Создание комплексной системы здоровьесбережения и здоровьесозидания в школе — одно из условий реализации федеральных государственных образовательных стандартов | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Лонская Н. А., Савина Т. В. Создание комплексной системы здоровьесбережения и здоровьесозидания в школе — одно из условий реализации федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 30-32. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12777/ (дата обращения: 21.06.2018).



В настоящее время одной из самых актуальных проблем в образовании остается проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся. В век компьютерных игр, планшетов и телефонов все сложнее становится сохранить здоровье детей, ведущих малоподвижный образ жизни. Усложнение школьных программ и дифференциация системы школьного образования, углубленное изучение отдельных предметов, с одной стороны, являются прогрессивной потребностью общества, а с другой — факторами риска для сохранения и укрепления здоровья современного школьника. Действительно, с первого года обучения и на последующие одиннадцать лет для ребенка школа становится той средой, в которой он проводит достаточно продолжительный отрезок времени, включая образовательную и внеурочную деятельность, занятия в объединениях по интересам и спортивных клубах. Именно поэтому в образовательном учреждении должна быть создана такая среда, которая не сможет отрицательно повлиять на здоровье детей, а создаст все условия для его укрепления.

Многие факторы отрицательно влияют на состояние здоровья детей: стрессовые ситуации, возрастающие учебные нагрузки, экологическая обстановка, наследственность, неправильное питание, недостаточные знания в области гигиены, употребление психоактивных веществ.

В содержании федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования особое внимание уделено формированию здорового и безопасного образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях, достижению оптимального уровня физического развития, двигательным умениям и навыкам. Актуальность данной темы подчеркнута и в пятом разделе Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в рамках которой ставятся задачи обеспечения комфортных условий обучения, создания мотиваций и условий для здорового образа жизни (медицинского обслуживания, спортивных занятий, профилактических программ, здорового образа жизни). На сегодняшний день в школах созданы условия для сохранения и укрепления здоровья детей: залы лечебной физкультуры, оснащенные всем необходимым оборудованием для занятий и комплексной реабилитации, сенсорные комнаты, оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья, спортивные залы, спортивные городки, медицинские кабинеты, логопедические пункты, кабинеты психологов. В образовательных учреждениях ведется профилактическая работа по предупреждению употребления ПАВ среди учащихся и родительской общественности: круглые столы, лектории, классные часы, внеклассные мероприятия, анкетирования, педагогические рейды в места массового скопления молодежи.

Важную роль играет просветительская работа образовательного учреждения, направленная на формирование ценности здорового образа жизни, которая включает беседы, лекции, консультации по профилактике вредных привычек и проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся, методическая и просветительская работа с педагогами, родительские собрания, раскрывающие темы укрепления здоровья детей.

К сожалению, для многих педагогов здоровье обучающихся не является целевым результатом педагогического процесса. Культура бережного отношения к своему здоровью, желание и умение заботиться о нем и у многих обучающихся остаются на крайне низком уровне.

Мы осознаем, что необходимо создание комплексной системы здоровьесбережения и здоровьесозидания. В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования необходимо обеспечить преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни.

Анализируя работы ведущих педагогов и ученых современности, приходим к выводу, что в практике образовательных организаций уже существуют отдельные оздоровительные формы, методы и приемы.

Установка на здоровый образ жизни, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам И. И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.

На необходимость формирования потребности в здоровье через содержание образования указывает и Э. М. Казин, разрабатывающий психолого-валеологические и педагогические подходы к решению данной проблемы.

Н. В. Сократов оперирует понятием «здоровьесберегающее воспитание», под которым понимает формирование мотивационной сферы детей, поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна доминировать в поведении детей, в их стремлении вести здоровый образ жизни.

Работу в современной школе необходимо вести в нескольких направлениях. Одним из направлений является деятельность по профилактике пагубных привычек. Это направление включает работу по предупреждению употребления психоактивных веществ детьми и подростками, раскрывает учащимся объективную научную информацию о вреде употребления психоактивных веществ, способствует формированию положительного образа учащихся, развивает навыки самоуважения через анализ последствий употребления ПАВ, формирует навыки сопротивления социальному давлению.

Организация и пропаганда здорового питания помогает учащимся сформировать навыки правильного здорового питания, представления о режиме и структуре питания.

Спортивно-массовая оздоровительная работа способствует привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни, а также организует активный содержательный досуг учащихся, совершенствует двигательные возможности.

Таким образом, создавая в образовательной организации здоровьесозидающую среду, нужно помнить о том, что здоровье — это не только отсутствие болезней, а состояние полного физического и социального благополучия.

Литература:

  1. Брехман, И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье / И. И. Брехман. — Л.: Наука, 1987. — 123с.
  2. Гришанова, О. С. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг О. С. Гришанова, Е. В. Гусева. — Волгоград: Учитель, 2010–248 с.
  3. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
  4. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. — М.: Просвещение, 2011.- 127с.
  5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / под общ. ред. Н. В. Сократова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, безопасный образ жизни, здоровье детей, образовательное учреждение, проблема сохранения, просветительская работа, укрепление здоровья детей, укрепление здоровья учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос