Роль игровой деятельности в жизни ребенка. Психолого-педагогическая характеристика игры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Айрапетян, А. Г. Роль игровой деятельности в жизни ребенка. Психолого-педагогическая характеристика игры / А. Г. Айрапетян, Л. Ж. Айрапетян. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13359/ (дата обращения: 27.04.2024).



Игра… Она входит в жизнь ребёнка с первых полусознательных движений. Без неё немыслимо детство. Через игру ребенка можно не только научить читать и считать, закалить не только физически, но и нравственно. Ибо для ребёнка игра — не развлечение, а сама жизнь.

В кратком психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Я. Ярошевского понятие «игра» обозначено следующим образом: «Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [Краткий психологический словарь 1985: 106].

Ещё Платон, понимая игру детей как подражание деятельности взрослых, считал, что именно через игру ребенок должен получать знания, полагая, что игра есть приготовление к жизни. Многие психологи и педагоги, такие как Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин и другие выясняли ее социальное значение, внутреннюю структуру, важность для развития ребёнка. А. С. Макаренко в своей работе «О воспитании в семье» писал: «…каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе и в жизни, когда вырастет… В хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли» [Макаренко 1981: 95].

По мнению большинства психологов, игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Еще В. В. Зеньковский отмечал, что «психическим корнем игры детей следует признать эмоциональную сферу» [Зеньковский 1996: 43]. Он пишет: «Игры <…> служат задачам, эмоциональной жизни ребенка: в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих запросов и задач. Фабула в игре составляет не случайный момент, а является душой игры, ее психическим средоточием, потому что в фабуле раскрывается и осознается то или иное чувство. Телесные процессы, служащие задаче телесного выражения чувства, подчинены его директивам, одушевлены его огнем. Игра означает и выявляет психическую установку и кладет поэтому свою печать на всю психическую жизнь» [Зеньковский 1996: 43]. В. В. Зеньковский определял игру как деятельность, служащую «целям телесного и психического выражения чувства: ведь то изменение реальности, которое непременно имеет место при игре и благодаря которому объект игры представляет неисследимое сплетение реального и воображаемого, создается работой фантазии» [там же, с. 44].

Если подходить к игре с психологической точки зрения, то в результате игровой деятельности у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Игровая ситуация также способствует и умственному развитию ребенка.

В дошкольном и младшем школьном возрасте ведущим типом деятельности детей становится ролевая, или творческая, игра, представляющая собой «деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними» [Эльконин 2006: 105]. В такой игре характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

В ролевой игре ребенок учится действовать с заместителем предмета — он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

По верному замечанию В. С. Мухиной, «опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение» [Мухина 2004: 240].

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже необязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении.

Таким образом, влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Элементы учения вводит взрослый, они не возникают непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться играя — к учению он относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное, чем к игре, отношение к учению взрослых постепенно, исподволь перестраивает и отношение ребенка к нему. У дошкольника появляется желание учиться и складываются первоначальные умения.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия — это «способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей» [Мухина 2004: 242].

Игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер — развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.

В дальнейшем, по мере развития ребенка, игра становится одним из самых эффективных средств не только воспитания, но и обучения. Т. М. Шарафутдинова отмечает: «Игра — традиционный, признанный метод обучения и воспитания... Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Многие учителя отмечают большие потенциальные возможности игры в качестве средства обучения английскому языку. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном — овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры» [Шарафутдинова 2004: 46].

Таким образом, учитывая психологические особенности развития, восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления детей, в учебном процессе, особенно на младшей ступени обучения, необходимо большое место отводить игровым формам работы. Любого учителя иностранного языка не нужно убеждать в том, что игра — это мощный стимул к овладению языком, что она ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра — это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Литература:

  1. Зеньковский В. В. Психология детства. — М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1996. — 336 с.
  2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение,!991. — 222 с.
  3. Краткий психологический словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  4. Кузнецова М. П. Ролевая игра как один из способов развития навыков межкультурной коммуникации на занятиях иностранным языком. // Вестник Московского университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2007. — № 2. — С. 158–168.
  5. Ляховицкий М. В. Методика преподавания иностранных языков. — М.: Высшая школа, 1981. — С. 159
  6. Макаренко А. С. О воспитании в семье. // Макаренко А. С. Избранные сочинения. — М.: Педагогика, 1981. — С. 93–96.
  7. Мухина В. С. Возрастная психология. — М.: Академия, 2004. — 456 с.
  8. Настольная книга учителя иностранного языка: Справочно-методическое пособие. — М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004. — 446 с.
  9. Обучение иностранным языкам. Методическое пособие для преподавателей, аспирантов и студентов. — СПб: КАРО, 2003. — 320 с.
  10. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. В. В. Краевского. — М.: Просвещение, 1967. — 504 с.
  11. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  12. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Академия, 2006. — 384 с.
  13. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Просвещение, 1978.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, игровая деятельность, действие, игровая ситуация, ролевая игра, игра детей, Краткий психологический словарь, развитие воображения, собственное поведение.

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

игра, ребенок, игровая деятельность, действие, ролевая игра...

Роль игровой деятельности в жизни ребенка. игра, ребенок, игровая деятельность, действие, ролевая игра, игровая ситуация, развитие воображения, Краткий психологический словарь, игра детей, собственное поведение.

Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность, развитие ребенка, ролевая игра, игровая среда, игра детей, ведущая деятельность. Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, ребенок, отношение, сюжет, индивидуальная игра, дошкольный возраст, распределение ролей.

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности... игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Психолого-педагогическая характеристика игровой... игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, ребенок, отношение, сюжет, индивидуальная игра, дошкольный возраст, распределение ролей.

игра, ребенок, игровая деятельность, действие, ролевая игра...

Роль игровой деятельности в жизни ребенка. игра, ребенок, игровая деятельность, действие, ролевая игра, игровая ситуация, развитие воображения, Краткий психологический словарь, игра детей, собственное поведение.

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

ребенок, игра, игрушка, сюжет игры, кукла, совместная игра, роль, действие, ролевое поведение, дошкольный возраст.

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность, развитие ребенка, ролевая игра, игровая среда, игра детей, ведущая...

Психолого-педагогическая характеристика игровой...

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой...

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

игра, ребенок, игровая деятельность, действие, ролевая игра...

Роль игровой деятельности в жизни ребенка. игра, ребенок, игровая деятельность, действие, ролевая игра, игровая ситуация, развитие воображения, Краткий психологический словарь, игра детей, собственное поведение.

Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность, развитие ребенка, ролевая игра, игровая среда, игра детей, ведущая деятельность. Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, ребенок, отношение, сюжет, индивидуальная игра, дошкольный возраст, распределение ролей.

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности... игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая...

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

Психолого-педагогическая характеристика игровой... игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, ребенок, отношение, сюжет, индивидуальная игра, дошкольный возраст, распределение ролей.

игра, ребенок, игровая деятельность, действие, ролевая игра...

Роль игровой деятельности в жизни ребенка. игра, ребенок, игровая деятельность, действие, ролевая игра, игровая ситуация, развитие воображения, Краткий психологический словарь, игра детей, собственное поведение.

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

ребенок, игра, игрушка, сюжет игры, кукла, совместная игра, роль, действие, ролевое поведение, дошкольный возраст.

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность, развитие ребенка, ролевая игра, игровая среда, игра детей, ведущая...

Психолого-педагогическая характеристика игровой...

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой...