В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в процессе образования. К ним относятся как новые технические средства, так и новые формы, методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Формирование иноязычной компетенции, за пределами страны изучаемого языка, является сложной задачей, сопряженной с рядом трудностей.
Главной задачей учителя в современной школе является создание оптимальных условий для практического овладения языком каждым обучающимся, предпочтение должно отдаваться выбору таких методов обучения, которые бы позволили каждому ученику проявить активность и творчество при использовании Интернет-ресурсов. Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей обучающихся, их уровня обученности, склонностей и проч.
На наш взгляд наиболее многообещающим может быть введение видео контента на уроках иностранного языка. Видео открывает уникальные возможности для изучения языка и культуры страны изучаемого языка как на уроках и внеклассных занятиях, так и во время самостоятельной работы обучающихся.
Преимуществом видео контента перед аудиовизуальным является содержание визуальной информации наряду с содержательной стороной общения. Визуальный ряд помогает лучше понять и закрепить фактическую информацию, языковые особенности конкретного текста, так как зрительная опора способствует более полному и точному пониманию смысла.
Такая форма учебной деятельности активизирует внимание и память, расширяет кругозор обучающихся, способствует развитию и оттачиванию навыков аудирования и говорения.
Выделяют несколько критериев соответствия видео контента целям урока иностранного языка:
- Содержание используемых видеоматериалов соответствует уровню общей и языковой подготовленности учеников.
- Длительность используемого видеофрагмента не превышает реальные возможности урока или этапа урока.
- Ситуации видеофрагмента предоставляют интересные возможности для развития языковой, речевой, социокультурной компетенции обучающихся.
- Контекст имеет определенную степень новизны или неожиданности;
- Видео сопровождается четкой инструкцией, направленной на решение конкретной учебной задачи, понятной ученикам и оправданной логикой урока.
К видео материалам, используемым на уроках иностранного языка, относятся учебные видео, художественные и документальные фильмы, мультфильмы, видеозаписи телевизионных новостей и других передач, музыкальные видеоклипы, рекламу, видео экскурсии по различным городам и музеям, компьютерные программы с видео рядом и другие.
Отдельно следует отметить, что для достижения целей наиболее эффективного освоения иностранного языка и навыками межкультурной коммуникации обучающимися, видео контент на уроках должен присутствовать регулярно, а также его демонстрация должна быть методически организована.
Выделяют четыре этапа работы с видео. На первом, подготовительном этапе, происходит предварительное обсуждение, в ходе которого повторяется лексика по теме видео, стимулируется интерес учеников к работе; происходит вовлечение учеников в учебную деятельность путем предоставления возможности самим предложить названия видео, спрогнозировать его сюжет. На заключительной стадии подготовительного этапа вводится новая лексика.
На втором этапе — этапе просмотра, проводится работа по проверке предсказаний обучающихся, затем им предлагаются упражнения на поиск информации в сюжете после первого просмотра и сюжет просматривается снова, по частям или целиком, в зависимости от уровня подготовки обучающихся и задач урока. Кроме этого, на данном этапе может быть проведена работа с сегментом видео — обучающиеся просматривают часть сюжета и выполняют одно или несколько упражнений. Такая работа оттачивает основные навыки дешифровки текста, а также предоставляет широкие возможности формирования элементов коммуникативной культуры.
На третьем этапе работы с видео сюжетом ученикам могут быть предложены следующие виды упражнений:
– Ответы на вопросы учителя по содержанию или составление вопросов;
– Выбор правильного варианта ответа;
– Завершение предложения;
– Заполнение пробелов словами, фразами, предлогами;
– Исправление ошибок;
– Соответствие русских (английских) эквивалентов слов;
– Соотнесение: слова и его определения, характеристики героев и их описания, начала и конца предложения;
– Выбор: правильно или неправильно;
– Изменение предложения;
– Восстановление хронологической цепочки событий;
– Соотнесение слов и их синонимов;
– Объяснение значения слов или фраз;
– Определение принадлежности реплик героям;
– Характеристика главных и действующих персонажей;
– Описание внешности героев, их одежды, событий.
– Соотнесение разрозненных упражнений со смысловыми частями текста.
Завершающий, четвертый этап нацелен на развитие языковых навыков и умений устной речи, а также на развитие творческого потенциала обучающихся. Здесь исходный видео сюжет используется как основа и опора для развития продуктивных умений в устной или письменной речи. В качестве упражнений на данном этапе можно использовать высказывания мнений, оценки видео сюжета и его героев, написание краткого резюме, пересказ сюжета, рассказ от имени героев, вычленение основной идеи, проблемы сюжета, создание ролевой игры, плаката или рекламы на основе сюжета.
Отдельно следует отметить, что использование аутентичного видео контента дает обучающимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Это позволяет представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности.
Таким образом, использование видео на уроках английского языка открывает новые возможности в рамках формирования иноязычной компетенции. Видео сюжеты не только способствуют увеличению интереса со стороны обучающихся, но и расширяют кругозор, знания о стране изучаемого языка, позволяют осознать индивидуальность и неповторимость каждой из культур. Просмотр аутентичных видео сюжетов помогает созданию речевых образцов, служащих эталоном для речевой деятельности, развивается языковая догадка. Кроме того, в момент, когда ученики осознают, что способны понимать иноязычную аутентичную речь, их самооценка повышается, что ведет к усилению мотивации изучения иностранного языка.
Литература:
- Азимов Э. Г. Материалы интернета на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 6. — с. 19–21.
- Верисокин, Ю. И. Видеофильмы как средство мотивации школьников при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 5. — С. 31–35.
- Ильченко, Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка // Первое сентября, Английский язык. — 2003. — № 9. — С.7–10.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: АРКТИ, 2004. — с. 192.
- Климентенко А. Д., Миролюбов А. А. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. — Москва: Педагогика, 1981 — с. 456.