Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)

Дата публикации: 04.01.2018

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Горохова И. В. Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 37-39. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13559/ (дата обращения: 20.10.2018).



В данной статье рассматривается один из современных подходов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), рассмотрены позитивные характеристики дистанционного обучения математике. Проанализированы педагогические условия эффективного дистанционного обучения математике детей с нарушениями ОДА, доказана необходимость использования компьютера в обучении детей с патологией ОДА.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, учебная мотивация.

Современные информационные технологии в обучении математики позволяют осуществить личностно-ориентированный подход в обучении детей-инвалидов, в том числе с нарушениями ОДА. Смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в возможности индивидуализации обучения, обеспечения подходящих для обучающегося темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности.

Обучающиеся с нарушениями ОДА испытывают множество препятствий к усвоению учебного материала по математике. Это связано с особенностями психической деятельности: для таких обучающихся характерны медленное включение в задание, низкая, неустойчивая работоспособность и повышенная истощаемость внимания, утомляемость, что приводит к ряду разнообразных ошибок, (причем их количество и качество отличается непостоянством). Все это влечет за собой беспокойство, тревожность, ранимость, обидчивость, психический инфантилизм.

Прежде всего, таким обучающимся нужно создавать щадящий режим занятий. Следует учитывать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе с применением дистанционного обучения. Для этого учитель, который обучает ребенка-инвалида дистанционно, должен изучить психофизиологические особенности обучающегося, характер его заболевания, индивидуальные особенности.

Применение дистанционных образовательных технологий играет особую роль в обучении математики. У детей с двигательными нарушениями наблюдаются трудности при письме, связаны они, прежде всего с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Это приводит к тому, что дети пишут очень медленно, неразборчиво, особую трудность представляет процесс овладения материалом по геометрии и тригонометрии. Существующие специализированные технические средства адаптации позволяют обучающимся с патологией ОДА полноценно взаимодействовать с компьютером, осваивать учебный материал по математике.

При дистанционном обучении математики детей с нарушениями ОДА используются специальные клавиатуры (с увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш), специальные мыши, выносные кнопки, компьютерная программа «виртуальная клавиатура».

При тяжелых нарушениях манипулятивных функций рук используется мышь-джойстик или мышь-роллер, которая жестко крепится под ведущую руку, шарик-роллер передвигается любой частью кисти (пальцами, ладонью, ребром ладони).

В комплект учебного специального оборудования ребенка-инвалида, включенного в дистанционное обучение, включен графический планшет, который позволяет системно включать в работу большинство анализаторов. Графический планшет выполняет функции мобильной, интерактивной доски и позволяет изображать предметы в трехмерном ракурсе, обогатить и визуализировать интерактивный диалог между учителем и учащимся; развивать логическое, пространственное и творческое мышление, отображать способ выполнения ребенком того или иного письменного или графического задания, изучать графический язык общения, оценивать характер и уровень затруднений ребенка. Важно, что использование цифрового планшета способствует формированию у обучающихся с нарушениями ОДА учебных навыков работы с такими измерительными приборами, как линейка, транспортир, трафарет, которые необходимы как в учебном процессе, так и в повседневной жизни.

С помощью данного периферийного оборудования ребенку с двигательной патологией проще нажатием клавиш выполнить чертёж на компьютере, чем применить для выполнения задачи карандаш и линейку. Использование на дистанционном уроке перечисленных специализированных технических средств адаптации приводит к минимизации имеющихся у обучающихся проблем, повышению учебной мотивации, обеспечению максимальных возможностей развития для каждого обучающегося с учетом его потребностей и индивидуальных возможностей.

При обучении математике с применением дистанционных образовательных технологий возникла острая необходимость в имитации школьной доски. Во время урока учитель вынужден показывать учащемуся ход решения примеров, задач. Имеется необходимость и обратной связи, чтобы в режиме реального времени ребенок наглядно продемонстрировал усвоение материала, показал, как он решает те или иные задачи. С этой целью возможно применение нескольких сервисов. Одним из самых используемых на уроках математики является виртуальная интерактивная доска Twiddla.

Twiddla — это онлайн сервис для совместной работы, который имеет множество возможностей для проведения онлайн работы. Этот интернет-инструмент сотрудничества прост в использовании, не требует загрузки и является бесплатным. Twiddla позволяет в реальном времени размещать на рабочей поверхности текст, иллюстрации, математические формулы, рисование «от руки», встраивать документы, загружать изображение, файл, веб-страницу из Интернета и рисовать поверх нее; общаться при помощи чата. Автоматическое сохранение по адресу страницы, на которой работает обучающийся, является неоспоримым фактором для использования данного сервиса на дистанционном уроке математики. Twiddla позволяет вести дистанционный урок живо, красочно, образно, как если бы учитель и ученик находились бы у школьной доски в классе.

При изучении тем по основным разделам математики при дистанционном обучении целесообразно использовать на уроке виртуальный конструктор АвтоГраф 3.3, который предоставляет возможность графического отображения математических объектов школьной математики основной и старшей школы — геометрических фигур, уравнений, систем уравнений, графиков и диаграмм статистической обработки наборов данных. Учитель и обучающиеся могут создавать графические объекты как на плоскости, так и в трехмерном пространстве — в декартовых, полярных, цилиндрических и сферических системах координат. Используются разные способы построения: по точкам, по уравнению, специальными инструментами, путем математической обработки исходного графика или набора данных. Параметры характерных объектов (корней уравнения, точек пересечения плоскости и прямой, трех плоскостей и т. п.) отображаются на информационной панели и изменяются при деформации объекта. Возможность менять цвет и толщину линий, заливка и т. п. делает чертежи выразительными, что сохраняет внимание, повышает учебную мотивацию ребенка-инвалида, позволяет создать ситуацию успеха на уроке.

Следует отметить учебно-методический комплект«Живая Математика», разработанной фирмой Key Currculum Press (USA), переведенной на русский язык и адаптированной Институтом новых технологий. Данный учебно-методический комплект включает в себя саму программу «Живая Математика», методическое пособие и альбомы готовых динамических чертежей. Программа «Живая математика» позволяет обучающимся с нарушениями ОДА развивать геометрическую интуицию и геометрическое воображение, строить современный компьютерный чертеж, что значительно экономит время на дистанционном уроке, так как допускает дальнейшую компьютерную обработку (тиражирование, деформация, перемещение, видоизменение), многократный обмен чертежами, сохранение нескольких вариантов одного и того же чертежа и т. п. С помощью «Живой математики» учитель может проиллюстрировать объяснение эффектными и точными чертежами, повысить разнообразие форм работы учащихся, значительно увеличить долю активной творческой работы в их учебной деятельности. Обучающиеся с двигательной патологией при решении задач готовых моделей и компьютерных альбомов без труда могут выполнять задание на чертеже, приложенном к программе, создавать собственные чертежи и сверять свои построения с образцом.

Таким образом, образовательный процесс обучающихся с нарушениями ОДА на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики дает возможность детям с нарушениями манипулятивной функции рук и сопутствующих заболеваний сформировать многие учебные навыки, полноценно выполнять все виды заданий по математике, а, следовательно, повышает познавательную активность и формирует учебную мотивацию.

Литература:

  1. Васина М. В. Практика использования специального оборудования в обучении детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Коррекционная педагогика. Теория и практика. № 3(27) 2008 г. стр. 70–72.
  2. Гудкова Т. В. Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП. //Проблемы и перспективы развития образования (III): материалы междунар. заоч. науч.конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013].
  3. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья /Под редакцией И. Ю. Левченко, И. В. Евтушенко, И. А. Никольский. — М.: Национальный книжный центр, 2013.
  4. Ипполитова М. В. О детях с церебральным параличом // Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Сост. Н. Д. Шматко. — М.: Аквариум, 1997
  5. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. 2003, № 3,С. 67–76.
  6. Методические рекомендации «Особенности организации дистанционного процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»./Дельцова И. А., Илларионова О. В., Терещук Т. В., Рябков С. С., Крайнова М. В., Надельштехель М. В., Монахова Н. А., Плонина Н. А., Силин Д. С., Рокицкая И. И., Иваново 2010 — Стр.113
  7. Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002
  8. Шпитальская И. Ю. Дистанционные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / Шпитальская И. Ю.// Педагогические технологии. — 2007. — № 2. — С. 91–93.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, обучающийся, нарушение, учебная мотивация, дистанционный урок, ОДА, реальное время, графический планшет, двигательная патология, учебно-методический комплект.

Похожие статьи

Дистанционное обучение детей с нарушениями...

В статье представлен опыт работы по технологии дистанционного обучения с обучающимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Ключевые слова: дистанционное образование, образование, ограниченные возможности здоровья...

Система воспитания и обучения детей с нарушениями...

В практическом осуществлении учебно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата коррекционное

[5, c,33]. Конкретные методические пути использования процесса обучения и воспитания могут быть весьма разнообразными.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории...

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, учебная мотивация.

В статье представлен опыт работы по технологии дистанционного обучения с обучающимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

Конструирование отдельных образовательных траекторий из...

Дистанционное обучение детей с нарушениями... В статье представлен опыт работы по технологии дистанционного обучения с обучающимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

Особенности электронного учебно-методического комплекса...

Вся учебная, воспитательная работа Краевого центра дистанционного обучения поводится дистанционно.

Дистанционное обучение в колледже позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени обучающегося.

Статьи по ключевому слову "учебная мотивация" — Молодой...

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики.

Внедрение дистанционного обучения в образовательный...

дистанционное обучение, электронная почта, студент, ICQ, дистанционное образование, ученик, преподаватель, обучение, занятие, реальное время.

Плюсы и минусы дистанционного обучения и использование...

Дистанционные занятия могут стать единственной формой работы, позволяющей полностью пройти учебную программу, получить более высокие

Кроме того, такие дети часто нуждаются в другом графике учебных занятий: например, уменьшается время урока, а время отдыха...

Использование образовательных технологий в работе с детьми...

У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.

Такой вид занятия поднимает настроение, вызывает положительные эмоции, способствует формированию учебной мотивации и побуждает детей...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Дистанционное обучение детей с нарушениями...

В статье представлен опыт работы по технологии дистанционного обучения с обучающимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Ключевые слова: дистанционное образование, образование, ограниченные возможности здоровья...

Система воспитания и обучения детей с нарушениями...

В практическом осуществлении учебно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата коррекционное

[5, c,33]. Конкретные методические пути использования процесса обучения и воспитания могут быть весьма разнообразными.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории...

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, учебная мотивация.

В статье представлен опыт работы по технологии дистанционного обучения с обучающимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

Конструирование отдельных образовательных траекторий из...

Дистанционное обучение детей с нарушениями... В статье представлен опыт работы по технологии дистанционного обучения с обучающимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

Особенности электронного учебно-методического комплекса...

Вся учебная, воспитательная работа Краевого центра дистанционного обучения поводится дистанционно.

Дистанционное обучение в колледже позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени обучающегося.

Статьи по ключевому слову "учебная мотивация" — Молодой...

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики.

Внедрение дистанционного обучения в образовательный...

дистанционное обучение, электронная почта, студент, ICQ, дистанционное образование, ученик, преподаватель, обучение, занятие, реальное время.

Плюсы и минусы дистанционного обучения и использование...

Дистанционные занятия могут стать единственной формой работы, позволяющей полностью пройти учебную программу, получить более высокие

Кроме того, такие дети часто нуждаются в другом графике учебных занятий: например, уменьшается время урока, а время отдыха...

Использование образовательных технологий в работе с детьми...

У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.

Такой вид занятия поднимает настроение, вызывает положительные эмоции, способствует формированию учебной мотивации и побуждает детей...

Задать вопрос