Педагогический потенциал музея в системе нравственного воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 02.11.2017

Статья просмотрена: 789 раз

Библиографическое описание:

Хевронина, А. Н. Педагогический потенциал музея в системе нравственного воспитания / А. Н. Хевронина, Е. В. Боронина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13166/ (дата обращения: 19.04.2024).



Формирование нравственных основ подрастающего поколения — первостепенная задача во все времена, так как нравственность — способность к различению добра и зла. Молодежь формирует эту способность во многом на основе нравственных устоев общества. Трудности возникают лишь в случае, когда отрицание нравственных традиций происходит и в искусстве, и в культуре, и особенно — в средствах массовой информации. В этом случае взаимодействие музеев с образовательными учреждениями имеет важное значение, так как приобщение человека к сокровищам мировой культуры и искусства является значимым фактором формирования нравственного сознания. Во многих странах качество образования оценивается по уровню общекультурной осведомленности и социализации учащихся.

В России музеи сотрудничают со школой, но этот союз чаще всего носит односторонний характер. Между тем, именно школа в силу своей природы и уникальных возможностей может и должна готовить юное поколение к восприятию ценностей истории и культуры и, в частности тех, что сосредоточены в музеях. Данное взаимодействие будет эффективным при внедрении системы обязательных договорных, партнерских отношений между школой и музеем, где каждый социальный институт будет иметь свои контрольные обязательства в системе нравственно-эстетического воспитания подрастающих поколений.

Музею необходимо интегрироваться в региональную систему просвещения, образования и воспитания, обеспечить конструктивную и постоянную связь с образовательными организациями, а также с семьями, так как именно там начинаю формироваться зачатки нравственности. [2, С.122]

Положительное значение музея в формировании нравственных ориентиров молодежи очевидно так как:

– музей — открытая социально-педагогическая система;

– музей принимает на себя функции просвещения, образования и воспитания;

– музей формирует свою деятельность на принципах педагогики сотворчества музейных специалистов и посетителей, то есть создает у последних эффект сопричастности к непреходящим ценностям цивилизации;

– музей универсален, так как это общедоступная «площадка» для людей любого гражданства, пола, возраста, образования, социального положения и круга интересов;

– музей подчиняет содержание музейной деятельности формированию духовной культуры общества и его отдельных членов;

– взаимодействуя с образовательными и иными социальными институтами, общественными объединениями либо с каждым конкретным человеком, музей становится уникальным механизмом социально-культурной коммуникации, которая способствует воспроизводству культуры, взаимодействию эпох и культурных общностей;

– музей отличается многообразием инновационных, неформальных способов воздействия на аудиторию, в том числе и интерактивных, связанных с современным креативно-информационным мышлением молодежи.

Благодаря соединению формальных и инновационные форм работы, музей, как и прежде, популярен среди молодого поколения и остается средством нравственного ориентирования молодежи, приучает к идеалам гуманизма и красоты, сохранению все прекрасное, что за многие тысячелетия создано человеческим гением. [1, С. 237]

Необходима дальнейшая разработка и реализация основ педагогической культурологии музейной деятельности как области научного знания и социальной практики, что способствует закреплению достижений музейной педагогики и обеспечивают новое качество воспитательного воздействия музея.

Как отмечал выдающийся кинорежиссер и педагог С. А. Герасимов: «Музей интегрирует в себе огромную духовную силу». [3, С. 64] Эмоциональное восприятия от посещения музея должно подкрепляться эстетическим образованием, а оно может быть достигнуто лишь при совместной работе школы и музея. Школа на уроках формирует основы эстетического восприятия, а музей может и должен дать подрастающему поколению дополнительное образование в сфере истории, краеведения и художественной культуры, подкрепить полученные в школе знания социально-культурной практикой.

Педагогический потенциал музея XXI в. наиболее ярко проявляется в том, что помогает преодолеть слабую межпредметную интеграцию в школе. Музейная педагогика, включаясь в систему образования, воздействует на интеллектуальную и эмоциональную сферу личности, стимулирует формирование целостного отношения к прошлому и настоящему, к национально-культурным традициям и реалиям третьего тысячелетия, то есть музей формирует положительные нравственные ориентиры будущего поколения.

Литература:

  1. Буров Н. В. Современный музей: от просветительства к образовательно-воспитательной деятельности современного музея. Спб., 2014., С. 237
  2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М., 2009., С. 121–128
  3. Герасимов С. А. Мир должен звучать и сиять // Совет. музей. 1985. № 5. С. 64.
Основные термины (генерируются автоматически): музей, музейная деятельность, музейная педагогика, подрастающее поколение, школа.

Похожие статьи

Музейная педагогика в школе | Статья в журнале...

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура

Музей редко выступают инициаторами реализации музейной педагогики, инициатива. Музейная педагогика в школе.

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной...

Переосмысление концепции музея вызвано серьезными гуманистическими социальными проблемами. Эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения –важные задачи современной музейной педагогики.

Музей как инновационное образовательное пространство школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Музейная педагогика в школе | Статья в журнале...

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

музей, культурно-образовательная деятельность, музейная аудитория, музейная информация, музейная деятельность, музейная коммуникация, музейная работа, профиль музея, подрастающее поколение...

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия...

...музейная информация, музейная деятельность, музейная коммуникация, музейная работа, профиль музея, подрастающее поколение, музейная среда.

Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии...

Музейная педагогика как технология в школьном историческом...

музейная педагогика, занятие, музейное занятие, ребенок, иркутск, музей, познавательный интерес, образовательная деятельность, двигательная активность, Российская Федерация.

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника...

школьный музей, музей, детский музей, детская аудитория, музейный предмет, ребенок, музейная деятельность, детская, школа, наглядное преподавание.

Музейная педагогика — это педагогика открытой среды, интеграция музея, музееведения и педагогической науки.

Возможности школьного музея в гражданском воспитании детей...

Деятельность музея исторического профиля может быть посвящена какой-либо историко-краеведческой проблеме региона, либо отдельному событию, также изучению

6. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2004.

Роль музея в образовательном процессе школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Похожие статьи

Музейная педагогика в школе | Статья в журнале...

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура

Музей редко выступают инициаторами реализации музейной педагогики, инициатива. Музейная педагогика в школе.

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной...

Переосмысление концепции музея вызвано серьезными гуманистическими социальными проблемами. Эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения –важные задачи современной музейной педагогики.

Музей как инновационное образовательное пространство школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Музейная педагогика в школе | Статья в журнале...

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

музей, культурно-образовательная деятельность, музейная аудитория, музейная информация, музейная деятельность, музейная коммуникация, музейная работа, профиль музея, подрастающее поколение...

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия...

...музейная информация, музейная деятельность, музейная коммуникация, музейная работа, профиль музея, подрастающее поколение, музейная среда.

Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии...

Музейная педагогика как технология в школьном историческом...

музейная педагогика, занятие, музейное занятие, ребенок, иркутск, музей, познавательный интерес, образовательная деятельность, двигательная активность, Российская Федерация.

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника...

школьный музей, музей, детский музей, детская аудитория, музейный предмет, ребенок, музейная деятельность, детская, школа, наглядное преподавание.

Музейная педагогика — это педагогика открытой среды, интеграция музея, музееведения и педагогической науки.

Возможности школьного музея в гражданском воспитании детей...

Деятельность музея исторического профиля может быть посвящена какой-либо историко-краеведческой проблеме региона, либо отдельному событию, также изучению

6. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2004.

Роль музея в образовательном процессе школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.