Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Научно-теоретические аспекты развития детей раннего возраста в дореволюционной России

2. История образования и педагогики
18
Поделиться
Библиографическое описание
Малкова, Е. Ю. Научно-теоретические аспекты развития детей раннего возраста в дореволюционной России / Е. Ю. Малкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3157/.

Начиная с XVI века в дореволюционной России взгляды на воспитание детей формулировались в специальных поучениях и наставлениях. Педагогика Древней Руси вплоть до XVII века ориентировалась на идеологию православного христианства. В памятниках древнерусской письменности высоко оценивалась роль воспитания с раннего детства.

Ярким образцом таких наставлений является «Домострой» - сводный рукописный памятник правил общественной и семейной жизни. Согласно правилам «Домостроя» родителям следовало с ранних лет прививать детям трудовые навыки, воспитывать настойчивость, аккуратность, бережливость, а также давать им определённые знания. Важным методом воспитания признавалось телесное наказание. Со временем жёсткие требования и само понятие «домострой» стало нарицательным обозначением консервативного семейного уклада.

Власть родителей над детьми утверждалась и в народной педагогике, которая также рекомендовала широко применять наказание, что отразилось в фольклоре («родительские побои дают здоровье») [5,]. Однако ярко выраженные авторитарные установки в древнерусской педагогике переплетались с проявлением внимания и любви е детям, заботы о них. Народная педагогика отражала реальные противоречия взглядов на воспитание. Пропагандируя наказание как одно из средств педагогического воздействия, обеспечивающее достижение воспитательных целей, противопоставляя наказаниям методы воспитания, основанные на ласковом обращении с детьми: «Ласково слово, что весенний день» [5.].

Гуманистические идеи воспитания появились в трудах русских просветителей XVII в. и нашли отражение в книге Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских» [5.]. В ней говорится о необходимости гуманного отношения к детям, знания их особенностей, чётко выражается мысль о связи умственного, нравственного и физического воспитание, особое внимание в книге уделяется детской игре как естественной форме обучения.

Примерно до середины XVIII в. идеи воспитания и соответствующие поучения адресовались родителям, поскольку общественное воспитание детей не носило массового характера, детские учреждения создавались только для сирот.

На рубеже XVII-XVIII вв. началось интенсивное проникновение идей западноевропейской мысли в российскую жизнь и образование. В связи с ростом потребности государства в образованных кадрах и под влиянием западных педагогических теорий наметилась тенденция к усилению роли обучения в образовании.

Реформа Петра I провозгласила образование государственным делом. С середины XVIII в. стали разрабатываться официальные документы и учебные пособия, призванные регулировать деятельность воспитательных учреждений.

Первым таким документом является «Краткое наставление» о воспитании детей от рождения до юношества, составленное И.И.Бецким по заданию Екатерины II. В нём изложена программа воспитания детей разных возрастных групп. Для каждой из которых выдвигались свои задачи, указывалось, как нужно организовывать сон и питание детей, закаливать организм, развивать движения, проводить игры и занятия. И.И. Бецкой был сторонником гуманного отношения к детям, выдвигал особые требования к процессу воспитания: учитывать склонности каждого ребёнка, поддерживать в детях жизнерадостность, способствовать развитию любознательности. В «Генеральном плане московского воспитательного дома» рекомендовалось детей до 2 лет передавать на попечение кормилицы или няньки, более старших – переводить в «большие покои» и воспитывать вместе с другими детьми. И.И. Бецкой предостерегал от излишней суровости воспитания, советовал «обучать всему играючи, без принуждения, создавать такие условия, чтобы дети всегда были веселы» [1.], призывал приучать их к самостоятельности, воспитывать уважение к другим детям, «отвращать от ревности и зависти» [1.].

Идеи прогрессивной педагогики и гуманные требования к организации воспитательной работы с детьми выдвигались В.Ф.Одоевским. В 30 – 40-х годах XIX века В.Ф. Одоевский стал широко известен, прежде всего, как организатор и теоретик дошкольного образования.

С именем В.Ф. Одоевского связывается организация детских приютов для приходящих детей в Петербурге и в других городах России. Как организатор этих учреждений В.Ф. Одоевский написал целый ряд сочинений, предназначенных для детей дошкольного возраста и для их воспитателей. Как правитель дел Комитета Главного попечительства о детских приютах Одоевский в 1839 году пишет "Положение о детских приютах" и составляет к нему "Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами". В "Наказе" Одоевский особо указывает на те качества, которыми должна обладать смотрительница, то есть воспитательница детей в приюте.

В его трудах важное значение предавалось личным качествам воспитателей, работающих с маленькими детьми в детских приютах, рекомендовались правила их отбора. «Чистая нравственность, нрав тихий и миролюбивый, здравый смысл и врождённое чувство любви к ближнему – вот необходимые качества в женщине, долженствующей быть в некотором смысле матерью многочисленного семейства, составленного из детей, ей чуждых» [2.]. В учебных пособиях В.Ф.Одоевского давались рекомендации о содержании и характере занятий с детьми, их распределении в течение дня, выдвигалось требование выделять специальное для свободной игры. "Человека, – пишет В.Ф. Одоевский, – можно направить, но не исправить: человек исправляется сам собою, то есть когда сам сознает необходимость своего исправления. Не передавайте человеку знания, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до него – вот крайний предел педагогики во всех степенях учения, а тем более на степени элементарной" [3.].

В России XIX века педагогика развивалась в русле критики европейского образования и обоснования самобытного пути российского воспитания. Известный русский педагог К.Д.Ушинский считал, что воспитание детей должно быть не только задачей семьи, но и важнейшим государственным общенародным делом. Основой его педагогической системы является идея народности воспитания. Ушинский считал, что система образования в каждой стране должна отражать потребности и особенности её развития. Воспитанию детей в период дошкольного детства он придавал особое значение, рассматривая его как одну из ступеней в общей системе воспитания и обучения. Высоко оценивая разработанную Фребелем систему обучения маленьких детей в игре, он критически отнёсся к её содержанию, усмотрев в ней много искусственного, излишний дидактизм, несоответствие содержания занятий интересам и потребностям детей. Мысли Ушинского об особенностях психического развития детей, о роли активности и деятельности в раннем возрасте легли в основу всех последующих отечественных педагогических концепций.

В конце XIX – начале XX в. Происходит пересмотр традиционных педагогических идей, предпринимаются попытки поставить в центр учебно-воспитательного процесса ребёнка. Начались активные поиски новых путей и способов организации образования, широкое распространение получила педология – наука о детях. Этот термин был предложен американским психологом О. Хризманом в 1893 г. Для обозначения всестороннего исследования закономерностей возрастного развития. Сама наука была призвана объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребёнка.

В 1907 г. В Санкт-Петербурге русский учёный В.М.Бехтерев создал педологический институт. Здесь изучение ребёнка шло в разных направлениях: врачи и физиологи исследовали психофизиологические закономерности его развития, гигиенисты – условия, обеспечивающие правильное развитие всех функций организма, возрастное развитие психических функций, социологи и юристы – причины отклонений в общественном поведении детей. В педагогике разрабатывались теоретические основы учебно-воспитательного процесса и способы практического использования данных о ребёнке для целей воспитания и обучения. Педологические проблемы изучались И.А.Сикорским, А.Ф. Лазурским, Е.А. Аркиным, П.П.Блонским, П.П. Рубинштейном, Н.И. Красногорским и другими учёными.

Огромное значение для развития системы общественного дошкольного воспитания и дошкольной педагогики имели работы А.С.Симонович, Е.Н.Водовозовой, П.Ф.Лесгафта, Е.И. Тихеевой.

Вопросами организации содержания и методов работы детского сада занималась А.С.Симонович. В 1866 г. Она основала первый русский журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад»; выступала против систематического предметного обучения в процессе воспитания детей раннего возраста, считая, что наиболее естественным путём ребёнок развивается в ходе свободной игры, но «первыми природными воспитателями» ребёнка являются родители: «От матери исходит жизнь ребёнка; от матери он получает первые ласки и улыбки, от матери он слышит первые звуки, слова и речи. Мать, будучи постоянно с ребёнком…знает лучше всех все его нужды, понимает его лучше и скорее других» [4.]. Затем в жизни ребёнка наступает возраст, когда становится необходимым привлечение лиц специально занимающихся его умственным развитием. С точки зрения А.С.Симонович, с 2-летнего возраста дети должны посещать детский сад, который призван дополнять семейное воспитание. А.С. Симонович критически относилась к широко распространившейся в то время практике воспитания, основанной на принципах системы Фребеля. Она считала, что разработанная им система игр во многом механистична, стесняет детскую самостоятельность и творчество, что не позволяет детям развивать коммуникативные навыки и речь.

Первый в России капитальный труд по дошкольной педагогике «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» был создан в 1913 г. детской писательницей и автором педагогических сочинений Е.Н. Водовозовой. Она внесла большой вклад в разработку методики сенсорного воспитания детей, разработала педагогические принципы умственного воспитания детей: «идти от более близкого к более отдалённому, от простого к сложному, от конкретного, к отвлечённым понятиям» [4.].

Большая роль в воспитании детей от рождения до 8 лет принадлежит выдающемуся русскому учёному и педагогу П.Ф. Лесгафту. Не отрицая идею общественного воспитания маленьких детей, он резко критиковал практику фребелевских садов за их излишнюю регламентацию и формализм. Главным основанием при воспитании ребёнка П.Ф. Лесгафт считал отсутствие произвола, уважение к личности ребёнка, учёт индивидуальных и возрастных особенностей. Как и многие другие педагоги, он придавал важнейшее значение в развитии детей в игре, через которую в значительной мере обогащаются представления и опыт ребёнка.

Значительный вклад в разработку методики дошкольного образования в России внесла Е.И. Тихеева. Она выступала за приближение педагогических теорий к условиям реальной жизни, указывала на необходимость создания методик, воплощающих теоретические положения в практику воспитания и обучения детей; считала, что нормальное развитие ребёнка в первые годы его жизни должно совершаться на основании стройного и планомерного расширения мира его представлений. При этом воспитание и обучение должно опираться на естественные интересы детей, характерные для каждой поры детства, а при занятиях с малышами не может быть никаких общих положений, раз и навсегда предначертанных и выработанных программ. Расписание занятий, прежде всего, должно приноравливаться к самим детям. С одной стороны, Е.И. Тихеева выступала против разрозненного, бессвязного и несистематизированного обучения детей, с другой – призывала, чтобы занятия с ними не превращались в школьные уроки, а переплетались, взаимно дополняя друг друга в стремлении к одной общей цели – стройному развитию всех способностей ребёнка. Преимуществом детского сада перед исключительно семейным воспитанием Е.И. Тихеева считала то, что он позволяет ребёнку развиваться в условиях ежедневного общения со сверстниками и даже самым маленьким прививает общественные начала. Справедливой критике она подвергла воспитательно-образовательную работу в системе Монтессори. Считая её приёмы и дидактический материал интересным, она обращала внимание на его искусственность и утверждала, что «развивать чувства детей следует, по возможности, путём общения их с живыми объектами живой природы» в процессе естественной жизни ребёнка.

Взгляды Е.И. Тихеевой на построение программ для детских садов разделяла педагог-методист Л.К. Шлегер. Она предостерегала от работы с детьми по заранее предписанным правилам, жёстко регламентирующим их жизнь. Критикуя формальный подход к содержанию и методике работы с малышами, она говорила, что всегда нужно помнить, какую цель ставит перед собой детский сад. Л.К. Шлегер считала, что эта цель – создать такую обстановку, в которой ребёнок мог бы нормально развиваться, где он чувствовал бы себя свободно, легко, радостно, находил бы отклик всем запросам и интересам, соответствующим его возраста.

Теоретические представления и практические разработки отечественных и зарубежных педагогов долгое время не были востребованы в широкой практике общественного воспитания детей раннего возраста. Приоритет семейного воспитания маленьких детей признавался в педагогике вплоть до ХХ века. Переход воспитательных функций в ведение государства оказывал разрушительное воздействие на традиции семейного воспитания: поступая в учреждение, дети лишались индивидуальной любви и заботы, их воспитание сводилось к элементарному уходу кормлению и гигиеническим процедурам.

Осознание необходимости целенаправленного построения педагогического процесса в учреждениях для детей первых 3 лет жизни пришло тогда, когда в массовом порядке стали выявляться негативные последствия такого подхода.


Литература:

  1. Бецкий И.И. Краткое наставленiе выбранное изъ лучшихъ авторовъ съ нѣкоторыми физическими примѣчанiями о воспитанiи дѣтей отъ рожденiя ихъ до юношества. Издательство: Сенатская тип, СПб, 1766. - 18 с.
  2. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1955. – С. 61-69
  3. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. Под ред., с вступ. ст. и прим. В.Я. Струминского. – М.: Учпедгиз, 1955. C. 365
  4. Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зворыгина и др.; Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 336 с.
  5. Том 4. Хрестоматия по истории педагогики : Часть 1: История русской педагогики с древнейших времен до Великой Социалистической Революции / сост. Н.А. Желваков. – Издание 2-е. – Москва; Ленинград : ГУПИ Наркомпроса РСФСР, 1938. – 548 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный