Автор: Митриковская Марина Сергеевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 04.05.2016

Статья просмотрена: 608 раз

Библиографическое описание:

Митриковская М. С. Музейная педагогика в школе // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1154-1157.



Ключевые слова:музейная педагогика, школьный музей, виртуальный музей, виртуальная экскурсия, мини-музей.

Музейная педагогика — наука, сформировавшаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии. Музейная педагогика — одно из наиболее значимых направлений общей педагогики.

За время существования этой науки возникли различные трактовки определения «музейная педагогика»:

‒ музейная педагогика — это наука о воспитании средствами музея, а музейная дидактика — посредническая миссия музея (А. Кунтс, В. Хильгерс) [4, с.105];

‒ музейная педагогика — пограничная научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук и исследующая образовательно-воспитательные цели общества применительно к специфическим формам музейной коммуникации (К. Патцвал, И. Аве) [4, с.105];

‒ музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему (М. Ю. Юхневич) [4, с. 106];

‒ музейная педагогика — это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Данное определение рассматривается применительно к художественному музею (Б. А. Столяров) [4, с.106];

‒ музейная педагогика — область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействии на различные категории посетителей, взаимодействия музеев с образовательными учреждениями [3, с.56].

Взаимодействие школы и музея в работах Б. А. Столярова определяется двумя взаимодействующими блокам [4, с.125]:

1) школа в пространстве музея. Этот блок включает в себя образовательные мероприятия (экскурсии, циклы занятий в музейной аудитории и на экспозиции), на которых учащиеся постигают смыслы культуры и искусства на музейной экспозиции — по плану, заданному музеем с учетом тематики школьного образования, или в ходе занятий, строящихся на базе собственно музейных образовательных методик;

2) музейная педагогика в школе. Данный блок включает в себя лекционную работу в школе, а также отдельные опыты ведения факультативных учебных курсов подготовленными преподавателями или сотрудниками музея.

Проанализировав научную литературу по изучаемому нами вопросу, мы выделили несколько типов музеев в школе:

1. Школьный музей.Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны, где учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов.

Классифицируют различные жанры школьных музеев, критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс [6]:

1) музей-экспозиция (выставка).Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жесткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определенной, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации;

2) музей-мастерская (студия).Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности;

3) музей-лаборатория.Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование;

4) музей-клуб, музей-театр.Экспозиция данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Оно органично включается в работы школьного театра, становиться основой для преподавания страноведения, изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа;

5) музей — адаптационный центр.Это музей с четко выявленной социально-психологической задачей — создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея — психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии. Важно, чтобы работа музея велась по специально отработанной, рассчитанной на длительный срок программе, учитывающей специфику аудитории;

6) музей — экскурсионное бюро.Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или иного района. Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местную краеведческую тематику и предлагает этот «продукт» образовательным учреждениям своего района;

7) музей-игротека.Это музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная — изготовлена руками детей. Музейный актив и учителя проводят на основе этих коллекций театрализованные занятия с младшими школьниками, группами продленного дня, а также предлагает выездные представления близлежащим детским садам и школам. Необходимым условием деятельности подобного музея является изучение истории производства и бытования игрушки;

8) музей-ярмарка — одновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра. Он может взять на себя реализацию любого вида продукции, изготовленной учащимися в мастерских своей или окрестных школ. При организации торговых ярмарок, выездных акций, связанных с участием в праздниках или вечерах, у школьников появляется возможность попробовать себя в таких актуальных ролях, как коммерческий агент или специалист по маркетингу. Это определяет перспективу создания подобных музеев в школах, ориентированных на обучение подобным профессиям.

2. Виртуальный школьный музей. Виртуальный музей — это созданный в сети оригинальный сайт, не имеющий своего аналога в реальности и представляющий любую тематику, если по ней находятся реальные материалы, имеющие свое физическое или идейное воплощение в реальном мире [2].

Виртуальный музей — это большой проект, над которым работают учащиеся и педагоги, и существует в электронном виде на электронных носителях. Виртуальный музей призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий для успешного учебно-воспитательного процесса.

Нами был создан виртуальный музей «Путешествие к истокам» (http://meinemuseum.jimdo.com/), включающий следующие разделы: «Кто в кукол не играл…», «Красна птица переем, а человек умением», «Встречают по одежке...», «С песней и труд спорится», содержащий информацию о различных музеях России, о русских народных игрушках, о первых русских печатных учебниках, о русском народном костюме и его элементах. Также на сайте указаны ссылки на дополнительную литературу, ссылки на необычные виртуальные музеи. Используя материал виртуального музея «Путешествие к истокам», мы разработали и провели серию внеклассных занятий (темы: «Быт русского народа», «История рубля», «Русский народный костюм») в 3 «б» классе МАОУ Лицей № 34 г. Тюмени в форме виртуальных экскурсий.

В работах Е. Ф. Козина виртуальная экскурсия — это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности — будь то страна, город национальный парк, музей и т. д. [2].

У Г. Н. Аквилева виртуальная экскурсия — это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т. д. [2].

Е. В. Александрова считает, что виртуальная экскурсия — это форма обучения, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей [2].

Достоинства данных экскурсий в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Обязательно в конце экскурсии подводятся итоги. Это может быть и беседа, и мини-сочинение, и конкурс рисунков и пр. В нашей работе после каждой экскурсии предполагалось выполнить творческое задание, например, совершив виртуальное путешествие в мир народного костюма, учащиеся должны были создать наряд современного школьника с элементами русского народного костюма (орнамент, детали) в технике аппликация.

3. Мини-музей. Часть слова «мини» отражает как возраст детей, для которых он предназначен, так и размеры экспозиции, ограниченность его тематики. В создании музея участвуют педагоги, родители и учащиеся. Также нужно отметить, что в отличие от обычного музея, где ребенок занимает чаще всего пассивную позицию слушателя, мини-музей выступает как зона творчества для детей, ребенок становится активным участником оформления экспозиции, экспонаты такого музея не только можно трогать, но и нужно.

На базе МАОУ Лицей № 34 г. Тюмени нами был создан мини-музей «Время» для учащихся 3 «б» класса для уроков математики (раздел: «Доли», темы уроков: «Единицы измерения времени: минуты», «Единицы измерения времени: секунды»), включающий в себя: историческую справку о часах, их видах, оформленную в виде статей с иллюстрациями; действующие модели шахматных, механических и песочных часов; созданные совместно с детьми и их родителями модели огненных часов, водяных часов; творческие задания и задачи.

F:\_my_pictures\20151123-008.jpeg

Рис.1. Мини-музей «Время»

Литература:

  1. Бондаренко Т. Н. Мини-музеи как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»// http://festival.1september.ru/articles/640575/
  2. Корнеева А. А. Виртуальная экскурсия как метод обучения в начальной школе//Образовательный портал PRODLENKA.ORG// http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/molodomu-uchitelju/150455-virtualnaja-jekskursija-kak-metod-obuchenija-.html
  3. Манденбура Е. П., Шеховская Н. Л. Музейная педагогика: историко-педагогический анализ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2011. — № 6, том 9. — с. 54–62.
  4. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/ М.: Высш. шк. — 2004–216 с.
  5. Юнина Е. А. Виртуальная экскурсия в начальной школе//Социальная сеть работников образования nsportal.ru//http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2011/10/22/virtualnaya-ekskursiya-v-nachalnoy-shkole
  6. Методические рекомендации по организации и паспортизации школьного музея// «Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения»//http://oductik.moy.su/index/muzejnaja_dejatelnost/0–104
Основные термины (генерируются автоматически): музейная педагогика, Музейная педагогика, стыке музееведения, Виртуальный музей, подобного музея, виртуальная экскурсия, воспитании средствами музея, деятельности современного музея, посредническая миссия музея, бюро.Создание подобного музея, деятельности подобного музея, «Единицы измерения времени, материал виртуального музея, пространстве музея, преимущества традиционного музея, выставка).Экспозиция музея, сотрудниками музея, создании музея, работа музея, Экспозиционное пространство.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос