Аннотация: В статье описывается практика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов посредством видеоматериалов.
Ключевые слова: видеоматериалы, иноязычная коммуникативная компетенция.
Процесс овладения иноязычной коммуникативной компетенцией является основной целью обучения иностранным языкам и на факультетах неязыкового профиля, что, как известно, связано с серьезными трудностями. В первую очередь, причиной этого является низкий уровень владения иностранным языком выпускниками средних школ. Этот факт было бы большим упущением не учитывать в организации обучения иностранным языкам студентов факультетов естественнонаучных направлений. Трудность представляет также ограниченное число учебного времени, предусмотренное на изучение иностранного языка студентами, неовладевшими иноязычной коммуникативной компетенцией на предусмотренном стандартом уровне в средней школе.
Таким образом, мы наблюдаем противоречие между существующей целью обучения иностранным языкам на факультетах естественнонаучных направлений и реальными условиями обучения.
Размышляя о путях оптимизации процесса обучения студентов естественнонаучных направлений, мы считаем актуальным рассмотреть один из вариантов организации обучения иностранным языкам, несомненно представляющем интерес для данной аудитории студентов. Речь пойдет о положительных результатах использования видеоматериалов на практических занятиях.
Цель данной статьи показать эффективность использования видеоматериалов в обучении иноязычной коммуникативной компетенции студентов-нелингвистов. Обратимся к рассмотрению поставленного вопроса.
Такое средство обучения используется в российских ВУЗах уже достаточно давно, хотя, на наш взгляд, и недостаточно активно. Это связано с рядом причин, таких как, например, недостаточная оснащенность техническими средствами аудиторий, предназначенных для занятий иностранным языком, сложности в подборе видеоматериалов, неподготовленность студентов к восприятию аутентичных фильмов и кинофрагментов и др.
Несмотря на имеющиеся трудности, мы считаем, что стремление к их преодолению в целях организации работы с мультимедийными средствами оправдано эффективностью этой учебной деятельности, поскольку она мотивирует и вызывает положительные эмоции, а мотивация - это один из важнейших факторов в процессе изучения иностранного языка. Кино и телевидение прочно закрепились в нашем современном обществе, и просмотр фильмов, сериалов, телепередач и интернет-роликов стал неотъемлемой частью проведения досуга студентами. Таким образом, применение вышеперечисленных материалов на изучаемом языке приобретает огромный смысл использования их в условиях практического занятия, выступая мотиватором, делает процесс изучения более интенсивным и интересным.
Иноязычные видеоматериалы являются аутентичными и демонстрируют реальное применение изучаемого языка, что также является неоспоримым достоинством их использования в обучении. Фильмы и телепередачи на иностранном языке обеспечивают студентов примерами различных коммуникативных ситуаций за пределами учебной аудитории, способствуют тренировке понимания различных стилей речи, официального и разговорного, ситуаций использования их в естественном речевом общении. Просмотр иноязычных видеоматериалов является уникальной возможностью погружения в другую языковую среду.
Видео дает визуальный контекст. Именно эта "визуальность" и является бесценным инструментом, у обучающихся наблюдается лучшее понимание ситуации и более точная интерпретация языковых явлений в полном визуальном контексте. Видео способствует пониманию культурологического аспекта речевой ситуации, логического порядка обмена репликами, использования таких языковых опор как мимика и жесты при непосредственной иноязычной речевой коммуникации. Эти визуальные подсказки являются иллюстрацией устного высказывания и способствуют концентрации внимания обучающихся.
Использование видеоматериалов дает прекрасную возможность для применения разнообразных и разноуровневых техник и упражнений, направленных на развития всех четырех языковых компетенций у студентов. Таким образом, например, просмотр фильма целиком либо его части может быть использован не только при тренировке навыков аудирования и чтения, но послужить моделью для практики говорения и письма. Просмотр фильма также может стать плацдармом для реализации последующих задач, таких как дискуссия, дебаты на актуальную тему, ролевые игры, реконструкция диалогов и пересказ. Использование различных категорий видеоматериалов (полнометражных и короткометражных фильмов, телесериалов, рекламных роликов и т.д.) также может привнести разнообразие при обучении.
Выбор тем видеоматериалов обусловлен профессиональной направленностью студентов, что дополнительно способствует мотивации и расширению профессионального кругозора.
Учитывая преимущества использования видеоматериалов для успешного изучения иностранного языка, является актуальной их интеграция в рабочую программу преподавателя. Если раньше подбор подходящего материала сопровождался трудностью поиска и определенными техническими сложностями, то вместе с появлением и активным использованием интернета появилось большое количество веб-сайтов, облегчающих решение этой задачи.
Обобщая все изложенное, резюмируем, что обучение иностранному языку с использованием видеоматериалов является продуктивным и результативным. Организация процессов обучения с иноязычной коммуникативной компетенцией студентами неязыковых факультетов позволяет в значительной мере оптимизировать процесс их обучения иностранному языку.
Литература:
1. Кочукова О.В. Обучение пониманию социокультурного содержания иноязычного дискурса художественных видеофильмов: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 2004.
2. Краснощекова Г.А. Информационные технологии в решении проблемы повышения качества языковой подготовки специалистов // Открытое образование. - М., 2010. - №6.
3. Сорока Ю.Г. Кинодискурс повседневности постмодерна // Постмодерн: новая магическая эпоха. Сб. статей/Под ред. Л.Г. Ионина. - Харьков, 2002.