показаны основные этапы и вехи развития политики советского государства в сфере формирования и укрепления мотивации промышленно...

Концептуальные решения пенсионного реформирования в России, принятые в годы кризиса в пенсионном обеспечении (1995 -2001 годы)

Анализируется ход пенсионной реформы, проводимой в период с середины 90-х годов ХХ века до 2001 года. Отражаются законодательные решения, принятые в этот период. В статье также показана взаимосвязь государственного, негосударственного пенсионного обе...

Общество и полиция. Взгляд в прошлое

В статье освещается отношение общества к полиции с начала её образования в начале XVIII века до реформ периода 1860–1870 гг. Анализируются основные причины послужившие негативному отношению общества к служащим полиции и непосредственно полиции, как о...

Развитие системы высшего образования от императора Николая II до становления советской власти в России

В данной статье автор анализирует проекты развития высшего образования в Российской империи от императора Николая II начала XX века, до создания Совета по делам высших учебных заведений под руководством министра народного просвещения П. Н. Игнатьева ...

К истории высшего университетского образования СССР в период перестройки (80–90-е гг. ХХ века)

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты высшего университетского образования в СССР в период «перестройки». Приводится статистика по количеству высших учебных заведений в СССР на период 80-х — 90-х г. г. ХХ века. Дается характеристика идеол...

Роль наставничества в процессе становления молодого учителя

Статья посвящена проблеме становления молодого учителя в современной системе образования. В статье рассматриваются основные периоды профессионального становления и роста педагога в процессе практической работы, основные проблемы, с которыми он сталки...

Задать вопрос