Педагогический потенциал музея в системе нравственного воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 02.11.2017

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Хевронина А. Н., Боронина Е. В. Педагогический потенциал музея в системе нравственного воспитания [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 134-136. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13166/ (дата обращения: 24.06.2018).



Формирование нравственных основ подрастающего поколения — первостепенная задача во все времена, так как нравственность — способность к различению добра и зла. Молодежь формирует эту способность во многом на основе нравственных устоев общества. Трудности возникают лишь в случае, когда отрицание нравственных традиций происходит и в искусстве, и в культуре, и особенно — в средствах массовой информации. В этом случае взаимодействие музеев с образовательными учреждениями имеет важное значение, так как приобщение человека к сокровищам мировой культуры и искусства является значимым фактором формирования нравственного сознания. Во многих странах качество образования оценивается по уровню общекультурной осведомленности и социализации учащихся.

В России музеи сотрудничают со школой, но этот союз чаще всего носит односторонний характер. Между тем, именно школа в силу своей природы и уникальных возможностей может и должна готовить юное поколение к восприятию ценностей истории и культуры и, в частности тех, что сосредоточены в музеях. Данное взаимодействие будет эффективным при внедрении системы обязательных договорных, партнерских отношений между школой и музеем, где каждый социальный институт будет иметь свои контрольные обязательства в системе нравственно-эстетического воспитания подрастающих поколений.

Музею необходимо интегрироваться в региональную систему просвещения, образования и воспитания, обеспечить конструктивную и постоянную связь с образовательными организациями, а также с семьями, так как именно там начинаю формироваться зачатки нравственности. [2, С.122]

Положительное значение музея в формировании нравственных ориентиров молодежи очевидно так как:

– музей — открытая социально-педагогическая система;

– музей принимает на себя функции просвещения, образования и воспитания;

– музей формирует свою деятельность на принципах педагогики сотворчества музейных специалистов и посетителей, то есть создает у последних эффект сопричастности к непреходящим ценностям цивилизации;

– музей универсален, так как это общедоступная «площадка» для людей любого гражданства, пола, возраста, образования, социального положения и круга интересов;

– музей подчиняет содержание музейной деятельности формированию духовной культуры общества и его отдельных членов;

– взаимодействуя с образовательными и иными социальными институтами, общественными объединениями либо с каждым конкретным человеком, музей становится уникальным механизмом социально-культурной коммуникации, которая способствует воспроизводству культуры, взаимодействию эпох и культурных общностей;

– музей отличается многообразием инновационных, неформальных способов воздействия на аудиторию, в том числе и интерактивных, связанных с современным креативно-информационным мышлением молодежи.

Благодаря соединению формальных и инновационные форм работы, музей, как и прежде, популярен среди молодого поколения и остается средством нравственного ориентирования молодежи, приучает к идеалам гуманизма и красоты, сохранению все прекрасное, что за многие тысячелетия создано человеческим гением. [1, С. 237]

Необходима дальнейшая разработка и реализация основ педагогической культурологии музейной деятельности как области научного знания и социальной практики, что способствует закреплению достижений музейной педагогики и обеспечивают новое качество воспитательного воздействия музея.

Как отмечал выдающийся кинорежиссер и педагог С. А. Герасимов: «Музей интегрирует в себе огромную духовную силу». [3, С. 64] Эмоциональное восприятия от посещения музея должно подкрепляться эстетическим образованием, а оно может быть достигнуто лишь при совместной работе школы и музея. Школа на уроках формирует основы эстетического восприятия, а музей может и должен дать подрастающему поколению дополнительное образование в сфере истории, краеведения и художественной культуры, подкрепить полученные в школе знания социально-культурной практикой.

Педагогический потенциал музея XXI в. наиболее ярко проявляется в том, что помогает преодолеть слабую межпредметную интеграцию в школе. Музейная педагогика, включаясь в систему образования, воздействует на интеллектуальную и эмоциональную сферу личности, стимулирует формирование целостного отношения к прошлому и настоящему, к национально-культурным традициям и реалиям третьего тысячелетия, то есть музей формирует положительные нравственные ориентиры будущего поколения.

Литература:

  1. Буров Н. В. Современный музей: от просветительства к образовательно-воспитательной деятельности современного музея. Спб., 2014., С. 237
  2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М., 2009., С. 121–128
  3. Герасимов С. А. Мир должен звучать и сиять // Совет. музей. 1985. № 5. С. 64.
Основные термины (генерируются автоматически): музей, музейная деятельность, музейная педагогика, подрастающее поколение, школа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос