Использование видеоматериалов в методике преподавания иностранного языка (на материале массового открытого онлайн-курса «Обучение грамотности посредством фильмов»)
Автор: Марьина Любовь Николаевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 12.01.2018
Статья просмотрена: 909 раз
Библиографическое описание:
Марьина, Л. Н. Использование видеоматериалов в методике преподавания иностранного языка (на материале массового открытого онлайн-курса «Обучение грамотности посредством фильмов») / Л. Н. Марьина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13611/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье дан обзор одного из массовых открытых онлайн курсов (МООК) на платформе FutureLearn, посвященный использованию видеоматериалов на уроках при обучении иностранному языку. Приводятся сведения, техники и особенности использования видеоматериалов в процессе обучения. Рассматривается целесообразность прохождения курса студентами лингвистической направленности и действующими преподавателями.
Ключевые слова: МООК, массовый открытый онлайн курс, FutureLearn, видеоматериалы, дистанционное обучение, образование, обучение грамотности.
The article represents an overview of one of the Massive Open Online Courses (MOOC) on the Futurelearn platform, devoted to the use of video materials in the foreign language lessons. The research discusses data, techniques and features of the use of video materials in the process of learning. The article deals with the expediency of completing the course by students of the faculty of linguistics and teachers.
Key words: MOOC, Massive Open Online Course, FutureLearn, video materials, distant learning, education, teaching literacy.
В современном мире, когда речь идет об обучении иностранным языкам, главной целью называют практическую, то есть, в ходе обучения преподаватель должен обучить учащихся речевым навыкам и умению общаться с носителями языка. При этом в процессе обучения иностранному языку очень важно акцентировать внимание на развитии навыков и умений восприятия иноязычной речи на слух. Кроме того, следует помнить, что язык тесно связан с культурой. На сегодняшний день, когда в процессе обучения особое внимание уделяется использованию инновационных технологий, использование в классе видеоматериалов, являющихся одним из видов таких технологий, это закономерный и правильный подход к ведению занятий. Ввиду того, что данный метод еще только набирает популярность, он является необычным, нетривиальным и интересен учащимся, так как помогает получать знания не из лекций и учебников, а из аутентичных видеоматериалов, погружая в социокультурную и языковую среду изучаемого иностранного языка в учебной аудитории.
Однако для того, чтобы использование видеоматериала на занятии принесло значимую пользу, простого его воспроизведения недостаточно. В качестве условий работы с видео исследователи данного вопроса указывают такие параметры, как: соответствие материала уровню знаний учащихся, детальные пояснения к видеоматериалу с вычленением главного, соответствие материала заданной теме, длительность и возможность многократного просмотра видео, использование видеоматериалов, отражающих языковые и культурные реалии страны изучаемого языка [1–5].
В связи с тем, что тема использования видеоматериалов в процессе обучения недостаточно изучена, но при этом данная технология получает все большее признание среди преподавателей, автор данной работы прошла один из массовых открытых онлайн курсов (МООК) — «Обучение грамотности посредством фильмов» («Teaching Literacy Through Film») на платформе FutureLearn.com [6], с целью выявить, может ли данный курс быть полезен как студентам, обучающимся на бакалавриате и/или в магистратуре по направлению «Лингвистика и культурная коммуникация», так и уже действующим преподавателям, желающим ближе познакомиться с возможностями и методами использования видеоматериалов на занятиях.
Курс обучения включает в себя четыре недели, каждая из которых посвящена определенному аспекту: неделя 1 — Визуальное повествование; неделя 2 — Развитие навыков грамотности посредством звука; неделя 3 — Как улучшить умение писать сочинение, используя фильм; неделя 4 — Обучение грамотности посредством создания фильма. В курсе показано, как видеоматериал можно использовать для развития таких умений, как декодирование, логические выводы и анализ, расширение творческого потенциала, улучшение словарного запаса, навыков письма и чтения.
Рассмотренный МООК дает не только теоретические знания, но и знакомит с различными заданиями, помогающими учащимся развить навыки письма и говорения на каждом из этапов просмотра видеоматериала (преддемонстрационный, демонстрационный, последемонстрационный, творческий) [7]. В начале курса выдвигается основная идея, на которой строятся все последующие задания: видео раскладывается на шесть составных элементов — герой, цвет, место действия, звук, кинокамера и сюжет. Анализ отдельных элементов, составляющих движущуюся картинку, помогает студентам лучше понять содержание фильма, причем использовать каждую из составных частей можно на всех этапах просмотра. Например, на преддемонстрационном этапе заданием, помогающим расширить вокабуляр и развить разговорный навык, может служить «чтение картинок». Так, можно «прочитать» картинку, заострив внимание на цвете: каковы доминирующие цвета; какие чувства они вызывают; какой жанр или настроение фильма передают цвета, использованные в эпизоде. На последемонстрационном этапе для более глубокого анализа фильма можно использовать кубик, каждая грань которого — один из элементов фильма (например, 1 — герой, 2 — цвет и т. д.). После просмотра учащиеся по очереди кидают кубик, отвечая на вопросы, относящиеся к выпавшему составному элементу видео. Это задание помогает развить у студентов навык говорения, а также повышает чувство уверенности в себе. Примерный список вопросов и макет кубика доступны для скачивания в соответствующем разделе курса.
Также, используя фильм или кадры из него, можно мотивировать студентов на написание историй. Например, представить им несколько кадров из эпизода/фильма (6–8) и предложить угадать их хронологический порядок. Затем, на основе кадров, учащиеся пишут историю о том, что, по их мнению, произойдет в фильме. После следует просмотр видео. Другой вариант — написание истории по заданным правилам. Например, студентам предлагается описать несколько картинок-кадров, при этом предложения для них должны начинаться по правилам, установленным для каждого типа кадра (общий план — предложение начинается со сравнения, крупный план — с притяжательного местоимения и т. п.).
Отдельное внимание в МООК уделено фильму как методу проекта: в курсе дана как теоретическая база, необходимая для создания фильма и лучшего отражения характера и действий персонажей, задействованных в нем (виды кадров, местоположение и движение камеры), так и представлены примеры видеоработ, снятые учащимися, что дает возможность наглядно увидеть и понять, как работает данный метод, что может помочь при его внедрении в свою профессиональную деятельность.
Проанализировав данный курс, можно сделать вывод, что он дает обширную теоретическую и практическую базы для работы с видеоматериалами в классе, а также позволяет учащимся работать с видео вне аудитории самостоятельно. Представленные в курсе задания направлены на развитие у учеников коммуникативной компетенции, помогают развить у учащихся основные навыки — письмо, говорение, чтение, аудирование. Помимо этого, использование фильма в качестве метода проектов воспитывает в учащихся самостоятельность, умение собирать и обрабатывать необходимую информацию, помогает лучше усвоить изученный материал, развивает творческие навыки, способствует повышению самооценки, расширяет знания в таких сферах, как основы операторской, сценарной, актерской работы. Особую ценность курсу придает множество раздаточных материалов, которые могут помочь преподавателю в работе, а студенту — в лучшем усвоении материала.
Большим преимуществом курса является его прикладная направленность. Слушатели имеют возможность получить не только теоретические знания, но и сразу же отработать их на практике с помощью практических творческих заданий различной степени сложности (написать эссе, стихотворение, создать музыкальное сопровождение к фильму, описать героев, придумать слоган и т. д.). Данный способ обучения помогает лучше понять тонкости каждого упражнения, закрепить полученные знания, а также, в случае, если слушатель курса является преподавателем, определить, насколько то или иное задание подходит его ученикам. Так, задание «Создание собственного стихотворения», суть которого — написать два четверостишия по определенным правилам, вероятнее всего, вызовет сложности у учащихся с низким уровнем знания языка, в то время как задание написать логлайн (одно предложение до 25 слов, описывающее сюжет фильма) будет доступно учащимся с любым уровнем владения языком.
Знание приведенных в курсе методов использования видеоматериалов может помочь преподавателю при планировании урока, так как они способствуют грамотному выстраиванию занятия, при котором в легкой, творческой атмосфере из видео будет извлекаться максимальная польза.
По мнению автора рассмотренный онлайн курс может быть рекомендован в качестве дополнительного материала для самостоятельного изучения студентам, обучающимся по направлению «Лингвистика и культурная коммуникация» в рамках предмета «Теория и методика обучения иностранным языкам» в учреждениях высшего профессионального образования.
Литература:
1. Бич А. В. Отбор и использование обучающих материалов немецких телеканалов [Электронный ресурс] // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2013. — Т. 200. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/otbor-i-ispolzovanie-obuchayuschih-materialov-nemetskih-telekanalov (15.11.2017).
2. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Изд.центр «Академия», 2006. — 336 с.
3. Душинина Е. В. О преимуществах использования цифровых видеоматериалов на занятиях по иностранному языку [Электронный ресурс] // Вестник СГУГиТ. — 2015. — № 3 (31). — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-preimuschestvah-ispolzovaniya-tsifrovyh-videomaterialov-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku (15.11.2017).
4. Макаровских А. В. Формирование интереса к изучению иностранного языка и будущей профессии через аутентичные видеоматериалы: на примере обучения студентов-химиков томского политехнического университета. Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2012. — № 7 (18). Ч. 2. — С. 106–108.
5. Мартюшова Е. В. Из опыта работы с художественными фильмами на уроках немецкого языка [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2013. № 3. — Режим доступа: https://e-koncept.ru/2013/S3.htm (13.11.2017).
6. FutureLearn [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.futurelearn.com/courses/teaching-literacy-through-film/1 (09.01.2018).
7. Самойленко С. А., Беспалова Н. В., Липська И. И. Фильмы как средство повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков [Электронный ресурс] // Молодий вчений. — 2015. — № 2 (17). — Режим доступа: http:// http://cyberleninka.ru/article/n/filmy-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-studentov-k-izucheniyu-inostrannyh-yazykov (04.11.2017).
Ключевые слова
дистанционное обучение, образование, массовый открытый онлайн курс, видеоматериалы, МООК, FutureLearn, обучение грамотностиПохожие статьи
Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками
Статья посвящена вопросам эффективности использования автоматизированных платформ в обучении английскому языку в условиях перехода образовательных учреждений на дистанционный формат работы. Статья подготовлена на материалах ООО «Языковые Инновации» (...
Цифровой инструмент Kami: обучение, творчество, сотрудничество в условиях онлайн-занятий в школе
Данная статья посвящена описанию практики онлайн урока по иностранному языку с помощью цифрового сервиса Kami. Представленная практика показала, что сервис Kami выступает эффективным средством для обучения, коллаборации, контроля и оценки на уроках и...
Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников
В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...
Применение интеллект-карт при обучении английскому языку студентов I–II курсов неязыковых вузов
Статья привлекает внимание к вопросу о применении новых способов обучения иностранному языку, о роли интеллект-карт при введении и контроле новой лексики на 1–2 курсах неязыковых вузов. Основной акцент делается на возможностях, которые открываются с ...
Игровая технология «Конструктор идей» как средство развития учащихся на уроках технологии в рамках профориентационной деятельности
В статье приводятся сведения о разработке коллектива преподавателей из ЧГПУ (г. Грозный), а также рассматривается вопрос о возможности использования в ходе проводимых уроков технологии игры «Конструктор идей», обеспечивающей развитие учащихся в проце...
Использование интернет-ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» в преподавании русского языка
В статье описываются разные виды электронных образовательных ресурсов сайта «Единая коллекция ЦОР». Показана актуальность, практическая значимость использования электронных образовательных ресурсов на разных этапах урока русского языка. ЭОР можно исп...
Интернет-платформа для дистанционного обучения и тестирования обучающихся ОВЗ при языковой подготовке к чемпионату Worldskills по компетенции «Предпринимательство»
В статье рассмотрены возможности использования интернет-платформ в подготовке студентов с ОВЗ к конкурсным испытаниям. Приводится авторский вариант интернет-платформы для дистанционного обучения и тестирования обучающихся с ОВЗ при языковой подготовк...
Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения
В статье рассматриваются преимущества группового использования Интернета при обучении, принципы организации дистанционного обучения и функции общения при дистанционном обучении. Приведены примеры проявления функций общения в разных видах информационн...
Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...
Эдьютеймент на уроках английского в школе: вовлечение и обучение
Качественного образования по предмету «Английский язык» можно добиться, используя технологию Edutainment. Данный подход к построению урока позволяет сделать обучение увлекательным и доступным, благодаря игровым форматам. Авторы статьи рассказывают о ...
Похожие статьи
Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками
Статья посвящена вопросам эффективности использования автоматизированных платформ в обучении английскому языку в условиях перехода образовательных учреждений на дистанционный формат работы. Статья подготовлена на материалах ООО «Языковые Инновации» (...
Цифровой инструмент Kami: обучение, творчество, сотрудничество в условиях онлайн-занятий в школе
Данная статья посвящена описанию практики онлайн урока по иностранному языку с помощью цифрового сервиса Kami. Представленная практика показала, что сервис Kami выступает эффективным средством для обучения, коллаборации, контроля и оценки на уроках и...
Разработка модели учебного курса «ВoldЕnglish» как эффективного средства формирования языковых знаний у будущих выпускников
В данной статье опубликована информация, затрагивающая проблему организации педагогической работы в условиях урока английского языка с обучающимися 10 класса. Здесь же описывается особенность компьютерных программ как условие формирования языковых з...
Применение интеллект-карт при обучении английскому языку студентов I–II курсов неязыковых вузов
Статья привлекает внимание к вопросу о применении новых способов обучения иностранному языку, о роли интеллект-карт при введении и контроле новой лексики на 1–2 курсах неязыковых вузов. Основной акцент делается на возможностях, которые открываются с ...
Игровая технология «Конструктор идей» как средство развития учащихся на уроках технологии в рамках профориентационной деятельности
В статье приводятся сведения о разработке коллектива преподавателей из ЧГПУ (г. Грозный), а также рассматривается вопрос о возможности использования в ходе проводимых уроков технологии игры «Конструктор идей», обеспечивающей развитие учащихся в проце...
Использование интернет-ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» в преподавании русского языка
В статье описываются разные виды электронных образовательных ресурсов сайта «Единая коллекция ЦОР». Показана актуальность, практическая значимость использования электронных образовательных ресурсов на разных этапах урока русского языка. ЭОР можно исп...
Интернет-платформа для дистанционного обучения и тестирования обучающихся ОВЗ при языковой подготовке к чемпионату Worldskills по компетенции «Предпринимательство»
В статье рассмотрены возможности использования интернет-платформ в подготовке студентов с ОВЗ к конкурсным испытаниям. Приводится авторский вариант интернет-платформы для дистанционного обучения и тестирования обучающихся с ОВЗ при языковой подготовк...
Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения
В статье рассматриваются преимущества группового использования Интернета при обучении, принципы организации дистанционного обучения и функции общения при дистанционном обучении. Приведены примеры проявления функций общения в разных видах информационн...
Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...
Эдьютеймент на уроках английского в школе: вовлечение и обучение
Качественного образования по предмету «Английский язык» можно добиться, используя технологию Edutainment. Данный подход к построению урока позволяет сделать обучение увлекательным и доступным, благодаря игровым форматам. Авторы статьи рассказывают о ...