Самоанализ деятельности учителя как основа управлением процессом обучения через осмысление собственного педагогического опыта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Дата публикации: 22.04.2018

Статья просмотрена: 2845 раз

Библиографическое описание:

Фомина, Т. П. Самоанализ деятельности учителя как основа управлением процессом обучения через осмысление собственного педагогического опыта / Т. П. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 319-320. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49666/ (дата обращения: 22.11.2024).



Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь. Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.

В. О. Ключевский, русский историк

Учитель современной школы не просто источник определённых знаний, передающий их своим ученикам. Это, на мой взгляд, в первую очередь — личность, желающая и умеющая динамично развиваться и принимать новые образовательные технологии, умея использовать их с максимальной отдачей. При этом не стоит забывать, что использование таких технологий на уроках не может являться самоцелью труда учителя, данью моде или каким-то единичным применением в обучающей деятельности. Всё в работе учителя должно, я считаю, развиваться динамично и последовательно с учетом имеющегося опыта работы педагога и его личностных качеств.

И именно самоанализ своей деятельности может стать основой управления процесса обучения через осмысление собственного педагогического опыта.

Что же собой представляет самоанализ деятельности учителя? Рассмотрим ряд важных и необходимых, на мой взгляд, особенностей, касающихся данного вопроса.

Здесь уместно рассмотреть само понятие «самоанализ». Самоанализ — это «анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. Понятие самоанализ в большей степени концентрирует внимание на процессуальном аспекте собственной психики, отличается целенаправленностью и произвольностью процесса этого анализа» [1].

Имея четкое представление о том, что собой представляет самоанализ, мы и можем перейти к самой сути вопроса.

Самоанализ своей педагогической деятельности позволяет учителю выявить сильные и слабые стороны в своей работе. Ведь бывает и так, что учитель, прекрасно зная положительные аспекты в своей работе, пытается обойти неудачи стороной, не выявляя причины и не пытаясь над ними работать. Причем это свойственно как начинающим педагогам, так и педагогам с большим стажем работы.

Опять же, необходимо отметить, что самоанализ также не должен быть самоцелью. Проводится он для того, чтобы осмысление имеющегося опыта позволило в дальнейшем оптимизировать и, в конечном счете, повысить качество своего труда.

Самоанализ тесно связан с вопросами самообразования учителя. Выявив наиболее проблемные вопросы, учитель может, занявшись самообразованием ликвидировать возникшие пробелы и тем самым, в конечном счёте, качество знаний его учеников, несомненно, повысится.

Введение самоанализа педагогической деятельности при прохождении аттестации также является очень важным аспектом в работе каждого учителя. Анализ выявляет, насколько профессиональные способности педагога соответствуют его профессиональной компетенции. Не будет лишним напомнить о них еще раз. Это коммуникативность, экспрессивность, дидактические умения, перцептивные умения, научно-педагогические умения, организаторские умения, личностные умения, конструктивные умения, гностические умения, психомоторные умения, мажорные умения, способности к концентрации и распределению внимания.

Говоря о способности учителя к самоанализу, мы должны учитывать умение педагога проводить анализ собственной деятельности и выработать потребность в его проведении. Эта потребность, в свою очередь, способна привести к «формированию таких личностных характеристик как самоутверждение, самоопределение, самовыражение, самореализация в педагогической практике. Такой подход способствует становлению педагогов как субъектов своей активности» [7].

Не стоит забывать и того, что самоанализ деятельности учителя является своеобразным средством успешного взаимодействия и взаимопонимания между педагогом, учениками, родителями и коллегами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что самоанализ в условиях современной школы является неотъемлемой частью труда каждого учителя. Учитывая внедрение в школы образовательных стандартов нового поколения, а, следовательно, повышение требований к профессиональной компетенции учителя, мы можем отметить актуальность данной темы и необходимость работы над вопросами самоанализа на всех уровнях методических объединений учителей-предметников и их взаимодействия с методическими центрами.

Литература:

  1. dic.academic.ru>dic.nsf/enc…379 САМОАНАЛИЗ
  2. Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений: Методические рекомендации и материалы/ Авт.-сост. И. А. Фоменко; Под общ.ред. Л. Я. Олиференко — М.: АРКТИ, 2009.-88 с.
  3. Волков Б. С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.-М., Центр педагогического образования, 2008.-96с.
  4. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2007.- 132с. (Школьное образование)
  5. nsportal.ru›shkola/materialy-k…library…samoanaliza
  6. sinludmila.ru›news…po_samoanalizu_peddejatelnosti…
  7. festival.1september.ru
Основные термины (генерируются автоматически): самоанализ, умение, конечный счет, мой взгляд, педагогическая деятельность, самоанализ деятельности учителя, современная школа, учитель.


Похожие статьи

Управленческие цепочки как средство управления познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения

Дифференциация и индивидуализация как одна из форм совершенствования системы обучения в общеобразовательной школе (обобщение педагогического опыта)

Функционал учителя как субъектная характеристика его деятельности в поликультурной среде открытого образования

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитания» как условие формирования культуры самостоятельной работы педагога

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Созидание через творчество, или Внеурочная деятельность как средство формирования эстетической культуры школьника (из опыта работы)

Формирование культуры общения у младших школьников в процессе усвоения лексики человеческих отношений

В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Дискурсивный подход при формировании коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка (на материале немецкого и английского языков)

Невербальная выразительность и культура движения как компонент педагогического общения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя

Похожие статьи

Управленческие цепочки как средство управления познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения

Дифференциация и индивидуализация как одна из форм совершенствования системы обучения в общеобразовательной школе (обобщение педагогического опыта)

Функционал учителя как субъектная характеристика его деятельности в поликультурной среде открытого образования

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитания» как условие формирования культуры самостоятельной работы педагога

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Созидание через творчество, или Внеурочная деятельность как средство формирования эстетической культуры школьника (из опыта работы)

Формирование культуры общения у младших школьников в процессе усвоения лексики человеческих отношений

В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Дискурсивный подход при формировании коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка (на материале немецкого и английского языков)

Невербальная выразительность и культура движения как компонент педагогического общения в процессе профессиональной подготовки будущего учителя

Задать вопрос