Видеоматериалы как средство формирования навыков говорения на английском языке у обучающихся средней школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 16.06.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Шишкина, Д. И. Видеоматериалы как средство формирования навыков говорения на английском языке у обучающихся средней школы / Д. И. Шишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 222-224. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115692/ (дата обращения: 17.07.2024).



В работе автор исследует вопросы формирования навыков говорения у обучающихся средней общеобразовательной школы посредством использования видеоматериалов в учебном процессе.

Ключевые слова: навыки говорения, видеоматериал, использование видеоматериалов, английский язык, визуальная поддержка, устная речь.

В эпоху глобализации и цифровой трансформации образовательные методики претерпевают значительные изменения, требующие адаптации к новым условиям и потребностям учеников. В контексте обучения английскому языку в средней школе, использование видеоматериалов представляет собой эффективный метод, способствующий формированию навыков говорения у учащихся. Эта статья представляет обзор литературы и исследований по использованию видеоматериалов в обучении английскому языку и рассматривает их роль в развитии устной речи у обучающихся средней школы.

Понятие «говорение» характеризуется как «продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. Продуктом говорения является речевое высказывание (текст), а в качестве единицы говорения выделяется речевое действие». [1, с.34]

Говорение можно разделить на две группы особых умений: диалогических и монологических. Под монологом понимается организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории. [2, с.29]

Согласно исследованиям ученых, монолог — это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом, состоящая из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания. [5, с. 44] В то время, как диалог — это обмен высказываниями, построенными одно за другим между участниками. [4, с. 132]

Принято выделять три этапа обучения говорению:

1) формирование речевых навыков;

2) совершенствование речевых навыков;

3) развития собственно умения. [4, с. 211]

Видеоматериал — это любой материал, представленный в виде видеофильма, фрагмента или видеокурса, который может быть продемонстрирован в учебном процессе с помощью видеотехники [3, с. 549].

Одним из основных преимуществ использования видеоматериалов является возможность визуального восприятия информации, что способствует лучшему запоминанию и пониманию материала. Согласно множеству исследований, видеоматериалы активизируют визуальные, слуховые и кинестетические каналы восприятия, что может повысить эффективность обучения и стимулировать развитие устной речи у обучающихся.

Видеоматериалы делятся на следующие категории:

  1. Учебные видео — видеоматериалы, специально созданные для образовательных целей. К ним относятся:

– Видеокурсы к учебнику — специально разработанные обучающие видеоматериалы для конкретного учебно-методического комплекса (УМК). Их основное преимущество заключается в том, что они учитывают возраст и уровень владения языком учащихся.

– Обучающие видеофильмы — фильмы, созданные для определенных целей, отличающиеся от аутентичных видеоматериалов лексикой и темпом речи.

  1. Аутентичные видео — видеоматериалы, созданные носителями языка и не предназначенные для учебных целей. В эту категорию входят:

– Короткометражные фильмы;

– Рекламные ролики;

– Музыкальные видеоклипы;

– Телевизионные игры;

– Художественные, документальные и мультипликационные фильмы;

– Спортивные и развлекательные программы;

– Теледискуссии и теледебаты и т. д.

Для обучения говорению можно использовать следующие виды аутентичных видеоматериалов:

  1. Короткометражные фильмы: реализация прерванного просмотра — учащиеся предугадывают дальнейшие действия, отвечают на вопросы, воспроизводят реплики.
  2. Рекламные ролики: угадывание объекта рекламирования, создание слогана и описания.
  3. Музыкальные видеоклипы: определение основной темы песни, пересказ сюжета.
  4. Телевизионные новости: обсуждение темы происшествия, описание событий и пострадавших.
  5. Видеоэкскурсии по различным городам и музеям.
  6. Телевизионные игры: использование исходного материала.

Для успешного проведения занятия рекомендуется использовать оба вида видеоматериалов, так как каждый из них имеет свои положительные эффекты. Однако, для достижения желаемого результата, видеоматериалы должны быть отобраны с учетом определенных критериев.

Основными критериями отбора видеоматериала являются следующие:

1) Ясность изображения и звука.

Плохое качество звукового сопровождения может затруднить процесс обучения. Музыка и фоновый шум также могут отвлекать учащихся. Визуальные элементы реже оказываются настолько нечеткими, чтобы препятствовать пониманию, за исключением случаев, когда видеоматериал является копией.

2) Языковой уровень.

Видео подбирается в соответствии с уровнем знаний учеников. Если видеоматериал сложен для понимания, его следует показывать фрагментарно, сопровождая просмотр легкими заданиями.

3) Ясность речи.

Трудность восприятия видеоматериала зависит от четкости речи, норм и акцентов. Видео с участием актеров, говорящих неясно, следует избегать.

4) Языковая плотность.

Языковая плотность означает количество языка, использованного в видеоматериале. Она может варьироваться: пятиминутный фрагмент может содержать всего несколько реплик, тогда как другой такой же продолжительности может быть насыщен диалогами.

5) Длина последовательности.

Рекомендуется использовать фрагменты продолжительностью от 30 секунд до 12 минут. Оптимальной считается длина от 3 до 10 минут, что достаточно для работы в классе и поддержания интереса учащихся. Длительность видеоматериала не должна превышать отведенное для урока время.

6) Интерес.

Вкусы учащихся различны, и невозможно угодить каждому. Фильмы на темы человеческих отношений или универсальных проблем, а также мультфильмы, обычно пользуются большим успехом.

7) Уровень визуальной поддержки.

Визуальная поддержка представляет собой помощь в восприятии устных сообщений. Для оценки уровня визуальной поддержки в фильме или его фрагменте следует сначала просмотреть видеоматериал без звука, чтобы определить, насколько ясно передается сюжет через визуальные элементы. Если контекст понятен без использования речи, такой видеоматериал идеально подходит, так как делает язык более предсказуемым для учащихся и способствует развитию их умения догадываться.

Таким образом, использование видеоматериалов в обучении английскому языку в средней школе является эффективным методом формирования навыков говорения у учащихся. Видеоролики позволяют учащимся ознакомиться с разнообразными лексическими единицами, обучиться произношению, развить навыки устной речи и расширить культурный багаж. Они делают учебный процесс более интересным, практичным и эффективным. Поэтому, при составлении учебных программ по английскому языку, необходимо уделить должное внимание использованию видеоматериалов в образовательном процессе.

Литература:

  1. Вербицкая М., Манн М., Тейлор-Ноулз Macmillan Exam Skills for Russia/ Тесты для подготовки к ЕГЭ по английскому языку с интернет-ресурсом. — М.: Macmillan Education, 2015. — 216 c.
  2. Гез Н. И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения // Тезисы докл. на Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». М: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1984, с. 124.
  3. Кирюшина О. В. Использование аутентичных видеоматериалов для развития иноязычной коммуникативной компетенции // Молодой ученый, 2016. — № 14. — С. 548–551.
  4. Пассов Е. И. Кузовлева Н. В. Урок иностранного языка — М.: Феникс, Глосса-Пресс, 2010. — 640 с.
  5. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): использование видеоматериалов, английский язык, видеоматериал, визуальная поддержка, устная речь, учебный процесс, учащийся, фильм, формирование навыков говорения, языковая плотность.


Похожие статьи

Задать вопрос