Тренинг «Основы самоменеджмента, или Как все успеть педагогу»
Авторы: Хамбекова Алина Сергеевна, Сорокина Елена Андреевна, Баханова Анна Андреевна, Мушакова Светлана Александровна, Афенко Александра Сергеевна, Белоусова Анна Андреевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XLVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2022)
Дата публикации: 17.10.2022
Статья просмотрена: 81 раз
Библиографическое описание:
Тренинг «Основы самоменеджмента, или Как все успеть педагогу» / А. С. Хамбекова, Е. А. Сорокина, А. А. Баханова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/462/17478/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье авторы пытаются определить основы профессионального самоменеджмента педагогов.
Ключевые слова: самоменеджмент, восприятие мира, ситуация, навык
Основная цель науки самоменеджмента — максимальное использование собственных возможностей, сознательное управление течением своей жизни, преодоление внешних обстоятельств, развитие децентрации, интернального локуса контроля. Знакомство со способами структурирования психической деятельности, саморегуляцией.
1. Предлагается рассмотреть семь навыков высокоэффективных людей. Три навыка, связанных с личными достижениями, предполагающими подход к развитию персональной эффективности. Первый навык «Проактивность» — умение брать ответственность на себя за происходящее. Предлагаются характеристики проактивного и реактивного человека (зависимого от обстоятельств). Второй навык — целеполагание. «Начинай представлять конечную цель» (для нас важно описание участниками целей в профессиональной деятельности). Настроить участниц на постановку, а затем достижение своих целей. Показать, что уже сегодня значимо представлять себя завтрашнего. Навык три практикует эффективное самоуправление жизнью и временем: «Сначала делайте то, что необходимо делать сначала». Участницам предлагается ответить на вопросы:
«Назовите что-то одно, что вы могли бы сделать (а в настоящий момент не делаете) и что, если это делать регулярно, привело бы к огромным позитивным переменам в сфере вашей профессиональной жизни (личной жизни)».
Затем по матрице «Управление временем» предлагается определить, к каким делам относится записанное дело (важным, не важным, срочным, не срочным).
Работая с характеристиками навыков, с помощью вопросов:
«Какой человек называется эффективным?», «Должен ли воспитатель быть эффективным?» важно подвести участников к осознанию необходимости саморазвития, самосовершенствования. Проговаривая определение понятий «воспитатель», «воспитывать», необходимо отметить способность педагога оказывать влияние на других (ребенка), подчеркнуть меру ответственности за развитие ребенка, за изменения, которые он вносит в систему взглядов, духовных ценностей независимо от того, преследует он (воспитатель) собственные цели или решает какие — то другие «непедагогические» проблемы.
Участникам предлагаются ситуации на решение вопросов воспитательного влияния на ребенка, направленности поведения воспитателя (1).
Ситуация 1. У вас сломался каблук или оторвалась какая — то важная пуговица. Или, что еще досаднее, вы упали на глазах у детей. Где тут ответственность и направленность поведения на ребенка?
Ситуация 2. Учим ребенка считать или здороваться со взрослыми. Это что — направленность?
Ситуация 3. Только что вас кто-то рассмешил. Анекдот был на редкость остроумен. Ребенок, скорее всего, ничего не понял, но смеётся вместе с вами. В чем здесь проявляется воспитательная позиция?
После эксперимента с картинками «молодая или старая?», способствующего осознанию своего восприятия мира как отличного от восприятия другого (2). Участницам раздается по картинке (рис.1, 2). Предлагается внимательно посмотреть на изображение 10 секунд. Затем задают вопросы: Видите ли вы женщину? Какого она возраста? Как она выглядит? Необходимо добиться, чтобы каждый увидел двух женщин.
После эксперимента с картинками «молодая или старая?», способствующего осознанию своего восприятия мира как отличного от восприятия другого (3,4). Отмечаем важность в педагогической профессии способности к децентрации
Рис. 1 Рис. 2
(Автор первой картинки карикатурист У.Хилл (W. E. Hill, 1915), авторами второй считаются психологи Е. Г. Боринг и Р. В. Липер (E. G. Boring, R. W. Leeper, 1930)).
Участницам предлагается разделиться на пары и продолжить предложение за партнера, затем за себя. Степень совпадения ответов будет свидетельствовать о способности к децентрации.
- Мне бывает очень радостно, когда...
- Я очень грущу, когда...
- Мне бывает страшно, когда...
- Я бываю очень удивлен, когда... и т. д. В течение недели предлагается поработать над навыками.
Методы и приемы: незаконченные предложения, матрица «управление временем», информирование, вопросы, эксперимент с картинками.
Матрица управления временем
Срочные |
Несрочные |
|||
Важные |
1 Дела: |
Результаты: |
2 Дела: |
Результаты: |
Критические ситуации, не отложные проблемы |
Стресс, самосожжение, управление в условиях кризиса |
Профилактические действия, планирование, восстановление сил |
Видение перспектив, контроль, малое количество кризисных ситуаций |
|
Не важные |
3 Дела: |
Результаты: |
4 Дела: |
Результаты: |
Отвлечения, распространенные виды деятельности |
Ощущение себя жертвой, не владеющей собой |
Мелочи, отнимающие время, звонки |
Безответственность, зависимость от других. |
|
Основные правила планирования:
— Соотношение 60/40
— Планируйте реалистично
— Регулярно планируйте и последовательно
— Письменная форма плана
— Срок исполнения
Литература:
- Маслоу, А. Теория личности / А. Маслоу. — В кн.: Психология личности. Т. 1. Хрестоматия.- Самара, 1999. — Т. 1. — С. 379–391.
- Рубинштейн, С. Л. Основы психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн.- М., 1935.
- Вилюнас, В. К. Психологические аспекты биологической мотивации [Текст] / В. К. Вилюнас. — М., 1986.
- Маслоу, А. Теория личности / А. Маслоу. — В кн.: Психология личности. Т. 1. Хрестоматия.- Самара, 1999. — Т. 1. — С. 379–391.
Похожие статьи
Подготовка педагогов к реализации эдьютейнмента в дошкольной образовательной организации
В статье представлено обоснование актуальности и необходимости обучения педагогов, для внедрения новой технологии обучения.
Средовый подход в методике обучения ОБЖ
В статье сделана попытка трансформации средового подхода как методологии осмысления проблем окружающей среды в средовую компетенцию как профессиональное требование к деятельности педагога- организатора ОБЖ.
Направленность образовательного процесса в вузе на формирование имиджа будущих менеджеров туризма
Статья посвящена проблеме выбора оптимальных практически-ориентированных методик и технологий, направленных на формирование профессионального имиджа будущих менеджеров туризма.
Технологии реализации функций лидера в школе
Статья посвящена анализу технологий реализации функций лидера в школе. Особое внимание уделяется технологиям создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
Влияние наставничества и совместного планирования на развитие навыков преподавания у начинающих учителей английского языка
В статье автор пытается повествовать о результатах проведенного комплексного исследования экспериментального характера в форме рефлексивного отчета.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент системы наставничества (из опыта работы)
В статье автор раскрывает практические аспекты организации наставничества посредством разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута педагога.
Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык
Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мы...
Геймификация как тренд в системе образования
Данная статья посвящена раскрытию понятия «геймификация», её роли в системе образования. Обусловлена актуальность, влияние на повышение мотивации и успеваемости, обучающихся и проведена аналитика принципов геймификации.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы с текстом
В статье раскрывается формирование коммуникативной компетентности младшего школьника при работе с текстом.
Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов
В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.
Похожие статьи
Подготовка педагогов к реализации эдьютейнмента в дошкольной образовательной организации
В статье представлено обоснование актуальности и необходимости обучения педагогов, для внедрения новой технологии обучения.
Средовый подход в методике обучения ОБЖ
В статье сделана попытка трансформации средового подхода как методологии осмысления проблем окружающей среды в средовую компетенцию как профессиональное требование к деятельности педагога- организатора ОБЖ.
Направленность образовательного процесса в вузе на формирование имиджа будущих менеджеров туризма
Статья посвящена проблеме выбора оптимальных практически-ориентированных методик и технологий, направленных на формирование профессионального имиджа будущих менеджеров туризма.
Технологии реализации функций лидера в школе
Статья посвящена анализу технологий реализации функций лидера в школе. Особое внимание уделяется технологиям создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
Влияние наставничества и совместного планирования на развитие навыков преподавания у начинающих учителей английского языка
В статье автор пытается повествовать о результатах проведенного комплексного исследования экспериментального характера в форме рефлексивного отчета.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент системы наставничества (из опыта работы)
В статье автор раскрывает практические аспекты организации наставничества посредством разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута педагога.
Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык
Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мы...
Геймификация как тренд в системе образования
Данная статья посвящена раскрытию понятия «геймификация», её роли в системе образования. Обусловлена актуальность, влияние на повышение мотивации и успеваемости, обучающихся и проведена аналитика принципов геймификации.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы с текстом
В статье раскрывается формирование коммуникативной компетентности младшего школьника при работе с текстом.
Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов
В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.