Библиографическое описание:

Терешина Н. В. Формирование готовности учащихся начальной школы к проектно-исследовательской деятельности [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 8-10. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12323/ (дата обращения: 11.12.2017).



В современных школах перед учителями стоит проблема, как сформировать готовность учащихся начальной школы к проектно-исследовательской деятельности. Из известных людей данной проблематикой занимался Генрих Саулович Альтшуллер в работе «Теория решения изобретательских задач». Большинство педагогов занимались созданием программ по исследовательской и проектной деятельности. Разработано множество методических пособий, рабочих тетрадей, сценариев занятий. Но, не смотря на это, вопрос проектно-исследовательской деятельности многим остаётся непонятным и недостаточно разработанным. Кроме того педагоги работают по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО), в котором записаны требования к выпускнику начальной школы.

Гипотеза: рабочая программа на тему «Природа — наш учитель» позволит сформировать готовность учащихся начальной школы к проектно-исследовательской деятельности.

Цель нашей исследовательской работы заключается в создании рабочей программы «Природа — наш учитель» для формирования готовности учащихся начальной школы к проектно-исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели нам потребовалось решить следующие задачи:

− подборка методик исследования, для первоначальной, промежуточной и итоговой диагностики;

− проведение и анализ методики, для первоначальной диагностики;

− частичная апробация разработанной программы «Природа — наш учитель».

Объект исследования: готовность учащихся начальной школы к будущей проектно-исследовательской деятельности.

Предмет исследования: процесс формирования готовности учащихся начальной школы к будущей проектно-исследовательской деятельности.

Учитывая возрастные особенности учащихся, наиболее соответствующим методом диагностики считаю «Анализ продуктов деятельности». Преимущество этого метода в том, что он не требует много времени для сбора информации, даёт возможность неоднократного повторения для уточнения факта, сохраняет естественность в проявлении психических особенностей ребёнка, позволяет исследовать различные стороны человека. Для первоначальной диагностики необходимо исследовать достигнутый уровень деятельности. За продукт деятельности мы взяли сочинения на тему «Чему меня учит природа?» (сочинения находятся в приложении).

Анализ сочинения осуществлялся по пяти критериям: видит красоту природы, проявляет любовь к окружающему миру, ухаживает за растениями и животными, применяет в жизни полученные знания о животных и растениях, создаёт аналог природных явлений. В конце проведения анализа создана таблица 1.

Таблица 1

Критерии анализа продуктов деятельности

Видит красоту природы

Проявляет любовь кокружающему миру

Ухаживает за растениями иживотными

Применяет вжизни полученные знания

Создаёт аналог природных явлений

+

+

+

+

-

+

+

+

_-

-

+

+

+

+

-

+

+

+

-

-

+

+

+

+

-

По каждому критерию отмечается «+» или «-», в соответствии с присутствием или отсутствием перечисленных критериев.

В процессе реализации программы «Природа- наш учитель» планирую провести методику «Анализ продуктов деятельности», где анализироваться будут разработанные детьми проекты или исследовательские работы.

По окончанию работы по программе будет проводиться написание сочинения, как в начале работы и полученные результаты будут представлены в виде сравнительной таблицы и диаграммы.

С учащимися частично проведены занятия из разработанной программы: «Самый быстрый», «Птицы», «Сова». Темы в программе составлялись исходя из достоверных источников. Например, автор книги «Природа — чудесница» описывает множество удивительных природных явлений, заставляющих задуматься. «Птицеедом этого паука назвали потому, что он иногда на малых птиц охотится… Может и на лягушку напасть» [1, 2].

«Самый быстрый». Включает в себя рассматривание картинок с разными животными, просмотр видеороликов с их движением, выявление особенностей движения, в групповой работе ребята обсуждали, как в жизни можно применить полученные знания, и представляли свой результат. В результате работы по данной теме один из учащихся заинтересовался материалом и подготовил проектно-исследовательскую работу для выступления на научно — практической конференции.

«Птицы». Учащиеся выступают в роли изобретателей и отвечают на вопрос, что создали изобретатели, глядя на птиц. Используя дополнительную информацию, исследуют, что человек может скопировать от птиц. Все ли птицы подходят для такого примера и почему? В практической части создают самолётик из бумаги. Исследуют полёт самолётика и обсуждают качество его полёта. Исследуют, что нужно сделать, чтобы изменить дальность полёта. Представляют полученный результат. В результате работы по теме «Птицы» один из ребят решил изучить особенности строения тела орла. На данный момент трудится над написанием научной статьи для публикации в журнале «Юный учёный».

«Сова». По видеоролику наблюдают за полётом голубя и совы. Заполняют сравнительную таблицу по критериям. Исследуют, почему сова летает беззвучно. Работают с микроскопом (рассматривают перо совы и голубя). Создают аналог пера совы из бумаги, на основе полученных знаний. Дополнительные вопросы:

1) где можно применить полученные знания?

2) в какой области используются перья?

3) что вы знаете о гусиных перьях и как их раньше использовали?

В процессе работы, исследуя особенности строения тела животных, ребята из второго класса представили исследования на научно — практической конференции. Рекомендации по организации взяты из публикации Марии Господниковой [3, 3]. Учащиеся поняли процесс работы и предложили свои темы исследований. Они работали над такими темами, как: учимся скорости у гепарда, пчелиный дом, влияние витаминов на шерсть животных, жилища животных.

По личным наблюдениям у ребят формируется пятый критерий из таблицы: «Создаёт аналог природных явлений».

На протяжении всех исследований учащимся оказывалась поддержка педагога (тьютора).

Проанализировав печатные издания, формирование исследовательской деятельности остаётся открытым и требует новых форм ведения и обучения детей. Из всей подобранной литературы достаточно близкой к авторской находится разработка Генриха Альтшуллера «Как научиться изобретать?». Автор приводит пример с «грецким орехом» [2, 14]. Существует много приспособлений, чтобы расколоть скорлупу, но они не сохраняют сердцевину ореха. Но если орех взрывать изнутри, то можно её сохранить целой. Вследствие чего, был изобретён прибор, который действует по этому принципу. В авторской программе дети учатся создавать модели изучаемых объектов и что можно изобрести, опираясь на их строение. Например, изучив структуру скорлупы можно создать своеобразную упаковку, контейнер и т. п.

Научная новизна данной работы заключается в создание аналога с пользой для человека на основе особенностей изучаемых объектов. Программа «Природа — наш учитель» помогает учащимся начальной школы извлекать пользу природы для людей (например, яичная скорлупа служит прототипом создания герметичной упаковки, которую пока никто ещё не смог создать). Внедрение программы «Природа — наш учитель» будет новым способом формирования проектно-исследовательской деятельности.

Литература:

  1. Акимушкин И. И. Природа — чудесница. М.: Малыш, 1990. 16 с.
  2. Альтшулер Г. С. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Паблишер, 2012. 202 с.
  3. Господникова М. А. Проектная деятельность в начальной школе. В.: Учитель, 2011. 131 с.
  4. Сабунаев В. Б. Занимательная зоология. М.: Детская литература, 1967. 299 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учащихся начальной школы, проектно-исследовательской деятельности, готовность учащихся начальной, готовности учащихся начальной, программы «Природа, формирования готовности учащихся, будущей проектно-исследовательской деятельности, особенности строения тела, «Анализ продуктов деятельности», выпускнику начальной школы, вопрос проектно-исследовательской деятельности, аналог природных, учащимся начальной школы, Формирование готовности учащихся, формирования проектно-исследовательской деятельности, результате работы, первоначальной диагностики, «Самый быстрый», возрастные особенности учащихся, природных явлений.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос