Составление вопросов высокого порядка как способ улучшения навыков работы с текстом учащихся седьмых классов | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, сентябрь 2017)

Дата публикации: 06.09.2017

Статья просмотрена: 813 раз

Библиографическое описание:

Хлынина Т. А. Составление вопросов высокого порядка как способ улучшения навыков работы с текстом учащихся седьмых классов [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 57-61. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12867/ (дата обращения: 16.08.2018).



Научить работать с текстом — важная задача процесса обучения. Не каждый учащийся, прочитав один раз текст, определит, о чем он, в чем заключается основная мысль. Решить эту проблему поможет составление вопросов высокого порядка. Поэтому была определена тема исследования и этапы его проведения.

Тема данного исследования «Как умение составлять вопросы высокого порядка на основе таксономии Блума способствует улучшению навыков работы с текстом учащихся 7-х классов?» является актуальной, т. к.составление вопросов высокого порядка помогает лучше понять прочитанный текст, определить идею и основную мысль, выделить ключевые слова.

Прежде чем научить составлять вопросы по таксономии Блума, среди учащихся было проведено анкетирование по следующим вопросам:

− Умеешь ли ты составлять «тонкие» вопросы?

− Умеешь ли ты составлять «толстые» вопросы?

− Знаешь ли ты порядок слов в вопросительных предложениях?

− Помогает ли тебе составление вопросов лучше понять текст, его основную мысль и идею?

− Сможешь ли ты объяснить своему однокласснику, чем отличаются «тонкие» и «толстые» вопросы?

На основе ответов учащихся была составлена диаграмма, на которой видно, что учащиеся затрудняются в формулировании вопросов и в составлении «толстых» вопросов.

Рис. 1.

Цельнашего исследования — научить учащихся составлять вопросы высокого порядка, способствующие развитию навыков работы с текстом.

Задачи исследования:

− изучить и проанализировать работы исследователей в данном направлении;

− изучить соответствующую методическую литературу, статьи, посвященные данной проблеме;

− изучить и апробировать приемы работы над составлением вопросов высокого порядка на уроках.

По данному исследованию было изучено большое количество литературы, где авторы предлагали свои методики составления вопросов высокого порядка: стратегия «Ромашка вопросов», прием «Толстые и тонкие вопросы».

Правильно поставленный вопрос учит учащихся слушать внимательно, мыслить и рассуждать. Учителю необходимо использовать вопросы как средство обучения учащегося на уроке. «Умный вопрос — это уже добрая половина дела», — писал Ф. Бекон. [9]. Для того, чтобы учащиеся успешно составляли вопросы и отвечали на них на уроке, ученикам была предложена таксономия Блума как инструмент конструирования системы вопросов. Вопросы по таксономии Блума представлены в следующих рисунках 2, 3.

Картинки по запросу ромашка блума

Рис. 2.

http://images.myshared.ru/4/176706/slide_18.jpg

Рис. 3.

Учащиеся начали работу с составления вопросов низкого порядка, далее уже составляли вопросы высокого порядка. В зависимости от уровня учащиеся выбирали тот или иной тип вопросов.

Для того, чтобы определить, как составление вопросов помогает учащимся глубже понять текст, было выбрано 3 ученика уровней А, В, С.

В результате проведенного исследования ученик А начинал свою работу с составления вопросов высокого порядка, используя таксономию Блума, далее — без использования таксономии Блума, по завершении исследования оказывал поддержку ученику В.

Рис. 4.

Ученик В начинал работу с составления «тонких вопросов», далее составлял вопросы высокого порядка, используя таксономию Блума, по завершении — составлял вопросы высокого порядка без использования таксономии Блума.

Рис. 5.

Ученик С начинал работу с чтения текста, делая пометки, далее составлял «тонкие вопросы», по завершении составлял вопросы высокого порядка, используя таксономию Блума.

Рис. 6.

По окончании исследования было проведено повторное анкетирование. Диаграмма показывает, что вопросы высокого порядка помогали ребятам лучше понять текст, учащиеся научились формулировать вопросы, составлять вопросы высокого порядка.

Рис. 7.

В дальнейшем планируется продолжать учить учащихся 8-х классов составлять вопросы высокого порядка и отвечать на них. Таким образом, результаты исследования показали, что умение составлять вопросы высокого порядка способствуют развитию навыков чтения.

Литература:

1. Аюбаева Н. Развитие критического мышления через чтение и письмо: пути следования [Мәтін] / Н. Аюбаева // Қазіргі Қазақстан мектебі. – 2014. – № 6 (9). – С. 18–19. Дата обращения: 28.03.2017.

2. Аяганова Ш. К. Использование технологии критического мышления в учебном процессе [Текст] / Ш. К. Аяганова // Администратор в Казахстанской школе. – 2011. – № 1. – С. 30–33. Дата обращения: 8.04.2017.

3. https://yandex.kz/images/search?text= %D1 %80 %D0 %BE %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %88 %D0 %BA %D0 %B0 %20 %D0 %91 %D0 %BB %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B0&stype=image&lr=190&noreask=1&source=wiz/. Ромашка Блума. Дата обращения: 16.06.2017.

4. https://yandex.kz/images/search?text= %D1 %82 %D0 %BE %D0 %BB %D1 %81 %D1 %82 %D1 %8B %D0 %B5 %20 %D0 %B8 %20 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B5 %20 %D0 %B2 %D0 %BE %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %8B&lr=190.Толстые и тонкие вопросы. Дата обращения: 16.06.2017

5. http://aleksandrova-el.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/tolstye_i_tonkie_voprosy/2–1-0–12. Толстые и тонкие вопросы. Дата обращения: 10.06.2017.

6. http://bilim-all.kz/article/3712-Legko-li-zadavat_-nelyogkie-voprosy-po-taksonomii-Bluma. Легко ли задавать нелегкие вопросы по таксономии Блума? Дата обращения: 10.05.2017.

7. https://www.metod-kopilka.ru/postanovka-voprosov-visokogo-poryadka-na-uroke-69322.html. Постановка вопросов высокого порядка на уроке. Дата обращения: 12.04.2017.

8. http://sc0018.astrahanka.akmoedu.kz/documents/view/8b6dcb4b13674b581e7ab28aa8fb7af6/?s=ROOT&p=Коучинг на тему: «Как задавать вопросы?» Дата обращения: 30.03.2017.

9. http://lit.1september.ru/article.php?ID=200500316. Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературы. Дата обращения: 18.05.2017.

Основные термины (генерируются автоматически): высокий порядок, учащийся, основная мысль, использование таксономии, работа, составление, таксономия, текст.

Похожие статьи

Использование таксономии целей и задач для разработки...

Литература: 1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.

Формирование навыков мышления высокого уровня как один из... Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач » явилась полезным...

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях...

В связи с этим, одной из основных задач является проблема отбора текстов и четкая организация работы с ними.

критическое мышление, урок, английский язык, иностранный язык, текст, учащийся, развитие, класс, высокий порядок, порядок.

Сравнение методов оценки тональности текста | Статья в журнале...

Классификация тональности текста. Классификация — это соотношение некоторых

Основные этапы работы системы. Работа системы была разделена на три основных этапа

Выбран алгоритм, показывающий самую высокую точность классификации.

Формирование навыков мышления высокого уровня как один из...

Основной целью формирования навыков мышления высокого уровня у студентов является

Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач » явилась полезным инструментом

1 - с использованием графических схем легче увидеть изучаемую проблему

Применение технологии критического мышления на уроках...

Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме.

критическое мышление, урок, английский язык, иностранный язык, текст, учащийся, развитие, класс, высокий порядок, порядок.

Методы изложения материала для его обобщения...

С учетом этого выделено несколько основных этапов составления ОС

23) выделение главных мыслей из частей текста, определение общей идеи текста в целом

Традиционный процесс обучения. В работе представлены рекомендации по использованию различных...

Обучение чтению как способ развития речевых умений...

В ходе составления плана текста обучающийся проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.

Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам...

Использование ментальных карт в учебном процессе как...

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) (утвержден

Использование интеллект-карт на уроках музыки как средство... Групповая работа может быть использована на уроках изучения нового материала и обобщения темы.

Использование концептуального обучения для развития...

Основными инструментами оценивания стали результаты формативного и суммативного оценивания, в частности, анализ работ учащихся, нацеленных на развитие навыков высокого порядка по таксономии Блума, также были использованы такие методы, как наблюдение...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование таксономии целей и задач для разработки...

Литература: 1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.

Формирование навыков мышления высокого уровня как один из... Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач » явилась полезным...

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях...

В связи с этим, одной из основных задач является проблема отбора текстов и четкая организация работы с ними.

критическое мышление, урок, английский язык, иностранный язык, текст, учащийся, развитие, класс, высокий порядок, порядок.

Сравнение методов оценки тональности текста | Статья в журнале...

Классификация тональности текста. Классификация — это соотношение некоторых

Основные этапы работы системы. Работа системы была разделена на три основных этапа

Выбран алгоритм, показывающий самую высокую точность классификации.

Формирование навыков мышления высокого уровня как один из...

Основной целью формирования навыков мышления высокого уровня у студентов является

Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач » явилась полезным инструментом

1 - с использованием графических схем легче увидеть изучаемую проблему

Применение технологии критического мышления на уроках...

Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме.

критическое мышление, урок, английский язык, иностранный язык, текст, учащийся, развитие, класс, высокий порядок, порядок.

Методы изложения материала для его обобщения...

С учетом этого выделено несколько основных этапов составления ОС

23) выделение главных мыслей из частей текста, определение общей идеи текста в целом

Традиционный процесс обучения. В работе представлены рекомендации по использованию различных...

Обучение чтению как способ развития речевых умений...

В ходе составления плана текста обучающийся проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.

Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам...

Использование ментальных карт в учебном процессе как...

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) (утвержден

Использование интеллект-карт на уроках музыки как средство... Групповая работа может быть использована на уроках изучения нового материала и обобщения темы.

Использование концептуального обучения для развития...

Основными инструментами оценивания стали результаты формативного и суммативного оценивания, в частности, анализ работ учащихся, нацеленных на развитие навыков высокого порядка по таксономии Блума, также были использованы такие методы, как наблюдение...

Задать вопрос