Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ)
Автор: Мулова Галина Валерьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 06.12.2017
Статья просмотрена: 1602 раза
Библиографическое описание:
Мулова, Г. В. Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ) / Г. В. Мулова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13490/ (дата обращения: 16.11.2024).
Отправляя ребенка в школу необходимо диагностировать уровень дошкольной зрелости. И такая диагностика должна проходить в игре — ведущей деятельности этого периода.
Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, т. к. они психологически не готовы к обучению в школе. К тому же в связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень дошкольной зрелости в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома.
Проблемой дошкольной зрелости занимались: Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадрикова, Н. И. Гуткина, М. Р. Битянова, а также зарубежные авторы А. Анастази (уровень обученности дошкольников), С. Стребел, А. Керн, И. Йерасик.
Л. И. Божович в своих трудах основным критерием психологической готовности к школе считает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющая собой новое отношение ребенка к окружающей среде [1].
Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры [12].
‒ умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
‒ умение ориентироваться на заданную систему требований;
‒ умение внимательно слушать, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
‒ умение самостоятельно выполнить задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Фактически — это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в I классе.
Важным условием он считал: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу. Всё это вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя диагностику, как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода».
Д. Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. «Функция контроля еще очень слаба, — пишет Д. Б. Эльконин, — и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» [12].
Е. Е. Кравцова выделяет роль общения в развитии дошкольника и выделяет три сферы — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе и эти уровни определяет степенью развития готовности к школе и соотносит их с основными структурными компонентами учебной деятельности (Е. Е. Кравцова, 1991).
Исследование Е. О. Смирновой [11], посвященное коммуникативной готовности, дает интересное объяснение, почему именно к концу дошкольного возраста у детей появляется потребность в общении со взрослым на новом уровне. Коммуникативная готовность к школе рассматривается как результат определенного уровня развития общения со взрослым.
В работе М. И. Лисиной [10] выделяются четыре формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Первая из них, ситуативно-личностная, характеризуется непосредственным эмоциональным общением ребенка со взрослым и типична для первого полугодия жизни младенца. Вторая, ситуативно-деловая, характеризуется сотрудничеством со взрослым в игре при освоении действий с различными предметами. Внеситуативно-познавательная форма общения знаменуется первыми познавательными вопросами ребенка, адресованными взрослому. По мере взросления старших дошкольников все больше начинают привлекать события, происходящие в мире людей, а не вещей. Человеческие отношения, нормы поведения становятся важным моментом в содержании общения ребенка со взрослым. Так рождается наиболее сложная в дошкольном возрасте внеситуативно-личностная форма общения, обычно складывающаяся лишь к концу дошкольного возраста. «В рамках этой формы общения у детей складывается различное отношение к людям, в зависимости от того, какую роль в общении с ними они выполняют: дети начинают дифференцировать роли врача, воспитателя, продавца, и соответственно этому — строить свое поведение в общении с ними» [10].
Из всех исследований видно, что ребенок должен обладать для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
Вначале у детей формируется деятельность игра, следующий этап — это учебная деятельность. Зрелый ребенок дошкольного возраста уже не играет игрушками, у него в игре должны принимать участие люди, которые будут выполнять определенные роли и должны быть определенные правила. Ребенок, достигший дошкольной зрелости, любит такие игры с правилами.
Для игры в ролевые игры у дошкольника должно быть развито воображение — это новообразование возраста.
Дошкольную зрелость можно определить с помощью методики Диагностика дошкольной зрелости М. Р. Битяновой, которая опубликована на страницах «Школьного психолога» в статье «Куда уходит детство» [2].
М. Р. Битянова: «Таким образом, дошкольную зрелость мы определяем как целостное психическое состояние ребенка дошкольного возраста, характеризующееся высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства и для которых этот период является сензитивным». И выделяет важные составляющие: «сформированность приемов игровой деятельности, развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода) уровень нравственного развития, развитое воображение, высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи, высокая самооценка».
Важный критерий дошкольной зрелости — произвольность. Также большое значение имеют: развитие мышления, воображения, самосознания, игровой деятельности.
Критерии дошкольной зрелости:
Произвольность — это не только познавательные процессы, но и становление волевого поведения ребенка, его способность в постановки цели, проявлении упорства в преодолении препятствий, в оценке результата своего труда, т. е. проявление организованности, умение подчинять свои действия требованиям взрослого.
Мышление. Развитие образного мышления поможет ребенку планировать свои действия, решать определенные задачи в учебной деятельности более успешно.
Воображение. Психический процесс творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений у ребенка, отсутствующих ранее.
Память. Как считал Л. С. Выготский, память в дошкольном возрасте становится доминирующей функцией. Ребенок все запоминает с легкостью.
Речь. У шестилетнего ребенка совершенствуется связная, монологическая речь. Он может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать картину, описать те или иные события, свидетелем которых он был.
Восприятие. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются наблюдение, поиск.
Эмоциональная сфера. Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности, процессы становятся более уравновешенными. Появляются у дошкольников такие эмоции, как сочувствие, сопереживание.
Мотивационная сфера. Важнейшее условие — самостоятельность ребенка. Это умение довести начатое дело до конца, желание контактировать со сверстниками, умение работать в коллективе сверстников.
Самооценка. Нередко у дошкольников наблюдается очень высокая самооценка. У детей, испытывающих отсутствие эмоциональной защищенности, поддержки, отсутствие любви и внимания со стороны взрослых наблюдается заниженная самооценка. Низкая самооценка, как и очень высокая, может стать причиной школьной дезадаптации. К школьному возрасту у ребенка должны сформироваться умения адекватно оценивать свои способности.
Игровая деятельность. Игра основная деятельность дошкольника. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, по мере взросления ребенка игра усложняется. Старшие дошкольники любят игры с правилами. В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие жизненные ситуации. Игровые действия детей становятся более сложными. Дошкольник, игравший в ролевые игры, игры с правилами легче будет привыкать к школьным правилам.
На основе этих исследований можно сделать следующий вывод: к моменту семи лет игра начинает сменяться учебной деятельностью. Л. С. Выготский отмечал: «игра исчерпывает свои возможности по образованию «зон ближайшего развития» при условии, что ребенок прошел все стадии развития детской игры. Объясняется это тем, что процесс развития игры характеризуется постепенным уменьшением значения в ней воображаемой ситуации и существенным возрастанием роли правила».
Например, если ребенок достаточно играл и общался с родными и близкими, друзьями, если его творчески развивали, он рисовал, лепил, раскрашивал картинки, вырезал и клеил, делал аппликации, складывал узоры из мозаики, собирал кубики по картинкам, занимался конструктивной деятельностью, слушал сказки, рассказы. Воспитывался в атмосфере любви, доброты, игры, интереса к окружающему, ребенок к шести годам сам проявит желание научиться читать, считать. К началу младшего школьного возраста у него, скорее всего, появится учебная мотивация. При нормальном развитии ребенка учебная мотивация возникает естественным путем.
Согласно данным, дети посещающие детские сады, имеют больший запас знаний об окружающем мире, о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях и их труде, о нормах поведения. У дошколят лучше развиты социальные навыки, они более склонны к совместной деятельности, более целеустремлены, чем дети неорганизованные, не посещающие детский сад. Правильное развитие и подготовку к школе ребёнку могут дать только общие усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья — это среда где формируется и развивается личность ребёнка, также как и в дошкольном учреждении. Лучше всего на развитии ребёнка сказывается единство воздействий семьи и детского учреждения в формировании положительного отношения к учебе, школе, всяческом поощрении желания учиться.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
- Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. — М., 1997.
- Битянова М. Р. Куда уходит детство? Школьный психолог, № 12, 1999.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6 т. Т. 2. — М., 1982.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — СПб: Питер, 2009. — 208 с.
- Детская практическая психология в кратком изложении/сост. О. В. Токарь. — М.: Флинта: МПСИ, 2008. — 224 с.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск, 1997.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М., 1981.
- Ермолаева М. В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО Модек, 2006.—224 с.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., МГУ, 2009. — 94 с.
- Смирнова Е. О. Детская психология. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. — М.: Академия, 2000. — 304 с.
- «Школьный психолог» № 12 за 1999 год.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.