Полифункциональные игровые технологии в развитии интеллекта дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)

Дата публикации: 28.12.2017

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Гущина Л. Н. Полифункциональные игровые технологии в развитии интеллекта дошкольников [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 20-23. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13556/ (дата обращения: 16.08.2018).



Дошкольное детство — это безгранично значимый период в жизни человека, начало старта и вместе с тем его вершина. Дошкольный возраст не просто период детства, а один из чрезвычайно важных этапов развития человека.

Ребенок уже в старшем дошкольном возрасте имеет максимальный потенциал развития, накопленный в увлекательный и интереснейший преддошкольный период; у него сформирован фундамент эффективного развития и основательно укреплен фундамент его личного совершенствования. Все это способствует тому, что в первый класс придет ребенок, который хочет учиться и может учиться.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» — писал Л. С. Выготский.

Несомненно, преемственность это актуальная и все еще не решенная проблема общего образования. Два важных смежных звена в системе образования — детский сад и школа. Важнейшим этапом дальнейшей преемственности является внедрение ФГОС в структуру дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования.

Задача ФГОС — учить детей самостоятельно учиться.

Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование умения и желания учиться.

Одна из целей работы ДОУ — формирование интеллектуальной культуры.

Н. Ф. Виноградова в своих работах дает следующее определение: «Интеллектуальная культура как отношение к познанию, уровень информированности о разных сторонах окружающего мира, возрастная эрудиция, «неумирающая» любознательность и глубокий познавательный интерес» [1, c.12].

Поэтому воспитатель должен выстраивать работу таким образом, чтобы пробуждать живые мысли у ребенка, интерес к жизни, желание познавать, умение получать информацию и анализировать ее.

Сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Хороший пример того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

В. А. Сухомлинский говорил: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (3,c. 48).

Слова В. А. Сухомлинского очень актуальны в настоящее время, когда детский сад и школа решают сложный вопрос преемственности образования.

Игра, учение и труд как основные и взаимосвязанные виды настоящей и предстоящей деятельности развивающейся человеческой личности, одновременно выступают и как главные ступени лестницы детской жизни.

Особую актуальность в современном дошкольном образовании имеет процесс развития интеллектуальных способностей. Для этого необходимо создать определенные условия, сформировать такую среду, которая будет стимулировать развитие. «Среда — источник развития ребенка» Л. С. Выготский.

Для интеллектуального развития дошкольников на современном этапе необходимо применение инновационных методик и технологий: логические блоки Дьеныша (развивают логическое и аналитическое мышление: анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение), палочки Кюизнера (способствуют развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей), развивающие игры Б. Никитина (развивают память, внимание, воображение, творческие, логические и математические способности).

Приведу пример из опыта работы. Палочки Киюзнера я использую в своей педагогической деятельности уже много лет. Это полифункциональная игровая технология известного бельгийского математика Джоржда Киюзнера. Дети с большой радостью и увлечением выполняют задания с «заколдованными» цветными числами. Счетные цветные палочки позволяют «через руки» формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше — меньше», «право -лево», «между», «длиннее», «выше», «четное — нечетное» и многое другое. Благодаря выделению цвета и длины ребенок в процессе манипуляции начинает понимать, что число является результатом счета и измерения. Все игры с использованием данной технологии должны проводиться с педагогом. Если же просто вручить ребенку разноцветные палочки, то эффект будет сведен к нулю. Непосредственное знакомство с цветными палочками начинается с того что дети рассматривают, сравнивают и раскладывают их по цвету и длине. На данном этапе проводятся операции классификации по цвету, размеру и форме. Воспитатель подводит детей к основным выводам:

‒ палочки разноцветные и четырехгранные;

‒ самая маленькая (короткая) палочка белого цвета, она напоминает кубик;

‒ палочки одного размера (длины) окрашены одним цветом;

‒ в наборе палочки 10 цветов.

Детям предлагается выложить «лесенку» из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот, а затем пройтись пальчиками по ступенькам «лесенки». Можно посчитать вслух от одного до десяти и обратно. Педагог должен подметить, что «шагая по лестнице» вверх — числа увеличиваются, а, спускаясь вниз — уменьшаются, т.о. начинают понимать порядок следования.

Далее универсальное пособие знакомит детей с составом числа (из единиц и двух меньших чисел) и помогает овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания.

С помощью палочек в доступной пониманию дошкольника в форме происходит знакомство с началом геометрии. В процессе моделирования дети различают и называют геометрические фигуры.

Следует отметить, что кроме освоения математических действий, палочки Киюзенера являются помощником в обучении языку и развитии речи. С их помощью можно:

‒ обозначать ударения в словах;

‒ познакомиться с начертанием букв, выкладывая их из палочек (а так же выкладывание слов по схеме);

‒ выстраивать ритмический рисунок предложения (короткая палочка — короткая пауза на запятой, длинная палочка — длинная пауза, например, тире);

‒ делить слова на слоги.

А, кроме того, занимаясь развитием речи, дети используют палочки для создания фигур и составления рассказа по ним.

Выкладывая палочками изображения на картинках у детей формируется первоначальное представление об объеме. В данной работе большим подспорьем для педагога являются игры с рабочими листами «На золотом крыльце…», «Посудная лавка» (кростики). Данные игры дополняют возможности технологии. Знакомят дошкольников с симметрией, учат использовать систему координат и переносить на схему свои собственные проекты. Творческий этап работы с палочками Киюзенера, когда воспитатель предлагает детям самостоятельно придумать изображение, создается альбом «Это мы придумали сами». Дети не только придумывают изображения, но и самостоятельно зарисовывают в альбом.

Полифункциональная игровая технология с цветными счетными палочками Киюзнера — это первые шаги ребенка по увлекательнейшему пути в мир математики, которые доставляют настоящее интеллектуальное удовольствие.

В данной технологии активно используется проблемно-поисковый метод. Педагог просит детей «расколдовать» числа путем приложения заданной палочки к нужному количеству белых кубиков (условных мерок). Так дети знакомятся с числовым значением, отмечая, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает.

Все вышеперечисленные методики и технологии способствуют интеллектуальному развитию дошкольников, если они носят системный характер и соответствуют возрастным особенностям дошкольника. Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения. А, комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.

Работа с игровыми технологиями мною была выстроена в следующей последовательности:

  1. Знакомство на этапе изучения (предварительный этап).
    1. Изучение литературы, раскрывающей возможность полифункциональных игр и опыта коллег по их использованию.
    2. Знакомство с психолого-педагогической литературой по особенностям развития интеллекта у детей дошкольного возраста.
  2. Применение, адаптация на этапе практики (содержательно-операционный этап).
    1. Проведение диагностики с целью определения уровня интеллектуального развития каждого ребенка в начале деятельности.
    2. Обработка и анализ результатов.
    3. Постановка цели и задач, подбор методов, приемов, форм работы и разработка технологии с учетом лично-ориентированного подхода.
    4. Внедрение и использование методических разработок.
  3. Мониторинг результативности проделанной работы. Выводы и определение наиболее эффективных приемов применения технологии.

Следовательно, игровые технологии являются движущей силой интеллектуального развития дошкольников и тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. Технологии интеллектуальных игр направлены на то, чтобы при обучении детей «поиграть» с ними в математику, развивать способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Дети, незаметно для себя, в процессе игры, считают, складывают, вычитают, решают разного рода, развивающие математические задачи, формирующие определенные логические операции. Таким образом, воспитатель профессионально использует занимательность в педагогическом процессе. Наиболее эффективные результаты может дать использование занимательности при обучении дошкольников математике. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения.

Я. И. Перельман считал занимательность главным средством, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, его удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Сущность занимательности составляют новизна, необычность, неожиданность. Занимательный материал, специально создан для умственного развития и требует для своего решения догадливости, сообразительности.

Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

«Интеллектуальные игры приобретают особенно большое значение не столько для друзей математики, сколько для её недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к обучению». (Я. И. Перельман) [2, c. 14–15].

Подводя итог, для расширения горизонта мирового образовательного пространства требуется адаптация и развитие технологий давно известных российских и зарубежных полифункциональных дидактических средств. Поэтому педагогу требуется постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с детьми.

Интеллектуальное воспитание личности — задача не только в идеале желательная, но и реально выполнимая. Если не замахиваться сразу на уровень Эйнштейна или Канта (это уже тайна индивидуальной интеллектуальной судьбы), то при определенных усилиях со стороны родителей, школы и государства всем здоровым малышам-дошкольникам, которые, по мнению Н. С. Лейтеса, являются интеллектуально одаренными в силу действия возрастного фактора (Лейтес, 1971; 1988), можно помочь стать умными взрослыми людьми. [4, c.239–240].

Литература:

  1. Виноградова Н. Ф. «Концепция начального образования», М.: Вента-Граф, 2017–64с.: ил.
  2. Перельман Я. И. «Что такое занимательная наука?» // Неделя. — 1968. — № 15. — С.14–16.
  3. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» 4-е из. Издательство «Радянська школа», Киев 1973.
  4. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002–272 с.
  5. Выготский Л. С. «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1. Предмет и методы возрастной психологии. Ред.-сост. Карабанова О. А., Подольский А. И., Бурменская Г. В. М., 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, палочка, детский сад, игра, дошкольный возраст, Интеллектуальная культура, интеллектуальное развитие дошкольников, полифункциональная игровая технология, старший дошкольный возраст, числовое значение.

Похожие статьи

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного...

Интеллектуальный труд очень нелегок, а учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном...

М. Ю. Стожарова, Михалева С. Г. «Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012. З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников» Изд.

Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего...

старший дошкольный возраст, интеллектуальное развитие, ребенок, дошкольный возраст, способность, умение, интеллект, интеллектуальная сфера, дедуктивное мышление...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, взрослый, действие, конкурс красоты, роль, детский сад.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников. ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль...

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Развитие интелектуальных способностей старших...

дошкольное образование, интеллектуальная сфера старших дошкольников, способность, дошкольный период, интеллектуальная сфера, интеллектуальная сфера дошкольников, дошкольный возраст...

Игровые технологии | Статья в сборнике международной научной...

Игровая технология интеллектуально- творческого развития детей дошкольного возраста «сказочные лабиринты игры». Игровая технология В.Воскобовича построена на использовании большого количества развивающих игр...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного...

Интеллектуальный труд очень нелегок, а учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича.

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном...

М. Ю. Стожарова, Михалева С. Г. «Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012. З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников» Изд.

Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего...

старший дошкольный возраст, интеллектуальное развитие, ребенок, дошкольный возраст, способность, умение, интеллект, интеллектуальная сфера, дедуктивное мышление...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, взрослый, действие, конкурс красоты, роль, детский сад.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников. ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль...

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Развитие интелектуальных способностей старших...

дошкольное образование, интеллектуальная сфера старших дошкольников, способность, дошкольный период, интеллектуальная сфера, интеллектуальная сфера дошкольников, дошкольный возраст...

Игровые технологии | Статья в сборнике международной научной...

Игровая технология интеллектуально- творческого развития детей дошкольного возраста «сказочные лабиринты игры». Игровая технология В.Воскобовича построена на использовании большого количества развивающих игр...

Задать вопрос