Библиографическое описание:

Лонская Н. А., Савина Т. В. Создание комплексной системы здоровьесбережения и здоровьесозидания в школе — одно из условий реализации федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 30-32. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12777/ (дата обращения: 13.12.2017).



В настоящее время одной из самых актуальных проблем в образовании остается проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся. В век компьютерных игр, планшетов и телефонов все сложнее становится сохранить здоровье детей, ведущих малоподвижный образ жизни. Усложнение школьных программ и дифференциация системы школьного образования, углубленное изучение отдельных предметов, с одной стороны, являются прогрессивной потребностью общества, а с другой — факторами риска для сохранения и укрепления здоровья современного школьника. Действительно, с первого года обучения и на последующие одиннадцать лет для ребенка школа становится той средой, в которой он проводит достаточно продолжительный отрезок времени, включая образовательную и внеурочную деятельность, занятия в объединениях по интересам и спортивных клубах. Именно поэтому в образовательном учреждении должна быть создана такая среда, которая не сможет отрицательно повлиять на здоровье детей, а создаст все условия для его укрепления.

Многие факторы отрицательно влияют на состояние здоровья детей: стрессовые ситуации, возрастающие учебные нагрузки, экологическая обстановка, наследственность, неправильное питание, недостаточные знания в области гигиены, употребление психоактивных веществ.

В содержании федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования особое внимание уделено формированию здорового и безопасного образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях, достижению оптимального уровня физического развития, двигательным умениям и навыкам. Актуальность данной темы подчеркнута и в пятом разделе Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в рамках которой ставятся задачи обеспечения комфортных условий обучения, создания мотиваций и условий для здорового образа жизни (медицинского обслуживания, спортивных занятий, профилактических программ, здорового образа жизни). На сегодняшний день в школах созданы условия для сохранения и укрепления здоровья детей: залы лечебной физкультуры, оснащенные всем необходимым оборудованием для занятий и комплексной реабилитации, сенсорные комнаты, оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья, спортивные залы, спортивные городки, медицинские кабинеты, логопедические пункты, кабинеты психологов. В образовательных учреждениях ведется профилактическая работа по предупреждению употребления ПАВ среди учащихся и родительской общественности: круглые столы, лектории, классные часы, внеклассные мероприятия, анкетирования, педагогические рейды в места массового скопления молодежи.

Важную роль играет просветительская работа образовательного учреждения, направленная на формирование ценности здорового образа жизни, которая включает беседы, лекции, консультации по профилактике вредных привычек и проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся, методическая и просветительская работа с педагогами, родительские собрания, раскрывающие темы укрепления здоровья детей.

К сожалению, для многих педагогов здоровье обучающихся не является целевым результатом педагогического процесса. Культура бережного отношения к своему здоровью, желание и умение заботиться о нем и у многих обучающихся остаются на крайне низком уровне.

Мы осознаем, что необходимо создание комплексной системы здоровьесбережения и здоровьесозидания. В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования необходимо обеспечить преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни.

Анализируя работы ведущих педагогов и ученых современности, приходим к выводу, что в практике образовательных организаций уже существуют отдельные оздоровительные формы, методы и приемы.

Установка на здоровый образ жизни, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам И. И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.

На необходимость формирования потребности в здоровье через содержание образования указывает и Э. М. Казин, разрабатывающий психолого-валеологические и педагогические подходы к решению данной проблемы.

Н. В. Сократов оперирует понятием «здоровьесберегающее воспитание», под которым понимает формирование мотивационной сферы детей, поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна доминировать в поведении детей, в их стремлении вести здоровый образ жизни.

Работу в современной школе необходимо вести в нескольких направлениях. Одним из направлений является деятельность по профилактике пагубных привычек. Это направление включает работу по предупреждению употребления психоактивных веществ детьми и подростками, раскрывает учащимся объективную научную информацию о вреде употребления психоактивных веществ, способствует формированию положительного образа учащихся, развивает навыки самоуважения через анализ последствий употребления ПАВ, формирует навыки сопротивления социальному давлению.

Организация и пропаганда здорового питания помогает учащимся сформировать навыки правильного здорового питания, представления о режиме и структуре питания.

Спортивно-массовая оздоровительная работа способствует привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни, а также организует активный содержательный досуг учащихся, совершенствует двигательные возможности.

Таким образом, создавая в образовательной организации здоровьесозидающую среду, нужно помнить о том, что здоровье — это не только отсутствие болезней, а состояние полного физического и социального благополучия.

Литература:

  1. Брехман, И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье / И. И. Брехман. — Л.: Наука, 1987. — 123с.
  2. Гришанова, О. С. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг О. С. Гришанова, Е. В. Гусева. — Волгоград: Учитель, 2010–248 с.
  3. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
  4. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. — М.: Просвещение, 2011.- 127с.
  5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / под общ. ред. Н. В. Сократова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): укрепления здоровья, здорового образа жизни, укрепления здоровья детей, федеральных государственных образовательных, государственных образовательных стандартов, укрепления здоровья учащихся, образ жизни, психоактивных веществ, употребления психоактивных веществ, здоровый образ жизни, комплексной системы здоровьесбережения, реализации федеральных государственных, формированию здорового, основного общего образования, употребления ПАВ, здоровье детей, укрепления здоровья современного, формированию здорового образа, предупреждению употребления, ценности здорового образа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос