Психологические основы рабочей программы изучения курса изобразительного искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 18.05.2016

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Егорова, О. А. Психологические основы рабочей программы изучения курса изобразительного искусства / О. А. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1215-1217. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30183/ (дата обращения: 21.11.2024).



«Познание фундаментальных сущностных основ потока информации предполагает формирование универсальных учебных действий. Фундаментальное ядро образовательных стандартов строится на акмеологических принципах саморазвития, самосовершенствования, самоопределения человека» [1].

Одной из программ, рекомендованных для работы в общеобразовательных учреждениях, является курс «Изобразительное искусство» для 5–9 классов, созданный под редакцией Бориса Михайловича Неменского [3].

«Второе поколение» ФГОС предполагает, что именно система личностных качеств, формируемая у представителей подрастающего поколения, является целью образования вообще и, в том числе, целью освоения курса изобразительного искусства в школе. Осваивая достижения культуры в области художественной деятельности, человек переживает личностный рост, осознает свою причастность к бесконечной череде поколений человечества, впитывая мудрость предков и внося свой посильный вклад в поддержание духовных традиций. При этом удовлетворяются некоторые важные социальные потребности человека — потребность в причастности к сообществу себе подобных и потребность влиять на окружающую среду.

Для современной учебной программы обязательно определяются ценностные ориентиры содержания предмета. Это необходимо делать, опираясь на теоретические разработки классиков психологической науки, в частности, на теорию структуры личности.

Так, П. Е. Кряжев пишет: «Формой, которая объединяет различные компоненты духовного содержания личности … в единый и относительно самостоятельный комплекс, является психологическая структура личности, которая сама развивается под воздействием своего содержания» [2, с.65]. По К.Платонову, «динамическая функциональная психологическая структура личности имеет четыре подструктуры», а первым, высшим уровнем этой структуры является направленность [4, с. 125–126], в которую автор включает также моральные черты личности и систему ее отношений.

Такой компонент направленности, как стремление, вырастает из более примитивных форм, таких как влечение (форма направленности, не имеющая четкой цели), а также желание — более осознанное, имеющее цель, влечение. В стремлении, помимо осознанности, присутствует волевой компонент. Если же к этому набору добавляется интерес, появляется выраженная склонность, которая часто имеет некую идеальную цель, проявляющуюся в различных сферах культурной деятельности.

Под мировоззрением К.Платонов понимал усвоенную человеком систему представлений и понятий о закономерностях и связях, пронизывающих окружающую человека действительность. Эта система у каждого человека имеет свою степень организованности и структурированности. Низший уровень организованности мировоззрения — «пассивное миросозерцание» [4], высший — убеждение. Мировоззрение, включающее в себя убеждения и стремление к общественно одобряемым идеалам, является самой совершенной формой направленности.

Освоение учебного предмета «Изобразительное искусство» способствует более качественному формированию направленности личности учащихся посредством совершенствования их мировоззрения.

Б.Неменский называет связи искусства с реальностью «смысловым стержнем программы» [3]. Поскольку систематическое обучение является важной частью жизни человека, постольку практика освоения изобразительного искусства и системы смыслов, исторически наполняющих подобную деятельность, становится ключевым звеном интеграции личности школьника в мировую культуру. Эмоционально-оценочный компонент деятельности, связанной с изучением изобразительного искусства, является незаменимой частью процесса личностного роста, способствуя формированию у школьника полноценного мировоззрения, социально значимых склонностей, идеалов и убеждений.

Неотъемлемой составляющей духовного становления личности является патриотизм и высокая гражданская позиция в целом, поэтому Неменский делает формирование этих качеств личности одним из основных принципов своей программы. Воплощение этого принципа невозможно без общения с родной культурой, и природой под чутким руководством учителя. По словам Платонова, вторая из выделенных им подструктур личности содержит личный опыт, формирующийся в процессе жизни под влиянием обучения. Подструктуру опыта, по мнению автора, «иногда называют индивидуальной культурой». Автор отмечал, что через формирование индивидуальной культуры наиболее ярко проявляется личность и «именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества» [4].

Формирование данной подструктуры отражено в проекте рассматриваемой нами программы как организация практической деятельности, что является естественной формой обучения изобразительному искусству. Освоение любого искусства возможно лишь в процессе получения собственного опыта, основанного на интеграции многих компонентов личности с опорой на накопленную человечеством базу знаний, образов и способов действий.

Итак, личность — система, чья структура формируется на основе имеющегося в ней содержания, складывающегося из имеющихся знаний, ориентированных на определенную систему смыслов и применяемых в практической деятельности. Образовательный курс «Изобразительное искусство» позволяет охватить сознанием ту часть культуры, которая не входит в другие образовательные блоки, и, в то же время, позволяет установить межпредметные связи, совершенствующие индивидуальную картину мира.

«Формирование направленности личности является идеальной целью образования (стремление к построению целостной самодостаточной личности, способной достичь состояния «акме», максимальной эффективности) и, в то же время, красной нитью проходит сквозь весь образовательный процесс» [1].

Литература:

  1. Егорова О. А. Психологическая составляющая формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС 2 поколения. Мат. Всерос. научно-практ. конфер. «Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога», Тверь, ТвГУ, 2013.
  2. П. Кряжев. Общество и личность. М., 1961, 94с.
  3. «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5–9 классы, Москва: Просвещение, 2011 г.
  4. Платонов К. К. О системе психологии. М., Мысль, 1972. 216 с.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, индивидуальная культура, личностный рост, практическая деятельность, система смыслов, формирование.


Похожие статьи

Теоретические основы развития детского музыкального творчества

Психологические основы педагогического проектирования

Организационные основы системы музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы

Методологические основы понятия творческой активности школьников

Дидактические основы интегративного подхода в сфере естественнонаучного образования

Теоретические основы диспозитивного режима уголовно-правового регулирования

Методологические основы коммуникативного метода обучения

Теоретико-методологические основания изучения психологической безопасности образовательной среды в условиях уголовно-исполнительной системы РФ

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания личности в условиях дополнительного музыкального образования

Методологические основы педагогической эргономики

Похожие статьи

Теоретические основы развития детского музыкального творчества

Психологические основы педагогического проектирования

Организационные основы системы музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы

Методологические основы понятия творческой активности школьников

Дидактические основы интегративного подхода в сфере естественнонаучного образования

Теоретические основы диспозитивного режима уголовно-правового регулирования

Методологические основы коммуникативного метода обучения

Теоретико-методологические основания изучения психологической безопасности образовательной среды в условиях уголовно-исполнительной системы РФ

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания личности в условиях дополнительного музыкального образования

Методологические основы педагогической эргономики

Задать вопрос