Самоменеджмент как средство осуществления педагогической деятельности молодых педагогов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 01.11.2017

Статья просмотрена: 1989 раз

Библиографическое описание:

Яворская, Т. И. Самоменеджмент как средство осуществления педагогической деятельности молодых педагогов / Т. И. Яворская. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13138/ (дата обращения: 16.12.2024).



В последнее время в педагогической науке стали часто употребляться термины «менеджер», «педагогический менеджмент», «самоменеджмент». Однако не все понимают значение данных понятий. Менеджмент — это управленческая деятельность или наука управления, а менеджер — профессионально подготовленный руководитель, человек способный управлять людьми. В свою очередь самоменеджмент «это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом жизнедеятельности в самом широком смысле слова — о времени, в пространстве, в общении, в деятельности» [1, с. 15].

На молодого, только пришедшего в школу специалиста с первых дней работы возлагается масса проблем, к которым он теоретически подкован, но не всегда готов практически. Составление образовательных программ, календарно-тематического планирования, плана воспитательной работы, подготовка к занятиям, организация внеурочной деятельности, заполнение журналов, проверка тетрадей, а также непосредственная работа с детьми и родителями — все это требует массу времени, и не всегда даже опытные педагоги могут справляться с такой нагрузкой.

А. А. Симонова, изучив возможности педагогов организовать свой труд, выяснила, что основная масса педагогов (82 %) испытывают хронический дефицит времени, которого не хватает не только на отдых, но и на профессионально необходимые дела. Это происходит, потому, что педагоги проявляют недостаточную организованность, обязательность, не всегда рационально используют рабочее время [6, с. 12].

Овладение молодым педагогом основами самоменеджмента, несомненно поможет ему в осуществлении педагогической деятельности, а именно: научит рационально использовать время, квалифицированно перерабатывать и запоминать информацию, эффективно решать проблемы, оказывать влияние на детей распределять свое время управлении ученическим коллективом, обучении и воспитании школьников.

Проблема самоменеджмента имеет комплексный характер и находится на стыке педагогики, философии, психологии, теории управления. Категория «самоменеджмент» связана с категориями «свобода», «смысл жизни», «авторство жизни», «трансцендирование», «жизненный путь» и другие, раскрываемых философами экзистенциального направления: Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер и другие, русскими философами серебряного века: Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, В. Розанов и другие [5, с. 38].

Впервые термин «самоменеджмент» был предложен немецким профессором Лотаром Зайвертом. В его трактовке, самоменеджмент — это «целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального использования своего времени». Главная цель самоменеджмента, по мнению автора, максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни [3, с.11].

Разработкой проблемы самоменеджмента занимались и закнимаются такие зарубежные ученые как Л. Зайверт, А. и К. Бишоф, Ф. Бэгьюли, В. Зигерт, Л. Ланг, К. Киан, а также отечественные ученые А. А. Симонова, В. С. Петрухин, В. М. Андреев, А Беркман, И. Л. Добротворский и другие ученые.

Самоменеджмент педагога в интерпретации специалистов включает в себя такие грани, как: внешний вид (стиль одежды, прическа, аксессуары, макияж и т. п.); личностные и профессиональные качества; стиль управления; самооценка; делегирование (распределение) полномочий; способность к целеполаганию, т. е. определению перспектив, постановке четких, конкретных целей, выявлению реальных путей и способов их реализации; способность к концентрации личностных ресурсов на том, что должно быть достигнуто; планирование и распределение рабочего времени; рациональное использование информации и коммуникации (ведение телефонных переговоров и др.); «менеджмент здоровья» и т. п. [5, с. 96].

В работе молодого педагога существуют следующие проблемы, напрямую связанные с умениями самоменеджмента, например, такие как: неумение управлять собой, нечеткие и размытые личные ценности, рациональное использование времени, неумение перерабатывать и запоминать информацию, отсутствие творческого подхода, неумение оказывать влияние на людей, неумение предотвращать конфликты и многое другое.

В настоящее время имеется множество разработок, тренингов, для развития у педагогов и других специалистов методик самоменеджмента.

Так, при неумении управлять собой, Бишоф Анита в своей книге «Самоменеджмент. Эффективно и рационально» рекомендует при столкновении с неразрешимой проблемой, спокойно отложить ее до того времени, когда вы будете способны с ней справиться. Если же проблема требует немедленного решения, записать на листе бумаги все возможные варианты ее решения, проанализируйте каждый и остановитесь на одном, отбросьте сомнения и уверенно действуйте в соответствии с выбранным вариантом [2, с. 47].

Решая проблему рационального использования педагогом своего времени, Кейт Кинан обобщил опыт ученых в своем труде «Управлении временем». Так, например, существует методика «поглотителей времени» (таблица 1), методика «Альпы», и многие другие [4, с. 27].

Таблица 1

Анализ «поглотителей времени»

«Поглотители времени»

Возможные причины потерь времени

Меры по устранению

Для того, чтобы справиться с огромным потоком информации, учитель сталкивается с таким ограничением, как неумение работать с информацией. Л. Зайверт в книге «Стиль руководства» предлагает SQ3R метод, который основывается на 3 фазах: «до чтения» (Что я должен прочитать? Что я обязан прочитать? Что я хочу прочитать? Что я хочу с этим предпринять?), «во время чтения» (восприятие текста, поиск и чтение только важного, фиксация); «после чтения» (составление выписок из текста, использование условных знаков:! — важно;!! — очень важно; И — имя; Т — новая теория; П — пример и др.) [3, с.198].

Работа педагога полна неожиданностей и непредсказуема, поэтому дать советы “на все случаи жизни” невозможно, но пользоваться рекомендациями, выделенными из исследований в области «самоменеджмента» является разумным и важным.

Схожесть в некоторых аспектах менеджера и учителя, общие профессиональные умения и функции позволят стимулировать активность в работе над собой. Чтобы быть жизнерадостным и бодрым, эффективно работать, достигать успеха, любому человеку, а тем более учителю, необходимо владеть теорией и методикой самоменеджмента, т. е. умением самосовершенствоваться. Одной из центральных функций в деятельности учителя является функция руководства и управления деятельностью коллектива школьников, родителями, а также самим собой. От качественного выполнения этой функции часто зависит результат учебно-воспитательной работы. Поэтому внедрение элементов самоменеджмента в работу учителя позволит показать пути и методы личного и профессионального самосовершенствования.

Литература:

  1. Андреев В. М., Старобинский Э. Е. Самоменеджмент руководителя. — Томск, 2000. — 211 с.
  2. Бишоф А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально. — М.: Омега-Л., 2006. — 127 с.
  3. Зайверт Л., Фридман Л.М, Энкельманн Т. Стили руководства. — М, 2002. — 222 с.
  4. Кинан, К. Самоменеджмент. — М.: Эксмо, 2006–34 с.
  5. Петрова, Г. Н., Шемилина, Е. М. Самоменеджмент педагога: теория и практика: учебно-методическое пособие. — Владивосток: ДФУ, 2014. — 184 с.
  6. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании: учебное пособие. — М., Юрайт-Издат, 2009. — 357 с.
Основные термины (генерируются автоматически): время, молодой педагог, неумение.

Похожие статьи

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов

Самообразование как основа развития успешной профессиональной личности педагога в современном обществе

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции подростков

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Похожие статьи

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов

Самообразование как основа развития успешной профессиональной личности педагога в современном обществе

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции подростков

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков