Библиографическое описание:

Гюлджян А. Г. Социальная поддержка и социальная помощь населению на примере Астраханской области [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 83-85. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12818/ (дата обращения: 13.12.2017).



В данной статье поднимается проблема социальной поддержки и социальной помощи населения на примере Астраханской области. Рассматривается Закон Астраханской области, в соответствии с которым осуществляется регулирование указанных правоотношений, анализируются положения указанного Закона, касающиеся получателей мер социальной поддержки и социальной помощи, видов таких мер, а также путей их финансирования. По итогам работы сделан вывод о роли подобного рода мер в жизни современного общества

Провозгласив Российскую Федерацию социальным государством в соответствии с Конституцией РФ [1], законодатель таким образом определил одну из ее ролей в жизни общества, непосредственно сопряженной с проведением политики, при которой создание благоприятных условий для достойной жизни и нормального развития человека имеют первостепенное значение. В целях предоставления гарантий на социальное обеспечение и социальную поддержку граждан государство в лице органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывает и принимает законы и иные нормативные правовые акты, а также утверждает и реализовывает программы социального развития государства. Обращаясь к регулированию данной сферы на территории Астраханской области, следует отметить, что основными актами, регулирующими вышеуказанные общественные отношения, являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» (утв. Правительством РФ 14.05.2015 г.), а также Закон Астраханской области от 22.12.2016 г. № 85/2016-ОЗ «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области».

Для единообразия применения норм российского права, Федеральным законом установлено, что государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров [2]. При этом, в законодательстве отсутствует определение социальной поддержки. Исходя из предложенных в научной литературе определений, наиболее полным выглядит следующее: социальная поддержка — это одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера, не ориентированные непосредственно на устранение социальной проблемы, но способствующие её снижению. [8]

Осуществление мероприятий в рамках социального обеспечения населения в Российской Федерации базируется на нескольких принципах. В первую очередь, к ним относится принцип социальной справедливости, в соответствии с которым каждому члену российского общества гарантируется равный доступ к предусмотренным законодательством социальным благам. Следующим принципом является адресность, посредством которого достигается возможность предоставления помощи и поддержки тем представителям населения, которые оказались в трудной жизненной ситуации, что также определяется согласно критериям, установленным исполнительными органами государственной власти. [4] Также, в научной литературе выделяется принцип динамичности системы социального обеспечения, что объясняется постоянной изменчивостью современных реалий и необходимостью соответствия им для успешного достижения поставленных задач. [9] Немаловажным принципом является принцип экономической эффективности, который предполагает создание такой системы социального обеспечения, устанавливающей размеры социальных расходов на таком уровне, при котором «социальное иждивение» не становится предпочтительнее трудовой деятельности, что благоприятно влияет на развитие всех сфер жизнедеятельности общества. Помимо этого, предоставление социальной помощи и поддержки основывается на принципе приоритета государственных начал, так как именно государство выступает гарантом исполнения экономических обязательств по поддержанию благоприятного уровня жизни человека и гражданина.

В соответствии с вышеуказанным Законом Астраханской области получателями мер социальной поддержки и социальной помощи являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Астраханской области. При этом, в отдельных случаях ими также могут выступать иные граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, данный Закон Астраханской области приводит более подробный перечень категорий населения (более 30), который выступают получателями мер социальной поддержки и социальной помощи. [3]

Также, вышеназванным Законом Астраханской области установлено, что меры, о которых идет речь, предоставляются в виде денежных выплат либо натуральной помощи, а их финансирование осуществляется за счет средств бюджета Астраханской области. Например, в качестве мер материального характера предусмотрены пособие на ребенка, ежемесячные выплаты денежных средств семьям, усыновившим ребенка, ежемесячные компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг многодетным семьям, единовременная материальная помощь и другие. [3] Важно отметить, несмотря на то, что на практике у одного и того же лица могут быть основания претендовать на получение меры социальной поддержки или помощи двух и более видов, рассматриваемым Законом установлено, что такое лицо по своему выбору может получить соответствующую меру лишь по одному из оснований.

Меры, предоставляемые в натуральной форме, представляют собой льготы, связанные с получением каких-либо товаров, работ, услуг, полного либо частичного освобождения от их оплаты. Примерами данной разновидности мер можно назвать право на бесплатное посещение организаций культурного и образовательного характера, право на бесплатный проезд, право на бесплатное посещение определенных секций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, оплата лекарственных препаратов и другие. Данного вида меры способствуют более успешной социализации детей из многодетных семей, позволяют людям, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах, поддерживать уровень своего здоровья, а также не быть ограниченными в своих конституционных правах и свободах ввиду материального состояния, что благоприятно сказывается на социокультурной среде российского общества. [6]

Предоставление вышеназванных категорий мер социальной поддержки и социальной помощи отдельных слоев населения преследует ряд социально важных целей. Во-первых, таким образом обеспечивается функционирование целостной системы государственного регулирования социальных отношений. Во-вторых, удовлетворяются потребности населения в социальной поддержке. [7] В-третьих, осуществляется профилактика семейного неблагополучия, предотвращение детской преступности и безнадзорности. Однако для целей своевременного предоставления ранее рассмотренных социальных мер важную роль играет механизм контроль за целевым расходованием представленных тем или иным учреждениям средств и ресурсов.

Ввиду того, что достижение целей программ социального обеспечения осуществляется зачастую в долгосрочной перспективе, на сегодняшний день представление информации о проведенной работе уполномоченных органов и организаций в рамках принятого Закона Астраханской области «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» оказывается затруднительным. Несмотря на это, необходимо отметить основные пути развития системы социального обеспечения субъекта Российской Федерации для эффективного распределения национальных ресурсов между различными категориями населения, нуждающихся в поддержке государства и общества. В первую очередь, необходимо провести мероприятия по внедрению и применению информационных технологий работы, которые способствовали бы упрощению сбору установленных законом пакетов документов, а также предоставлению перечня государственных услуг в электронном виде. [5] Кроме того, важным остается проведение работ по распространению информации о доступных населению мерах социальной поддержки и социальной помощи, о сроках предоставления таких мер, а также иной информации, связанной с рассматриваемыми общественными отношениями. Немаловажным представляется взаимодействие государственных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с общественными организациями в рамках реализации социального обеспечения граждан и иных лиц, проживающих в тех или иных регионах Российской Федерации. [10] И, конечно же, необходимо усилить контроль за адресностью предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи разным слоям населения.

Таким образом, роль социальной поддержки и социальной помощи, оказываемой государством населению, трудно переоценить. Меры, предпринимаемые для урегулирования данных общественных отношений, позволяют компенсировать спад в уровне материального благосостояния населения, обеспечивают возможность трудоспособности и способствует росту платежеспособности населения, тем самым позволяет оптимально перераспределять национальный доход среди разных слоев населения. Кроме того, предоставление различного рода пособий, компенсаций и иных мер социальной поддержки и помощи выполняет превентивную функцию, так как позволяет сдерживать рост преступности, который потенциально может быть вызван снижением уровня жизни населения. Именно поэтому современные государства гарантируют и посредством различных механизмов стремятся обеспечивать социальное обеспечение граждан путем предоставления помощи и поддержки лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 9 ст. 851.
  2. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ) // Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3699.
  3. Закон Астраханской области от 22.12.2016 г. № 85/2016-ОЗ (в редакции Закона Астраханской области от 21.06.2017 № 33/2017-ОЗ) // Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области» от 23 декабря 2016 г. N 52.
  4. Аверин А. Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. — М.: РАГС, 2010. — 124 с.
  5. Кричинский, П. Е. Основы социального государства: учебное пособие / П. Е. Кричинский, О. С. Морозова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 124 с.
  6. Добромыслов К. В. Право социального обеспечения: учебное пособие, практикум / К. В. Добромыслов, Е. Е. Мачульская. — М.: Книжный мир, 2010. — 416 с.
  7. Воронина, Н. А. Права человека и правовое социальное государство в России: монография / Н. А. Воронина, А. С. Запесоцкий, В. А. Карташкин; отв. ред. Е. А. Лукашева. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 400 с.
  8. Нестерова Г. Ф., Лебедева С. С. Васильев С. В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. М: Академия, 2009. — 288 с.
  9. Тавокин, Е. П. Социальная политика: учебное пособие / Е. П. Тавокин. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 157 с.
  10. Топчий Л. В. Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика. РГСУ, 2012. — 355 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальной поддержки, социальной помощи, Астраханской области, Российской Федерации, мер социальной поддержки, мерах социальной поддержки, социального обеспечения, Закон Астраханской области, социальной помощи отдельным, получателями мер социальной, «О мерах социальной, «О государственной социальной, государственной социальной помощи», социальной помощи населения, Конституция Российской Федерации, получателей мер социальной, системы социального обеспечения, законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, проблема социальной поддержки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос