Психолого-педагогическая характеристика понятия «Сценические качества музыканта»
Авторы: Кузнецов Евгений Валерьевич, Шлыкова Ирина Вячеславовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 26.05.2017
Статья просмотрена: 212 раз
Библиографическое описание:
Кузнецов, Е. В. Психолого-педагогическая характеристика понятия «Сценические качества музыканта» / Е. В. Кузнецов, И. В. Шлыкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12510/ (дата обращения: 22.12.2024).
Интерес к исследованию проблемы развития сценических качеств музыканта особенно усилился в последнее время (Ю. А. Цагарелли, А. Н. Байгушева и др.). Эта проблема одинаково актуальна как для музыкантов-профессионалов, так и для любителей-музыкантов. Фундаментальные исследования обогатили педагогику музыкального образования, прежде всего, знанием о структуре, психологических механизмах сценических исполнительских качеств музыканта-профессионала. Однако этот факт не только не снял остроту проблемы, но и необычайно её актуализировал, прежде всего, на уровне дополнительного образования, которое традиционно медленнее адаптирует как новейшие достижения теории музыкального исполнительства, так и достижения психолого-педагогической науки. Помимо всего сценические качества связаны и с театральной деятельностью, с умением вести себя на сцене артистично. Таким образом, при рассмотрении понятия «сценические качества» необходимо обратиться отчасти к рассмотрению понятия «артистизм», что даст более глубокое понимание для развития сценических качеств учащихся старших классов музыкальной школы.
Для решения данной задачи необходимо рассмотреть концепцию динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова [5], которая даёт понимание психологической составляющей сценических средств.
Название концепции автор пояснял мыслью о динамической системе как постоянно развивающейся. В результате в ней происходят изменения входящих в неё компонентов и соединяющих их связей, при сохранении самих функциональных связей. В данном исследовании понимание этой идеи принципиально важно по следующей причине.
Как взрослый, так и ребёнок — это динамические биосоциальные структуры. В процессе онтологического (прижизненного) развития структура личности взрослого существенно отличается от структуры старшего подростка, но при этом оба — и взрослый, и старший подросток — являются носителями инвариантных (неизменных) по своему функциональному значению базовых компонентов: мышления, восприятия и т. п. При этом, динамическая структура личности взрослого может выступать, как своего рода эталонная матрица. Её перманентное «наложение» на структуру развивающейся личности ребёнка помогает музыкальной педагогике не только понять, насколько динамично развивается ребёнок (как конкретный, так и абстрактный, относящийся к определённой возрастной категории). Наличие модели динамической структуры личности взрослого — это, прежде всего — научно обоснованная номенклатура качеств целостной системы, которые подлежат обязательному развитию в процессе онтогенеза ребёнка.
В этой связи, как подчеркивал К. К. Платонов, важно, что если динамика развития личности ребёнка имеет прогрессивную направленность развития, то при этом не только сохраняются, но и улучшаются её базовые «элементы» (по К. К. Платонову, а в нашей терминологии — качества) и наоборот. С целью достижения точности в терминологическом обозначении элементов целого, в качестве которого выступает сама личность, К. К. Платонов предлагает элементами (качествами) целого называть «стойкие психические свойства» [5], которые традиционно в психологии называют чертами или свойствами личности. В этом контексте свойства личности, являясь элементами её структуры, вместе с тем являются и её элементарными видами деятельности [5].
Проводя системно-структурный анализ личности, К. К. Платонов выявил оптимальное число этих элементов (качеств) личности, которые и образуют концепцию динамической функциональной структуры личности.
Понятие «качество» определяется как «существенные признаки объекта, выделяющих его и придающих ему определённость» [2]. Понятие «свойство» определяется в этом случае как сторона (или стороны) проявления качества. В данном контексте понятие «качество» соотносится с понятием «свойство» как общее к частному.
Иерархическое расположение качеств личности с точки зрения их значимости выстраивается в приведённой ниже последовательности:
1) направленность личности (социально обусловленные содержательные свойства личности) в её различных формах;
2) опыт личности (знания, навыки, умения и привычки — совокупность социальных, врожденных, биологических процессуальных свойств);
3) особенности психических процессов (ощущения, эмоции, мышление и т. п., индивидуальные особенности личности);
4) биопсихические свойства (возрастные, половые и т. д.).
Выстроенная последовательность качеств личности помогает, прежде всего, понимать соотношение социального и биологического «не только в личности в целом, но и в подструктурах различных уровней, вплоть до отдельных свойств личности» [5], а также взаимодействие, взаимопроникновение и детерминацию между разными свойствами личности, входящих в конкретное качество личности (Таблицу 1).
Таблица 1
Модель динамической функциональной структуры личности (поК.К.Платонову)
КАЧЕСТВА |
СВОЙСТВА |
Направленность личности |
Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания |
Опыт |
Привычки, умения, навыки, знания |
Особенности психических процессов |
Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память |
Биопсихические свойства |
Темперамент, половые, возрастные свойства |
Для музыкальной педагогики знание номенклатуры качеств динамической системы личности К. К. Платонова и входящих в каждое качество свойств личности имеет огромное значение.
Во-первых, это позволяет объективно осуществлять педагогические исследования с помощью деятельностного подхода. Он состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать.
Личностный подход — учёт возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность — также в данном случае представляется весомым при развитии детей старших классов музыкальной школы. Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.
Во-вторых, для каждого педагога-музыканта важно и необходимо знание номенклатуры качеств личности и их «объективно существующую иерархическую зависимость» (К. К. Платонов), с точки зрения генетической обусловленности: от «биопсихических свойств» — до «направленности личности».
Для музыкальной педагогики огромное значение также имеет то, насколько музыкальная дидактика учитывает возрастные свойства обучающихся. Важность учёта возрастных свойств обучающихся выражается в выборе наиболее актуального для каждого возраста набора свойств личности. Это позволяет не только педагогике или частным её практикам, но и конкретно педагогам «точно точечно» определить актуальный ансамбль качеств и свойств, которые подлежат не только первоочередному формированию и развитию, но и в определённой последовательности и с максимальным учётом индивидуальных свойств обучающегося.
В-третьих, четырёхчастная структура личности, а также определение логики и особенностей взаимодействия составляющих её качеств и входящих в них свойств, предложенные К. К. Платоновым, безусловно, важны, прежде всего, для психологического понимания самой личности обучающегося.
Анализируемая концепция важна для педагогики музыкального образования потому, что каждое качество личности и входящие в неё свойства формируется с помощью использования разных инвариантных форм и видов образовательной деятельности, определенных самим К. К. Платоновым:
– качество «направленность личности» формируется путём воспитания,
– качество «опыт» — с помощью обучения,
– качество «особенности психических процессов» — путём упражнений,
– качество «биологические свойства» — с помощью тренировки.
Сказанное выше позволяет говорить о сервисной (для педагогики) функции концепции К. К. Платонова, выражающейся в том, что она содержит инвариантные качества, составляющие в совокупности структуру личности, и позволяет определять актуальные ансамбли свойств, подлежащих обязательному развитию у личности.
Приведённые выше рассуждения убедительно доказывают то, что концепция динамической функциональной структуры К. К. Платонова может рассматриваться как методологическая основа для разработки номенклатуры формируемых сценических исполнительских качеств музыканта.
Однако важно определить номенклатуру сценических исполнительских инвариантных качеств у старшего подростка. Решить данную задачу можно только в том случае, если определить аналогичную номенклатуру взрослого музыканта-исполнителя.
Совершенно очевидно, что модель динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова, будучи наложенной на структуру личности взрослого и обучающегося старшего подростка будет совпадать по качествам, но не совпадать по входящим в них свойствам личности.
Так, первое качество динамической функциональной структуры личности взрослого музыканта — «биопсихические свойства» — раскрывается в таком наборе свойств как половые, возрастные свойства и темперамент. Уровень их развития у взрослого характеризуются:
– сформированностью физиологических и психических функций;
– сформированностью эмоциональной и волевой сфер;
– высоким уровнем самосознания;
– наличием большого жизненного опыта (бытового, профессионального, социального);
– сформированностью характера с такими чертами как трудолюбие-лень, аккуратность-неаккуратность, добросовестность-злонамеренность, ответственность-безответственность, настойчивость-малодушие и др.
Второе качество личности взрослого — «особенности психических процессов» представлена таким набором свойств как: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память, которые у взрослого музыканта развиты не только все, но и в «полном наборе».
Третье качество личности взрослого музыканта — «опыт» представлено:
– знаниями, умениями и навыками, приобретёнными в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, а также знания, достигнутого посредством абстрактного мышления, что и является условием становления исполнительского мастерства;
– привычками — способами поведения, имеющими характер потребности как побуждающей силы совершать определенные действия и поступки.
Четвёртое качество — «направленность личности» музыканта представлено следующими свойствами: убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания, которые у взрослого музыканта сформированы в полном наборе, что выражается, например, в репертуаре (тяготение к исполнению произведений того или иного композитора и т. п.).
Все вышеназванные свойства составляют инвариантную аксиологическую (ценностную) сферу личности любого человека, которая у музыканта-исполнителя формируется в музыкально-исполнительской деятельности, т. е. в процессе занятии музыкой как видом искусства.
Сказанное выше позволяет убедиться в том, что модель динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова может использоваться как методологическая основа для выявления и конкретизации сценических исполнительских качеств взрослого музыканта-исполнителя.
Очевидно, что у взрослого и старшего подростка все качества личности развиваются по-разному. Так, для взрослого не актуальны проблемы, связанные с пубертатным периодом, который неизбежно проходит старший подросток. Для взрослого не актуальны проблемы, связанные с прохождением этапов личностного развития, с которыми сталкивается обучающийся в школе (адаптация, индивидуализация и интеграция).
Для того чтобы конкретизировать набор сценических исполнительских качеств старшего подростка необходимо обратиться к классификации сценических исполнительских качеств взрослого музыканта-исполнителя, предложенной А. Н. Байгушевой [1].
А. Н. Байгушева выделяет такие сценические исполнительские качества взрослого музыканта как: ассоциативность, эрудиция, владение комплексом исполнительских средств, эстрадно-исполнительские качества, владение навыками вербальной и невербальной коммуникации, наличие мотивации.
Важно, что содержание конкретного сценического исполнительского качества конкретизируется А. Н. Байгушевой определённым набором его свойств (по аналогии с Таблицей 1). Например, качество «ассоциативность» взрослого музыканта-исполнителя проявляется в наборе таких свойств как развитые музыкально-слуховые представления, воображение, эмоциональный интеллект (Таблица 2).
Таблица 2
Классификация сценических исполнительских качеств взрослого музыканта (поА.Н.Байгушевой)
Качества |
Свойства |
Виды формирования |
1. Ассоциативность Особенности психических процессов, опыт навыков |
музыкально-слуховые представления, воображение, эмоциональный интеллект (способность человека осознавать эмоции) |
Обучение упражнение |
2. Эрудиция Опыт знания |
знание музыки, стилей, знание теоретических дисциплин |
обучение |
3. Владение исполнительскими средствам Биологические свойства, опыт навыков |
свободное владение приёмами звукоизвлечения, развитая исполнительская техника, большой диапазон динамических градаций |
обучение упражнение |
4. Владение вербальной, иневербальной коммуникации Опыт умения |
умение формулировать и излагать мысли, выразительность, умение слушать |
обучение |
5. Эстрадно-исполнительские Особенности психических процессов, опыт умения |
артистизм, исполнительская воля, распределение внимания, игра на память, импровизация |
обучение упражнение |
6. Наличие мотивации Направленность личности: убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания |
Желание изучать новые произведения, Желание сольного выступления, Желание досконально изучать музыкальное произведение (историю создания, биографию автора) Желание раскрывать образное содержание музыкального произведения |
воспитание |
Проанализированная выше модель динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова позволяет наложить её на классификацию сценических исполнительских качеств взрослого музыканта А. Н. Байгушевой. Подобный прием продуктивен для педагогики музыкального образования тем, что на знание более высокого методологического статуса (в нашем случае — это модель К. К. Платонова) накладывается знание менее высокого уровня, отражающего особенности прикладной, в нашем случае — музыкально-исполнительской деятельности, представленной сценическими исполнительскими качествами взрослого музыканта. (см. Таблицу 2).
При наложении инвариантных качеств динамической функциональной структуры личности на классификацию сценических исполнительских качеств взрослого музыканта А. Н. Байгушевой обнаруживается их совместимость. При этом, классификация А. Н. Байгушевой конкретизирует инвариантные качества динамической функциональной структуры личности сценическими исполнительскими качествами, которыми должен владеть взрослый музыкант с указанием того с помощью каких видов действий, воздействий и целенаправленных педагогических процессов эти качества формируются и развиваются (см. Таблица 2).
Так, например, качество «направленность личности» (по К. К. Платонову) конкретизируется по классификации А. Н. Байгушевой сценическим исполнительским качеством «наличие мотивации» (см. п.6 Таблицы 2), а свойства качества «направленность личности» (по К. К. Платонову — убеждения, мировоззрение и др.), конкретизируются свойствами характерными именно для музыканта-исполнителя: желание изучать новые произведения, сольного выступления, раскрывать образное содержание музыкального произведения.
Подобная конкретизация строения инвариантных качеств динамической функциональной структуры личности в классификации А. Н. Байгушевой действительно демонстрирует методологический статус психологической концепции К. К. Платонова по отношению к любому деятельностному (профессиональному) контексту, в котором развивается личность. Кроме этого, согласно таблице 2 фиксируется ещё одно важное обстоятельство: иерархичность расположения сценических исполнительских качеств взрослого музыканта от наиважнейших до ансамблевых. Так, опираясь на классификацию А. Н. Байгушевой, было условно выделено в ней несколько групп качеств, составляющие в совокупности целостную структуру сценических исполнительских качеств взрослого музыканта.
Рассмотрение модели динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова и классификации сценических исполнительских качеств взрослого музыканта А. Н. Байгушевой с последующим наложением одной на другую позволило выявить следующее определение понятия «сценические исполнительские качества музыканта»: это система таких профессиональных качеств как ассоциативность, эрудиция, комплекс исполнительских и эстрадно-исполнительских качеств, а также навыки (не)вербальной коммуникации и высокой мотивации к осуществлению музыкально-исполнительской деятельности, находящихся в иерархической соподчиненности и раскрывающих своё содержание через «индивидуальные» ансамбли профессиональных свойств, которые формируются с помощью адекватных видов музыкально-педагогического воздействия.
Литература:
- Байгушова, А. Н. Интерпретация как фактор успешности музыканта-исполнителя [Текст]: вестник СамГУ. 2011. № 4 (85). С. 229–232.
- Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст]: монография / В. М. Астапов. 2-е изд. СПб.: 2004. — 224 с.
- Бочкарев, JI.JL Психология музыкальной деятельности [Текст]: учебное пособие / Л. Л. Бочкарев. М.: Издательский дом «Классика — XXI», 2006. — 352 с.
- Майкапар, С. М. Музыкальное исполнительство и педагогика [Текст]: из неизд. Тр. Проф. С. М. Майкапара / С. М. Майкапар. Челябинск: MPI, 2006. — 224c.
- Платонов К. К. Концепция динамической функциональной структуры личности. [Электронный ресурс] — Режим доступа — http://test-metod.ru/index.php/stati/147-kontseptsiya-dinamicheskoj-funktsionalnoj-struktury-lichnosti-k-k-platonov, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. русский.