Актуальность темы
Современное образование направлено на развитие не только языковой компетенции, но и интереса учащихся к изучению иностранного языка с раннего возраста. В условиях цифровизации использование обучающих видеороликов становится одним из наиболее эффективных способов повышения качества знаний в младших классах. Видеоматериалы позволяют создать на уроках английского языка естественную языковую среду, способствующую развитию всех видов речевой деятельности — аудирования, говорения, чтения и письма. Как отмечают современные педагоги, включение аутентичных и адаптированных видеоматериалов делает процесс обучения более наглядным, эмоционально насыщенным и доступным для восприятия учащимися младшего школьного возраста. Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных средств и технологий, способствующих активизации учебной деятельности и формированию устойчивой мотивации к изучению английского языка.
Исходя из актуальности темы, рассмотрим теоретические основы использования обучающих видеороликов на уроках английского языка в начальной школе.
Согласно К. В. Алексеевой, аутентичные видеоматериалы выполняют важную функцию моделирования естественной языковой среды, с которой учащиеся младшего возраста практически не сталкиваются в повседневной жизни.
Видеоролики позволяют детям слышать естественную речь носителей языка, включая её фонетические, интонационные и ритмические особенности. Важно, что учащиеся получают доступ к образцам «живой» речи, не адаптированной специально под учебные цели. Это создаёт условия для формирования более точного фонематического слуха, развития способности различать звуки английского языка и воспроизводить их правильно.
Также Алексеева подчёркивает, что включение видео на уроках способствует развитию не только пассивного понимания речи, но и активного говорения. После просмотра у детей появляется модель речевых высказываний, которую они могут использовать в собственных репликах, диалогах, ролевых играх. Таким образом, видеоматериалы выполняют функцию речевого образца, что значительно ускоряет процесс формирования устной речи.
С точки зрения М. Г. Андреевой, особую ценность в обучении младших школьников представляют образовательные мультфильмы, поскольку они позволяют эффективно организовать процесс семантизации новых слов.
Визуальный ряд обеспечивает естественную связь слова с образом, действием или ситуацией, что облегчает понимание и способствует более прочному запоминанию.
Мультфильмы, согласно Андреевой, создают богатую контекстуальную среду, в которой новые лексические единицы появляются не разрозненно, а в связной истории или сюжетной линии. Благодаря этому учащиеся лучше улавливают смысловые связи между словами, что способствует формированию устойчивого лексического запаса. Особое значение имеют сюжетные ролики, так как эмоциональная вовлечённость ребёнка усиливает память и делает восприятие языка более осмысленным.
С. Н. Громова выделяет эмоциональный и мотивационный аспекты использования аутентичных мультфильмов в обучении младших школьников английскому языку.
Мультфильмы создают позитивную атмосферу на уроке, повышают интерес к предмету и снижают уровень тревожности учащихся при восприятии иностранной речи.
Громова подчёркивает, что именно эмоционально окрашенные ситуации в мультфильмах оказывают мощное воздействие на мотивацию, делая обучение более увлекательным и доступным. Учащиеся легче воспринимают новую информацию, поскольку видеоряд удерживает внимание и стимулирует когнитивную активность.
Важным аспектом является также культурный компонент: аутентичные мультфильмы знакомят детей с социокультурными особенностями англоязычных стран, расширяя их кругозор и формируя элементы межкультурной компетенции.
О. В. Дмитриева рассматривает мультимедийные средства как структуообразующий элемент урока английского языка в начальной школе.
Использование видеоматериалов возможно на всех этапах урока:
– мотивационном — для привлечения внимания и создания эмоционального настроя;
– основном — для объяснения, иллюстрации и закрепления нового материала;
– рефлексивном — для обсуждения, анализа и творческого осмысления увиденного.
Дмитриева утверждает, что мультимедиа помогают учителю лучше организовывать дифференциацию обучения: дети с разным уровнем подготовки получают возможность воспринимать информацию в собственном темпе и на тех каналах восприятия, которые им наиболее комфортны. Это способствует повышению эффективности и индивидуализации обучения.
Д. А. Ершова подчёркивает, что видеоматериалы являются одним из ключевых инструментов в развитии навыков аудирования у младших школьников
Видео позволяет сочетать два канала восприятия — визуальный и слуховой, что значительно облегчает процесс понимания речи на иностранном языке.
Исследователь отмечает, что благодаря видеоряду дети могут «достраивать» смысл, опираясь на мимику, жесты, действия персонажей и визуальный контекст. Это снижает когнитивную нагрузку и позволяет детям успешнее воспринимать даже аутентичную речь носителей языка.
Ершова также акцентирует внимание на том, что регулярное использование видеоматериалов развивает способность воспринимать связный текст на слух, улучшает фонематический слух, формирует умение прогнозировать содержание высказывания, что является важнейшей компетенцией в изучении иностранного языка.
Таким образом, проведённый теоретический анализ позволяет сделать вывод о высокой эффективности использования обучающих видеороликов на уроках английского языка в младших классах. Исследования отечественных педагогов подтверждают, что видеоматериалы оказывают положительное влияние на формирование речевых навыков, развитие лексического запаса, повышение мотивации и качества усвоения знаний.
Можно заключить, что работа является актуальной, так как внедрение обучающих видеороликов отвечает современным требованиям образования и способствует формированию у обучающихся устойчивого интереса к изучению английского языка. Применение видеоматериалов обеспечивает интеграцию визуальных, аудиальных и когнитивных компонентов обучения, что делает процесс обучения более эффективным и результативным. Следовательно, использование обучающих видеороликов в начальной школе не только повышает качество знаний, но и формирует основы коммуникативной компетенции, необходимых для успешного дальнейшего изучения иностранного языка.
Литература:
- Алексеева К. В. Использование аутентичных видеоматериалов как средства развития речи на уроках английского языка в начальной школе // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 152–155. — URL: (дата обращения: 09.09.2025).https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-autentichnyh-videomaterialov-kak-sredstva-razvitiya-rechi-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole
- Андреева М. Г. Образовательные мультфильмы как средство семантизации лексики на уроках английского языка в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. — 2022. — № 5. — С. 32–36. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49553578 (дата обращения: 09.09.2025).
- Громова С. Н. О преимуществах использования аутентичных мультфильмов на уроках английского языка в начальной школе // Наука и образование сегодня. — 2020. — № 5. — С. 40–43. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-preimuschestvah-ispol-zovaniya-autentichnyh-multfilmov-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 09.09.2025).
- Дмитриева О. В. Использование мультимедиа на уроках иностранного языка в начальной школе // Современные исследования социальных проблем. — 2020. — № 8. — С. 22–27. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-multimedia-na-urokah-inostrannogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 09.09.2025).
- Ершова Д. А. Видеоматериалы в современной системе обучения аудированию на уроках английского языка в школе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. — 2020. — № 4. — С. 118–123. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/videomaterialy-v-sovremennoy-sisteme-obucheniya-audirovaniyu-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-shkole-1 (дата обращения: 09.09.2025).

