Автор: Кузубова Елена Николаевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 21.05.2017

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Кузубова Е. Н. Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12472/ (дата обращения: 17.12.2017).



В статье речь идет об организации экологической тропы для дошкольников в детском саду, ее роли в воспитании у дошкольников любви к природе.

Ключевые слова: экология, природа, экологическая тропа, дошкольники, растения, экологические знания, природные объекты

Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе.

К. Г. Паустовский

Человек постоянно находится в тесных взаимоотношениях с окружающей средой, в результате которых устанавливается определенный баланс между ними. Этот баланс определяет во многом условия жизнедеятельности и работоспособности человека, а также сохранение и воспроизведение объектов среды, в том числе и природных.

В современном мире проблемы изучения и сохранения природной среды являются предметом экологического образования, которое должно начинаться с детства. Отличительной особенностью методики экологического образования детей дошкольного возраста является необходимость непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, «живое общение» с ними. Таким образом, природные объекты выступают в роли средства экологического образования, позволяющего решать такие образовательные задачи как: получать информацию о взаимосвязях в природе, о системах и связях, существующих между ними; наглядно иллюстрировать черты приспособленности организмов к условиям среды; изучать влияние экологических факторов на организмы и т. д. [1].

Систематизировать природные объекты, как средства обучения в условиях детского сада, позволяет хорошо обустроенная экологическая тропа [2]. Экотропа — это демонстрационный, специально оборудованный маршрут, проходящий через различные природные объекты. Во время движения по экотропе посетители получают информацию об экосистемах, природных объектах, процессах и явлениях [4].

Использование объектов экологической тропы в детском саду разнообразно: проведение образовательной работы с дошкольниками, просветительская работа с работниками дошкольной организации и родителями воспитанников, работа по сохранению и охране природы.

Экологическая тропа является одним из компонентов модели экологического образования дошкольников и частью развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации, требования, к построению которой описаны в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Где указано, что развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [5]. Проблемы реализации этих требований в практике современных детских садов представлены в исследованиях Зверева Н. А., Л. И. Греховой, H. H. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, H. A. Рыжовой, Т. П. Потаповой и др. [1, 3, 6].

Экологическая тропа в детском саду № 85, города Белгорода обустроена с учетом принципов оформления ландшафта для экологического образования дошкольников, раскрытых в работах С. Н. Николаевой и Н. А. Рыжовой: принципа социоэмоционального развития ребёнка средствами природы, реализуемого через создание оптимальных условий, способствующих удовлетворению потребности каждого ребёнка в общении с природой; принципа эмоционально-познавательного развития ребёнка средствами природы, реализуемого через создание оптимальных условий, для систематического непосредственного общения и взаимодействия детей с миром природы; принципа эколого-эмоционально-эстетического развития ребёнка, который предполагает развитие у детей способности видеть, чувствовать красоту окружающего мира; принципа формирования духовно-нравственных и эстетических чувств ребёнка, который решается посредством создания условий для систематического ухода детей за объектами экологической тропинки, общение с ними [3, 4]. Учет этих принципов с одной стороны позволяет осуществлять реализацию экологического подхода к организации жизни растений и животных, что обеспечивается знанием многофункциональных особенностей жизнедеятельности каждого живого объекта. А с другой стороны, позволяет осуществлять учёт специфики методики экологического образования детей дошкольного возраста, учёт их возрастных особенностей и возможностей [2].

На экологической тропе детского сада оборудованы видовые точки: уголок нетронутой природы, муравейник, фитонцидный уголок, огородик, питомник, плодовый сад, цветник, розарий, птичий городок. Эти видовые точки экотропы схематично отмечены на трех картосхемах разного назначения — в помощь воспитателям; для детей младшего дошкольного возраста; для детей старшего дошкольного возраста.

Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения. Чем меньше возраст детей, тем проще и ярче должна схема. Для младшего возраста на схеме нарисованы крупные, яркие рисунки интересных для них объектов: нарисован муравей, дерево, яркий цветок. Эти рисунки соединяются линией — дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому. Рядом с каждой видовой точкой выставляются красочные таблички с рисунками и надписями, как и на картосхеме, помогающие детям и взрослым ориентироваться на тропе. Кроме этого на маршруте экологической тропы размещены различные природоохранные знаки. Их придумали и нарисовали дети старших групп.

Основные цели, задачи и содержание образовательной и просветительской работы по сезонам указаны в паспорте экологической тропы. Здесь же находятся инструкция для взрослых по организации охраны жизни и здоровья при работе с объектами экотропы и правила поведения для детей.

Главное назначение экологической тропы для дошкольников не столько информационное, сколько деятельностно-игровое. В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы. В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

Основная особенность образовательной деятельности на экотропе в том, что природные объекты рассматриваются детьми многократно, в разные сезоны, анализируются изменения, фиксируются в процессе продуктивных видов деятельности, делаются элементарные выводы и общения. Поэтому среди вышеперечисленных форм наиболее эффективными и интересными для младших дошкольников считаю наблюдения, являющиеся, чаще всего, частью таких форм работы как экскурсии, целевые прогулки, многие экологические игры, трудовые поручения, коллективный труд и др.

Наблюдение — это специально организованное педагогом, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы [6]. В работе с младшими дошкольниками используются наблюдения, которые классифицируются по различным критериям: по длительности (кратковременное, длительное); по количеству участников (коллективное, подгрупповое, индивидуальные); по образовательным задачам (плановое, специально организованное и естественное); по целям занятий (первичное, повторное, сравнительное, итоговое) [6].

Среди специально организованных наблюдений на экотропе наиболее целесообразными и эффективными, на мой взгляд, являются циклические наблюдения. Основное требование к таким наблюдениям: проведение циклов наблюдений без больших перерывов во времени (1–2 наблюдения в неделю); в них принимают участие все дети (через повторные наблюдения, подгруппами); на каждом занятии — наблюдении — небольшой объем знаний и представлений, соответствующих возможностям младших дошкольников, особенностям психических процессов и уровню их познавательной деятельности. В младшем возрасте дети не могут длительное время помнить поставленную перед ними цель, точно следовать плану наблюдения, подводить итог, поэтому объем формируемых представлений ограничен. А основная задача воспитателя в начале занятия в любой форме — привлечь внимания детей к объекту наблюдения или беседы, а в течение занятия — удерживать его [3].

Для младших дошкольников наблюдение не является самоцелью, а выполняется для того, чтобы «нарисовать правильно», или «вылепить», или «найти подарок», или «изготовить подарок», или «поиграть», часто в наблюдение включаются отдельные поисковые действия, например, предложить «найти такой же»..., «найти круглое».. и др. Таким образом, наблюдения младших дошкольников лет тесно связаны с изодеятельностью, игрой, элементарной трудовой деятельностью.

Воспитанники средней группы уже обладают некоторыми представлениями о природе и способны воспринимать объекты в деталях. Однако самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно: дети не могут сами выделить характерные признаки сходства и отличия у нескольких объектов (эти умения формируются). Дошкольники постепенно учатся принимать задачу, поставленную педагогом, и если она совпадает с практической деятельностью, то воспринимается легче («посадить растения на огородике, развесить кормушки, заготовить корм для птиц и др».). В процессе наблюдения у детей формируется умение вслушиваться в вопросы воспитателя, следовать заданному плану при рассматривании объекта. Объем представлений детей расширяется: они начинают понимать некоторые взаимосвязи, существующие между объектами природы и с окружающей средой (муравьи могут жить только в муравейниках, некоторые растения в воде, другие на суше и т. д.). У дошкольников формируется умение рассказывать о результатах наблюдения на экотропе (педагог задает один и тот же вопрос в разных вариантах, проговариваются хором и индивидуально новые и «трудные» слова). В рассказах у детей развивается умение использовать личный опыт.

В процессе организации образовательной деятельности на экотропе дети осваивают несложные способы ухода за живыми объектами; выполняют элементарные трудовые действия: покормить птиц, помыть кормушки, поилку, посеять семена на грядке, полить рассаду и др. Использование художественного слова (загадки, стихи, потешки), песенок, игр позволяет сделать любую образовательную и досуговую деятельность более интересной и запоминающейся, вызывать положительные чувства и эмоции, как у детей, так и взрослых.

Литература:

  1. Зверев Н. А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии / Н. А. Зверев. — М.: Перемена, 1996. — 234с.
  2. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. — М.: АРКТИ, 2004. — 320с.
  3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2002. — 336 с.
  4. Пенькова Л. А. Безгина Е. Н., Евфратова Т.Г, Ландшафтный дизайн детского сада. М.: Творческий центр, 2008. — 103 с.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, свободный. — Загл. с экрана. (Дата обращения: 14.05.2017.)
  6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду/ Н. А. Рыжова //Первое сентября. — 2005. — № 17. — С.11–15.
Основные термины (генерируются автоматически): экологического образования, экологической тропы, дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, экологического образования детей, природные объекты, младших дошкольников, экологического образования дошкольников, образования детей дошкольного, экологической тропе, детском саду, методики экологического образования, образовательной деятельности, детского сада, ребёнка средствами природы, дошкольной организации, наблюдения младших дошкольников, Экологическое образование, развития ребёнка средствами, младших дошкольников наблюдение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос