Автор: Ягудина Роза Ильдусовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 1773 раза

Библиографическое описание:

Ягудина Р. И. Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 484-486.

Сегодня задачи формирования духовной культуры человека, его познавательных потребностей становится не менее важным, чем задачи образовательные. Значительную роль в этом процессе может сыграть музей, который от других образовательных центров отличается демократичностью и способностью к воспитательному воздействию на все категории и группы населения, независимо от возраста и образования, национальной и религиозной принадлежности.

Особый подъем педагогической деятельности музеев в последние десятилетия является социально обусловленным. Переосмысление концепции музея вызвано серьезными гуманистическими социальными проблемами.

Эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения –важные задачи современной музейной педагогики.

Известно, что искусство, художественное творчество осуществляют формирующую и воспитательную функцию в процессе развития и становления личности.

Процесс творческого осмысления духовных ценностей, происходящий в музее благодаря тому, что музей создает новые отношения между человеком и экспонатом, человеком и общественной средой, становится предметом пристального внимания ученых, педагогов, музееведов.

Исследователи считают, что в воспитательном процессе прежде должны быть затронуты эмоциональная сфера, личностные качества человека. Главной задачей воспитания посредством музея признается формирование в личности ценностного отношения к действительности на основе приобщения к историческому опыту народа.

В связи с этим появляются новые принципы построения экспозиции и ее интерпретации, направленные не на информативное и иллюстративное отражение исторической действительности, а на ее эмоциональное, личностное, оценочное восприятие.

Известный ученый В.В.Ванслов утверждал: «Искусство развивает как мышление, эмоции, фантазию зрителя, так и восприятие, формирует глаз, чувствующий красоту цвета и формы, объема и композиционных соотношений. Оно учит смотреть не только на мир, но и видеть эстетическую значимость и внутренний смысл его явлений. Развивает чувственные способности человека, оно поднимает их на высший уровень культуры своего времени».

Памятники материальной и духовной культуры, обладая большой силой эмоционального воздействия, являются средствами познания, творческого преобразования действительности и ценностного осмысления. Музееведы-ученые отмечают коммуникативную природу процесса эстетического воспитания в музее. Музейная коммуникация определяется как процесс передачи информации через общение с музейными экспонатами.

Музейный экспонат, обладающий информационными, экспрессивными свойствами, в условиях музейной среды имеет уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные и эмоциональные процессы личности посетителя одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Обобщение опыта работы художественных музеев и галерей в области эстетического воспитания школьников позволяет выделить наиболее распространенные методы воздействия на зрителя: экскурсии, лектории, путеводители.

Особую роль в эстетическом воспитании учащихся в музее играют экспозиции и выставки народного искусства. Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью традиционной художественной культуры России и культуры народов мира и рассматривается как важное средство духовного развития личности.

Музейная экспозиция может выступать эффективным средством эстетического воспитания при выполнении следующих условий: она рассматривается, как важный компонент системы эстетического воспитания; учитывается художественно-эстетическое ценность произведения и подлинность экспоната; экспозиция рассматривается как полихудожественное произведение.

Научно обоснованы, определены и экспериментально проверены педагогические условия формирования эстетического восприятия, художественного интереса, творческой активности школьников как критерия эстетического развития. Главные из них: художественная и эстетическая ценность произведения. Подлинность музейного экспоната; создание экспозиции как полихудожественного произведения, способного вызвать эмоционально-ценностные переживания; погружение в «музейную среду» через выставочную режиссуру; применение дидактических приемов на выставке; вариативность выставок, использование художественно-краеведческой направленности; дифференцированный подход, учет возрастных особенностей; моделирование проблемной ситуации; интегрированные формы занятий в экспозиции.

Во многих научных исследованиях ученых по проблеме «Музей и дети» подчеркивается необходимость учитывать возрастные психологические особенности аудитории. По мнению музееведов, возрастные особенности психологического развития определяются совокупностью ряда факторов. Среди них: тип ведущей деятельности; характер общения ребенка с окружающими – взрослыми и сверстниками; психофизиологические особенности развития памяти, мышления, восприятия, речи; требования, предъявляемые обществом и семьей к ребенку на данном этапе его развития; другие виды деятельности, которыми занимается ребенок; тип знаний, усваиваемых ребенком, способы овладения ими и их использование.

Психолого-педагогический анализ музейной практики позволяет выявить два основных типа преимущественной направленности работы с детьми. Они ориентированы на познавательное и на эмоциональное развитие ребенка.

Направленность на эмоциональное развитие субъекта также включает в себя ряд задач: создать яркое впечатление, дать опыт разнообразных переживаний, удивления совершенством природы или мастерством человека, наслаждение красотой и радостью познания; развитие познавательных интересов, воспитание основ духовной культуры.

Одной из главных целей воспитательной работы музея, галереи является эстетическое развитие, понимаемое как одно из условий нравственного формирования личности. Соответственно общепринятой структуре учебно-воспитательного процесса выделяются три основные функции педагогической деятельности музея в этом направлении -воспитательную, образовательную, развивающую.

Как известно в содержании воспитательной функции главную роль играет формирование нравственных качеств личности, эстетических убеждений, социально значимых отношений, мотивов и правил поведения. Конкретнее все это можно обозначить как формирование высоких идеалов, воспитание доброты, чувственности, бережного отношения, восприятия художественных ценностей. Образовательные функции музея, галереи заключаются в расширении художественного кругозора учащихся, в развитии эрудиции, привитии первоначальных навыков художественного анализа и накопления личностного творческого опыта.

Развивающая функция музея имеет сложный, специфический характер. В структуре педагогического процесса развивающая функция рассматривается музееведами как результат реализации образовательной и воспитательной функции. Что применительно к художественному музею – означает общее эстетическое развитие личности.

Решение воспитательных и развивающих задач во взаимосвязи помогают заложить основы эстетического и эмоционально-нравственного формирования личности. Художественно-образовательные задачи на первоначальном этапе эстетического развития младшего возраста несут наименее значительную нагрузку и возрастают в процессе взросления ребенка.

Систематическое, целенаправленное обучение художественному восприятию в условиях музея, по мнению музееведов, необходимо начинать в раннем возрасте, а именно, со второго класса общеобразовательной школы. Процесс обучения эстетическому восприятию средствами музея должен быть поэтапным. Главной целью первоначального этапа остается развитие эстетической восприимчивости, формирование внутренней готовности к восприятию искусства и усвоению художественных знаний.

По убеждению А.В.Бакушинского, экскурсия в музей должна решать задачи эстетического характера. Важным качеством восприятия Бакушинский считал целостное эстетическое переживание, способность к непосредственной реакции на художественный образ. Такая способность может быть воспитана у зрителя путем его приучения к внимательному, вдумчивому восприятию через развитие чувства формы, цвета, композиции.

Педагогам, занимающимся художественным воспитанием детей младшего возраста, известна любовь детей к произведениям народного искусства. Особенности художественного мышления народного мастера соприкасаются с областью эстетических представлений детей младшего возраста. Декоративность предметов народного творчества, их яркость, красочность, «нарядность» близки детскому восприятию, они вызывают яркую эмоциональную реакцию у младших школьников.

Эстетические предпочтения детей позволяют наметить примерный круг экскурсионных тем, которые музей может предложить учащимся 3-7 классов, это – «Здравствуй, музей», «Народная игрушка», «Берестяные узоры», «Как рисует художник» и др.

Для создания эмоциональной атмосферы, музейный педагог, работая с детьми младшего возраста, отказывается от традиционной лекционного метода, он обращается к методу диалога, живой беседе, в основе которой лежат непосредственные наблюдения, эмоциональные и зрительные ассоциации, вызываемые художественными образами.

Полезным является включение поэтических и музыкальных фрагментов в процессе зрительного восприятия. Этот прием, известный в практике эстетического воспитания, придает яркую и эмоциональную окраску зрительным впечатлениям, что, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления.

Одним из важных педагогических средств образования школьников является художественное краеведение. Через него осуществляется связь музея и школы с историей родного края с его художественной культурой с людьми, созидающие художественные и эстетические ценности. Краеведение способствует во влечение учащейся молодежи в художественное творчество, расширяет возможности просветительства среди местного населения, знания об искусстве края, особенностях современной художественной жизни, что в свою очередь открывает путь к познанию закономерностей развития местной, художественной культуры, ее взаимосвязи с многонациональной культурой страны.

Каждый край, район, область, город располагает художественными памятниками истории и культуры, произведениями монументальной скульптуры, живописи и графики, произведениями декоративно прикладного искусства. Использование в экспозициях такого разнообразного художественного материала в учебно-образовательном процессе привлекает внимание, как взрослых, так и детей.

Краеведческая работа по искусству основывается на дидактическом принципе научности обучения. Вся работа по краеведению в музее и школе направляется на формирование у учащейся молодежи научного мировоззрения: понимания природы искусства, его связи с многообразными сторонами жизни общества – наукой, производством, моралью, идеологией; на выработку критериев оценки художественных явлений, их эстетические качества; на выяснение специфики изобразительных, материальных и выразительных средств, используемых при создании художественных произведений, предметов декоративно-прикладного искусства и т.д.

Посещая музейные экспозиции и выставки под руководством квалифицированных экскурсоводов, школьники знакомятся с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, созданными художниками и народными умельцами родного края. Все эти впечатления обогащают идейно-тематическое содержание изобразительного творчества школьников. В свою очередь, занимаясь художественным творчеством, учащиеся постигают суть происходящих явлений общественной жизни, приобщаются к прекрасному, делают первые шаги в исследовательской и эстетической деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): средствами музейной, школьников средствами музейной, средствами музейной педагогики, эстетического воспитания, Эстетическое воспитание, средствами музейной экспозиции, воспитание школьников средствами, петербуржца средствами музейной, Эстетическое воспитание школьников, младшего возраста, воспитание младших школьников, младших школьников средствами, юного петербуржца средствами, эстетического воспитания школьников, духовной культуры, эстетического развития, народного искусства, Воспитание юного петербуржца, современной музейной педагогики, детей младшего возраста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос