В статье рассматривается влияние видеоматериалов на развитие навыков аудирования и говорения у учащихся на уроке английского языка. Использование видеоматериалов предоставляет учащимся возможность погружаться в языковую среду, что способствует улучшению их восприятия речи на слух и активному применению языка в разговорной практике.
Ключевые слова: изучение английского языка, видеоматериалы, ситуации общения, уровни владения английским языком, социокультурный контекст.
Оценить роль английского языка в современном мире довольно сложно. Около 500 миллионов граждан владеют английским языком с рождения, а еще 700 миллионов изучают этот язык и используют его для коммуникации. При его изучении многие сталкиваются с трудностями из-за отсутствия возможности выезда за границу и языковой практики. Также лексический и грамматический материал, представленный в книжных изданиях, может не всегда быть достаточным. Однако обучаться иностранным языкам можно с легкостью с помощью такого способа, как просмотр видеоматериалов на английском языке. Помимо этого, то, что представлено в книжных изданиях, часто является устаревшим и несовременным. Таким образом, просмотр видеоматериалов на английском языке дает возможность ознакомиться с современными разговорными вариантами.
В современном образовательном процессе использование видеоматериалов становится все более популярным методом для улучшения языковых навыков учащихся. Видеоматериалы предлагают уникальную возможность для учащихся погрузиться в реальные ситуации общения, что особенно важно для развития навыков аудирования и говорения. В этой статье будут рассмотрены теоретические основы и практические аспекты использования видеоматериалов на уроке английского языка для улучшения этих навыков с учетом уровней владения английским языком.
Остановимся подробнее на теоретических основах применения видеоматериалов:
— Когнитивно-коммуникативный подход: Этот подход подчеркивает важность активного взаимодействия с языковыми материалами для развития коммуникативных навыков. Видеоматериалы предоставляют учащимся возможность наблюдать и анализировать реальные ситуации общения, что способствует более глубокому пониманию языка.
— Социокультурный контекст: Видеоматериалы позволяют учащимся погрузиться в социокультурный контекст, который является важным для понимания нюансов языка и развития культурной компетенции. Это помогает учащимся лучше ориентироваться в реальных ситуациях общения [1].
— Мультимедийные ресурсы: Использование видеоматериалов как мультимедийных ресурсов повышает мотивацию учащихся и делает процесс обучения более увлекательным и интерактивным [3].
Рассмотрим практические аспекты использования видеоматериалов. Для эффективного развития навыков аудирования и говорения важно выбирать видеоматериалы, соответствующие возрасту и уровню владения языком учащихся. Рекомендуется использовать короткометражные фильмы, сериалы или документальные фильмы, которые содержат актуальные темы и реалистичные диалоги.
К основным методам работы с видеоматериалами можно отнести:
— Просмотр с заданиями, во время которого учащимся даются задания, направленные на развитие слухового восприятия и понимания (например, ответы на вопросы, суммирование содержания).
— Ролевые игры, в которых могут участвовать учащиеся после просмотра, воссоздавая сцены из фильма или придумывая свои собственные диалоги.
— Организация дискуссий на темы, связанные с содержанием видеоматериала, способствует развитию навыков устного общения и критического мышления.
— Видеоматериалы можно использовать в комплексе с другими методами обучения, такими как чтение и письмо. Например, после просмотра видеоматериала учащиеся могут написать короткий отчет или рецензию.
В ходе работы с видеоматериалами на уроках были составлены рекомендации для тех, кто использует данный метод изучения английского языка.
- Выберите подходящее по сложности видео
Чтобы образовательный процесс не превратился в разочарование, выбирайте подходящие видеоматериалы. Начинающим на уровне А1 лучше остановиться на коротких мультфильмах или роликах, которые более доступны для усвоения информации на слух.
- Несмотря на подходящий фильм, могут возникнуть проблемы с восприятием незнакомой речи. В этом случае стоит прибегнуть к помощи субтитров.
- Распланируйте основные этапы работы над видеосюжетом: подготовительные упражнения для снятия грамматических, лексических и фонетических трудностей; упражнения во время просмотра для фиксирования основного содержания, а также с целью детального описания увиденного (на данном этапе можно использовать парную и групповую работу); задания после просмотра на развитие устной речи. Учитывая разный уровень языковой подготовки по английскому языку, необходимо соблюдать принцип посильности. Это означает, что учащиеся должны сами выбрать формат высказывания: краткое изложение основного содержания, подробный пересказ или развернутый монолог по теме. Можно также использовать креативные формы монологического высказывания, такие как озвучивание видеосюжета или создание собственного видеосюжета по аналогии с просмотренным.
Рассмотрим более подробно роль видеоматериалов в развитии навыков аудирования и говорения на уроке английского языка. Просмотр видеоматериалов в процессе обучения дает большие возможности для развития умений и навыков всех видов речевой деятельности и придает учебному процессу максимальную коммуникативную направленность. Кроме того, это один из приятных способов изучения английского языка и тренировки восприятия речи на слух. Показ фильмов и мультипликации имеет много достоинств, главное из которых состоит в том, что используется настоящий живой разговорный язык, на котором говорят в реальной жизни. При просмотре работают слуховая, зрительная и эмоциональная виды памяти. Зрительный ряд помогает лучше запомнить языковые структуры, расширяет словарный запас и стимулирует развитие речевых навыков и аудирования. Одно из достоинств просмотра фильмов — возможность развития социокультурной компетенции учащихся, т. е. приобщение к культуре англоязычных стран, знакомство с реалиями жизни, развитие умения сравнивать традиции и обычаи своей страны и стран изучаемого языка [2]. И еще одно достоинство — интерес от просмотра фильма, который служит стимулом к изучению иностранного языка и делает процесс усвоения иноязычного материала более живым и эмоциональным. Многие учащиеся считают, что просмотр видеоматериалов — слишком трудная для них задача. Но если материал подобран правильно, с учетом интересов и уровня владения языком, то его понимание не вызывает особых затруднений. При этом происходит развитие компенсаторных умений — языковой догадки и прогнозирования содержания. В своей работе я использую видеосюжеты, видеодиалоги, видеофильмы и мультфильмы.
Помимо практических рекомендаций был составлен список видеоматериалов, предлагаемых к просмотру для обучающихся с различными уровнями владения английским языком. Учащимся, которые пока находятся на первых ступенях изучения английского языка, подойдут видеоматериалов с простой лексикой и четкой дикцией, такие как: Pinocchio (Пиноккио), Donald Here we are (Наш дом), The Boy, the Mole, the Fox and the Horse (Мальчик, крот, лис и лошадь). К более усложненным вариантам можно отнести Lion King (Король Лев), Frozen (Холодное сердце), Finding Nemo (В поисках Немо), Paddington (Паддингтон). Для старшеклассников к подходящим материалам можно отнести Home Alone (Один дома), Harry Potter (Гарри Поттер), Alice in Wonderland (Алиса в стране чудес), Charlie and the Chocolate Factory (Чарли и шоколадная фабрика).
В заключении можно сделать вывод о том, что использование видеоматериалов на уроке английского языка является эффективным способом развития навыков аудирования и говорения учащихся. Этот подход не только повышает мотивацию и интерес к изучению языка, но и обеспечивает учащимся возможность погрузиться в реальные ситуации общения, что важно для успешной коммуникации в современном мире.
Литература:
- Гараева П. М., Никишина П. В. Использование аутентичных фильмов при изучении английского языка // Педагогический форум. 2021. № 1 (7). С. 28–29.
- Маликова П. В. Роль использования аутентичных фильмов на уроках английского языка // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 1–6 (69). С. 91–94.
- Попова А. Ю. Диалог культур в обучающих фильмах на английском языке // Colloquium-Journal. 2019. № 24–5 (48). С. 1–7.