Социальные факторы развития школьного самообразования в основополагающих документах страны 60–80-х гг. ХХ века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 09.12.2022

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Лаврова, Н. В. Социальные факторы развития школьного самообразования в основополагающих документах страны 60–80-х гг. ХХ века / Н. В. Лаврова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97248/ (дата обращения: 21.12.2024).



Поиски дальнейшего совершенствования системы народного образования в программных документах коммунистической партии и законах СССР. Реформирование советской школы и способствовавшее развитию самообразования личности.

Ключевые слова: закономерности познания, решения съездов, законы страны, воспитание самообразования.

The search for further improvement of the public education system in the program documents of the Communist Party and the laws of the USSR. Reforming the Soviet school and contributing to the development of self-education of the individual.

Keywords : patterns of cognition, decisions of congresses, laws of the country, education of self-education.

В трудах ведущих педагогов и общественных деятелей советского государства подчёркивалась значимость вооружения школьников системой знаний и умений, которые позволяли добывать знания самостоятельно. По мнению учёных самообразование формировало новое мышление, активную жизненную позицию людей, вооружало общество передовыми знаниями.

В основе теоретических исследований в области педагогики после революции лежала марксистко-ленинская идеология, а также политические силы, реализовавшие идеи самообразования среди населения, в первую очередь, в программных документах Коммунистической партии.

Принципы марксистко-ленинской философии и взгляды на основные закономерности теории познания были изложены Владимиром Ильичом Лениным (1870–1924) в его работе «Субъективная логика или учение о понятии». Он писал: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное… — от истины, а подходит к ней… От живого созерцания к абстрактному мышлению иот него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» [22, с. 152–153]. Общие закономерности познавательного процесса, изложенные автором в его работе, имели исключительное значение для теории и практики самообразования. Познание начиналось с ощущения — это субъективные образы объективного мира. Благодаря им человек осуществлял непосредственную связь сознания с внешним миром. Чувственная ступень познания включала восприятие и протекало в единстве с ощущениями. Составная часть восприятия — ранее накопленный опыт, придавал ему избирательный и целенаправленный характер. Познавательная деятельность, завершаясь практикой, являлась основой познания и критерием истинности и достоверности знаний. Каждый последующий этап познания связан с предыдущим, обеспечивая целостное представление о сущности явления. Самостоятельно занимаясь, рассматривая явления с разных сторон, человек познавал объективную истину.

В государственных решениях В. И. Ленин поддерживал все начинания, связанные с организацией и пропагандой самообразования [23]. Он считал, что Великая Октябрьская социалистическая революция создала объективные условия для развития образования, науки и культуры, но для достижения результата этого мало, необходимо в «… достаточной степени приучения населения к тому, чтобы пользоваться книжками, …» [24, с. 372].

Неутомимой пропагандистской и организаторской деятельностью Надежда Константиновна Крупская (1869–1936) способствовала распространению опыта и приёмов самообразования в практике советской школы. Она писала: «Вся школа должна была служить задачам воспитания нового человека, вооружения его знаниями»[15, с. 252]. Школа «...ведущее звено в деле всего воспитания подрастающего поколения»[18, с. 70].Н. К. Крупская указывала на важность осознания учениками понимания значения и необходимость самообразования: «Для всего этого нужен…минимум знаний, как вести самообразовательную работу....надо много и самостоятельно учиться....иметь…привычку к самообразовательной работе » [19, с. 81–82]. В решении проблемы самообразования она видела источник силы государства: «Чтобы жить по-настоящему светлой, счастливой жизнью, надо много знать, много передумать, надо научиться работать…» [20, с. 337]. Н. К. Крупская выделяла важную роль учителя при решении величайшей задачи, которая стояла перед педагогом — это воспитание у школьников внутренней дисциплины[16, 17].Для развития самообразования большое внимание учёный придавала организации свободного времени и дополнительного образования учеников [21].

Среди публикаций, рассматривавших теорию самовоспитания в 20-х — 30-х гг. прошлого века, современники выделяли рекомендации и программы для систематического самообразовательного чтения, разработанные Владимиром Александровичем Вейкшан (1899–1965) и Альбертом Петровичем Пинкевич (1884–1937) [12]. Советы учёных были рассчитаны на учителей, не имевших законченного педагогического образования. Авторы детально проработали ряд теоретических и практических вопросов педагогики (педагогика как наука, методы и формы педагогического процесса), составивших содержание программы и порядок расположения тем курса «Основы педагогики», в общепедагогическом цикле «Ступени самообразования». Темы программ были посвящены проблемам образования в работе школы и вне школы, организации детского самоуправления и клубно-кружковой деятельности. По мнению учёных, «…чтобы лучше понять и учесть значение всех происходящих перемен…», педагогу необходимо знать приёмы и методы эффективного обучения детей, применявшиеся в образовании ранее [Там же, с. 58].

Известный русский учёный Климент Аркадьевич Тимирязев (1863–1920) связывал развитие самообразования в России с ростом самосознания людей, с усилением нравственной ответственности человека за дела всего общества. Он писал: «… ответственность, заключается в развитии в себе способности к логическому мышлению. А это развитие достигается…, в течение всей жизни путемсамообразования» [26,c. 14].

В одном из основных положений рефлекторной теории академик Иван Петрович Павлов (1849–1936) отразил свои взгляды на самообразование. Учёный обуславливал, самообразование вело к качественным изменениям в духовном мире личности, преломляя в сознании воздействие окружающей среды. Условием плодотворной работы являлось умение овладевать знаниями в определенной системе. В статье «Письмо к молодежи» И. П. Павлов призывал к строгой последовательности в накоплении знаний, рационально и самостоятельно овладевать наукой: «Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. …Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты» [25,с. 27].

Общая ориентация промышленного производства на ускорение научно-технического прогресса,после ХХ съезда КПСС, ставила систему образования в благоприятное положение по сравнению с предшествующими годами и характеризовалась подъёмом советской науки. Исключительное место занимало развитие самообразования. Государству требовались подготовленные специалисты и на самообразование, как на подготовку школьников к будущей профессии, обращалось особое внимание.

Теоретические и экспериментальные поиски совершенствования школьного обучения были представлены в законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [2]. Закон воплотил идею системного реформирования советской школы, открыл широкий доступ к просвещению и культуре для всестороннего развития личности, получил одобрение и всенародную поддержку. Важное место в основополагающем документе отведено свободному времени учащихся, которые могли его «... использовать для расширения своего кругозора и удовлетворения духовных потребностей», воспитания талантов; в законе решена задача повышения «...общего и политехнического образования, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук»... [Там же, с. 178; с. 182.Статья I].

Стратегию развития и дальнейшего совершенствования образования определил Внеочередной ХХIсъезд КПСС. Съезд поставил практическую задачу: «…воспитания всесторонне развитых и подготовленных людей… улучшения всей работы по воспитанию…....овладение научными знаниями…»;разработал меры по улучшению системы образования и повышению роли государства в воспитании детей [5, с. 240–241].

Решения Внеочередного ХХIсъезда поддержали учёные — педагоги Петр Сергеевич Новиков (1901–1975), Борис Федорович Райский (1897–1985) [13]. Соединение обучения с производственным трудом содействовало развитию самообразования, усилило воспитательную работу среди школьников. Инна Алексеевна Редковец обозначала, что формирование у учащихся ценной мотивации самообразования «…приобретают особую актуальность и новое звучание в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [14, с. 18].

Задачу дальнейшего развития и совершенствования образования определил ХХIIсъезд КПСС. Перед страной была поставлена цель: «...все во имя человека, для блага человека!»[6, с. 76].Делегаты съезда отметили, реформа общеобразовательной школы способствовала тому, что «…советское общество стало самым образованным обществом в мире…»[Там же,с. 77].

В Программе КПСС в области народного образования были отражены задачи, стоящие перед школой: «…воспитание…высокообразованных людей, способствовать формированию всесторонне развитых членов коммунистического общества, …» [10, с. 413]. В документе подчёркивалось — в деле воспитания нового поколения ответственная роль принадлежит школьному учителю, комсомольской и пионерской организациям.

Значительным переменам в области образования способствовала смена руководства страны в 1964 гг.: в школе отменено производственное обучение, введён обязательный средний всеобуч. Ведущей тенденцией процесса обучения в 1960 — х годах являлась трансформация принципа «ученик для школы» в принцип — «школа для ученика».

ХХIII съезд КПСС поставил перед обществом новую задачу — завершить переход к всеобщему полному среднему образованию. Делегаты съезда отметил огромную роль школы в развитии школьников: «…ей удалось воспитать…стремление к знаниям, к образованию» [7, с. 65]. С глубоким уважением съезд подчеркнул: «Решающая роль…принадлежит учителю…, отдающему свои силы и знания...обучению и воспитанию детей» [Там же, с. 66]. Особое внимание было уделено развитию культурно просветительных учреждений в системе дополнительного образования, способствовавших воспитанию талантов и дарований .

В Уставе средней общеобразовательной школы были всесторонне представлены возможности обучения школьников в различных формах организации учебно-воспитательного процесса: «Обучение и воспитание учащихся проводятся в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных…» факультативных занятий, с целью углубления общеобразовательных знаний [11, с. 9].

В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» была отражена реформа школьного образования; уделено внимание развитию сети внешкольных учреждений, внешкольного воспитания; а также помощь органов народного образования в организации самообразования через учреждения культуры, печать, телевидение, радио и других средств массовой информации, создание народных университетов, лекторий, курсов [4].«В целях всестороннего развития способностей и склонностей учащихся, воспитания общественной активности, интереса к труду, науке, технике и искусству…» создавались Дворцы и Дома пионеров [Там же, с. 20].

«Закон о народном образовании» поставил перед школой задачу: дать учащимся определённые знания, воспитать устремление к непрерывному совершенствованию и умению самостоятельно пополнять и применять познания на практике. [3].Закон предусматривал изменения в школьном образовании и самообразовании: «В целях содействия самообразованию граждан, повышению их общеобразовательного, профессионального и культурного уровня организуются…распространения политических и научных знаний. Органы и учреждения оказывают помощь в организации самообразования граждан» [Там же, Ст. 21].

НаХХIV съезде КПСС перед обществом была определена главная цель — «Формирование нового человека…» [8,с. 82].Особое внимание съезд уделил самообразованию: «…образование — это лишь база, которая требует постоянного пополнения знаний» [Там же, с. 86]. Перед страной поставили новую задачу: завершить «…введение всеобщего среднего образования»; «...улучшить внешкольную работу с детьми, расширить сеть Домов пионеров, станций юных техников и натуралистов…»; «Развивать…массовые формы самообразования…» [Там же, с. 180; с. 277; с. 278]. Обучение школьников через самообразование стало естественным продолжением политики партии в области образования. На реализацию этих задач были направлены значительные силы и ресурсы государства.

В качестве новой стратегии образования на ХХV съезде КПСС была предложена политика совершенствования обучения в направлении формирования умений самостоятельно пополнять знания [9]. Данная идея получила оценку как революционная: «Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной…информации» [Там же,с. 77]. Перед обществом была поставлена задача: «Развивать сеть Дворцов и Домов пионеров, станций юных техников и натуралистов, детских клубов…. Повысить уровень работы культурно — просветительных учреждений. Расширить сеть массовых библиотек и клубов» [Там же, с. 221].

Решения съездов КПСС нашли своё отражение в Конституции СССР: «В соответствии с коммунистическим идеалом « Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности» [1, с. 12].

Реформа школы 1958-х — 1964-х гг. решала проблемы школьного образования через переход к профессиональной общеобразовательной школе.

Второй этап реформы школьного образования (середина 1960-х — 1980-х гг.) характеризовался усилением партийного влияния. В течение 1970 гг. в общеобразовательной школе осуществлялся переход на новое содержание обучения. Школьные программы способствовали развитию способностей учащихся к обобщению и самостоятельной работе.

В исследованиях педагогов — учёных преобладал подход к самообразованию с позиции школьной подготовки, изучались проблемы самообразования на современном этапе развития советской школы.

В силу своей значимости и актуальности проблема подготовки школьников к самообразованию привлекла внимание большого круга учёных. Как важный социальный вопрос, самообразование требовало своего научно — педагогического анализа и научно — педагогического освещения. В этот период, значительно увеличилось количество научных публикаций, посвященных самообразованию. За широкое применение самообразовательной работы на уроке выступали учёные: М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. П. Кашин, И. Т. Огородников, М. Н. Скаткин, В. П. Стрезикозин.Исследование самообразования под углом зрения социальных требований проводили:В. П. Беспалько, А. К. Громцева, А. В. Даринский, И. А. Редковец и другие учёные.

Литература:

  1. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 гг. — М.:Изд-во политической литературы , 1977. — 62 с. Глава 3. Социальное развитие и культура. Статья 20. — С. 12.
  2. Закон СССР от 24.12.1958. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». // Сб. законов СССР и указов президиума Верховного Совета СССР 1938 г. — 1961 г. М.: Изд-во «Известия Советов депутатов трудящихся СССР», 1958. — 976 с.Раздел шестой. Народное образование. — С. 177–192.
  3. Закон о народном образовании. 2 августа 1974 года. Раздел I. Ст. 21. «Самообразование граждан». В ред. Закона РСФСР от 07.07.1987. Ведомости ВС РСФСР. — М.: 1987. № 29.
  4. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Приняты на шестой сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва 19 июля 1973 г. — М.: Изд-во Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1973. — 40 с. — С. 20.
  5. Материалы Внеочередного ХХI съезда КПСС. — М.: Гос. политиздат, 1959. — 259 с.
  6. Материалы ХХII съезда КПСС. — М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1961. — 464 с.
  7. Материалы ХХIII съезда КПСС. — М.: Изд-во полит. литературы, 1966. — 303 с.
  8. Материалы ХХIV съезда КПСС. — М.: Изд-во полит. литературы, 1974. — 320 с.
  9. Материалы ХХV съезда КПСС. — М.: Изд-во полит. литературы, 1976. — 256 с.
  10. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХII съездом КПСС 17 октября 1961 // Материалы ХХII съезда КПСС. — М.: Гос. Изд-во полит. литературы, 1961 . — 464 с . — С. 320–428.
  11. Устав средней общеобразовательной школы. — М.: Педагогика, 1970. — 32 с. Раздел II. Основы организации учебно-воспитательной работы. П. 8. С. 7; П. 11. — С. 9 .
  12. Вейкшан, Владимир Александрович, Пинкевич, Альберт Петрович. Основы педагогики. Ступени самообразования / Под ред. А. Г. Калашникова и А. П. Пинкевича. — М.: Работник просвещения, 1929. — 96 с.
  13. Новиков, Петр Сергеевич, Райский, Борис Федорович. Трудовая подготовка старшеклассников в период перехода на новую систему школьного образования. — Сталинград: СГПИ им. А. С. Серафимовича, 1959. 36 с.
  14. Редковец, Инна Алексеевна. Трудовое воспитание и самообразование школьника. — Волгоград: Нижне — Волжское кн. изд-во, 1986. — 80 с.
  15. Крупская, Надежда Константиновна. Коммунистическое воспитание и литература. (Доклад на I Всероссийской конференции преподавателей русского языка и литературы) // Пед. соч.: В 6 — ти тт.; / Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. — М.: Педагогика, 1979. Т. III. — 472 с. — С. 252–258.
  16. Крупская, Надежда Константиновна. К вопросу о воспитательной роли учителя // Пед. соч.: В 6 — ти тт.; / Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. — М.: Педагогика, 1979. — Т. III. — 472 с. — С. 259–264.
  17. Крупская, Надежда Константиновна. О воспитательной работе // Пед. соч.: В 6 — ти тт.; / Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. Т. VI. — М.: Педагогика, 1980. — 511 с. — С. 60–63.
  18. Крупская, Надежда Константиновна. Воспитание подрастающего поколения в коммунистическом духе — важнейшая задача // Пед. соч.: В 6 — ти тт.; / Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. Т. VI. — М.: Педагогика, 1980. — 511 с. — С. 68–71.
  19. Крупская, Надежда Константиновна. О самообразовании // Пед. соч.: В 6 — ти тт.; / Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. Т. VI. — М.: Педагогика, 1980. — 511 с. — С. 77–82.
  20. Крупская, Надежда Константиновна. Знания нужны в жизни, как винтовка в бою (Письмо пионерам) // Пед. соч.: В 6 — ти тт.; / Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. — М.: Педагогика, 1980. Т. VI. — 511 с. — С. 337–339.
  21. Крупская, Надежда Константиновна. Заметки о коммунистическом воспитании // Пед. соч.: В 6 — ти тт.; / Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П. В. Руднева. — М.: Педагогика, 1980. Т. VI. — 511 с. — С. 375–380.
  22. Ленин, Владимир Ильич. Субъективная логика или учение о понятии. Философские тетради. Изд. 5 — ое. / Полн. собр. соч.: В 45 — ти тт.; Т. 29. — М.: Изд. полит. лит.,1980. — 782 с. — С. 149–218.
  23. Ленин, Владимир Ильич. О государстве. Лекция в Свердловском ун-те 11 июля 1919 г. Июнь — декабрь 1919. Изд. 5 — ое. / Полн. собр. соч.: В 45 — ти тт.; Т. 39. — М.: Изд. Полит. лит., 1981. — 623 с. — С. 64–84.
  24. Ленин, Владимир Ильич. О кооперации. 6 янв. 1923. Март 1922 — март 1923. Изд. 5 — ое. / Полн. собр. соч.: В 45 — ти тт.; Т. 45. — М.: Изд. полит. лит. 1982. — 729 с. — С. 369–377.
  25. Павлов, Иван Петрович. Письмо к молодежи. Общественно-научные статьи // Полн. собр. трудов: В 5 — ти тт.; М — Л.: Изд-во АН СССР, 1940. Т. I. — 424 с.
  26. Тимирязев, Климент Аркадьевич. Насущные задачи современного естествознания. Т. V. Публичные речи. Сочинения: В 10- ти тт.; — М.: ОГИЗ. Гос. изд-во колхозной и совхозной литературы. Сельхозгиз, 1938. Т.V. — 508 с. — С. 13–15.
Основные термины (генерируются автоматически): народное образование, знание, развитие самообразования, самообразование, советская школа, съезд КПСС, школьное образование, особое внимание, самообразовательная работа, школа.


Ключевые слова

закономерности познания, решения съездов, законы страны, воспитание самообразования

Похожие статьи

Социально-культурные факторы актуализации развития теоретических основ самообразования в трудах учёных ХVIII–ХIХ веков

В статье раскрываются социально-культурные подходы развития теоретических основ самообразования. Значение народной педагогики в традиционно-культурной преемственности наследия. Этапы разработки теоретических вопросов самообразования в трудах учёных X...

Актуализация идей А. С. Макаренко в развитии личности

Статья посвящена рассмотрению актуальности идей А.Макаренко в развитии личности в современном контексте воспитания детей и их развития как полноценных членов общества. Соотношение методических разработок педагога с современными требованиями воспитате...

Историография советской школы 1920–1930-х годов в отечественной научной литературе эпохи перестройки

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 1985–1991 годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены с...

Правовое оформление образования СССР

В статье произведена оценка значения политических и общественных изменений, их законодательное воплощение и возможные причины назревания противостояний внутри государства после Октябрьской революции. Исследование направлено на установление закономерн...

Традиции гимназического образования в России: история и современность

В статье исследуется аспект формирования педагогических традиций гимназического образования в России, их роль в непрерывности воспроизведения и актуализации научно-образовательного потенциала в социуме на разных исторических этапах.

Особенности педагогической мысли в эпоху Возрождения

В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.

Специфика организации патриотического воспитания молодежи в современной школе

Статья посвящена весьма актуально проблематике современных педагогических исследований, связанных с определением направлений в системе патриотического воспитания обучающихся российских школ.

Этнические особенности традиции социализации

В статье рассматриваются некоторые этнические особенности социализации личности и ее традиции у кыргызов, историческое развитие народа, специфические особенности содержания социализации, а также проблемы исследования традиций социализации.

Генезис идеи формирования правовой ответственности в отечественной педагогике

Правовое воспитание подрастающего поколения имеет давнюю историю. Гражданское воспитание неоднократно рассматривалось как в трудах зарубежных и отечественных исследователей, так и в работах российских педагогов-практиков. Как и на Западе, для России ...

Преемственность в воспитании начальных экономических представлений у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются причины необходимости, роль и значение соблюдения преемственности в экономическом обучении детей дошкольного возраста, предлагаются отдельные пути его достижения.

Похожие статьи

Социально-культурные факторы актуализации развития теоретических основ самообразования в трудах учёных ХVIII–ХIХ веков

В статье раскрываются социально-культурные подходы развития теоретических основ самообразования. Значение народной педагогики в традиционно-культурной преемственности наследия. Этапы разработки теоретических вопросов самообразования в трудах учёных X...

Актуализация идей А. С. Макаренко в развитии личности

Статья посвящена рассмотрению актуальности идей А.Макаренко в развитии личности в современном контексте воспитания детей и их развития как полноценных членов общества. Соотношение методических разработок педагога с современными требованиями воспитате...

Историография советской школы 1920–1930-х годов в отечественной научной литературе эпохи перестройки

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 1985–1991 годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены с...

Правовое оформление образования СССР

В статье произведена оценка значения политических и общественных изменений, их законодательное воплощение и возможные причины назревания противостояний внутри государства после Октябрьской революции. Исследование направлено на установление закономерн...

Традиции гимназического образования в России: история и современность

В статье исследуется аспект формирования педагогических традиций гимназического образования в России, их роль в непрерывности воспроизведения и актуализации научно-образовательного потенциала в социуме на разных исторических этапах.

Особенности педагогической мысли в эпоху Возрождения

В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.

Специфика организации патриотического воспитания молодежи в современной школе

Статья посвящена весьма актуально проблематике современных педагогических исследований, связанных с определением направлений в системе патриотического воспитания обучающихся российских школ.

Этнические особенности традиции социализации

В статье рассматриваются некоторые этнические особенности социализации личности и ее традиции у кыргызов, историческое развитие народа, специфические особенности содержания социализации, а также проблемы исследования традиций социализации.

Генезис идеи формирования правовой ответственности в отечественной педагогике

Правовое воспитание подрастающего поколения имеет давнюю историю. Гражданское воспитание неоднократно рассматривалось как в трудах зарубежных и отечественных исследователей, так и в работах российских педагогов-практиков. Как и на Западе, для России ...

Преемственность в воспитании начальных экономических представлений у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются причины необходимости, роль и значение соблюдения преемственности в экономическом обучении детей дошкольного возраста, предлагаются отдельные пути его достижения.

Задать вопрос