Автор: Белокопытова Арина Сергеевна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 22.05.2017

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Белокопытова А. С. Овладение операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 67-68.



В статье рассматриваются основные положения овладения операциями морфемного анализа в курсе русского языка начальной школы, анализируются основные положения подходов к методике формирования операций морфемного анализа.

Ключевые слова: морфемный анализ, морфемика, формально-структурный подход, формально-семантический подход, словообразование

Значение морфемного анализа в курсе начального обучения русскому языку невозможно переоценить. Получаемые при этом знания, формируемые умения и навыки помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях образования слов и формообразования (без чего невозможно полноценное усвоение грамматики), создают базу для сознательного овладения правописанием (анализ состава слова — необходимый компонент орфографического анализа). Поэтому формирование у детей действия морфемного анализа слов — одна из важнейших задач начального языкового образования.

В школьной практике находят применение два выделяемых в языковедческой науке подхода к методике формирования операций морфемного анализа [1,13].

В начальном языковом образовании традиционным считается формально-структурный подход. В его основе выделяется корень как общая часть родственных слов, затем то, что находится до корня, осознается как приставка, после — как суффикс.

Основные положения данного подхода восходят к идеям методистов прошлого, в частности, к трудам Д. И. Тихомирова, считавшего, что изучение состава слова надо начинать с корня потому, что «эта часть и в видах правописания, и в видах понимания языка имеет особенно важное значение, да и для уразумения ее учащимися она гораздо доступнее, чем все остальные части слова» [2,12]. Признавая безусловную логичность этого подхода, хотелось бы отметить, что такой порядок изучения морфемной структуры слова соответствует общепринятому плану разбора слова по составу.

Второй подход, формально-семантический, основан на принципе морфемного членения способом построения словообразовательной цепочки в иной последовательности:

  1. окончание и основа.
  2. части основы: корень, суффикс, приставка.

Методика реализации этого подхода описана и подтверждена экспериментально, в частности, работой Е. Г. Шашковой «Изучение морфологического состава слов» в книге «Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах» и используется в педагогической практике [3, 111–140].

В начальной школе основные положения изучения морфемики предполагают оперирование такими понятиями, как «состав слова», «основа слова», «корень слова», «однокорневые слова», «сложное слово», «приставка», «суффикс», «окончание», которые изучаются в рамках отдельно выделенных разделов морфемики и словообразования. Раздел «Состав слова» предполагает чёткое строение: от понятия «родственные слова» — к понятию «корень слова» — к «приставке» и «суффиксу» — понятию «основа слова» — и, далее, к «окончанию». Освоение данной темы определяется наблюдениями над родственными словами: близостью их значений, наличием общей части — корня (исторические чередования в корне вводятся на продвинутых этапах обучения). Такой порядок изучения морфемики, по мнению авторов, открывает семантический подход к составу слова.

Раздел «Корень слова» выявляет углубленные возможности языкового анализа и семантической работы, представляет научное основание для орфографического действия — проверки безударных гласных и парных глухих/звонких согласных.

Теоретическое знакомство с аффиксами начинается после того, как учащиеся будут способны вычленять корень из состава слова. Порядок ознакомления с отдельными видами аффиксов строго не установлен, так как можно указать на пользу первоначального ознакомления с приставками: их мало, легко запомнить, выделить, слова с двум приставками встречаются редко и т. п., а можно привести аргументы в пользу первенства суффиксов: они разнообразны по семантике, ориентированы на части речи, имеют более выраженные выразительные возможности, и т. д. Окончание рекомендуется изучать не столько в теме «Состав слова», сколько в курсе морфологии в связи с изменением частей речи. Изучение основы слова необходимо для овладения словообразованием.

С изучением словообразования школьники встречаются уже в первом классе. В программу включено ознакомление со следующими способами образования слов: лексико-семантического (появление у слова нового значения); морфологического (новое слово образовалось по грамматической модели); суффиксально-префиксального и способа сложения корней. На основании наблюдений над данными словообразовательными моделями, учащиеся делают вывод: новые слова и значения возникают по причине появления новых предметов и явлений, которые требуют новых названий. Формирование понятий в теме «Словообразование» проводится по устойчивой схеме: наблюдение над составом слов — морфемный анализ — выделение признаков, способов образования новых слов — практическое образование слов различными способами — анализ семантики — употребление в собственной речи. Одним из главных методических приемов можно выделить составление словообразовательного словаря, а также различных схем и моделей, цепочек родственных слов.

Следует отметить, что работа над операциями морфемного анализа слова является частью системы работы над лексикой языка. В перечень основных умений, определенных в ходе начального обучения, включены умения разбирать слово по составу и объяснять элементарные случаи словообразования.Определение понятия «слово» не дается, в силу его исключительной трудности, но работа по выделению отдельных признаков данной семантической единицы ведется на всех этапах начального обучения.

Таким образом, овладение операциями морфемного анализа в начальных классах носит пропедевтический характер изучения родственных слов, а последовательность введения морфем — от корня к аффиксам, формирует умение свободно ориентироваться в изучении морфемного состава слов.

Литература:

  1. Андрейченко, Л. Н. К вопросу о разграничении морфемного, словообразовательного и этимологического анализа / Л. Н. Андрейченко // Начальная школа. — 1996. — № 12. — С. 18–24.
  2. Балаева, В. И. Логопедическое изучение старших дошкольников, имеющих задержку речевого развития и подготовка их к школе по методике модельного обучения: автореф. дис...канд. пед. наук/ В. И. Балаева. — М.: МГПИ, 2008.-16 с.
  3. Шашкова, Е. Г. Состав слова / Е. Г. Шашкова // Методика грамматики и орфографии в начальных классах: сб. науч. работ. — М.: Просвещение, 2009. — С.111–140.
Основные термины (генерируются автоматически): морфемного анализа, операциями морфемного анализа, состава слова, родственных слов, операций морфемного анализа, курсе русского языка, формирования операций морфемного, русского языка начальной, методике формирования операций, морфемного анализа слов, обучения русскому языку, начального обучения, языка начальной школы, морфемного анализа слова, основные положения, образования слов, анализ состава слова, изучение состава слова, морфемного состава слов, овладения операциями морфемного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос