Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь. Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.
В. О. Ключевский, русский историк
Учитель современной школы не просто источник определённых знаний, передающий их своим ученикам. Это, на мой взгляд, в первую очередь — личность, желающая и умеющая динамично развиваться и принимать новые образовательные технологии, умея использовать их с максимальной отдачей. При этом не стоит забывать, что использование таких технологий на уроках не может являться самоцелью труда учителя, данью моде или каким-то единичным применением в обучающей деятельности. Всё в работе учителя должно, я считаю, развиваться динамично и последовательно с учетом имеющегося опыта работы педагога и его личностных качеств.
И именно самоанализ своей деятельности может стать основой управления процесса обучения через осмысление собственного педагогического опыта.
Что же собой представляет самоанализ деятельности учителя? Рассмотрим ряд важных и необходимых, на мой взгляд, особенностей, касающихся данного вопроса.
Здесь уместно рассмотреть само понятие «самоанализ». Самоанализ — это «анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. Понятие самоанализ в большей степени концентрирует внимание на процессуальном аспекте собственной психики, отличается целенаправленностью и произвольностью процесса этого анализа» [1].
Имея четкое представление о том, что собой представляет самоанализ, мы и можем перейти к самой сути вопроса.
Самоанализ своей педагогической деятельности позволяет учителю выявить сильные и слабые стороны в своей работе. Ведь бывает и так, что учитель, прекрасно зная положительные аспекты в своей работе, пытается обойти неудачи стороной, не выявляя причины и не пытаясь над ними работать. Причем это свойственно как начинающим педагогам, так и педагогам с большим стажем работы.
Опять же, необходимо отметить, что самоанализ также не должен быть самоцелью. Проводится он для того, чтобы осмысление имеющегося опыта позволило в дальнейшем оптимизировать и, в конечном счете, повысить качество своего труда.
Самоанализ тесно связан с вопросами самообразования учителя. Выявив наиболее проблемные вопросы, учитель может, занявшись самообразованием ликвидировать возникшие пробелы и тем самым, в конечном счёте, качество знаний его учеников, несомненно, повысится.
Введение самоанализа педагогической деятельности при прохождении аттестации также является очень важным аспектом в работе каждого учителя. Анализ выявляет, насколько профессиональные способности педагога соответствуют его профессиональной компетенции. Не будет лишним напомнить о них еще раз. Это коммуникативность, экспрессивность, дидактические умения, перцептивные умения, научно-педагогические умения, организаторские умения, личностные умения, конструктивные умения, гностические умения, психомоторные умения, мажорные умения, способности к концентрации и распределению внимания.
Говоря о способности учителя к самоанализу, мы должны учитывать умение педагога проводить анализ собственной деятельности и выработать потребность в его проведении. Эта потребность, в свою очередь, способна привести к «формированию таких личностных характеристик как самоутверждение, самоопределение, самовыражение, самореализация в педагогической практике. Такой подход способствует становлению педагогов как субъектов своей активности» [7].
Не стоит забывать и того, что самоанализ деятельности учителя является своеобразным средством успешного взаимодействия и взаимопонимания между педагогом, учениками, родителями и коллегами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что самоанализ в условиях современной школы является неотъемлемой частью труда каждого учителя. Учитывая внедрение в школы образовательных стандартов нового поколения, а, следовательно, повышение требований к профессиональной компетенции учителя, мы можем отметить актуальность данной темы и необходимость работы над вопросами самоанализа на всех уровнях методических объединений учителей-предметников и их взаимодействия с методическими центрами.
Литература:
- dic.academic.ru>dic.nsf/enc…379 САМОАНАЛИЗ
- Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений: Методические рекомендации и материалы/ Авт.-сост. И. А. Фоменко; Под общ.ред. Л. Я. Олиференко — М.: АРКТИ, 2009.-88 с.
- Волков Б. С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.-М., Центр педагогического образования, 2008.-96с.
- Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2007.- 132с. (Школьное образование)
- nsportal.ru›shkola/materialy-k…library…samoanaliza
- sinludmila.ru›news…po_samoanalizu_peddejatelnosti…
- festival.1september.ru