Исторический анализ развития самообразования педагогов в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 18.05.2018

Статья просмотрена: 948 раз

Библиографическое описание:

Ромашова, Л. А. Исторический анализ развития самообразования педагогов в России / Л. А. Ромашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 412-413. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50418/ (дата обращения: 16.11.2024).



Учёные очень давно задумывались о времени возникновения идеи самообразования. Одни считают, что она существует с того момента, как существует само человечество. Другие говорят о том, что эта идея рождена нашей эпохой. Ряд учёных утверждает, что впервые идеи самообразования и образования были освещены в Библии и Коране. Эту же мысль отражали в своих взглядах Вольтер, Гёте, Каменский, Руссо и др. [1].

А. Дистерверг писал о том, что педагоги обретут силу лишь при условии систематического самообразования, усовершенствования в своей специальности, систематического изучения педагогики и методики. Образование никогда и нигде не является чем — то законченным и завершённым.

О значении самообразования широких народных масс задумывались передовые русские деятели XXVIII в.: М. Ломоносов, А. Радищев, Н. Новиков. А. Радищев писал о большой роли самообразования, мало доверяя образованию в сословно — крепостнической системе воспитания. Он старался «отыскать истину в среде различия оных». Самообразование стало его необоримой потребностью. Он читал много книг по философии, интересовался математикой, классиками.

В XIX в. очень много внимания уделяли образованию, в том числе и самообразованию, декабристы. Ими был создан отдел по распространению знаний среди молодёжи. Причем они полагали, что овладевать этими знаниями молодёжь будет путём самообразования.

Очень интересные идеи по самообразованию освещали известные в истории России революционеры — демократы. Сам М. В. Петрашевский обладал, по мнению современников, страстным стремлением к самообразованию.

В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. В. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев вели пропаганду идей самообразования, разрабатывали теоретические и организационно — методические вопросы этого вида образования. Д. И. Писарев писал: «Самообразование составляет необходимую и в высшей степени закономерную фазу здорового человеческого развития. Школа должна, во-первых, разбудить в человеке любознательность и, во — вторых развернуть и укрепить силы его ума настолько, чтобы человек, выходя из школы в жизнь, мог без посторонних руководителей искать и находить разумное удовлетворение для своей пробудившейся любознательности» [2].

В 60-е годы сформировалось целое движение в различных общественных кругах, стремившихся к самообразованию. Время, как писал Н. В. Щелгунов, когда всякий захотел думать, читать и учиться. В крупных городах начинает складываться определённая система в помощь самообразованию с привлечением научных сил, издательств, книжных магазинов. Очень высоко была поднята роль книги для простого народа. Книга стала орудием в деле просвещения и приобщения народа к революционной борьбе.

В конце века определилась группа просветителей, занимавшаяся проблемами самообразования: В. Чарнолуский, Н. Кареев, И. Записной, Н. А. Рубакин.

Н. А. Рубакин определял самообразование как важнейший фактор развития личности. Он писал: «учитель уже не может быть шаблонным и заурядным пропагандистом уже известных истин. Он во что бы то ни стало и собственными силами должен сделаться широко и основательно образованным человеком» [3]. В своей книге «Как заниматься самообразованием» он писал: «Всякий желающий, кто бы он ни был, где бы он ни жил, какими бы способностями ни обладал, может сделать из себя, своими собственными усилиями и разумно организованным трудом, действительно образованного, сведущего и понимающего человека — общественно полезного работника. Самому добиваться образования — это и значит заниматься самообразованием» [4].

Большое внимание самообразованию самого учителя уделял К. Д. Ушинский. Он считал, что только знающий, постоянно читающий, образованный педагог ведёт преподавание с воодушевлением, пробуждает и поддерживает интерес учеников.

Какая же практическая самообразовательная работа педагогов была в это время? Формами, которые способствовали самообразованию учителей, были учительские съезды и курсы. На них стекалось учительство из самых отдалённых уголков страны. Кроме этого, проводились собеседования городских учителей с сельскими, взаимные посещения уроков, музеев, выставок, педагогов начальных классов приглашали в семинарии и гимназии. Активную работу среди учителей в 90 — е годы проводила библиотека, созданная Н. А. Рубакиным. Способствовали самообразованию учителей и крупные издательства того времени: «Знание», «Посредник», И. Д. Сытина. Однако учебно-методические материалы, пособия, педагогические журналы, психолого-педагогическая литература распространялась в основном по городам и выпускалась небольшими тиражами.

После 1917 года проблемам самообразования стало уделяться особое внимание. Была организована Всероссийская Комиссия помощи самообразованию народа, были поставлены задачи ликвидации всеобщей неграмотности, активно изучался опыт организации самообразования за рубежом.

Н. К. Крупская, Э. Остерман и др. говорили о больших достижениях в области самообразования народных масс, но отмечали, что основной упор идёт на политическое самообразование, а работа по приобретению общеобразовательных знаний идёт очень слабо.

Также остро вставал вопрос о самообразовании учителей. Многие, пришедшие работать в школы, имели лишь краткосрочные курсы или вообще не получили никакой специальной подготовки. В 1921 г. стали создаваться Дома работников просвещения, которые взяли на себя обязанности обеспечения литературой, организацию консультаций и конференций.

В конце 40-х годов широко распространилась система очно — заочных курсов повышения квалификации педагогов, которая позволяла сочетать самообразование с курсовой подготовкой.

В послевоенный период большое внимание самообразованию уделял В. А. Сухомлинский: «Глубокие знания, хороший кругозор, интерес к проблемам науки — всё это необходимо учителю для того, чтобы раскрывать перед воспитанниками притягательную силу знаний, предмета, науки, процесса учения. Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюблённого в знания человека…» [5].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что проблема самообразования, и, в частности, педагогическое самообразование имеет глубокие корни в теории и практике русской школы, ей уделяли внимание многие видные деятели науки и общественности. Но по мере расширения и углубления видения проблемы развития самообразования обозначается тенденция к более детальному её рассмотрению.

Литература:

  1. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие/Под ред. д-ра психол. наук, акад. Ю. М. Забродина. — М., 1994. — 344 с.
  2. Писарев Д. И. Полн. собр. соч., СПБ., 1903. Т 4. — С. 552
  3. Рубакин Н. Круг знаний. Спб., 1909. — С. 4
  4. Рубакин Н. Как заниматься самообразованием. Москва, 1962. — 77с.
  5. В. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. — М., 1969. — С. 40.
Основные термины (генерируются автоматически): самообразование, проблема самообразования, самообразование учителей, XXVIII.


Задать вопрос